Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№7, Июль 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Арсений Миронов
Два подхода к культурной политике

Мария Филь
Общество и некоммерческие организации

Галина Гайдукова
Приграничье: специфика идентичности

АКТУАЛЬНО

Василий Тресков
Пробуксовка при мощном двигателе

КОНКУРС

Слово за нами!

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Александр Неклесса
Гадкие лебеди

АКЦЕНТ

Георгий Савицкий
Ложь на крови

ДИСКУССИЯ

Владимир Сабинин
Социализм — стратегия цивилизации

Александр Воин
Выбор России

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей Луценко
Цена киловатта

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Александр Панарин
Цивилизация и варварство

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В Новосибирске 8 июня прошел очередной программный форум партии «Единая Россия». Он назывался «Образование и наука — будущее России». В нем участвовали партийные активисты, эксперты, представители профильных министерств и ведомств — более восьмисот человек. О важности форума говорит уже то, что председатель партии, премьер Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании и высказал целый ряд предложений о совершенствовании структуры нашего образования, в том числе и в законодательной сфере.


В частности, лидер партии призвал законодательно ограничить количество отчетов, которыми сейчас перегружены наши учителя. Это созвучно мнениям, которые звучали на парламентских слушаниях и круглых столах в Комитете по образованию Государственной Думы. Как председатель Комитета я тоже не раз обращал внимание министерства образования и науки на излишний бюрократизм в нашей школе. По некоторым данным, примерно 70 процентов различных отчетов, которыми занят рядовой школьный педагог, не имеют никакого отношения к тому делу, которому он посвятил жизнь, — образованию и воспитанию. Поэтому я полностью согласен с Дмитрием Медведевым: «Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей».


Работа учителя сегодня — действительно, наиважнейшая. Мы очень много в свое время говорили о реформе образования — на разных площадках и в разных высоких кабинетах. Дискутировали о Едином государственном экзамене, о структуре образовательных учреждений, их оптимизации. Но при этом значительно меньше говорили и думали о душе, о ценностях. И не случайно за знаниями, умениями и навыками, которые должна прививать образовательная система, совершенно забывалось, что мы должны воспитать человека с активной позицией, любящего Родину и вооруженного ценностями, традиционными для нашей страны. А это ценности свободы, справедливости, чести, достоинства, веры и патриотизма, о котором очень точно сказал Владимир Путин: это наша главная национальная идея.


Конечно, большое значение в нынешних условиях приобретает материальная база образования и дошкольного воспитания. Напомню, что успешно реализуемые проекты «Единой России» позволили решить проблему доступности образования для детей разного возраста. По партийному проекту «Детские сады — детям» создано свыше 787 тысяч мест в дошкольных образовательных организациях за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта детсадов практически во всех субъектах Федерации. С 2016 года опять же по инициативе «Единой России» началась самая масштабная за последнее время кампания по строительству новых школ. Программа рассчитана до 2025 года, ее общий федеральный бюджет — почти два триллиона рублей.


Необходимо отметить, что вопросы образования и воспитания являются комплексными. Они решаются не только в системе образования, в школе и вузе, но и, в огромной степени, в семье. На форуме я вел дискуссионную площадку «Воспитание — общенациональная задача», где выступающие неоднократно возвращались к теме взаимодействия семьи и школы. Главная мысль, прозвучавшая в этих выступлениях, — образование родителей также является важным аспектом. Современное воспитание предполагает профессиональные знания. И эти знания хотя бы на начальном уровне должны быть доступны родителям. Ведь дети не воспринимают автоматически все, что им говорят старшие. И поэтому искусство быть родителем тоже очень важно — чтобы не проглядеть способности в ребенке, талант. Исключительно важно не только воспитать талант и выявить его на самых ранних жизненных этапах, что часто удается сделать, но и удержать его для страны. Можно только выразить большое сожаление, что многие ведущие ученые и специалисты, получив блестящее образование в России, составляют сегодня честь зарубежной науки.


Не стоит забывать и о развитии дополнительного образования, так как она всегда была отличительной и сильной чертой отечественной системы. Дополнительное образование может стать, я уверен, важным инструментом образовательной системы в целом. Для этого нужно стимулировать педагогов на работу в этом сегменте образования. Причем хорошо бы сосредоточить внимание детей на техническом творчестве, ориентировать их на конструкторскую деятельность, изобретательство. Сегодня у молодежи растет интерес к инженерным профессиям, но одного интереса мало. Важно растить инженеров, чтобы закрепить за Россией статус великой технологической державы, которая уже показала, что способна на масштабные прорывные проекты. Об этом говорят, например, строительство космодрома «Восточный», прокладка энергомоста в Крым или создание высокоэффективных систем вооружений.


В ходе дискуссий на форуме были подняты такие темы, как воспитание и в процессе обучения, и во время летнего отдыха. Сегодня база отдыха для наших детей возросла за счет крымских здравниц, имеющих большую и славную историю. Такие оздоровительные лагеря, как «Артек», «Орленок», «Океан» становятся не просто оздоровительными комплексами, но и образовательными организациями тоже.


На площадках партийного форума постоянно звучала такая мысль: укрепляя систему образования, необходимо всемерно заботиться о воспитании. А для этого, среди прочих мер, партийные активисты предлагали обязательное сохранение чистоты языка, улучшение знания литературы. Потому что это, как показывает весь опыт российской педагогики, необходимые условия для формирования молодой души, для развития новых поколений и нашего государства.


Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru