Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№1, Январь 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Русский мир в изменившемся мире
Панельная дискуссия

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ
Поворот

ДИСКУССИЯ

Владимир САБИНИН
Искусство и цензура

Сергей ТЮМЕНЦЕВ
Поехали! Без надрыва

АКЦЕНТ

Георгий САВИЦКИЙ
Провокация как праздник

Гибридная война в Польше

АКТУАЛЬНО

Эльдар КАСАЕВ
Маленькая заглушка для большой трубы

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

Александр НАУМОВ
Невыученные уроки изоляции

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Фёдор ТЮТЧЕВ
Редактору «Всеобщей Газеты»

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА


Недавно состоялось заседание Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации. Это совещательный и консультативный орган, который обсуждает вопросы реализации государственной политики в сфере разграничения полномочий по предметам ведения Федерации и предметам совместного ведения Федерации и её субъектов.


В этот раз на заседании, которое вела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, одной из тем обсуждения стали вопросы законодательного обеспечения государственной политики в области образования. Не случайно эта тема поднята сейчас — государство в лице законодательной власти осознаёт необходимость работать с человеческим капиталом страны, без качественного изменения которого сложно, а порой и невозможно решать задачи экономического и социального развития.


Президент Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию назвал две базовые задачи образовательной системы: первая — давать знания, вторая — воспитывать нравственного человека. Решение этих задач как раз и отвечает стратегии качественных изменений в обществе.


Ведь уже в детском саду ребёнка учат учиться, и от того, как он пройдёт этот этап, будут зависеть его успехи в школе. Вообще, перед педагогами дошкольного образования задачи стоят необыкновенно важные. И, что тоже характерно, необыкновенно сложные. Ведь им надо сохранить уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека. Помочь маленькому гражданину пройти детство как период жизни, значимый сам по себе, значимый тем, что происходит с ребёнком сейчас. Дошкольное образование официально стало уровнем образовательной системы. Сейчас внедряется стандарт дошкольного образования. Замечу, мало где в мире есть подобная практика. Мы почти решили задачу обеспечения дошкольными учреждениями детей в возрасте от 3 до 7 лет, и переходим к тому, чтобы обеспечить местами детей до 3 лет.


В Российской Федерации массово строятся новые школы и реконструируются действующие. К сожалению, предусмотренное на эти цели финансирование не отвечает масштабу проблемы. Часто объёмы средств определяются возможностями софинансирования регионов. Поэтому, если мы хотим сохранить темпы строительства школ, необходимо встречное движение федерального центра и регионов.
На Совете законодателей шла речь и о содержании образования. К сожалению, вопросы содержания образования в 2003 году были исключены из Федеральных государственных образовательных стандартов. Невероятно, но факт. Их нужно возвращать, и на этот счёт есть серьёзные законодательные инициативы. В связи с этим решается задача сокращения количества и повышения качества учебников, организация их отбора на конкурсной основе. Новое руководство министерства образования и науки с пониманием относится к этим проблемам.


Говорили о трудовом воспитании. Что называется, двумя руками поддерживаю возвращение в школы трудового воспитания. За это высказываются и педагоги, и родители, и эксперты. Мы должны легализовать трудовое воспитание, при этом не нарушая нормы Конституции. Но без уважения к труду, воспитанного в школе, не решить ещё одну важную задачу — восстановление престижа и качества среднего профессионального образования. А это, в свою очередь, поможет реализовать стратегию подготовки рабочих кадров, сформировать систему прикладных квалификаций.
Надо совершенствовать законодательство, касающееся образования людей с ограниченными возможностями здоровья.


Наши дети должны качественно и с пользой отдыхать. Коллеги из Совета Федерации внесли на рассмотрение соответствующий законопроект, и депутаты Государственной Думы, конечно же, его поддержат.


Одно из важнейших направлений в высшем образовании — совершенствование механизмов целевого приёма. А ещё точнее — переход от целевого приёма к системе целевого обучения уже тех студентов, которые хорошо проявили себя в вузе, и в которых как в специалистах заинтересованы работодатели. Надо создавать базовые учебные подразделения не по основному месту расположения вузов — так называемые базовые кафедры непосредственно на производстве. Соответствующий законопроект внесён Министерством образования и науки и прошёл первое чтение.


О критериях оценки эффективности деятельности вузов, их слиянии и закрытии могу прямо сказать: закрывать нормальные вузы и их «оптимизировать» больше не будут. Сейчас критерии оценки эффективности работы вузов формируются в координации с созданием национальной системы рейтингов высших учебных заведений. Этой системой занимается Российский союз ректоров, и критерии определит не Министерство образования и науки, а само ректорское сообщество.


Что касается подготовки кадров высшей квалификации, то, к сожалению, до сих пор не определено содержание аспирантского образования, которое тоже стало уровнем системы образования. Обучение в аспирантуре оказалось оторвано от защиты кандидатских диссертаций, и это необходимо поправить в ближайшее время. В МГУ и СПбГУ идёт эксперимент по присвоению званий кандидатов и докторов наук непосредственно университетами. Это открывает перспективу для всех вузов страны, а значит, решит часто возникающий вопрос по структуре диссертационных советов.


Наконец, последнее по порядку, но не по значению: вопросы нравственного воспитания. Надо сделать все, чтобы такие ценности, как свобода, справедливость, достоинство, честь, вера были не пустым звуком для выпускников наших школ и вузов, всех граждан нашей великой страны.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru