Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№5, Май 2017

КОНКУРС
«ВСЕМИРНЫЙ ПУШКИН»

Сергей ПАНЧЕНКОВ
В компании героев

 

Публикуется в сокращении

Продолжаем  публикации  материалов,  пришедших  на  конкурс  «Всемирный Пушкин». Конкурс проводится по четырём номинациям:  «Поэзия»,  «Проза»,  «Литературная  критика  и публицистика по  творчеству А. С. Пушкина» и «Художественный перевод». Конечно,  размышления автора публикуемого материала далеки от творчества  великого поэта, однако в статье рассматривается такой аспект, как  посягательство на историческое чувство нашего народа, с чем всегда  боролся  Пушкин.  История  как  идеологическая  дубина, бьющая по  мозгам  молодого  поколения,  используется  нашими  геополитическими  оппонентами  даже  в видеоиграх...  И показательно,  что  это  хорошо  осознаёт  представитель  такого  поколения.  С. Панченков  пишет: «В исторических стратегических видеоиграх есть негласное  правило: представлять враждующие стороны без политических оценок. Company of Heroes 2 нарушает законы жанра, причём делает это  наизнанку: нацистскую Германию терроризирует Советский Союз».

«Командуйте частями Советской Армии, сражающимися и побеждающими военную машину нацистов. Ведите свои войска к победе в самой жестокой войне в истории от суровой русской зимы 1941 года до самого падения Берлина в 1945 году. Почувствуйте атмосферу напряжения, героизма и самопожертвования, царившую на Восточном фронте».

Такими словами начинается «русская кампания» в видеоигре Company of Heroes 2 от канадской студии Relic Entertainment.

Технически Company of Heroes 2 сделана отлично: прекрасные картинка и звук. Без «клюквы», без стереотипных представлений о России и Советском Союзе, игру можно было бы считать лучшей стратегией, посвящённой Второй мировой.

Начинается всё с ГУЛАГа, год 1952. На станцию НОРИЛСК (без мягкого знака) прибывает поезд. В лагере к заключённому — он же главный герой Лев Абрамович Исакович (хоть не Василий Иванович Козлов, как в другой популярной игре Call of Duty 2) — приходит бывший командир полковник Чуркин. Выясняется, что за свои, скажем так, мемуары Лев Абрамович заслужил несколько смертных приговоров, и жить ему осталось только одну ночь. Чуркин просит Исаковича перед расстрелом рассказать всю правду. С этого начинается первое задание, в котором игрок попадает в Сталинград.

Новобранцы высаживаются на западном берегу Волги. У одного из них нет винтовки, но это не причина не идти в атаку... Не надоедает чуть ли не в каждом зарубежном фильме или видеоигре про Великую Отечественную войну показывать дефицит оружия Красной Армии в Сталинградской битве.

Я не утверждаю, что такого не было. Однако надо понимать истинные причины, почему так происходило. Советская Армия отступала больше года, многие склады с вооружением были потеряны, а заводы, работавшие в три смены, не успевали поставлять на фронт оружие. Из этого не следует, что наши солдаты воевали голыми руками.

Подобная проблема была не только в нашей стране. В видеоиграх никак не освещается, что окружённые в Бастони американские войска без припасов сдерживали Арденнское наступление Германии. Немцы сбивали транспортные самолёты союзников на подлёте, поэтому янки воевали с пустыми магазинами. Однако это не значит, что военная машина американцев была слабой, а командование — бездарным.

Итак, новобранцы бегут по Сталинграду навстречу смертоносному огню и гибнут ежесекундно. В ряд стоят немецкие солдаты, от бедра стреляющие из пулемётов, и танки разных мастей, поражающие советских воинов, словно в тире. К концу миссии наши солдаты таки дошли до вокзала. Когда из всемирно известного фонтана «Детский хоровод» вылез сдающийся немец, его расстреляли красноармейцы.

Далее идёт видео с разговором Исаковича и Чуркина.

Исакович: Сталинград. Я помню, как те немцы пытались сдаться, и…

Чуркин: В тот день мы одержали славную победу.

Исакович: Славную?

Последнее слово Исакович восклицает с театральным удивлением. В принципе, на этом моменте можно было бы закрыть игру и удалить её. Покажите мне человека, который считает Сталинградскую битву бесславной, и я плюну ему в лицо.

Следующее задание встречает нас таким описанием: «Почти год, до самого Сталинграда, Красной Армии не удавалось достойно ответить вермахту. Мощь блицкрига сметала советские войска, и гренадёры шагали по просторам с жестокой эффективностью. В отчаянии Сталин пытался остановить наступление на Москву и посылал тысячи людей на смерть, чтобы хотя бы замедлить продвижение врага». Как будто строки из пропагандистских германских листовок.

На экране загрузки — вырванные из контекста цитаты. Например, слова маршала Василевского: «Было время, когда я вёл своих солдат в бой, думая, что выполняю свой долг, как русский патриот. Но я понял, что нас обманули, что народу нужен мир... Следовательно, моя военная карьера должна была закончиться». Эта фраза не имеет отношения к Великой Отечественной войне. Василевский записал её в 1917 году, когда служил в царской армии. А вот фразочка Чуркина: «Мы должны замедлить их, но не только ради гражданских, а ради Москвы». С неё мы перейдём ко второму заданию в игре.

Сентябрь 1941-го, советские войска отступают, в спешке эвакуируют местных жителей и часть оружия. Технику, которую невозможно отвести в тыл, необходимо уничтожить для предотвращения захвата её врагом. Немцы стремительно наступают, поэтому Исаковичу ставят задачу задержать их до окончания эвакуации. Спору нет, зачастую наши солдаты просто бросали танки и пушки, которые и выстрелить ни разу не успевали. Если удавалось, их просто взрывали, что и надо сделать в миссии. Но то, что происходит дальше, разумно объяснить не получается.

Сначала советские сапёры взрывают своих товарищей в домах, где те укрылись. Чуркин кровожадно сообщает: «Мы сожжём этот город дотла!». Теперь игрок должен с помощью сапёров, вооружённых огнемётами, сжечь оставшиеся постройки, в том числе деревянную церквушку.

Советские сапёры направляют огненную струю на дом и сжигают его дотла вместе с выбегающими наружу домочадцами! От этого задания нельзя уклониться, иначе не получится пройти игру. После расправы над мирными жителями надо поджечь поля, в которых обороняются советские солдаты, и тогда задача считается выполненной.

Как оправдание действий в игре некоторые отечественные блогеры и обзорщики ссылаются на Приказ № 428 «О создании специальных команд по разрушению и сжиганию населенных пунктов в тылу немецко-фашистских войск». Вот выдержка из документа.

«Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:

Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог».

Получается, что правы в Relic Entertainment? Ничуть. Приказ принят 17 ноября 1941 года. В игре указан сентябрь. Всё лето и до поздней осени наши войска отступали, и никакого смысла поджигать дома и церкви не было. Немцы в них не квартировали. Однако через два месяца ситуация изменилась. Под Москвой Красная Армия смогла остановить наступление врага, который вынужден был думать о зимовке в прифронтовых посёлках и городах. И чтобы выгнать врага на холод, Верховное Главнокомандование приказало уничтожать дома В ТЫЛУ немцев. Однако предписывалось «уводить с собой советское население (Курсив мой. — С. П.) и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Раз уж зашла речь о зиме, то пора перейти к третьей миссии. Передаю слово «героям» видеоигры.

Чуркин: Наша победа в тот день прервала наступление фашистских захватчиков. Мы остановили их, задержали — и они встретились с нашей суровой зимой.

Исакович: Но какой ценой? Вы всегда с готовностью приносили в жертву многих отважных ребят. Неужели их жизни настолько дёшевы? Если «генерал Мороз» и помог нам под Москвой, то только потому, что видел больше немцев, чем русских.

В этой миссии страсти разработчиков ограничились неправдоподобно холодной осенью. Мценск, октябрь 1941 года, сугробы и мороз. Именно такой представляют себе канадские игроделы середину осени в Орловщине. По их мнению, климат в России настолько суровый, что лёд на реках в октябре выдерживает двадцатитонные штурмовые пушки! Офис Relic Entertainment находится в Ванкувере, а не в Дубае.

Кроме аномальных заморозков обращаю внимание на особенности «кадрового движения» в Company of Heroes 2. После боя советские новобранцы становятся настоящими фронтовиками. Затем фронтовики, набравшись боевого опыта, взмахом волшебной палочки превращаются… в штрафников! Вероятно, логика создателей игры такая: рано или поздно каждый советский солдат попадает в штрафбат, что мотивирует его сражаться лучше.

Среди прочих советов в игре выделяется такой: «Не бойтесь жертвовать новобранцами. Советская доктрина считала, что ради достижения тактических или стратегических целей это вполне допустимо». Или восклицание виртуального командира, когда игрок вызывает отряд штрафников: «Теперь нам доступны штрафные отряды, используйте этих трусов с умом».

Всякий раз, когда игроку предстоит сжечь однополчан или расстрелять беженцев, какой-нибудь рядовой робко спрашивает, верно ли солдаты поняли приказ. На что командир с расстановкой (почти по-эстонски) отвечает, что хороший боец не спрашивает, а делает.

После заполярной осени справедливо было бы рассказать о зиме в Company of Heroes 2. В четвёртой миссии, которая озаглавлена «Чудесная зима», время действия — январь 1942 года. Пехота на открытой местности в считанные минуты замерзает и погибает. Но не смерть от обморожения стала причиной срыва немецкого наступления на Москву. На самом деле мороз больше всего повредил технике. Авиация и танки вышли из строя, так как в них застыли масло и другие жидкости. Поэтому были нарушены поставки продуктов, тёплого обмундирования и боеприпасов. Между прочим, на советских аэродромах кипятили воду на кострах, чтобы согреть двигатели. И летали!

Вернёмся в Сталинград 1942 года. Жар боя подогревает Приказ № 227 «Ни шагу назад». Вспоминает наш герой.

Исакович: В Сталинграде нас вёл в бой приказ 227. У солдат не было выбора. Сражайся или умри! Враги могут поберечь пули. Мы и сами друг друга перестреляем.

Сейчас распространено мнение, что Приказ № 227 нанёс больше вреда, нежели пользы. Некоторые «эксперты», в особенности молодые (хотя мне самому 20 лет), доказывая бессмысленность приказа, говорят о том, что отступление в нужный момент помогло бы не раз спасти тысячи жизней. Хочу напомнить, что отход советских войск, длившийся в течение года, не спас от уничтожения их значительные силы. Отступление лишь способствовало росту потерь. Да и куда отходить в Сталинграде? В Волгу? А дальше — на Урал? Тысячи километров Родины и так были отданы врагу. Поэтому Сталин и принял радикальное решение.

В шестом задании (Сталинград, октябрь 1942) Исакович с бойцами ищет вражеские секретные карты и документы. Взрыв. Исаковича придавило обломками здания, рядовые самостоятельно принимают решение спасти своего командира. Миссия успешно завершена, и солдаты приводят Льва Абрамовича в штаб. Одного рядового за проявленную инициативу убили на месте, а других расстреляют на следующий день. Вот так в советской армии, по мнению создателей Company of Heroes 2, награждали за подвиг.

Можно долго рассказывать о миссиях игры в пределах СССР — глупостей и откровенной антисоветской пропаганды тут достаточно. Но ещё больше этого «за рубежом».

Десятая миссия начинается в Люблине, июль 1944 года. Заботливые разработчики напоминают нам о том, что пять лет назад Гитлер и Сталин сговорились и напали на Польшу. Части нашей армии освобождают Люблин, заодно Майданек. Суть миссии в том, чтобы пробиться в замок, где держат в плену советских солдат. Твердыню взяли, но немцы убили пленников.

Затем создатели Company of Heroes 2 сообщают игроку, как Красная Армия отказалась помочь Варшавскому восстанию. Обсуждение русско-польских отношений — предмет отдельной статьи. Я лишь вкратце коснусь обстоятельств Варшавского восстания.

1. Армия Крайова враждебно относилась к СССР.

Правительство Польши в изгнании, памятуя об аннексии западных областей Украины и Белоруссии в 1939 году, считало Советский Союз таким же врагом, как и Третий рейх.

С приближением Красной Армии к границам Польши на её территории активизировалось партизанское движение как левого, так и национального характера. Опираясь на них, Польское подпольное государство планировало выбить германские силы из Варшавы. По плану в результате к власти приходит эмигрантское правительство, коммунистические организации теряют контроль над Польшей, и СССР не может навязывать свою волю.

Поляки почему-то забыли про полумиллионную группировку нацистов, с которой как раз сражались Советы, и которая никуда не собиралась уходить после возвращения из эмиграции правительства.

2. Организация Варшавского восстания осуществлялась без согласования с советской стороной.

Армия Крайова планировала провести восстание и привести своё правительство до фактического занятия частями Красной Армии столицы. Тем самым подчёркивалась независимость от СССР. Не предупреждая о своих намерениях союзников, Польское правительство в изгнании надеялось с их помощью взять под контроль Варшаву.

2-я танковая армия находилась недалеко, но прорваться в город не смогла, встретив отпор немцев. Однако слухи о том, что русские приближаются к Варшаве, подстегнули руководителя восстания Тадеуша Коморовского 1 августа начать операцию «Буря».

Советское руководство узнало о восстании постфактум.

3. Наступление Красной Армии было приостановлено в первые дни восстания.

Не совсем верное утверждение. Относительно предыдущих месяцев советские войска замедлили продвижение, с ходу преодолеть Варшавский укрепрайон не получилось. Однако на протяжении всего восстания Красная Армия не прекращала боестолкновений с германскими вооружёнными силами, вела бои местного значения под польской столицей. Замедление было вызвано и тем фактором, что коммуникации РККА растянулись. Советский Союз оказывал поддержку восставшим, им сбрасывались провиант, оружие и боеприпасы, но было поздно.

Сегодня поляки вину за поражение восстания перекладывают в первую очередь на Сталина, во вторую — на западных союзников. Очень удобная позиция.

Вернёмся к Company of Heroes 2. В одиннадцатой миссии игрок командует польскими партизанами, которые должны достать информатора (нашивка РОА выдаёт в нём «власовца»). За оказанное содействие Красная Армия обещала полякам припасы. Задание выполнено, однако вместо патронов для Варшавы партизаны получают пули в спины от советских солдат.

Двенадцатая миссия повествует о штурме Познани. «Красная Армия оставляла после себя разорённые и беззащитные города и деревни. В Хальбе Исакович видел истребление немецкой армии, пытавшейся выйти из окружения».

Читаю и не могу понять: кто в этой игре нацисты? А мирные жители, покидающие Хальбе, становятся жертвами советского приказа «никого не выпускать из города». В любом случае бойцы игрока их расстреляют, так как поступить иначе игровая механика не позволяет.

В конце Исакович объясняет, что «они умирали тысячами ради шанса сдаться американцам. Но командованию было важно быстрее дойти до Берлина. Если б не их гордость, многие остались бы в живых».

Наконец Берлин взят, игра пройдена.

В исторических стратегических видеоиграх есть негласное правило — представлять враждующие стороны без политических оценок. Company of Heroes 2 нарушает законы жанра, причём делает это наизнанку: нацистскую Германию терроризирует Советский Союз.

«Клюквенный» сюжет был выбран не случайно, что бы ни говорили защитники игры. На Западе есть спрос на русских как тупых и жестоких варваров. И пусть Company of Heroes 2 потеряла российский рынок, она с лихвой окупилась в других странах.

Игра продаётся. В неё играют. Ей верят.

Краснодар

ПАНЧЕНКОВ Сергей Александрович,
магистрант факультета журналистики Кубанского государственного университета


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru