Июнь 2018 :: Сергей ЛУЦЕНКО
Свалки наступают

Вот и дождались — на первый план в провинциальной России выходят проблемы, связанные с размещением твёрдых бытовых отходов на полигонах, их влиянием на окружающую среду и здоровье населения. Несколько крупных протестных акций против бездействия властей прошло, например, в Московской области. Причиной таких проблем является отсутствие в регионах долгосрочной экологической политики, программ контроля, а также ответственных исполнителей рекультивации.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, к основным приоритетам социальной и экономической политики отнесено улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления. То есть ещё десять лет назад проблема была обозначена на самом высоком уровне.

И вот в Указе Президента от 7 мая 2018 года появляется раздел 7, в котором вновь перечисляются приоритеты экологической деятельности правительства: ликвидация выявленных несанкционированных свалок, кардинальное снижение уровня загрязнения воздуха, повышение качества питьевой воды и т. д. Для решения этих задач предусмотрено формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Кроме того, предусмотрено создание и эффективное функционирование в субъектах Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации до сих пор являются приоритетными. Последовательность такая: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённых Президентом Российской Федерации 30.04.2012 № Пр-1102, отмечено, что основными направлениями обращения с отходами являются предупреждение образования отходов, сокращение их образования, развитие инфраструктуры обезвреживания, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обработку.

Следовательно, законодательная база для борьбы с загрязнением территорий, в частности, с разного рода свалками отходов, давно разработана. Другое дело, как эта борьба велась. И если в относительно благополучном Подмосковье люди уже выходят на протестные акции в связи с невыносимыми экологическими условиями, то это значит одно: местные власти мало делают для выполнения положений Федерального законодательства. Или вовсе ничего не делают.

Такое отношение к проблеме напрямую влияет на благополучие граждан, создаёт серьёзную опасность для здоровья. Политика региональных и местных властей должна быть направлена на заблаговременную (превентивную) организацию исследования оценки загрязняющего влияния полигонов с целью недопущения нарушений природоохранных требований. Органы власти должны честно информировать общественность относительно угрозы окружающей среде и здоровью населения, вытекающей из существования свалки, по отношению к которой не проводились работы по закрытию и экологическому восстановлению.

Необходимо оценивать минимальный уровень воздействия загрязнения с учётом определённых обстоятельств: интенсивность и продолжительность причинения вреда или неудобств, а также его физического или психического воздействия на здоровье человека или качество жизни. Хотя и нет сомнения, что промышленное загрязнение может негативно повлиять на здоровье населения в целом и ухудшить качество жизни человека. Ведь часто в каждом отдельно взятом случае бывает невозможно вообще измерить результат такого воздействия.

Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации ситуация в обращении с отходами ведёт к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения. Значительные объёмы образования отходов, низкий уровень их переработки и плохое состояние мест захоронения свидетельствуют о необходимости создания эффективной системы управления отходами.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29.03.2011 № Пр-781 необходимо разработать долгосрочные целевые инвестиционные программы обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами, основанные на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех их видов, привлечении средств частных инвесторов.

Острой проблемой в регионах остаётся утилизация твёрдых бытовых отходов, поскольку современной инфраструктуры их переработки и утилизации просто нет. Практически все образующиеся отходы без переработки размещаются на свалках, многие из которых не соответствуют санитарным и экологическим требованиям. Ежегодно увеличивается число несанкционированных свалок, расположенных на открытой местности, в лесополосах, в зелёных зонах населённых пунктов, на территориях гаражных и дачных кооперативов.

В регионах нужны программы экономически эффективной и инвестиционно привлекательной отрасли обращения с отходами производства и потребления, снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду путём сокращения объёмов захоронения, увеличения объёмов их утилизации и переработки.

Всё это, конечно, требует средств. Надо обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию лицензированных полигонов для размещения отходов производства и потребления с сетью мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций и мусороперерабатывающих заводов по кластерному принципу. Нужно обеспечить стопроцентный сбор, вывоз и размещение отходов на лицензированные полигоны, ликвидировать несанкционированные свалки. А главное — взять под жёсткий контроль, в том числе и общественный, все работы по оздоровлению окружающей среды.

Каковы наиболее частые нарушения, связанные с устройством и содержанием полигонов для бытовых отходов, на что надо обращать внимание общественности?

Есть Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин) 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов». Главные внешние нарушения, указанные в этих правилах: отсутствует грунт для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых ТБО, нет ограждения по периметру всей территории полигона для задержки легких фракций отходов. А если разбираться глубже, то нарушениями считаются отсутствие плана контроля состояния почв, подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Не организован и не проводится производственный лабораторный контроль. Очень часто в нарушение требований закона на местах не ведут сбор отходов с разделением их по видам.

Кроме этого, большая часть полигонов для твёрдых бытовых отходов не имеет проектов санитарно-защитной зоны. Многие полигоны продолжают эксплуатироваться с высоким коэффициентом заполнения. При ежегодном росте объёма образующихся отходов производства и потребления в большинстве регионов не решаются вопросы проектирования и строительства новых полигонов. Здесь ссылаются на отсутствие достаточного финансирования.

Между прочим, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района, округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района, округа возложены на органы местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

Опять же всё по закону! И если муниципальные власти не организуют такие мероприятия природоохранной деятельности, то они прямо нарушают российское законодательство. И тут никакие ссылки на объективные и субъективные трудности не принимаются — закон следует исполнять.

Понятно, не самое приятное — копаться на свалке, но и здесь просто нужен порядок. Вот основные технологические операции при эксплуатации полигонов.

Утверждается ежегодный план-график производственного аналитического контроля полигона, а именно исследование почвы, воздуха атмосферного, воды подземной. Контроль загрязнения грунтовых вод осуществляется с помощью взятия проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру полигона.

Регулярной очистке подлежат водоотводные канавы, загрязнения из которых могут попасть в поверхностные воды. На участках, где в граничных водоотводных сооружениях постоянно имеется сток, из канав также берут пробы воды на анализы. Мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений: ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т. д. На полигоне выполняются также все требования противопожарных норм. Иначе едкий и вредный дым от горящей свалки гарантирован.

Между тем в регионах именно эти требования и не выполняются. Санитарно-защитные зоны не утверждаются, их границы специальными информационными знаками не обозначаются. Проекты организации санитарно-защитных зон участков компостирования твёрдых бытовых отходов отсутствуют, санитарно-защитные зоны не озеленены. Программа производственного контроля отсутствует вообще.

Для решения проблем, связанных с размещением твёрдых бытовых отходов на полигонах, в регионах необходимо реализовывать долгосрочные инвестиционные программы.

В частности, правительство Республики Карелия утвердило своим Распоряжением от 05.06.2012 № 389р-П долгосрочную инвестиционную программу обращения с отходами производства и потребления Республики Карелия на 2012–2024 годы.

Целью программы является формирование и реализация комплекса мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в экономику республики, обеспечение экологически безопасной утилизации и переработки отходов, ликвидацию несанкционированных свалок, накопленных ТБО, промышленных и других видов отходов, представляющих опасность для окружающей среды.

К делу подошли основательно. Применяются организационно-управленческие и контрольные регуляторы. Проводится методическое и научное сопровождение развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений. Ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Внедряются логистические принципы процесса обращения с отходами. Повышается инвестиционная привлекательность проектов с помощью концентрации финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий. Внедряются современные технологии по переработке и обезвреживанию различных видов ТБО, проекты оптимизации системы сбора и переработки вторичного сырья, транспортировки и захоронения отходов по кластерному принципу размещения полигонов. Сущность такого принципа состоит в том, что территория республики будет разделена по географическому принципу на кластеры, включающие территории от двух до пяти муниципальных образований.

Программа призвана способствовать созданию технологической базы для реализации на территории Республики Карелия единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления; развитию информационной базы данных по отходам производства и потребления, созданию дополнительных рабочих мест.

Кроме снижения негативного воздействия на окружающую среду и улучшения санитарного состояния населённых пунктов, национальных парков и заповедных зон, программа способствует развитию фундаментальной и прикладной науки, совершенствованию системы экологического образования и воспитания. Всё вместе позволяет сформировать основы экологической культуры населения Республики Карелия.

На первом этапе выполнения программы планируется создание межмуниципальной управляющей компании, разработка схемы санитарной очистки республики, внедрение двухэтапной системы сбора отходов и организация межмуниципальных полигонов. Кроме того будет построена сеть мусороперегрузочных станций, создана единая база данных всех образователей отходов, поэтапно ликвидированы существующие свалки. Сейчас в республике создаётся общественная организация «Зелёный патруль».

Интересной представляется программа «О Стратегии по обращению с отходами производства на территории Свердловской области до 2030 года». В Стратегии для исполнительных органов государственной власти Свердловской области определено чёткое разграничение ответственности. Это, во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами производства в соответствии с федеральным законодательством. Во-вторых, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами производства. Затем — выявление бесхозяйных объектов размещения отходов и создание областного кадастра. Наконец, усиление регионального экологического надзора, развитие государственно-частного партнёрства, оказание государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами. И, конечно же, формирование экологической культуры.

В Костромской области принято решение «Об утверждении инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» по строительству на территории города Костромы объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов, на период с 2015 по 2024 год. Программа предлагает строительство автоматизированного мусоросортировочного комплекса, оснащённого современным технологическим оборудованием для обработки и обезвреживания твёрдых коммунальных отходов. Технология комплекса не предполагает никаких этапов сжигания отходов или «хвостов», следовательно, никаких опасных выбросов и стоков образовываться не будет.

Таким образом, надо искать пути решения проблемы, а не оправданий в бездействии. Сегодня ситуация со свалками в отдельных российских регионах приобретает катастрофический характер. Дальше отступать некуда, если мы не хотим утонуть в ядовитой грязи, созданной собственными руками.

ЛУЦЕНКО Сергей Иванович,

аналитик