Июль 2018 :: Сергей ЛУЦЕНКО
Дайте землю, чтобы жить

В ходе «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным мать троих детей из Томска Наталья Журова пожаловалась на долгую очередь, в которой она стоит в ожидании земельного участка, положенного многодетным семьям. И она со своей проблемой не одинока. К сожалению, региональные органы власти нередко нарушают права граждан, относящихся к льготной категории, например, права многодетных семей. Есть и неоправданные ограничения, связанные с использованием земельного участка по целевому назначению.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительство Российской Федерации должно было совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей. При этом предусматривалось создание при поддержке субъектов и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Однако до сих пор ситуация неоднозначна.

Регионы, предоставляя земельные участки многодетным семьям на бесплатной основе, не учитывают транспортную доступность и инженерную инфраструктуру. Выделяется клочок земли, как говорится, у чёрта на куличках, где кроме бурьяна ничего нет. Тем самым не только торпедируется Указ Президента, но и нарушаются права многодетных семей по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.

Поэтому многодетная семья, получая бесплатно земельный участок (титул на имущество) под индивидуальное жилищное строительство, не может его использовать по назначению. Другими словами, не получает ничего, кроме головной боли. В таких случаях, в результате бездействия органов региональной власти, нарушаются права заявителя на защиту собственности.

Руководствуясь положениями статьи 11 Земельного кодекса РФ и статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» землю выделяют с проведением кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учёт. На земельных участках, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, проводится строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Эти работы по закону отнесены к исполнению органами местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сфере снабжения электричеством, газом, теплом, водой. Должно быть сделано водоотведение до точек технологического присоединения к инженерным системам. А исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения к ним. То есть участок голого поля — вовсе не решение вопроса.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Это как раз такой случай, когда льготным категориям граждан выделяют участок под жильё.

Мало того, к участку будущего строительства должна вести нормальная дорога. Опять же по закону. На основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов наделены полномочиями в осуществлении дорожной деятельности.

Согласно пункту 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. И тут есть нюансы, когда дело касается выделения земельного участка многодетной семье. Объём платы за подключение к сетям регулируется подзаконными актами, и с этими документами должны быть ознакомлены будущие застройщики.

Более того, при предоставлении земельных участков многодетным семьям проведение кадастровых работ, подготовка документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счёт средств муниципального бюджета. Или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещённых законодательством Российской Федерации источников.

Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о выделении под строительство земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Это соответствует пункту 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Поэтому совершенно незаконны ссылки местных властей на то, что не могут договориться с владельцами дорожных или электрических сетей.

При таких обстоятельствах орган местного самоуправления просто обязан в соответствии с действующим законодательством ещё на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков и обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, который предоставляется многодетной семье.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащённости объектами необходимой инфраструктуры. Это получило своё отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей. Рекомендации утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372. Нас интересуют подпункты 3 и 4 пункта 17.

Если на территории городского округа нет земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления, на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, где есть объекты необходимой инфраструктуры.

Недопустимым является бездействие органа местного самоуправления, не обеспечившего транспортную доступность и инженерную инфраструктуру. Это нарушение прав многодетных семей. Проще говоря, нет дороги к участку — будьте любезны построить.

А какие участки муниципальные власти могут выделять? При выборе свободных территорий для индивидуального жилищного строительства (бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям) органы местного самоуправления учитывают в том числе критерии транспортной доступности, отсутствие на земельном участке зон санитарной охраны производственных и опасных производственных объектов, магистральных трубопроводов, линейно-кабельных сооружений. Обязательно учитываются сведения о планируемых к строительству сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства. Нельзя «сажать» участок с будущим домом на будущую магистраль.

Хотелось бы обратить внимание на особенности предоставления земельных участков со стороны органов власти, включая временной регламент — срок к осуществлению этапа формирования земельных участков после постановки граждан на учёт. Отсутствие в органах местного самоуправления нормативно-правового урегулирования по порядку организации работ на предоставляемых земельных участках не освобождает его от обязанностей эти работы вести. Недопустимо также, чтобы ожидание граждан на бесплатное предоставление земельного участка составляло значительный период. Нельзя ждать, пока дети вырастут — тогда и участок будет не так нужен. Другими словами, нормативно-правовыми актами органа власти должен быть установлен срок формирования земельных участков после постановки граждан на учёт.

Европейский Суд заключает, что гражданин обладает «законным ожиданием» в отношении получения имущества (в данном случае получение земельного участка и использование его по целевому назначению). Категория «законное ожидание» должна основываться на положениях закона или правовом акте. Ожидание гражданина, который «имеет надежду получить такое имущество» (земельный участок), не должно быть неопределённым либо иметь слишком длительный временной период.

Если данный период составляет более года, нарушается принцип разумности сроков, который должен также распространяться на разрешение обращений граждан в органы местного самоуправления. В свою очередь, стороны муниципального органа несвоевременно предпринимают меры по реализации прав граждан на предоставление земельных участков, и тут нарушается принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Резюмируем. Региональные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесплатную передачу многодетным семьям земельных участков с учётом транспортной доступности и наличием инженерной инфраструктуры. Обеспечение транспортной доступностью и инженерной инфраструктурой (определение и получение технических условий подключения земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения) является обязанностью органа местного самоуправления. Недопустима ситуация, в которой нарушаются права граждан, относящихся к льготной категории, и создаются препятствия к осуществлению прав по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.

ЛУЦЕНКО Сергей Иванович, аналитик

ПО ТЕМЕ

Госпрограмма предоставления земельных участков

многодетным семьям в 2017–2018 годах

По Федеральному закону, действующему в рамках госпрограммы, создан проект «О содействии развитию жилищного строительства». Благодаря закону семьи, имеющие больше трёх несовершеннолетних детей (родных или приёмных), могут бесплатно получить земельный участок в личное пользование с дальнейшим переходом его в собственность. Порядок распределения земли и величина площади определяются местным органом власти.

Распределение зависит от специфики данного региона и его требований. На разрешение по выделению участка влияет количество детей в данной семье и дата их рождения. Обычно размер выделяемой земли, на который могут рассчитывать, находится в пределах от 6 до 15 соток. Это опять зависит от региона проживания. Некоторые города, например Санкт-Петербург, могут выдавать денежные компенсации вместо бесплатных земель. Решение имеет право принять губернатор города на основании заявления комиссии по социальной политике. Это может быть связано с отсутствием в городском земельном фонде свободных участков.

Предполагалось, что в 2017–2018 годах программа по обеспечению многодетных семей землей во многих регионах прекратит действовать. Это связано с отсутствием земли для бесплатного распределения. Точную информацию по конкретным регионам следует уточнять на сайтах региональных отделений Министерства имущества и земельных отношений. Что касается федеральных настроений, возможно, в будущем власти примут меры, чтобы улучшить ситуацию густонаселенных районов России. Пока ещё можно успеть «заскочить в последний поезд», ориентируясь на региональные новости, потому что никаких изменений в федеральном законодательстве (см. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» от 14.06.2011 № 138-ФЗ) на этот счёт не произошло.

Следует учитывать также то, что с 1 марта 2015 года вступили в действие поправки к основному закону, регулирующему выдачу бесплатных земель многодетным семьям. С этого момента местные власти могут регулировать круг желающих. По сути, претендовать на бесплатный участок сможет не каждая семья, а только те, кто относится к категории нуждающихся. Помимо этого в законе весьма неоднозначно было прописано, что местные власти могут оказывать иную помощь многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Отсюда многие средства массовой информации начали активно обсуждать вопрос, могут ли многодетным семьям вместо земли выдавать квартиры. Ничего, кроме скептицизма, такая возможность не вызывает. Дело в том, что даже земельные участки смогли получить всего 40% от подавших заявки. Такой низкий процент связан с низким качеством предлагаемой земли (в отдалённых от инфраструктуры местах, например). В связи с этим крайне сомнительно, чтобы региональные бюджеты смогли потянуть такую нагрузку, как раздача квартир всем многодетным семьям. Вполне вероятно, что «иная помощь» — это льготные проценты по ипотечным кредитам, и это максимум, на что можно рассчитывать.

http://terrafaq.ru/zemlya/html