Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№12, Декабрь 2014

ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

Айшат Темирова, Татьяна Сухова
Искусство управлять великой страной

 

Вячеслава Никонова интересно представлять. Внук легендарного Вячеслава Молотова. Историк и сын историков. Политолог, политик, председатель Комитета Государственной Думы по образованию. Выпускник истфака МГУ им. М. В. Ломоносова, преподающий много лет в родном университете и три года назад возглавивший здесь же факультет государственного управления.

Вячеслав Алексеевич, как вы оцениваете историю факультета, какие ближайшие перспективы могли бы обозначить?

— Это был первый факультет государственного управления в нашей стране. К сожалению, на протяжении многих десятилетий, когда государственное управление, public administration, было респектабельной сферой научного и профессионального знания на Западе и на Востоке, в Советском Союзе, а потом в России оно не было представлено в качестве отдельной специальности. И это, на мой взгляд, явилось причиной многих управленческих проблем.

Мне трудно оценить все 20 лет, хотя я и вижу результаты работы предшественников. Я пришел сюда в 2011 году, когда факультет уже набрал определенную скорость. При этом он выступал первопроходцем. В значительной степени стандарты и образовательные программы, которые используются на факультетах госуправления в вузах страны, выходили отсюда.

В чем вы видите основную проблему управленческого образования?

— Проблема — не факультета, а страны — заключается, на мой взгляд, в том, что до настоящего времени менее одного процента российских управленцев имеют управленческое образование. Несмотря на то, что это направление появилось, и студентов могут готовить в десятках учебных заведений в масштабах всей страны, вопрос обеспечения кадрами сферы государственного администрирования остается открытым. С одной стороны, этих студентов недостаточно, а с другой стороны, очень многие выпускники после обучения идут в другие сферы, не связанные с государственным менеджментом.

Есть ли на факультете свои традиции?

Факультет возник не на голом месте, а вырос из нескольких структур, уже существовавших в МГУ со своими традициями. Произошло объединение нескольких научных школ, которые занимались схожими предметами. У нас изначально был не классический факультет, который представлял бы отработанную преподавательскую модель. Но сейчас на факультете, конечно, уже есть профессионалы, которые специализируются исключительно в сфере государственного и муниципального управления.

В то же время государственное управление вообще предполагает большой спектр знаний, поэтому у нас очень разноплановые специалисты: экономисты, социологи, политологи, международники, специалисты по связям с общественностью, по стратегическим коммуникациям, по внешнеэкономическим связям, по отдельным отраслям экономики, историки. И естественно, есть уже своя образовательная традиция. Например, создана Ассоциация выпускников, хотя за это время было всего 15 выпусков. Кроме того, есть традиции проведения соревнований КВН на кубок декана, конкурса «Мисс ФГУ» и других мероприятий.

Как вы решаете кадровую проблему? По каким принципам формируется команда?

До моего прихода на факультете уже было много хороших специалистов, известных ученых. Кто-то пришел со мной в 2011 году, кого-то я позже пригласил. В частности, из Администрации Президента, потому что были нужны практики. Одна из слабых сторон факультета государственного управления на момент моего прихода заключалась в том, что было мало практиков. Сейчас их заметно больше.

Управленческие навыки и уровень профессионализма для меня всегда играли исключительно важную роль. Учитывая специфику факультета, было очень важно в качестве своих заместителей иметь людей кристально честных и чистых. В современном мире невозможно создать нормальный институт и тем более готовить кадры в государственном управлении, если этот принцип нарушается.

Получилось? Или есть куда расти?

Всегда есть возможность роста, всегда есть претензии к себе. В принципе я командой доволен. Пришлось структурно перестраивать факультет, создать новые кафедры взамен тех, которые были унаследованы еще от советских времен. Возникло много новых кафедр: глобального управления международных организаций, стратегических коммуникаций, управления внешнеэкономической деятельностью, отраслевого управления и другие. И это еще не конец. В планах есть идеи создания кафедры по проблемам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, кафедры по экономической стратегии государства, кафедры, которая объединила бы усилия историков по изучению опыта госуправления в различных странах.

По каким принципам вы оцениваете качество подготовки своих выпускников?

Критериев оценки много. Это отметки, курсовые и дипломные работы, оценки государственной экзаменационной комиссии. Причем, в последнее время мы повысили требования по всем этим позициям. По курсовым и дипломным работам, например, у нас уже применяется обязательная проверка на антиплагиат. Но проблема оценки качества — это, конечно, и проблема востребованности выпускников. Как правило, мы просим организации-партнеры, где студенты проходят практику, дать оценку их работы. Что касается востребованности, то у нас пока не было случаев, чтобы выпускники остались безработными. Мы как раз сталкиваемся с другой проблемой — студенты старших курсов уже, как правило, работают, и их надо сподвигнуть на продолжение учебы.

Что вы советуете выпускникам перед окончанием вуза?

Придерживаться нескольких принципов: всегда продолжать учиться, ставить большие цели. Если ты хочешь чего-то добиться, то твои цели должны выходить за горизонт. Надо мыслить позитивно, собирать команду. Любая работа, особенно управленческая, это совместная деятельность команды. Самое важное — любить дело, которому ты служишь, и, конечно, любить свою Родину!


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru