Ноябрь 2017 :: Идрис РАБАДАНОВ
Важнейший фактор стабильности

Межнациональные отношения для Российского государства, которое стало общим домом для сотен народов и этносов, являются одним из важнейших приоритетов в обеспечении благополучия и безопасности каждого гражданина. Следует отметить, что такого рода отношения являются весьма непростой сферой не только для возможного государственно-правового регулирования, но и для изучения в целом.

Проблемы регулирования межнациональных отношений приобретают на современном этапе всё большее значение, становятся предметом повышенного внимания со стороны международных и политических организаций, государственных деятелей, учёных и общественности. Президент Владимир Путин сказал: «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, и у нас в России, как ни в одном другом месте на Земле, межконфессиональный и межнациональный мир, традиции межконфессионального мира являются основой нашей государственности в прямом смысле этого слова».

В рамках обсуждения заявленной темы предлагаю на рассмотрение некоторые жизненно важные проблемы и вопросы, относящиеся непосредственно и косвенно к межнациональным отношениям, а также к деятельности общественных и религиозных объединений. Их успешное законодательное, а главное — практическое решение возможно лишь при условии регулярного, скоординированного, эффективного взаимодействия государственной власти с общественными и религиозными объединениями. Обсуждение этой важной темы поможет более глубоко вникнуть в проблемы граждан и общественных объединений, найти их законодательно и практически выполнимые решения.

Сегодня в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях для становления и развития институтов гражданского общества принято немало законов. Но результативность их правоприменительной практики пока недостаточна, и зависит в том числе от своевременной коррекции законодательства. Наши совместные усилия направлены на устранение препятствий в реализации конституционных прав граждан по управлению государственными делами, на усиление целенаправленной политики по развитию их общественной активности.

Правовой основой взаимодействия общественных объединений с органами власти являются Конституция Российской Федерации и законодательство нашей страны. В первую очередь Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 «Об общественных объединениях», в котором определены общие начала организации и деятельности всех видов общественных объединений и их структурных подразделений, кроме занимающих особое место политических и религиозных объединений. Государство вмешивается в деятельность общественных объединений только в исключительных случаях, прямо указанных в законе.

Очередным импульсом для созидательной, социально значимой совместной работы органов власти и институтов гражданского общества, в том числе по сохранению стабильной общественно-политической ситуации в Российской Федерации, является Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. В нём он напомнил всем, что мы обязаны гарантировать реализацию принципов справедливости, уважения и доверия в нашей стране в отношении каждого человека и всего общества. Президент сказал: «Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение». Наш президент считает, что «курс на развитие… институтов прямой демократии… абсолютно оправдан, и мы, безусловно, будем его продолжать».

В социальной структуре общества важное место занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека — это его принадлежность к определённой нации или народности. Российская Федерация исторически по праву считается многонациональным и многоконфессиональным государством, где межнациональные и межконфессиональные отношения являются сложнейшей и весьма чувствительной сферой. Они постоянно развиваются, поскольку время и технологии, следовательно, и отношения между людьми не стоят на месте; в процессе развития здесь появляются новые проблемы, препятствия и, к сожалению, острые вызовы.

Например, в современных условиях значительно возросла роль средств массовой информации, активно влияющих на политические процессы как на государственном, так и на региональном уровне. Средства массовой информации, называющие себя «четвёртой властью», оказывают огромное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения внутри государства. Исходя из этого, национальный вопрос относится к разряду стратегических, фундаментальных. На всех этапах развития Российского государства он остаётся в центре политического и общественного внимания. От его решения зависит справедливое обеспечение благополучия и процветания каждого народа и этноса России, его единство и суверенитет. Межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования нашего государства.

На современном этапе основополагающими нормативными правовыми актами в сфере межнациональных отношений являются Указы Президента Российской Федерации 2012 года. Майский — «Об обеспечении межнационального согласия» и декабрьский — «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Руководствоваться этими документами в практической деятельности должны органы государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества.

В 2013 году был принят Федеральный закон № 284, в котором определены полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. В регионах функции управления государственной национальной политикой возложены на заместителей их руководителей и уполномоченные органы исполнительной власти. Дополняют их общественные советы при главах субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне за последние годы созданы профильные подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации. Государственная и общественная безопасность также входит в сферу интересов Совета Безопасности Российской Федерации. В Совете Федерации долгое время существует Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. В Государственной Думе ведёт работу Комитет по делам национальностей и Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Также следует подчеркнуть, что в марте 2015 года в системе исполнительной власти было создано Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) с полномочиями по выработке и нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики в Российской Федерации.

К сожалению, координация деятельности органов власти, реализующих государственную национальную политику по горизонтали (федеральный, региональный и муниципальный уровни), пока не на должной высоте. Взаимодействие между ними нередко крайне низкое, слабое и неэффективное. Не налажено и постоянное сотрудничество с научными и экспертными организациями.

Органы власти, не откладывая в долгий ящик, обязаны добиться существенных положительных результатов в управлении государственной национальной политикой. На повестке дня — целый ряд насущных проблем и вопросов, которые необходимо решать. Это подготовка, и в первую очередь в регионах, специалистов в сфере государственной национальной политики. Потребность в них огромная, и нужен профессиональный стандарт для их подготовки и систематичного повышения квалификации. Поставлена задача выявления причин и источников конфликтов, которые могут приобрести или имеют межнациональную основу. Важная тема — поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых связана с межнациональным сотрудничеством, с сохранением и защитой культуры, традиций, языков народов России, с социальной адаптацией мигрантов. Услуги, которые они оказывают, пока не включены в перечень общественно полезных. Особое внимание нужно уделить развитию законодательства в области государственной национальной политики, в том числе теме социальной и культурной адаптации мигрантов. На государственном уровне, федеральном и региональном, должен быть сформирован перечень приоритетных задач, к реализации которых могут быть подключены общественные и религиозные объединения.

Инструментами реализации Стратегии государственной национальной политики являются Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», соответствующие региональные целевые программы и механизмы поддержки социально ориентированных организаций в сфере межнациональных отношений.

Особо важным и принципиальным является разрешение политического вопроса о том, необходим ли федеральный или даже федеральный конституционный закон «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Проект федерального закона был отклонён десять лет назад Государственной Думой. Основанием для принятия закона о государственной национальной политике на федеральном уровне, а тем более при его отсутствии на региональном уровне, является пункт 29 Стратегии государственной национальной политики, предусматривающей её законодательное сопровождение, включая принятие федеральных конституционных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

На это особо значимое направление реализации Стратегии обратил внимание Владимир Путин на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года. Он сказал: «Особое внимание нужно уделить развитию законодательства в области государственной национальной политики». К тому же пункт 6 Стратегии гласит, что эта политика «нуждается в новых концептуальных подходах». Например, в ней отсутствует идея о взаимоблагоприятных, приемлемых, всесторонних, и в первую очередь социально-экономических отношениях народов и этносов России, с раскрытием этой идеи в соответствующих принципах и, главное, конкретизацией их в практически реализуемых правовых нормах.

Существенно связанными с межнациональными отношениями являются вопросы и проблемы общественных и религиозных объединений. Также в национальной политике, более чем в какой-либо другой сфере, нужна совместная работа государства и институтов гражданского общества. Такого же мнения придерживаются многие представители органов власти, общественных объединений и религиозных организаций.

В этой связи на первый план по дополнительной реализации возможностей Федерального закона «Об общественных объединениях» может быть инициирована работа по подготовке и принятию предусмотренного его бланкетной статьёй 51 «Об общественных объединениях, созданных с участием государства» проектов чрезвычайно важных федеральных законов «О государственно-общественных объединениях» и «Об общественно-государственных объединениях». Аналогичные законы могут быть приняты и на региональном уровне.

Предлагаемый предмет регулирования общественных отношений в системе общественно-государственного партнёрства непосредственно связан с основополагающей проблемой обеспечения национальной безопасности и в первую очередь — безопасности личности. Система государственно-общественных, общественно-государственных объединений является связующим звеном, «шестерёнкой» между государством и обществом. Она должная стать важнейшей составляющей всей системы национальной безопасности, обеспечения эффективного управления государством и обществом. Законодатели пытаются регулировать эти отношения в «своих» отраслях законодательства, что называется, в ручном режиме, а это зачастую неэффективно и неоправданно с правовой и других точек зрения.

Попытки законодательно реализовать статью 51 принятого уже более двадцати лет назад Федерального закона «Об общественных объединениях» предпринимались депутатами Государственной Думы в 1999 и 2003 годах. Было представлено соответствующее обоснование.

В недавнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию акцент был сделан на внутренней политике, на наших задачах в экономике и социальной сфере. Сегодня существует острая востребованность во всём, что хорошо работало прежде, с адаптацией предлагаемого содержания к современным условиям.

***

Проблематика межнациональных и межконфессиональных отношений затрагивалась на прошедшем 4–5 октября 2017 года в Москве XII Международном форуме по вопросам безопасности «InterSecurityForum-2017». Вот его тема: «Глобальные угрозы международной и национальной безопасности». Мероприятие проводится на протяжении двенадцати лет под эгидой Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации и Комитета по безопасности и борьбе с коррупцией Государственной Думы, а также Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Форум включал в себя несколько круглых столов и секций, одна из которых была посвящена Проблемам безопасности жизнедеятельности в современных условиях. В этой секции был сформирован отдельный блок под названием «Межнациональные отношения и миграционные процессы», где были представлены доклады по актуальным проблемам современного мира и наиболее значимым вопросам в области законодательного регулирования межнациональных отношений, миграционных процессов, национальной политики, национальной безопасности.

Участники форума старались определить наиболее опасные вызовы и угрозы безопасности, выработать предложения по их нейтрализации. Государственными и общественными деятелями, ведущими учёными и экспертами в разных сферах была развёрнута широкая дискуссия по наиболее проблемным вопросам общественных и государственных отношений. В мероприятиях форума традиционно приняли участие представители органов государственной власти федерального и регионального уровней, всех силовых структур России, международных организаций и иностранных государств, гражданского общества, учёные и специалисты в области безопасности, представители бизнеса.

В заключение хотелось бы отметить, что стабильность общественно-политической ситуации в Российской Федерации, непосредственно и во многом зависит от эффективности всестороннего и повседневного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. И наша важнейшая задача — развивать и укреплять их.

РАБАДАНОВ Идрис Рабаданович,
офицер запаса, помощник члена Комитета Государственной Думы
по обороне, участник
XII Международного форума по вопросам
безопасности «InterSecurityForum-2017»