Январь 2018 :: Леонид ОРЛЕНКО
Нужна инновационная экономика

Наказы избирателей

Главная задача, на мой взгляд, которую должен решить избранный в 2018 году президент, — это создание до 2024 года инновационной экономики, базирующейся на 5-м и 6-м технологических укладах и конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичных товаров и услуг. Целью такой экономики является повышение уровня и качества жизни населения, сохранение природы, а также обеспечение необходимой обороны и безопасности граждан и государства.

Для создания инновационной экономики необходимо вместо действующей в настоящее время коррумпированной либерально-монетаристской модели управления экономикой использовать планово-рыночную модель управления с опорой на трудовые коллективы.

Либерально-монетаристская модель

Действующая в России либерально-монетаристская модель управления экономикой, созданная в 1990-е годы по рецептам американских «советников», завела экономику в тупик.Использование этой модели правительством нанесло России ущерб, сопоставимый с потерями в Великой Отечественной войне. В результате произошла деиндустриализация страны, ликвидирован ряд наукоёмких производств, а в экономике создана система управления, пронизанная коррупцией с криминальными ценами и фальсифицированной статистикой. Россия превратилась в сырьевой придаток Запада, общество распалось на бедных и богатых. Один процент населения имеет более 70% всех доходов, а остальным 99% населения остаётся 30%доходов. Использование этой модели не позволяет провести новую индустриализацию и создать инновационную экономику.

В работах С. Сулакшина и С. Глазьева показано, насколько высок уровень коррумпированности государственного аппарата. Больше половины чиновников управляют теневой частью экономики, используя коррупцию. Остальные управляют официальной частью экономики. В результате норма прибыли тех, кто продаёт товары населению, составляет 300–1200%. К. Маркс такую экономику считал криминальной.

Грубейшее искажение цен делает экономические расчёты в России бессмысленными и ведёт к грубой фальсификации всех социально-экономических параметров. Опираясь на фальсифицированные социально-экономические параметры, руководство России не может осуществлять рациональное управление страной.

Следовательно, либерально-монетаристская модель управления экономикой себя дискредитировала.

Планово-рыночная модель

Для создания инновационной экономики, я убеждён, необходимо использовать планово-рыночную модель управления с опорой на трудовые коллективы.

В качестве ориентировочного образца может служить планово-рыночная модель управления, которая более двадцати лет успешно функционировала в Югославии. В ней использовались, во-первых, преимущества планового хозяйства — прогнозирование и планирование развития экономики на годы вперёд, социально-экономическое проектирование, концентрация ресурсов в определённых секторах экономики. Во-вторых, применялись стимулы рыночной конкуренции — экономическая заинтересованность в развитии производства, в использовании новой техники и технологий, экономическая связь с помощью рынка между производством и потреблением, конкуренция. Югославская модель базировалась на самоуправляемых предприятиях, функционирующих на рынке, а производимая продукция являлась собственностью трудовых коллективов.

По югославской модели, предприятие управлялось выборным Советом трудового коллектива и выбранным по конкурсу директором. Такая самоуправляемая модель обеспечивала практически максимально возможную заинтересованность каждого работника в эффективном труде — и собственном, и всего предприятия, поскольку каждый являлся совладельцем товаров и услуг, производимых трудовым коллективом. Доходы работника состояли из двух частей: заработной платы и дополнительного дохода, зависящего от рентабельности всего предприятия. Самоуправление предприятий открывает широкую дорогу молодёжи в карьерном росте. После приобретения опыта управления в самоуправляемых предприятиях для молодёжи открываются двери в государственные органы управления.

Государство создаёт необходимые условия для работы самоуправляемых предприятий на рынке и управляет общенародной собственностью (производственной и социальной инфраструктурами, стратегическими предприятиями, природными ресурсами и др.) в интересах всего населения. Оно прогнозирует и планирует производство, а также перспективное социально-экономическое развитие страны на 10–20 и более лет.

Самоуправляемые предприятия в производственной деятельности ориентируются на получение максимального дохода. При этом они должны ориентироваться не только на требования рынка, но и учитывать народно-хозяйственные задачи, отражённые в государственном индикативном плане. Государство при составлении такого плана должно учитывать сбалансированное пропорциональное развитие всех сфер жизни общества: экономической, социальной, образования, воспитания, здравоохранения, культуры, спорта, экологии, обороны, безопасности.

Составление планов (годового и пятилетнего) может быть осуществлено в итерационном процессе (за несколько циклов) формирования договоров между государством, предприятиями и регионами, включая определение системы социальных нормативов (минимальная оплата труда, длительность рабочего дня, требования по технике безопасности и экологии и др.) и экономических управляющих инструментов: ренты, налогов, процента за кредит, льгот, санкций и т. д. Такой процесс составления оптимального плана можно реализовать с помощью современных автоматизированных систем управления, основанных на цифровых технологиях. По существу, в этом процессе составления плана до начала производства происходит моделирование рынка в плановом периоде с помощью цифровых технологий. Такой способ составления плана позволяет из множества вариантов выбрать тот, который наилучшим образом удовлетворяет всей системе общественных потребностей.

Югославская и китайская модели

Югославская модель управления более эффективна экономически и более устойчива в социально-политическом отношении, чем планово-рыночная китайская модель. В Китае работают как государственные, так и частные предприятия, где заняты наёмные работники, которые менее заинтересованы в эффективности производства по сравнению с работниками самоуправляемых предприятий. А это влияет на производительность труда и социально-политическую устойчивость государства.

В результате в югославской модели лучше решаются многие проблемы:

1. Обеспечивается социально-экономическая устойчивость общества, в чём заинтересованы трудовые коллективы. Практически исключаются цветные революции — без подавления силовыми методами, в отличие от китайской модели управления. При использовании югославской модели обеспечивается социальная справедливость, исключается социально недопустимый уровень расслоения граждан по доходам — опять же в отличие от Китая.

2. В случае социальных потрясений работники самоуправляемых предприятий встанут на защиту своей собственности. В СССР работники не стали защищать предприятия при приватизации, так как не считали их своими.

3. В югославской модели каждый работник самоуправляемого предприятия заинтересован добросовестно и творчески трудиться, повышать свою профессиональную квалификацию, тогда как на частных и государственных предприятиях у наёмных работников мотивация к интенсивному труду значительно слабее. Поскольку в самоуправляемых предприятиях ценность каждого работника определяется его профессиональной квалификацией и добросовестным, творческим отношением к работе, то это уменьшает религиозные и этнические конфликты.

4. В отличие от югославской модели китайская модель может быть эффективной только в условиях сильной централизованной власти и однопартийной системы, которая позволяет контролировать все предприятия с помощью партийных ячеек, как это было в СССР. В России таких условий нет, поэтому китайская модель для современной России непригодна.

При анализе результатов функционирования югославской экономики с самоуправлением трудовых коллективов надо иметь в виду, что небольшая страна — Югославия (с населением около 20 млн человек) находилась под давлением двух гигантов — СССР и США. Они по разным причинам враждебно относились к самоуправляемой модели экономики. Идеологи КПСС считали, что развитие Югославии пошло по ошибочному рыночному, ревизионистскому, антимарксистскому пути, что является отклонением от «истинного» советского социализма. В США сознавали, что рыночная экономика с самоуправлением трудовых коллективов и планово-рыночной моделью управления являлась притягательной альтернативой капитализму во всём мире.

США активно препятствовали развитию югославской экономики, им удалось с помощью финансовых махинаций обанкротить Югославию с помощью МВФ. Затем США бомбардировали Югославию и варварски разрушили её экономику, чтобы югославская планово-рыночная модель экономики с самоуправлением трудовых коллективов не могла возродиться.

Какой опыт взять

Несмотря на враждебное отношение к Югославии со стороны СССР и США, темпы роста югославской экономики в течение двадцати лет составляли около 7,5% в год, а темпы роста промышленного производства — 12,5% в год. В тот период это были самые высокие показатели в мире.

Россия, используя оптимальное планово-рыночное управление, должна создать инновационную экономику, основой которой является производство на базе 5-го и 6-го технологических укладов, предъявляющее спрос на фундаментальную и прикладную науки, на образование, которое готовит профессионалов для всех отраслей народного хозяйства.

Перед Югославией не стояла задача создания инновационной экономики. России в современных условиях кризиса и санкционного давления необходимо создать планово-рыночную инновационную экономику на основе соединения государственного управления и планирования с рынком самоуправляемых предприятий.

Для подавления деловой коррупции при управлении экономикой с самоуправляемыми предприятиями есть ряд предложений.

Во-первых, установить контроль Совета трудового коллектива за администрацией предприятия, что будет препятствовать теневым методам управления предприятиями — коррупции, уходу в офшоры и неуплате налогов.

Во-вторых, выборные органы государственной власти должны эффективно контролировать исполнительную власть, а коррупция должна караться как самое тяжкое преступление против общества.

Китайская двухсекторная планово-рыночная модель управления экономикой на базе государственной и частной собственности не может быть образцом для трудовых коллективов других стран, поскольку собственники частного сектора ради увеличения своих доходов разлагают взятками чиновников государственно-партийного аппарата Китая, чем ослабляют политическую власть в стране. Для подавления коррупции власть вынуждена использовать жёсткие меры. С 2000 года в Китае были казнены за коррупцию около 10 000 чиновников, а 100 000 получили по 10–20 лет заключения. Коррупция проникла и в стратегический орган управления Китая — Политбюро КПК. Не так давно был арестован член Политбюро Чжоу Юнкан, который курировал правоохранительные органы страны. Он приговорён к пожизненному заключению за коррупцию.

Средства для инновационной экономики

Рассмотрим основные источники средств, которые необходимы для создания инновационной экономики и повышения благосостояния населения, укрепления обороны и безопасности.

1. В настоящее время в фонде национального благосостояния и резервных фондах за рубежом содержится около 7,6 триллиона рублей. Поэтому надо использовать, пока не поздно, эти средства для модернизации страны, иначе они пропадут при кризисе на Западе.

2. Нужен переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц вместо налога в 13%. В развитых странах доходы бедных и богатых граждан облагаются налогом по разным ставкам: в Германии от 14% до 45%, во Франции от 0 до 41%, в Японии и Китае от 5% до 40%. Прогрессивный налог в России позволит увеличить бюджет на 4 триллиона рублей.

3. Надо вводить монополию государства на «греховные» товары, такие как алкоголь, табак, а также на сахар. Монополия увеличит бюджет ещё на 3 триллиона рублей.

4. Только 40% «нефтяной» ренты используется государством, а в СССР был и в Норвегии сейчас этот показатель вдвое выше.

5. Золотовалютные резервы Центрального банка составляют более 400 миллиардов долларов (24 триллиона рублей). Часть этих валютных средств целесообразно потратить, например, на приобретение заводов за рубежом (например, в Японии, Южной Корее, Тайване и др.) по переработке сырьевых ресурсов (нефти, металлов, леса и др.) в готовые товары и торговать с другими странами этими товарами, а не сырьём, как это происходит в настоящее время.

6. Остатки неиспользованных денег лежат на счетах Минфина в размере 7,8 триллионов рублей, большая часть которых вложена в ценные бумаги США и Евросоюза, а не используется в России.

7. Возможно строительство необходимых предприятий за счёт эмиссии денег. Чтобы предотвратить рост инфляции, эмитированные деньги должны использоваться для роста производства в виде «промышленных» денег (специальные векселя), которые можно тратить только для создания производства. В настоящее время коэффициент монетизации (отношение количества денег в экономике к ВВП) в российской экономике составляет всего около 40%. В то время как в развитых странах коэффициент монетизации равен 80–100%. При быстром росте экономики этот коэффициент увеличивается. В Китае он равен 150%.

8. Коррупция ежегодно поглощает около 300 миллиардов долларов. Эти средства расходуются на коррупционное управление, которое подменяет государственное управление экономикой. Взятки уменьшают инвестиции в основной капитал, то есть в экономическое развитие. Поэтому существенное подавление коррупции является одним из главных факторов, от которого зависит развитие экономики России.

9. Почти половина экономики России находится в «тени», что уменьшает объём налоговых поступлений. Двадцать миллионов человек работают в теневой экономике и не платят налоги. Более половины российского ВВП создаётся в фирмах, которыми владеют собственники, зарегистрированные в офшорных зонах, что позволяет им экономить на налогах в российскую казну.

10. Необходима экономия затрат различных ресурсов как в производстве, так и в потреблении. Материалоёмкость и энергоёмкость российской продукции более чем в 3 раза выше, чем в развитых странах.

11. Если нефть, газ, металлы, лес, которые Россия экспортирует в сыром виде за рубеж, перерабатывать в качественные готовые товары, то экспортные доходы возрастут по энергетическим товарам в 10 раз, по переработке леса — в 5 раз, а по сельскохозяйственным товарам — в 3 раза. В настоящее время эти доходы достаются зарубежным странам, которые перерабатывают российское сырьё в готовые товары.

12. В России не используется около 40 миллионов га сельскохозяйственных земель. По мнению специалистов, Россия может прокормить 500 млн человек, то есть существенно увеличить экспорт продовольствия, а доход от экспорта продовольствия может быть выше дохода от экспорта нефти и газа.

13. По оценкам специалистов, с 1991 года за рубеж утекло более двух триллионов долларов, которые укрепили экономику наших геополитических противников и ослабили экономику России, не позволили провести модернизацию экономики. Для прекращения этого ограбления необходимо установить эффективный контроль за вывозом валюты.

Не бояться социализма

Считалось, что научной основой социализма, который был осуществлён в СССР, является теория классиков марксизма.

На самом деле это не так.

Во-первых, затратное ценообразование в СССР было построено на базе антинаучной теории Прудона, а не на теории Маркса. Во-вторых, в СССР отсутствовало самоуправление предприятий, что противоречит представлениям классиков марксизма о социализме.

Для того чтобы трудовые коллективы активно включились в создание механизма планово-рыночного управления экономикой, необходимо принять подготовленные в Государственной Думе проекты законов «О трудовых коллективах» (прошёл первое чтение), «О самоуправляемых предприятиях» и «О парламентском контроле». Цель таких законов — установление контроля трудовых коллективов (через выборный Совет) за руководителями предприятий и выборных органов за исполнительной властью. Такой контроль прервёт поток взяток от «эффективных менеджеров» чиновникам, а также перевод российских капиталов за рубеж.

Необходимо разработать план перехода (дорожную карту) от действующей либерально-монетаристской модели экономики к новой планово-рыночной модели. Эту задачу профессионально может решить только Российская Академия наук, где есть специалисты, изучающие опыт стран с инновационной экономикой (США, Япония, Германия), а также Югославии и Китая.

О выборах президента

Рейтинг В. В. Путина составляет около 80%, и у других кандидатов, казалось бы, нет шансов победить. Высокий рейтинг В. В. Путина связан преимущественно с внешнеполитическими успехами России, тогда как экономическое положение в стране — ахиллесова пята нынешней власти, что отчасти показала последняя пресс-конференция президента.

Основные экономические предложения президента, высказанные в «майских указах» 2012 года, так и не были осуществлены до конца. Во всех ежегодных Посланиях президент требовал создать инновационную экономику, то есть провести новую индустриализацию. Все эти проблемы не решаются и не могут быть решены без перехода от действующей либерально-монетаристской модели управления экономикой к планово-рыночной модели управления с опорой на трудовые коллективы.

С 2014 года наша экономика переживает кризис. Уровень жизни населения падает. Доходы населения, остающиеся после выплаты всех обязательных отчислений, снижаются. Уровень доходов на душу населения был 14 500 долларов в 2013 году, а стал 9000 долларов в 2016 году. Согласно различным опросам, в России 30% населения считают себя бедными, у 20% денег хватает только на продовольствие. Правительство считает рост ВВП около 2% в год достижением, но с такими показателями инновационной экономики не построить. Для её создания необходимы темпы роста 8–10% в год.

Президент предложил Кудрину и Титову составить экономические программы для нахождения точек роста экономики. В программе Титова не рассматриваются проблемы всей экономики: она посвящена в основном нуждам малого и среднего бизнеса. В программе Кудрина — всё те же предложения либералов: увеличить пенсионный возраст, сократить вмешательство государства в экономику и провести приватизацию крупных корпораций. Для чего?

Раньше это выглядело так: приватизированные предприятия продавались иностранцам, а полученная валюта отправлялась за рубеж. В результате такой приватизации не менее 70% российской экономики уже оказалось в руках иностранцев. В своей программе Кудрин по существу предлагает искать точки роста в модели с криминальным управлением экономикой.

Внедрение инновационной планово-рыночной модели управления экономикой с опорой на трудовые коллективы — очень важная часть любой программы кандидата в президенты на выборах 2018 года. Вот её лозунг: «Товары и услуги, которые производит трудовой коллектив, являются его собственностью».

Такую программу по достоинству оценят рабочие и инженеры, поскольку в трудовых коллективах российских предприятий сегодня около 70 миллионов человек. Это избиратели, которые сами поддержат программу внедрения инновационной модели экономики и будут агитировать за неё соседей и родственников. В. В. Путин в Послании 2016 года так говорил о главной цели государства: «Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного капитала России». Такую цель можно достичь, только если использовать на практике планово-рыночную модель управления экономикой.

Да, выборы под такими лозунгами станут нестандартными. Но и время сегодня нестандартное: идёт гибридная война, Запад пытается всеми силами выдавить Россию с мировых рынков как потенциально сильного конкурента. В таких условиях любой кандидат должен руководствоваться не партийными или личными пристрастиями, а интересами безопасности страны.

ОРЛЕНКО Леонид Петрович,
профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана