Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№2, Февраль 2014

ЭКСПЕРТИЗА

Эльдар Касаев Сквозь песчаную бурю

 

Экспертиза
Сквозь песчаную бурю
Экономические связи России с Северной Африкой
Эльдар КАСАЕВ

Политические события в Египте и Сирии отодвинули на задний план экономические проблемы стран Ближнего Востока и Северной Африки, причем как внутренние, так и внешние. Говоря о последних, стоит особо выделить спад торговых и финансовых отношений некоторых арабских государств с Россией — их давним партнером. Каково сегодня состояние хозяйственных связей стран Северной Африки с нашим государством? Есть ли перспективы у этого взаимодействия?

Египет
Вполне логично, что после смены режима в Египте в 2011 году произошли серьезные изменения в расстановке политических сил внутри страны. Как следствие, в связи с дестабилизацией государственного управления в Египте и ростом политических рисков российские участники внешнеэкономической деятельности минимизировали свою активность на египетском рынке.
Тем не менее двусторонний товарооборот за последние два года увеличился почти на 70%, достигнув в 2012 году 3,5 млрд. долларов .
Стоит напомнить, что до начала беспорядков в Каире Россия занимала 6-е место среди внешнеторговых партнеров Египта. В свою очередь, Египет занимал 34-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 29-е по экспорту и 63-е по импорту.
В Египте официально зарегистрировано более 250 предприятий с участием российского капитала, из которых около 90% приходится на мелкий и средний бизнес. Кроме того, крупные компании («Лукойл», «Новатэк», «Вертекс» и некоторые другие) инвестировали значительные средства в разведку и добычу углеводородов, золота и иных полезных ископаемых на территории Египта. «Новатэк», например, намерен провести геологоразведку на потенциально газовом оффшорном блоке Эль-Ариш, расположенном на шельфе Средиземного моря. Инвестиционные обязательства — 40 млн. долларов.
Примечательно, что с доказанными запасами природного газа в 1,9 трлн. куб. м Египет способен укрепиться на международных рынках сбыта в качестве крупного экспортера сырья. И все же страна стремится развивать конкурентоспособное промышленное производство, ориентированное как на внутреннего потребителя, так и на внешний рынок. Во многом свои долгосрочные экономические планы Каир связывает с Москвой.
Стоит подчеркнуть, что в египетской Генеральной организации инвестиций и свободных зон была зарегистрирована 21 компания с уставным капиталом 12,6 млн. долларов, из которых 7,4 млн. внесены российскими инвесторами. Инвестиционная стоимость российско-египетских проектов на территории Египта составляла 54 млн. долларов, из которых около трети пришлось на туризм.
У российских граждан есть интерес к приобретению объектов туристической инфраструктуры: ресторанов, дайвинг-центров, гостиниц, вилл и квартир в курортных зонах. В Шарм-эль-Шейхе был открыт ресторан российской кухни, в Дахабе функционирует целый комплекс (кэмпинг, ресторан и дайвинг-центр), принадлежащий российским инвесторам. Работает российско-египетская риэлторская компания «Ред Си Истейт», оказывающая услуги по подбору объектов недвижимости для россиян и ее официальной регистрации.
Несколько лет назад российскому торговому представительству удалось достичь договоренности с египетской стороной по комплексу вопросов, возникших у отечественной компании «СМВ Инжиниринг» в связи с выполнением концессионных соглашений о добыче золота и ассоциированных металлов на территории Египта. Концессии оформлены Соглашением о разделе продукции между Арабской Республикой Египет, египетским Агентством по минеральным ресурсам и «СМВ Инжиниринг» (Закон Египта № 97 от 28 июня 2007 года), а также Соглашением о разделе продукции между Арабской Республикой Египет, египетским Агентством по минеральным ресурсам и «СМВ Инжиниринг» (Закон Египта № 94 от 28 июня 2007 года).
В соответствии с условиями этих соглашений, минимальная сумма инвестиций российской стороны на период геологоразведки составляет 6 млн. долларов по каждому участку. После начала добычи руды концессионер имеет возможность принимать в качестве ежегодно возмещаемых до 25% расходов, накопленных за период геологоразведки.
Размер роялти составляет 4% от общего количества добытых золота и ассоциированных минералов. Раздел продукции идет сразу после начала добычи руды. Добычу твердых полезных ископаемых (полиметаллические руды) на территории Египта намерена начать компания «Вертекс».
Помимо названных инвестиционных проектов, в перспективе, при благоприятных политических и экономических условиях, российское бизнес-сообщество планирует участвовать в строительстве атомной электростанции и поставке 14 тысяч трэкеров ГЛОНАСС для оснащения парка туристических автобусов. А также в производстве чистого кремния, панелей солнечных батарей, в создании вертолетной ремонтной базы и в некоторых других проектах на египетской территории.
В 2008 году Россия и Египет подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Заключение этого документа стало особенно актуальным после того, как министерство электроэнергетики Египта утвердило план по строительству атомных электростанций близ побережья Средиземного моря. Ожидалось, что первая станция будет введена в эксплуатацию в 2015–2016 годах. Стоимость проекта была оценена в 1,5 млрд. долларов.
Однако сегодня ситуация кардинальным образом поменялась. Во-первых, у политического руля Египта уже не стоит Х. Мубарак, который подписывал названное выше соглашение с Москвой, во-вторых, инвестиционный климат Египта серьезно ухудшился вследствие высоких политических рисков. Страна находится на пороге гражданской войны, которая добавит иностранным инвесторам еще больше сомнений в целесообразности проекта.
Как представляется, при нынешней политической ситуации не только полностью реализовать, но даже начать строительство атомных мощностей в Египте на российские средства будет крайне проблематично, а скорее, даже маловероятно. Россия уже «набила шишек» в Ливии, потеряв в 2011–2012 годах крупные финансовые ресурсы из-за смены власти в этом североафриканском государстве.
Учитывая нынешнюю обстановку в Египте, когда политический истеблишмент страны вынужден постепенно обеспечивать возвращение местной экономике былой мощи, России следует приложить усилия для того, чтобы выстроить действенный межгосударственный диалог с Каиром, который в итоге позитивно бы отразился на двусторонних торговых и инвестиционных связях.
Однако здесь нам не следует забывать о собственных дивидендах. Таковы уж правила игры на международном политическом поле: интересы своего государства выше планов и стратегий партнеров. Никакой благотворительности — во главу угла встают жесткий прагматизм и холодный расчет. Москве необходимо оперативно и действенно извлекать уроки из предыдущего опыта и продолжать трезво оценивать степень сегодняшних выгод и потерь при финансовых вливаниях в египетское хозяйство.
Существуют определенные препятствия на пути масштабного российско-египетского партнерства.
Во-первых, слабо развитая нормативно-правовая база Египта, которая бы обеспечивала гарантии иностранным инвесторам.
Во-вторых, в России до сих пор не завершено создание агентства развития, аналогичного существующим в других развитых странах. Через него могли бы реализовываться совместные гуманитарные программы, программы помощи и сотрудничества.
В-третьих, различные политические, экономические и правовые риски, с которыми могут столкнуться потенциальные российские инвесторы в Египте, вынуждают их тщательно анализировать целесообразность и привлекательность того или иного совместного проекта, прежде чем начать вкладывать в него средства.
Визит в Москву египетского президента М. Мурси (2013) стал своеобразной проверкой работы над ошибками, которую провели обе стороны. По итогам переговоров президент В. Путин заявил, что обе страны намерены диверсифицировать экономические связи, уделять внимание инвестиционному сотрудничеству, увеличивать встречные потоки капиталовложений в совместные проекты в сфере промышленности, энергетики и сельского хозяйства.
Однако сегодня экономические контакты двух стран не получили эффективной практической реализации, поскольку инвестиционная привлекательность Египта сильно понизилась из-за неспокойной политической обстановки. Особый урон понес туристический сектор, поскольку российские туристы опасаются ехать на отдых в курортные места Египта из-за возросших рисков. Как заявил министр туризма Египта Х. Заазуа, который в сентябре прошлого года посетил с рабочим визитом Москву, потери туристического сектора страны после свержения президента Х. Мубарака могут достичь 8–9 млрд. долларов до конца 2013 года.
Говоря о падении российского туристического потока после обострения ситуации в Египте минувшим летом, министр сообщил, что число туристов резко снизилось после публикации МИД России рекомендаций воздержаться от поездок в страну. Между тем в первой половине 2013 года поток россиян в Египет увеличился на 24% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Однако после рекомендаций ряда государств воздержаться от поездок в Египет, сделанных своим гражданам в середине августа, поток туристов в течение одной лишь недели снизился более чем на 70% от всего потока туристов в страну. После официальных предостережений МИД России и Ростуризма, поток российских туристов сократился более чем на 90%.
При этом Х. Заазуа подчеркнул, что если Москва не отменит рекомендации туристам не ездить в Египет, то последствия для туристической отрасли будут катастрофическими. Стоит напомнить, что традиционно в Египет приезжает большое количество российских туристов. Пик пришелся на 2010 год, когда там побывали 2,8 млн. человек. Для сравнения: в 2012 году численность туристов из России составила 2,5 млн. человек.
Тем не менее, по словам египетского министра, это все еще весьма внушительный показатель. Чиновник призвал российскую сторону не продолжать закручивать гайки в этом направлении, а, напротив, немного ослабить, поскольку отсутствие российских туристов негативно влияет на инвестиции в туристическую отрасль, на занятость в ней и на доходы египтян. Х. Заазуа также сообщил, что ситуация в туристических местах Синайского полуострова, где располагается популярный курорт Шарм-эль-Шейх, абсолютно безопасна, несмотря на то что на севере полуострова проходят военные операции.
Со своей стороны отмечу, что ни МИД России, ни Ростуризм пока официально не отозвали сделанные ранее рекомендации российским гражданам воздержаться от поездок на египетскую территорию, что представляется вполне обоснованным. Разумнее лишний раз перестраховаться, поскольку «цена вопроса» крайне высока. В случае с отдыхом в Египте — это человеческая жизнь.
Следует обратить внимание на то, что до событий 2011 года стабильность египетской экономики обеспечивалась ее большей защищенностью от воздействия кризиса. Это было обусловлено тем, что хозяйство этого африканского государства во многом ориентировано на удовлетворение внутреннего спроса. Однако даже относительная стабильность не выдержала мощной силы внутриполитических «ураганов».
Таким образом, на современном этапе экономика Египта столкнулась с серьезными проблемами. Бедность широких слоев населения, низкая производительность труда, ограниченность земельных, водных и финансовых ресурсов делают крайне затруднительным решение сложных социально-экономических проблем как внутри страны, так и за ее пределами. Речь, прежде всего, идет о продолжении взаимовыгодного и тесного сотрудничества с традиционными торговыми партнерами, включая Россию.
Осенью 2013 года с рабочим визитом в Москву прибыл министр иностранных дел Египта Н. Фахми. Россия стала первой зарубежной страной, которую египтянин посетил после назначения летом прошлого года на пост главы внешнеполитического ведомства. По словам министра, его выбор был неслучайным, поскольку Москва очень важна для Каира, особенно в сферах взаимной торговли, обмена инвестициями и туризма.
Примечательно, что и ныне арестованный и отстраненный от власти М. Мурси, и только что севшие в министерские кресла египетские чиновники, делают на Россию большие ставки. Впрочем, так поступал и Х. Мубарак, регулярно наведывавшийся с официальными визитами в нашу страну. Это наглядно доказывает, что даже при смене египетской власти преемственность Каира во внешнеэкономических отношениях с Москвой пока сохраняется. И вот почему.
С одной стороны, египтяне отлично помнят и ценят ту финансовую и технологическую помощь, которую оказывали их государству еще советские, а затем и российские специалисты.
Некоторое время назад, общаясь с авторитетным египетским исследователем, я слышал от собеседника лишь восторженные эпитеты в адрес российских профессионалов, ставивших на прочную опору экономику Египта. Исходя из этого можно предположить, что Каир до сих пор рассматривает Кремль как «старшего брата», способного помочь находящемуся в экономическом застое дружественному арабскому государству.
С другой стороны, нынешние власти Египта на самом деле могут быть далеки от той советской ностальгии и пророссийского пиетета, которыми, в частности, руководствовались Х. Мубарак и мой недавний египетский собеседник. Их мотивацией для выстраивания прочных финансовых отношений с нашим государством вполне может служить сугубо банальная и логичная причина — необходимость привлечь максимальный объем иностранных инвестиций на местный рынок. Россия в данном случае является лишь одним из игроков, за счет которого можно улучшить свое положение.
Заместитель министра иностранных дел, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку М. Богданов не исключил того, что Египет может обратиться к Москве с просьбой об экономической помощи. Каир уже попросил ее у некоторых монархий Персидского залива: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН опубликовала доклад, в котором говорится, что беспорядки и истощение валютных резервов в Египте создают серьезную угрозу продовольственной безопасности в государстве.
Как заявил М. Богданов, если от египетской стороны поступит обращение о соответствующей помощи, то наше руководство его рассмотрит. Причем речь шла не только о государственной, но и о частной поддержке. По словам заместителя министра, частные компании изучают условия предоставления такой помощи, с тем чтобы она использовалась эффективно и шла в русле развития двусторонних экономических связей.

Алжир
Алжир является первой арабской страной, с которой Россия подписала Декларацию о стратегическом партнерстве. За последние годы проведено несколько российско-алжирских встреч на высшем уровне. В ходе этих официальных переговоров было подтверждено намерение обеих стран расширять сотрудничество в геологоразведке и добыче газа на алжирской территории. Так, был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере и Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики между Министерством энергетики России и Министерством энергетики и шахт Алжира.
Алжир входит в число ведущих партнеров России, но приходится констатировать, что объемы внешней торговли и экономического взаимодействия в целом более чем скромны и не отражают коммерческого потенциала и уровня политических отношений руководства двух стран.
В 2013 году в Алжире состоялось 6-е заседание Смешанной межправительственной Российско-Алжирской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Стороны подробно обсудили конкретные проекты в сферах энергетики, торговли, финансов, геологии, образования, промышленности, водных ресурсов, строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий.
В ходе переговоров в очередной раз было решено обмениваться опытом и информацией по всей цепочке нефтегазовой промышленности в Алжире, России и на территории третьих государств. Последующее усиление политического диалога позволило увеличить качество деловых контактов: крупнейшие российские компании выразили намерение инвестировать солидные средства в углеводородный сектор стремительно набирающей обороты алжирской экономики.
Россия и Алжир готовятся заключить межправительственные соглашения по мирному использованию атомной энергии, сотрудничеству в мирном освоении космического пространства. На институциональном уровне также работает Межправительственная комиссия по военно-техническому взаимодействию.
Летом 2013 года в Москву прибыл министр иностранных дел Алжира М. Меделси, который был принят его российским коллегой С. Лавровым. Министры обсудили перспективы укрепления российско-алжирских отношений, включая ход реализации имеющихся договоренностей об активизации сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, военно-технической сферах.
Алжир входит в тройку ведущих торговых партнеров России в Африке. По итогам 2012 года товарооборот между государствами приблизился к 3 млрд. долларов, что, по заявлению главы российского внешнеполитического ведомства, далеко не предел. Пути дальнейшей активизации и расширения экономического взаимодействия стороны видят в диверсификации хозяйственных связей.
Российские концерны «Газпром», «Роснефть», «Стройтрансгаз» участвуют в крупных проектах по разработке углеводородов в Алжире. Россия готова увеличивать свое присутствие на рынке этого североафриканского государства, активнее подключаться к реализации не только проектов в нефтегазовой сфере, но и других энергетических и крупных инфраструктурных программ.
«Газпром» давно работает в этом регионе. Сотрудничество с Алжиром началось восемь лет назад с подписания меморандума о взаимопонимании с алжирской государственной нефтегазовой корпорацией Sonatrach. В документе были определены основные направления взаимодействия в геологоразведке, добыче, транспортировке углеводородов, развитии газотранспортных и газораспределительных систем, а также обмене активами, переработке и реализации углеводородного сырья.
С 2008 года начало работу представительство «Газпрома» в Алжире. В этом же году компания «Газпром ЭП Интернэшнл Б. В.», выиграв тендер на разведку и разработку сырья на сухопутном участке Эль-Ассель, заключила контракт с Алжирским национальным агентством по развитию углеводородных ресурсов («Алнафт») и Sonatrach, который вступил в силу в 2009 году. В соответствии с условиями контракта, российская сторона является оператором. Ее доля в проекте составляет 49%, оставшийся 51% принадлежит алжирской Sonatrach.
В конце 2010 года по итогам бурения скважины Rhourde Sayah-2, глубина которой составила 4,4 тыс. м, на участке были открыты запасы углеводородов. Скважина дала дебит в размере 60 тыс. куб. м газа в сутки и 49,38 т нефти в сутки. Для «Газпрома» это стало первым открытием запасов углеводородов в Северной Африке.
В 2013 году в ходе испытаний поисковой скважины ZERN-1, пробуренной на территории участка Эль-Ассель, российские специалисты открыли новую газонефтеносную залежь. Из скважины, расположенной в геологическом бассейне Беркин на востоке алжирской части пустыни Сахара, были получены суточные притоки в объеме около 13 тыс. куб. м природного газа и до 82 куб. м нефти. Общая глубина скважины составляет 5,3 тыс. м. По предварительным оценкам, извлекаемые запасы «черного золота» на лицензионном участке Эль-Ассель, расположенном в нефтегазовом бассейне Беркин и состоящем из трех блоков общей площадью 3,25 тыс. кв. км, составляют около 30 млн. т.
Учитывая имеющийся позитивный опыт совместного сотрудничества, перспектива альянса между двумя основными поставщиками газа в ЕС весьма неплохая. Для этого «Газпром» предложил инвестировать миллиарды долларов в строительство газопровода протяженностью более 4 тыс. км для доставки «голубого топлива» через Сахару из дельты Нигера к терминалам на Средиземноморском побережье Алжира.
Сотрудничество России и Алжира, включая площадку Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ), помимо прочего, направлено на расширение присутствия Москвы в африканском Средиземноморье для выстраивания эффективного энергодиалога с ЕС. Для достижения этой цели летом 2013 года состоялись переговоры специального представителя президента России по взаимодействию с ФСЭГ, председателя совета директоров «Газпрома» В. Зубкова и чрезвычайного и полномочного посла Алжира в России С. Шерги. В ходе беседы достигнута договоренность о подготовке и проведении ответного рабочего визита В. Зубкова в Алжир.
Высокий уровень политических контактов двух стран позволяет извлечь из этого дивиденды не только «Газпрому», но и другим отечественным компаниям. Например, российский «Стройтрансгаз» стал победителем тендера на проектирование, поставку оборудования и сооружение северного участка очередной нитки нефтепровода. Магистраль пройдет от алжирского месторождения Хасси Мессауд к терминалу Арзев на Средиземноморском побережье. «Стройтрансгаз» выиграл этот проект в конкурентной борьбе с американской компанией Willbross, предложив алжирской стороне наиболее выгодные коммерческие условия — 79 млн. долларов. Условия Willbross — 98 млн. долларов.
Альянс «Роснефти» и «Стройтрансгаза» получил право на разведку, разработку и добычу углеводородов на территории блока 245-Юг (на юге Алжира недалеко от ливийской границы). Для реализации этого проекта было создано совместное предприятие «Роснефть-Стройтрансгаз Лимитед» (РН-СТГ). Затем между РН-СТГ и Sonatrach, выступающей от лица алжирского правительства, был подписан контракт на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) на освоение блока 245-Юг. По оценкам, извлекаемые запасы блока равняются 47 млн. т нефти, а общая стоимость проекта — 1,03 млрд. долларов.
«Стройтрансгаз» также победил в торгах на строительство газопровода Сугер — Хаджерет Эннус по международному проекту «Медгаз». Он предусматривает поставки алжирского газа в Испанию и другие европейские страны. Российский консорциум предложил более выгодные и технологически приемлемые условия по сравнению с фирмами из ОАЭ, Испании и Алжира.
«Лукойл» и «Союзнефтегаз» участвовали в аукционе на разработку новых алжирских месторождений по причине того, что «Лукойл» поставил задачу сосредоточить на Ближнем Востоке четверть своих международных проектов, и Алжир в этих планах занимает одно из центральных мест.
Примечательно, что «Лукойл», «Газпром» и Sonatrach заинтересованы в реализации совместных проектов по разработке углеводородных месторождений на территории России. В таких проектах могут участвовать не только государственные игроки, но и частные инвесторы. В Алжире за последние 10–15 лет сформировался слой крупных предпринимателей, стремящихся вкладывать финансовые средства за границу.
Таким образом, сегодня созданы хорошие условия для мощного присутствия России на алжирском рынке. Тем более что уровень восприятия отечественных компаний там остается высоким благодаря тесному двустороннему взаимодействию в прошлом.
Повышает инвестиционную привлекательность тот факт, что в геополитическом плане положение Алжира остается устойчивым из-за высокого авторитета страны и верного направления региональной энергетической дипломатии. Алжир органично «вписался» в современную систему международных отношений, поддерживая сбалансированные связи с основными мировыми центрами силы, включая Россию, и реализуя собственные инициативы на африканском направлении. Руководству страны удается проводить свою линию, не считаясь с амбициями других государств.
Весомым достижением является урегулирование проблемы внешней задолженности страны. Алжир сократил долговую нагрузку с 75% ВВП в 1995 году до 6% в 2010-м. Возросшие поступления в бюджет нефтедолларов обеспечили стране устойчивый профицит торгового баланса и увеличили золотовалютные резервы. Движущей силой устойчивости и динамичности нынешнего экономического положения Алжира является нефтегазовая отрасль. На экономическом направлении курс страны имеет отчетливый крен в сторону большей открытости и либерализации хозяйственной жизни.
Исходя из этого, а также текущих и прогнозируемых показателей развития хозяйства, экономические риски в Алжире оцениваются как умеренные и предсказуемые. Слабым звеном местной экономики является ее зависимость от мировой конъюнктуры нефтяных цен. Однако есть основания полагать, что правительство воспользуется дополнительными доходами от сырьевого сбыта для решения структурных проблем в экономике.
При работе на энергетическом рынке Алжира российский инвестор столкнется с проблемами практического характера, обусловленными бюрократической волокитой. Однако алжирское правительство осознает характер трудностей, испытываемых иностранными инвесторами, и обещает продолжать начатую либерализацию условий ведения бизнеса, ориентируясь на международный уровень. Наступать на одни и те же грабли алжирцам не хочется, ведь в декабре 2009 года из-за непривлекательных финансовых условий для иностранцев алжирским властям удалось продать только 3 из предложенных 10 лицензий.
Таким образом, стратегическая значимость алжирского рынка для России не оставляет никаких сомнений по причине множества совместных проектов в энергетической сфере. Москва заинтересована в продолжении тесного и выгодного партнерства с этой североафриканской страной, так как последняя действительно обладает экономическим весом и политическим авторитетом в регионе.
Хозяйственная ситуация в Алжире, особенно в его энергетическом комплексе, представляется вполне приемлемой для интенсификации двустороннего торгового и инвестиционного диалога. Алжир нуждается в зарубежных капиталовложениях, так как без них местной экономике приходится нелегко из-за частично нестабильной внутриполитической ситуации, вызванной борьбой за власть в государстве между различными местными элитами.
В Алжире пока еще действует правительственная программа инфраструктурного развития. В ее рамках российские компании имеют возможность получить подряды на строительство жилья, объектов социального назначения, гостиниц, плотин, систем очистки воды, станций опреснения морской воды, железных дорог, автодорог, объектов водопользования; электро- и газоснабжение; увеличение мощностей портов, аэропортов; обеспечение средств связи; охрану окружающей среды.
В Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной на уровне глав обеих стран, с алжирской стороны проявляется серьезная заинтересованность в укреплении позиций российского бизнеса на местном рынке. И такая заинтересованность — главный итог развития наших связей с Алжиром.
Окончание следует

КАСАЕВ Эльдар Османович,
специалист по инвестициям в энергетику
стран Ближнего Востока и Северной Африки


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru