Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России"

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№7, Июль 2008

АКТУАЛЬНО

Владимир Пучков Чтобы добро не стало дымом

 

Потери от пожаров превращаются в проблему национального масштаба. С наступлением лета одной из основных «картинок» теленовостей становятся горящие леса. Только в Красноярском крае, например, выгорает лесов на полмиллиарда рублей ежегодно. А главное – в огне гибнут люди. Между тем, давно известно, что пожар легче предупредить, чем потушить. Однако в профилактической работе работники МЧС нередко сталкиваются с непониманием, откровенным игнорированием правил противопожарной безопасности не только со стороны обычных граждан, но и ответственных чиновников. Более того, прорехи в законодательстве позволяют ловким и беспринципным дельцам буквально греть руки на пожарах. Как показывает практика, многие пожары – следствие криминальной и коррупционной деятельности.

Нельзя серьезно рассчитывать на резкий экономический рост, теряя в огне ежегодно средства, сопоставимые с бюджетом средней европейской страны. В МЧС убеждены: необходимо совершенствовать законодательство. Многие постановления правительства, принятые в свое время для усиления противопожарной работы, мало отвечают сегодняшним реалиям. МЧС России ведет активную законотворческую работу, и одно из ее направлений – разработка проекта технического регламента «О пожарной безопасности». 

На вопросы редакции отвечает статс-секретарь–заместитель министра МЧС России Владимир ПУЧКОВ.

 

Владимир Андреевич, в последнее время много дискуссий ведется вокруг проекта технического регламента «О пожарной безопасности», который уже прошел второе чтение в Государственной Думе. Чем вызван такой неоднозначный интерес к этому документу?

 

– Появление проекта технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей правовой базой. К сожалению, многие нормативные акты сегодня устарели и нуждаются в оптимизации. Всего один пример: в настоящее время в области пожарной безопасности действуют более 2 тысяч различных документов, которые содержат более 150 тысяч требований. Даже если каждое требование будет занимать одну страницу, невозможно представьте себе книгу объемом в 150 тысяч страниц! Более того, многие подзаконные акты и правительственные распоряжения, принятые в разное время,  либо дублируют друг друга, либо противоречат, что затрудняет их применение и владельцами объектов противопожарной защиты, и надзорными органами. А любое противоречивое толкование нормативного акта создает поле для коррупционных проявлений. Многие регулирующие документы имеют ограниченный доступ, и где-нибудь в Иркутске, Хабаровске или Южно-Сахалинске вы их просто не найдете. Даже в Московской области какой-нибудь предприниматель вряд ли сможет найти все необходимые документы на месте – для этого нужно ехать в столицу. Разработанный нами технический регламент и призван решить подобные проблемы. Сам регламент и еще пять основных документов заменят две тысячи нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности.

Техрегламент содержит понятные, как для собственников и простых граждан, так и для надзора требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, то есть системы независимой оценки рисков. Это, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.

Вот почему столько дискуссий вокруг регламента: кое-кому не может понравиться прозрачность нашего документа, исключающая двоякое толкование и, следовательно, возможность использовать его как инструмент давления на предпринимательское сообщество.

 

Что главное в новом регламенте? Прописаны ли в нем, например, нормы риска от пожаров для населения и промышленных объектов?

– Да, мы впервые в России регламентировали нормы риска от пожара для населения. В идеале, к которому мы стремимся, при пожаре допустима гибель одного человека на миллион. Сразу прошу прощения за термин «допустима» – человеческая жизнь сама по себе бесценна. Для предприятий этот показатель составляет одну десятитысячную долю.

Наш регламент учитывает взаимоотношения работника и нанимателя, что в прежних нормативных документах было почти не прописано. Теперь, если человек устраивается на работу, он должен знать обо всех возможных рисках, в том числе и пожара на предприятии. Такие риски должны быть застрахованы.

Одна миллионная людских потерь – это та перспектива, к которой мы должны стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие подходы существуют в странах Западной Европы, в Японии и США. Эту норму вполне можно достичь, если точно соблюдать все требования пожарной безопасности, не допускать форс-мажорных обстоятельств в виде  непредсказуемых или не всегда правильных действий работников, а порой и умышленных поджогов. Пока же об одной миллионной говорить рано, к сожалению, показатели у нас совсем другие.

Владимир Андреевич, а как в проекте технического регламента «О пожарной безопасности» прописаны вопросы, связанные со страхованием рисков на самом производстве?

– Одним из элементов выстраивания цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование риска, особенно перед третьими лицами. Если, скажем, я живу или работаю вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для моей жизни и здоровья, то его владелец должен эти риски застраховать.

Приведу пример. Мясокомбинат, как правило, имеет холодильные установки с аммиаком. В случае аварии на таком объекте можно прогнозировать реальную опасность для людей, проживающих в непосредственной близости. Поэтому владелец должен застраховать все возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании, а в случае аварии страховая компания рассчитывается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Это категорически не так. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет страховать риски, если на предприятии устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит объект и выставит требования, которые необходимо выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, так как рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше.

Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом – это сложный и длительный процесс, но идти в этом направлении необходимо. И это отражено в новом техническом регламенте.

Скажу откровенно, не все готовы к внедрению этот системы. С одной стороны, противниками являются владельцы потенциально опасных объектов, заинтересованные в максимальной прибыли и не заинтересованные в независимом аудите технологических процессов, с другой стороны – страховые компании, которые не хотят брать на себя ответственность за потенциально опасные объекты. Чтобы сгладить эти моменты, проработать все вопросы, юридически описать эту сферу, мы предлагаем установить достаточно продолжительный промежуточный период до вступления законных требований  в силу.

 

Владимир Андреевич, одна миллионная человеческих потерь, о которой мы говорили чуть раньше, будет зависеть, конечно, и от высокопрофессиональных, оперативных действий спасателей. Есть ли в техрегламенте требования к их работе?

– Конечно. Впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации возгорания. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 4 километра, в сельской местности – 10 километров. Но понятно, что можно ехать со скоростью 10 километров в час из-за «пробок» или разбитых дорог. А за час все сгорит... Сегодня мы законодательно регламентировали: пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар в городе не более чем через 10 минут, а в сельской местности – через 20 минут. Достаточно жесткие требования, но мы сознательно идем на это, понимая ответственность за жизни и имущество людей.

 

Но в городе пожарные подразделения из-за «пробок» часто не успевают вовремя прибыть на место происшествия. А в новом техническом регламенте устанавливаются жесткие сроки. Что нужно делать, чтобы положения регламента не противоречили практике?

– Это комплексная проблема. Необходимо научить наших граждан, наших водителей пропускать машины со специальными сигналами, как бы это ни было трудно. Смогли же решить эту проблему в странах Западной Европы, где во многих городах проблем на дорогах не меньше, чем в Москве. Просто там привита эта культура: если едет машина со специальным сигналом, ее пропустят. Вдруг она спешит на помощь вашим родителям, близким, знакомым. Нам всем нужно быть внимательнее и уважительнее друг к другу.

Понятно, что только культуры безопасности недостаточно. Нужен комплексный подход – от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. При этом ответственность за состояние пожарной безопасности, правильную организацию дорожного движения, ремонт дорожного покрытия, строительство автостоянок, паркингов и развязок несут соответствующие руководители. Эта ответственность зафиксирована в нормативных актах. Значит, необходимо добиваться эффективности работы всех, от кого зависит и пропускная способность дорог, и экологическая составляющая, и настроение у водителей и пешеходов, и оперативность действий пожарных и спасателей. А в конечном итоге – наши жизнь и здоровье. Добиваться эффективности работы, в том числе, и рублем.

 

Владимир Андреевич, какие трудности вы предвидите на пути принятия технического регламента «О пожарной безопасности»?

– К сожалению, не все чиновники и бизнесмены правильно понимают требования регламента и не все хотят появления такого федерального закона. Ведь при размытом нормативном поле некоторые граждане, привыкшие жить в старом измерении, чувствуют себя гораздо увереннее. Они предпочитают заплатить за что-то и как-то, но не решать вопросы пожарной безопасности цивилизованным способом. Именно по этой причине мы столкнулись с серьезным противодействием при принятии проекта технического регламента «О пожарной безопасности». Дело в том, что документ имеет явно выраженную антикоррупционную направленность. А некоторые бизнесмены внутренне не готовы выходить на новые цивилизованные взаимоотношения в сфере безопасности. Это тоже проблема нашей общей  культуры.

Порой сталкиваешься с такими абсурдными явлениями, о которых говорить в цивилизованном обществе просто неудобно. Ведь никому не придет в голову прыгать из самолета без парашюта. Но некоторые наши руководители считают, что вопросы безопасности жизнедеятельности, оценка рисков не важны, что это просто дополнительные затраты и нагрузка на бюджет предприятия. Зачем ставить огнетушители в положенном месте, если можно обойтись без них? Зачем нужны эвакуационные выходы и сигнализация? Зачем держать аптечку и огнетушитель в автомобиле? Когда же случается трагедия, в результате которой гибнут люди, понимаешь, что эти вещи жизненно необходимые. Поэтому каждый собственник должен чувствовать ответственность. Но ему нужна помощь, а не только надзор и контроль. Хотя и без них сегодня, к сожалению, невозможно обеспечить безопасность на социально-значимых объектах. Нужна повседневная кропотливая работа, просвещение и убеждение людей, принятие профилактических мер.

Так что трудности в принятии регламента связаны в первую очередь с нежеланием части предпринимательского сообщества и чиновничества переходить на цивилизованные нормы, а во вторую очередь – с обычным бытовым непониманием всей остроты и актуальности проблемы.

Технический регламент «О пожарной безопасности» прошел все процедуры согласования в комиссии по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, рассмотрен на заседании Правительства России, прошел подготовительные процедуры в Государственной Думе. Проведены общественные слушания, в том числе, и с участием представителей бизнеса.

За последнее время текст законопроекта был дополнительно проработан, внесены десятки поправок, уточняющие формулировки, упрощены процедуры, четко регламентирован порядок реализации требований техрегламента, исключены все «двойные толкования» и нюансы, способные привести к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям. В этой большой работе участвовали депутаты Государственной Думы, представители бизнес-сообщества  и общественных организаций, эксперты и юристы.

Надеюсь, в ближайшее время процедура принятия законопроекта будет завершена. Общество ждет этот документ, потому что в большинстве своем оно созрело для внедрения цивилизованных отношений, в том числе в сфере пожарной безопасности. Принятие технического регламента позволит улучшить противопожарную обстановку, а значит, уменьшить количество погибших и пострадавших на пожарах, сократить материальный ущерб.

 

Удалось ли вам выработать общие подходы к противопожарному законодательству с бизнес-сообществом? Насколько можно понять, сегодня это – ваш главный оппонент...

– Да, положительные подвижки в этом направлении есть. В конце июня.

состоялась встреча министра МЧС России Сергея Шойгу с представителями общероссийских общественных организаций «ОПОРА РОССИИ» и Российского союз промышленников и предпринимателей. На встрече обсуждались последние изменения, внесенные в проект федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Участники встречи подвели итоги совместной деятельности по доработке документа и пришли к единому мнению: технический регламент учитывает интересы всех заинтересованных сторон и может быть одобрен для вынесения на третье окончательное чтение в Государственной Думе.

Кроме того, стороны согласились с предложением о подготовке до ноября 2008 года проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О пожарной безопасности» в соответствии с требованиями федерального закона «О техническом регулировании». Было принято решение создать совместную постоянно действующую рабочую группу с участием представителей МЧС России, бизнеса и общественных организаций. Ее задачей будет  формирование нормативных документов по пожарной безопасности, составляющих базу выполнения положений технического регламента и позволяющих проводить мониторинг практики его применения.

 

Интервью вел Сергей КОТОВ

 

ПУЧКОВ Владимир Андреевич,

статс-секретарь – заместитель министра МЧС


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России".