Июнь 2018 :: Евгений ПИВОВАРОВ
Включаем телевизор?

В СССР телевидение было идеологически-просветительским, даже в новостных передачах. Современное российское ТВ — больше развлекательное. На советском телевидении изобиловали научно-познавательные, биографические, документальные фильмы, культурные программы. Сегодня количество таких передач резко упало. Они существуют буквально на единичных каналах. А остальное — что?

В длинном списке федеральных ТВ-каналов есть документальные проекты. Это высокобюджетные ленты, повествующие ещё о чём-то, кроме подвигов и трудовых будней кинозвёзд. Но их мало, и они, как нынче выражаются, не в тренде. Ещё снимают программы о еде, разоблачающие жуликов в пищевой сфере и торговле. Пожалуй, у этих передач столько же поклонников, как и у разоблачителей всяческих тайн с РЕН ТВ.

Идут довольно нудные и однообразные ток-шоу и такие же нудные комментарии экономистов о текущей ситуации в экономике. Многочисленные телепрограммы наперебой освещают нерадостную политическую обстановку за рубежами нашей страны. Дело тоже важное. Но порой кажется, что редакции умышленно отвлекают зрителя-избирателя от внутренних проблем, трудноразрешимых с нынешним управлением, мешающих объединить людей в народ перед внешним врагом для длительного противостояния ему. О внутренних проблемах вспоминают только при подготовке к очередным выборам.

А остальное? На всех крупных ТВ-каналах, в самое выгодное время, потоком идут программы, уровень пошлости в которых переходит все пределы терпения: кто кого родил, кто кого обокрал, кто у кого жену увёл. Причём участники таких передач трясут грязным бельём перед миллионами и не особенно стесняются.

Верно говорили древние: деньги не пахнут. Отбросив все ложные, по их разумению, представления о допустимом, телевизионщики играют на низменных пристрастиях людей. Да, у нас достаточно тех, кто любит копаться в чужих историях. Но с такими передачами подобных любителей становится только больше. Надо прямо сказать, что на сегодняшнем ТВ нисколько не пытаются поднять культурный уровень зрителей. Наоборот, всячески используют нетребовательность и неразборчивость определённой части населения и выпускают в эфир то, на чём можно заработать.

Вот в чём заключается омерзительная задача телеканалов — заработать деньги. Для этого нужно показать больше рекламы внушительной по объёму аудитории. Как её собрать у экрана телевизора? Разумеется, показав что-то такое, от чего массы зрителей ринутся к экрану. А что пользуется спросом? Душещипательные бытовые истории, во всех подробностях перемывающие и разбирающие все повороты в жизни частных лиц. Это для одной категории зрителей. А для другой — криминальные сводки, которые уже приобрели форму отдельных программ, где весь выпуск перечисляется, кто, где, кого ограбил или убил. ТВ работает по принципу: что зритель хочет увидеть, то он и видит. Главное — рейтинг программы поднять, рекламу показать. Всё! Дальше, уважаемые сограждане, живите, как умеете! Вам пищу для размышлений предоставили, информационную картину нарисовали? Ну и отдыхайте! А нужны ли эти сплетни, скандалы, ссоры, выяснения отношений в прямом эфире, перед журналистами и зрителями в зале? На телеканалах решили, что нужны. Отдельные несознательные зрители, конечно, могут переключиться на другой канал, благо их сейчас, с «тарелками», буквально сотни. Однако и на других каналах, как бы мягче выразиться, всё то же добро...

По такой схеме снимаются и телефильмы — тот же подход, те же темы. Слезливые или криминальные (их уже даже детективными не назовёшь) сериалы с сюжетом, построенным вокруг какого-либо шокирующего проявления низменных потребностей персонажа, вытворяющего изощрённые гадости, перешедшего все мыслимые моральные пределы. Нередко в подобных работах всё так подано, что возникает вопрос: оценивается ли негативно, осуждается ли авторами фильма подобное поведение персонажа или смакуется? Может быть, они даже наслаждаются его поступками? Расстановка акцентов в лентах бывает трудно различима.

В советские времена бардов с очевидным талантом неохотно пускали на телевидение. Приходилось выступать в клубах и чуть ли не в подвалах. Но настали другие времена. Нынче даже представители блатного шансона распевают на лучших площадках страны, и эти значимые события показывают по телевидению… Видимо, чтобы культуру зрителей подтянуть.

О постоянных и надоевших участниках всех мыслимых концертов — отдельный разговор.

***

Что делать тем, кто понимает причины и следствия текущих процессов?

У государства есть разнообразные функции: защита рубежей, охрана порядка в стране, поддержание благоприятной экологической обстановки, медицинское обслуживание, развитие экономики и многие другие. А как насчёт морального климата? Если не предпринять никаких шагов, боюсь, телевидение только усугубит процесс раскультуривания народа. Прислушаешься к толпе, текущей мимо... Сплошная нецензурная ругань из уст взрослых, юных граждан и даже детей. Мы не материмся, мы давно матом разговариваем. В простом спокойном разговоре используются производные от ругательств, применяются вместо подлежащего и сказуемого, вместо прилагательных. И прочих частей предложения. Из пристойного — только предлоги и остались.

Напрямую показы пошлых телепрограмм на речь, вероятно, не влияют. Но на нравы в обществе — безусловно, воздействуют.

***

И ещё о рекламе. В России применяют американский подход в финансировании телеканалов — средства поступают от рекламы товаров компаний. Телеканалам важен доход и как средство его достижения — реклама. Для получения дохода они не церемонятся — включают рекламу, прерывая фильм, программу, начавшуюся рубрику со сводкой погоды, что угодно. Ничего не стесняются — неприкрыто не уважать зрителя, показывать дурное воспитание. Кредо эпохи — зарабатывать на всём.

Где размещают рекламу подороже? В рейтинговых программах. Как достичь высокого рейтинга? Если за дело берётся серьёзный журналист, ведущий, в удобное для зрителей (и дорогое для рекламодателей) время, если он умеет вести дискуссию, задавать вопросы, не только заготовленные заранее и прочитанные по бумажке, а в развитии разговора, вскрывая новые темы с ходу, копая вглубь, то успех должен прийти к нему. Руководство канала, разумеется, не замедлит отреагировать — повысит стоимость рекламы, размещаемой в программе.

И делом полезным заняты — освещают политико-экономическую и социальную ситуацию в стране. Зритель, неравнодушный к происходящему, ждёт очередного представления. Если телеведущий работает на крупном, имеющем вес ТВ-канале, на программы в качестве гостей, экспертов, охотно приходят известные политики, бизнесмены, деятели культуры и спорта. Журналист, способный интересно провести эфир, тоже купается в лучах славы.

Это в идеале. Но то, что происходит много лет подряд на центральных ТВ-каналах, давно перешло представления о порядочном и непорядочном. Из года в год, из программы в программу приглашаются «лидеры общественного мнения». Они так уверились в своём лидерстве, что нередко ведут себя просто непозволительно: кричат, обзывают оппонентов, перебивают ведущего. А ещё — просто оскорбляют зрителей русофобскими высказываниями, антироссийской риторикой. И такое бывает. И мы всех их знаем — и в лицо, и по визгу.

Зачем их зовут в эфир? По какой такой необходимости? Неужели эти крикуны компетентны во всех сферах, настолько разбираются в возникающих ситуациях, что без них никак нельзя обойтись? И никто другой не в силах объяснить народу с экрана телевизора все хитросплетения внешней и внутренней политики?

Вот в чём грустная истина: участие в ток-шоу крикунов и русофобов — это заведомо дразнящий (сейчас бы сказали эпатирующий) приём. Ведущие рассчитывают увидеть реакцию участников ток-шоу на вопросы-ответы взбалмошных «экспертов», которые сами себя назначают политологами и руководителями экспертных институтов. Понятно, что визги и грубые выпады не остаются незамеченными телезрителями, а некоторую их часть так просто приводят в восторг. И вот они бегут к экрану телевизора, побросав все дела, и жадно следят за очередным представлением: украинский или польский «эксперт» кроет всю Россию и Путина персонально. Свобода слова в нашей стране просто зашкаливает!

Понятно, рейтинг программы подскочит вверх, в Сети начнут искать ролики с повтором такой выдающейся и, по-видимому, одобряемой, проделки эксперта. А если так, то и за рекламу можно будет расценки повысить. Известность ведущего подпрыгнет вместе с рейтингом. Он, правда, и без того достаточно известен... На Востоке мастера боевых искусств говорят: «мастерство, как кипяток — пока ты его поддерживаешь, он бурлит, перестанешь — и кипяток станет водой».

Ведущие ток-шоу на центральных каналах, как правило, хорошо образованы и работают высокопрофессионально. Разве не могут они добиться высоких результатов в работе, не прибегая к сомнительным приёмам? Могут. Так что вынуждает их обращаться к одним и тем же «лидерам общественного мнения» из года в год? Приходилось слышать такое объяснение: они стремятся познакомить зрителей со всеми точками зрения. Такое объяснение не убеждает. Это первый раз можно показать того, кто выбивается из рамок. А затем всем понятно, чего от него ждать. Между прочим, когда крикунов и злобных русофобов в передаче нет, а разговор ведут умные и знающие предмет люди, то это смотреть намного интереснее, потому что улавливаешь ход мыслей, понимаешь аргументы. Никто не перебивает выступающего, не уводит разговор в сторону.

Если ведущие ток-шоу не намерены прибегать к самоцензуре, то зрителям остаётся решать вопрос кардинально: увидел очередного крикуна — переключился на другой канал. К сожалению, это мало помогает. Через неделю снова решил посмотреть программу, а там — опять всё тот же крикун и хам. Как будто на раскладушке ночует после эфира...

А сколько достойных людей, настоящих специалистов в своём деле, а не самозванцев, вроде польского «журналиста», остаётся за кадром? Сколько проблем можно было бы конструктивно обсудить, пригласи ведущий эксперта, говорящего и по делу, и взвешенно. Но и у ведущих, как видно, свои приоритеты…

Действуют на нервы прямые включения с места событий. Корреспонденту не всегда удаётся внятно и точно сформулировать мысли. Говорит торопясь, корявыми фразами, запинается, волнуется, перепрыгивает через темы. А тут ещё ведущий в студии задаёт новые вопросы, иногда не имеющие отношения к теме. Корреспондент, видимо, в панике, начинает лихорадочно что-то вспоминать, пытается выправить путающиеся мысли. Зачем? Нельзя, что ли, смонтировать видео заранее и пустить в эфир нормальный ролик? Конечно, можно. При нынешнем уровне телевизионной техники — это не проблема. Наверное, на новостных каналах считают, что подобные включения — верх профессионализма. А что зрителя это откровенно раздражает — никого не волнует.

***

Ну, и любимый вопрос русской интеллигенции: что делать? Вводить цензуру, как в СССР, — не способ, это понятно. Но всё равно придётся учесть, что зритель по многим психологическим причинам не всегда может выключить телевизор и не смотреть недостойную внимания поделку. Думается, надо составить обязательный для всех ТВ-каналов перечень предельно ясных пунктов: что делать нельзя, а что — можно. Наверно, имело бы смысл ввести наблюдательные советы на каналах, утверждённые общественными институтами. Такие советы могут состоять из видных общественных деятелей, национальных культурных лидеров. Не для цензуры, а в качестве художественных руководителей, имеющих вес и рычаги влияния, как в театрах. Советы смотрели бы за принципами составления программ, высказывали бы мнение по поводу заказанных каналами телевизионных фильмов и сериалов.

Мысль не новая, но всякий раз, когда она кем-то озвучивается, в противовес раздаются голоса противников любых ограничений дурновкусия. Это, мол, намордник на свободу прессы. А бардак, что наблюдается сегодня, лучше?

Что с рекламой? Следовало бы убрать её с экранов и перейти на европейскую систему финансирования телевидения: взимать налог с квартиры, где есть телевизор. Однако многие будут против такого подхода: сейчас страна переживает экономические трудности. Специалисты подсчитали — 48 копеек с заработанного рубля идёт в бюджет в разных формах, и это не только подоходный налог. Так что европейская система — наверное, не выход.

Может быть, следует подвигнуть наших депутатов принять закон, запрещающий прерывать рекламой фильмы и программы? Пусть телевизионщики размещают ролики в промежутках между ними. «Завопят» телеканалы и рекламодатели? Привыкнут.

***

Оставить Общественное Телевидение России без рекламы необходимо. Хоть на этом канале что-то устроено тактично и со вкусом. Однако и там начали прерывать фильмы — не рекламой, анонсами программ. Денег бы ещё ОРТ! Здесь всё «бюджетненько». Раньше говорили «бедно». Фильмы свои производить канал не может, о международных делах в основном молчит.

Наверное, не так уж трудно подготовить хотя бы короткую сводку общемировых событий в новостях. Да и в программе «Правда» раз в неделю мировые новости обсуждать было бы не лишним. Принцип канала — говорить обо всём, что происходит в стране, представляется, необходимо расширить. Конечно, нужно говорить, что происходит в стране. Но ведь и мировые события в немалой степени влияют на внутреннюю ситуацию. Поэтому новостные выпуски логичнее начинать с общемировых и важнейших событий в России. Сегодня на ОРТ только бегло скажут о чём-то общероссийском и быстренько переключаются на события в регионах.

О финансах. Почему бы в федеральном бюджете не прописать определённые и достаточные средства для работы специально созданного общественного телеканала, где развлекательный контент — не приоритет. Сегодняшние средства, которые идут на канал, не достаточны. Всё ведь дорожает! Один из немногих ТВ-каналов страны, который не участвует в бездумной «развлекаловке», который работает на консолидацию общества и борется за традиционные ценности, не должен «побираться».

ОРТ и в дальнейшем должно оставаться независимым, несмотря на государственное финансирование. Для этого, видимо, стоило бы принять специальный закон или Указ президента, чтобы регулировать вопросы, сопутствующие деятельности канала. В том числе процедуру назначения руководства. В редакцию могли бы приходить люди, выдвинутые и назначенные общественной структурой, которая также формировалась бы обществом, а не только называлась таковой.

Новокузнецк, Кемеровская область

ПИВОВАРОВ Евгений Владимирович,

публицист, сценарист