Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2017

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Виктор ГУЩИН
Референдум: ошибка русских

 

Окончание. Начало в № 5, 2017

ВО ВСЁМ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ВИНОВАТА РОССИЯ

Кампания в поддержку референдума за второй государственный язык является составной частью внешней политики России. К тому же реальным руководителем кампании был не Владимир Линдерман, а Александр Гапоненко — об этом в интервью передаче De facto заявил начальник Полиции безопасности Янис Рейникс.

По словам Рейникса, В. Линдерман и Е. Осипов — только «исполнители». Реальными же руководителям акции были менее известные люди, например экономист А. Гапоненко. Так, Гапоненко создал комитет, где велась координационная работа. Эта организация была тесно связана с «Центром согласия» и ЗаПЧЕЛ.

«Они хотят быть во власти. Второй аспект — внешнеполитический. Весь этот процесс надо воспринимать как составную часть российской политики соотечественников, которая стала инструментом реализации внешнеполитических интересов России», — утверждал начальник Полиции безопасности 28.

К этой точке зрения присоединился и министр обороны Артис Пабрикс («Единство»). В интервью Латвийскому радио он бездоказательно заявил, что инициаторы языкового референдума опирались на политические и финансовые ресурсы, находящиеся не только внутри страны. «Есть вещи, про которые я не хотел бы говорить публично, но мы за этим серьёзно следим. Совершенно ясно, что у организаторов референдума была достаточно большая поддержка от заинтересованных политических и финансовых кругов также вне Латвии», — сказал министр. Он не стал скрывать, что слова «вне Латвии» означают — в России, где «отдельные группы» «уже с 1990-х годов говорят о необходимости расширения пространства русского языка» 29.

Болезненной оказалась и реакция президента Латвии А. Берзиньша на слова Владимира Путина о «позорном статусе «неграждан», вследствие которого «каждый шестой латвийский житель и каждый тринадцатый житель Эстонии как «неграждане» лишены основополагающих политических, избирательных и социально-экономических прав, возможности свободно использовать русский язык». Глава Латвийского государства заявил, что считает недопустимым участие его страны в межгосударственных дискуссиях о прошедшем референдуме о признании русского языка вторым государственным. По его мнению, это внутренний вопрос Латвии 30.

К ОЦЕНКЕ ИТОГОВ РЕФЕРЕНДУМА

«Референдум — главная неудача 2012 года», — заявил премьер от праворадикальной партии «Единство» Валдис Домбровскис 31. И премьер прав, потому что состоявшийся 18 февраля референдум по вопросу признания русского языка вторым государственным до предела обнажил антидемократическую сущность якобы демократической правящей элиты Латвии. Как оказалось, ультранационалистической болезнью под названием «Латвия — для латышей!» больны не только ультраправые радикалы из партии «Visu Latvijai!» («Всё для Латвии!»). Метастазы этой болезни уже давно проникли и во все другие латышские партии. И референдум, словно рентген, позволил увидеть, в какой огромной степени они поражены радикальным национализмом и русофобией.

Но референдум выполнил ещё одну важную задачу. Он нанёс мощный удар по той стене дезинформации, которую на протяжении более 20 лет возводили вокруг страны её якобы демократические власти. В мире вновь (правда, в течение недолгого времени) заговорили о проводимой Латвией политике подавления прав национальных меньшинств.

Референдум способствовал и дальнейшей мобилизации русской лингвистической общины на борьбу за соблюдение своих прав. Причём не только в Латвии, но и в Литве и Эстонии, а также на Украине, то есть в тех странах, которые поддержали инициативу придания русскому языку в Латвии статуса второго государственного языка.

Наконец, как положительный результат референдума можно рассматривать и то, что отдельные представители правящей элиты сразу после 18 февраля заговорили о необходимости допустить неграждан к выборам в местные органы самоуправления. И о том, что 7 января (Православное Рождество) вполне можно было бы объявить выходным днём, что нельзя ликвидировать русские школы, что латыши должны изучать русский язык и что, наконец, нужно вести диалог с русским населением. В их числе — декан факультета социальных наук Латвийского университета Юрис Розенвалдс, экс-глава Кабинета министров ЛР Марис Гайлис, архиепископ евангелическо-лютеранской церкви Латвии Янис Ванагс и даже президент Латвии Андрис Берзиньш. Но оппонентов у тех, кто высказывал подобные предложения, было, к сожалению, намного больше.

Как и любое другое политическое мероприятие, состоявшийся референдум должен был повлечь и повлёк за собой не только положительные, но и отрицательные политические последствия. Спустя всего лишь два месяца после 18 февраля многие эксперты стали склоняться к тому, что отрицательных последствий оказалось намного больше. При этом эти отрицательные последствия уже не просто влияли на политическую жизнь страны, а начали её определять. В свою очередь, положительные политические итоги референдума не получили какого-то серьёзного развития не только внутри страны, но и на международной арене. В первую очередь в России, на что обратил внимание один из видных в прошлом политиков, а в 2012 году политический комментатор газеты «Diena» Андрейс Пантелеевс. «России всё равно, что происходит в Латвии», — заявил он в интервью программе «Вопрос с пристрастием» на радио Baltkom, комментируя отношение РФ к прошедшему в Латвии референдуму о статусе русского языка. «Если бы Россия хотела резко отреагировать, она отреагировала бы иначе. Была бы развёрнута массивная оффенсива в международных организациях. Чего не произошло. А так, Лавров сказал что-то на двухчасовой пресс-конференции, а Латвийское телевидение вырезало маленький фрагмент», — отметил бывший политик.

Каковы главные отрицательные политические последствия языкового референдума для национальных меньшинств Латвии? К весне 2012 года их было, пожалуй, три.

Во-первых, в результате открытого сплочения латышской политической элиты на русофобской и близкой к неонацизму идеологической основе существенно усилились позиции ультраправых националистов из партии «Visu Latvijai!». Русофобская риторика стала звучать не только из уст «висулатвийцев», но и из уст представителей правой партии «Единство» и всех прочих партий. На общем фоне радикализации политической риторики не было каких-то серьёзных последствий для парламентской фракции «Visu Latvijai!» из-за их участия в традиционном шествии 16 марта во славу латышских легионеров Ваффен СС. Не было вообще никакой осуждающей реакции! Напротив, Андрис Берзиньш, бывший высокопоставленный чиновник Латвийской ССР, а в 2012 году — миллионер и президент Латвии, вдруг заявил, что «мы должны преклонить голову перед легионерами». Несмотря на то, что Россия отреагировала на эти слова очень быстро и жёстко, заявление Берзиньша дезавуировано не было.

Во-вторых, под давлением «висулатвийцев» резко усилилось давление на русскую школу, русский язык и русскую культуру. Самым активным образом в этом наступлении участвовали латышские СМИ. В результате среди латышей широко распространилось мнение, что русские детские садики, русские школы — это не что иное, как последствие пресловутой «советской оккупации». В апреле к этой оголтелой русофобской кампании подключилась Полиция безопасности Латвии, которая угрозу национальной безопасности увидела в Днях русской культуры, традиция проведения которых сложилась ещё в 1920-е годы и была восстановлена в 2011 году группой латвийских деятелей русской культуры. Таким образом, в качестве угрозы для национальной безопасности Латвии (читай: не демократической, а этнократической, нацистской «латышской Латвии») были чётко обозначены русские детские садики, русские школы и в целом русская культура и русский язык.

В-третьих, правящая элита осознала, что посредством такого демократического механизма, как референдум, она в одночасье может оказаться не у дел. А потому Сейм трижды принимал поправки к закону о референдумах. Суть окончательно принятых поправок была проста и цинична — снять с государства бремя финансирования второго этапа референдума, когда нужно собрать не менее 150 тысяч нотариально заверенных подписей, и переложить его на плечи самих инициаторов референдума. Разумеется, ни у кого из правозащитников лишних 300 тысяч латов (более 600 тысяч долларов) в карманах никогда не было и нет, а потому проведение референдумов в дальнейшем оказывается практически невозможным.

Итак, главный отрицательный итог состоявшегося в Латвии 18 февраля 2012 года референдума по вопросу придания русскому языку статуса государственного — это утрата демократическими силами Латвии возможности действовать на опережение.

Иными словами, утрата инициативы при уже состоявшемся значительном сдвиге правящей элиты вправо. Курс правящей элиты на резкое сужение, а фактически блокирование возможностей использовать демократические процедуры для защиты прав национальных меньшинств и принудительное сохранение массового безгражданства останется, по всей видимости, ещё достаточно долгое время. Одновременно стали быстро расширяться меры репрессивного воздействия на всех, кто выступает за восстановление в Латвии демократии. Всё более возрастающую роль в реализации этих репрессивных мер стала играть Полиция безопасности Латвии.

ЗАПРЕТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА ПО ЛИКВИДАЦИИ МАССОВОГО БЕЗГРАЖДАНСТВА

Инициатива проведения референдума по вопросу ликвидации массового безгражданства была выдвинута практически одновременно с инициативой проведения референдума за придание русскому языку статуса второго государственного. Но по той причине, что инициаторы языкового референдума очень быстро развернули в СМИ активную информационную кампанию, тема «гражданского» референдума в СМИ до 18 февраля 2012 года практически не освещалась. Лишь с весны 2012 года информационная поддержка в русских СМИ инициативы по проведению референдума по вопросу ликвидации массового безгражданства в Латвии постепенно стала набирать обороты.

С 30 августа 2011 года Движение «За равные права», а с весны 2012 года — общественная организация «За честность и справедливость!» собирали нотариально заверенные подписи для проведения референдума по вопросу ликвидации массового безгражданства в Латвии. В это же время партия ЗаПЧЕЛ и общественные организации российских соотечественников активизировали свою работу по привлечению внимания Совета Европы, ОБСЕ и ООН к проблеме массового безгражданства в Латвии.

22 августа 2012 года стало известно, что, несмотря на период летних отпусков и традиционное в это время политическое затишье, инициатива Движения «За равные права» провести референдум по вопросу ликвидации массового безгражданства всё же собрала необходимые по закону 10 тысяч нотариально заверенных подписей граждан Латвии. Таким образом, первый этап подготовки к референдуму был успешно завершён.

Однако 1 ноября 2012 года ЦИК Латвии, ссылаясь на заключения экспертов, объявил, что второй этап сбора подписей по данному законопроекту проводиться не будет. ЦИК ЛР обосновал своё решение тем, что предложенные поправки к закону о гражданстве ЛР якобы не соответствуют 2-й статье Конституции Латвии и Декларации 4 мая 1990 года «О восстановлении государственной независимости Латвийской Республики». По мнению ЦИК, резкое расширение круга граждан позволит поставить под сомнение концепцию непрерывности континуитета Латвийской Республики 32.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА «ЛАТЫШСКОЙ ЛАТВИИ»

Чтобы оценить правовые последствия для русскоязычной общины Латвии состоявшегося 18 февраля 2012 года референдума за придание русскому языку статуса второго государственного, перечислим основные решения, направленные на укрепление строительства так называемой «латышской» (читай: нацистской) Латвии. Они были приняты праворадикальной и ультраправой политической элитой Латвии в период с весны 2012 по март 2017 года:

19 июня 2014 года парламент Латвии принял преамбулу к Конституции Латвии, в которой интересы латышской нации, объявленной государственной, ставятся выше интересов людей всех других национальностей, проживающих в стране 33. Иными словами, на уровне Конституции де-факто произошла отмена демократического устройства Латвийского государства.

21 апреля 2016 года парламент Латвии принял в окончательном чтении так называемые «шпионские поправки» к Уголовному закону ЛР, которые открывают широкий простор для борьбы с инакомыслием, то есть на самом деле с теми, кто отстаивает демократический путь развития Латвийского государства 34.

15 сентября 2016 года сейм Латвии принял в первом чтении поправки к закону «Об обществах и фондах», в которых говорится, что деятельность общественной организации можно будет частично или полностью остановить, если её деятельность создаёт угрозу безопасности государства 35.

Наконец, 21 февраля 2017 года Кабинет министров ЛР утвердил новые требования для руководства общественных организаций, в соответствии с которыми все члены правления общественных организаций должны владеть государственным языком на высшую категорию (уровень С1). Реализация этого решения может поставить под угрозу само существование общественных организаций российских соотечественников 36.

Также принимаются и готовятся новые решения, которые приведут или могут привести к дальнейшему сужению демократии в Латвии, что скажется на правовом положении не только русскоязычного населения, но всего народа Латвии.

23 марта 2017 года Сейм Латвии в окончательном чтении принял положение о «коммерческих обществах, связанных с национальной безопасностью». Принятые поправки наделяют правительство правом приобретать значительное влияние в коммерческом обществе, представляющем важность для национальной безопасности. К таковым коммерческим обществам отнесены в том числе и некоторые СМИ, включая частные телеканалы ПБК (вещает на русском языке), TV3 и LNT 37.

В этот же день Сейм поддержал предложение о внесении в закон о приватизации земли в сельских краях нормы о том, что покупать сельскохозяйственные земли в Латвии могут только лица, которые владеют латышским языком на уровне «А» 38.

22 марта 2017 года комиссия Сейма по народнохозяйственной, аграрной и региональной политике концептуально поддержала поправки к законам «Об электронной связи» и «О безопасности информационных технологий». В соответствии с ними уже с 1 июня 2017 года компьютерная группа реагирования на чрезвычайные ситуации CERT.lv и Служба военной разведки и безопасности при минобороны Латвии (одна из трёх основных спецслужб страны, две другие — Бюро по защите Сатверсме и Полиция безопасности) получат право временно отключать сайты в доменной зоне .lv. Это предложение ещё должен утвердить парламент Латвии 39.

Одновременно депутаты парламента, вопреки многочисленным международным рекомендациям, выступают против принятия поправок к закону о гражданстве, которые бы устанавливали, что новорождённые дети имеют право на автоматическое присвоение гражданства ЛР. В результате в Латвии сохраняется воспроизводство неграждан.

УСИЛЕНИЕ РУСОФОБИИ

В латышских СМИ, включая телевидение и радио, не только не снижается, но всё время нарастает накал антироссийской и русофобской риторики. Не имеющая массовой поддержки среди населения правящая политическая элита Латвии постоянно запугивает жителей страны российской угрозой. В латышских СМИ всё время звучат призывы ограничить так называемую «российскую пропаганду». На деятельность в Латвии отдельных российских СМИ наложен запрет. Нынешний руководитель Полиции безопасности Латвии Нормундс Межвиетс отнёс к инструментам «российской пропаганды» также Латвийскую Православную церковь 40.

Деятельность России, в том числе по гуманитарной поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, откровенно демонизируется. В ежегодных отчётах Полиции безопасности Латвии отдельные русскоязычные общественные организации, а также правозащитники и антифашисты бездоказательно обвиняются в деятельности, направленной против Латвийской Республики. Некоторые включены в так называемые чёрные списки, то есть в списки невъездных в Эстонию и Литву.

Распространению русофобии и антироссийских настроений в обществе способствует и деятельность комиссии по подсчёту убытков от так называемой «советской оккупации», которая в апреле 2016 года объявила, что ущерб, якобы нанесённый Латвии Советским Союзом с 1945 по 1991 год, составляет 300 миллиардов евро 41.

В канун 9 Мая, празднования Дня Победы, и Дня освобождения Риги от немецко-фашистских оккупантов 13 октября ежегодно активизируется обсуждение вопроса о необходимости сноса памятников советского времени, включая памятники, установленные в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одновременно по всей Латвии проходят памятные мероприятия, посвящённые истории Латышского добровольческого легиона Ваффен СС, устанавливаются памятники так называемым «лесным братьям», то есть тем, кто в послевоенные годы с оружием в руках боролся против советской власти.

КУРС НА УЖЕСТОЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В последние годы заметно активизировалась деятельность Центра государственного языка, который в народе получил название «языковое гестапо». Работники этого Центра проверяют знание латышского языка у работников различных предприятий и школ и в случае, если уровень знания государственного языка, по их мнению, не отвечает установленным требованиям, накладывают штрафы.

В феврале 2017 года Центр государственного языка оштрафовал мэра Риги Нила Ушакова за распространение информации на русском языке в социальной сети Facebook. Н. Ушаков оспорил это наказание в суде, однако суд поддержал решение ЦГЯ 42.

В марте 2017 года ультраправое Национальное объединение выступило с законодательной инициативой, направленной на радикальное увеличение языковых штрафов. «Публично демонстрируемое Нилом Ушаковым вызывающее и пренебрежительное отношение к нормам государственного языка и решениям ЦГЯ вынуждает нас сделать вывод, что с нынешними нормами что-то не в порядке. Нарушители закона о государственном языке фактически отделываются без штрафа или символической платой», — заявил сопредседатель Нацобъединения Райвис Дзинтарс.

По действующему закону, в настоящее время могут лишиться должностей только те люди, которые не знают латышский язык на соответствующем должности уровне. Те, кто государственный язык знает, но не употребляет, рискуют штрафом в размере от 35 до 140 евро. В свою очередь штраф за откровенное неуважение к госязыку составляет до 350 евро. Национальное объединение (ВЛ-ТБ/ДННЛ) предлагает предусмотреть в законе возможность освобождать от должности сроком на три года (!), если нарушение закона о госязыке зафиксировано повторно в течение года. Также националы настаивают на увеличении размера штрафов за нарушения закона о государственном языке — для физических лиц до 700 евро, а для юридических — до 10 тысяч евро 43.

Хотя эта инициатива направлена конкретно против мэра Риги Н. Ушакова, в случае её одобрения в парламенте она может очень серьёзно ударить и по руководству общественных организаций российских соотечественников, и в целом по всей русской лингвистической общине Латвии.

НАД РУССКОЙ ШКОЛОЙ В ЛАТВИИ НАВИСЛА СЕРЬЁЗНАЯ УГРОЗА

После «языкового референдума» 2012 года над русской школой в Латвии нависла реальная угроза окончательной ликвидации.

Финансируемая государством русская школа существует в Латвии с 1789 года. Её существование является основой сохранения и воспроизводства в Латвии русского языка и русской культуры и одновременно — главным препятствием для завершения строительства так называемой «латышской Латвии». В начале 2000-х годов государство уже предпринимало попытку ликвидировать школу, в которой в учебном процессе частично ещё используется русский язык.

В парламент, включая его руководство, а также в Кабинет министров пришли представители ультраправого Национального объединения, которое на протяжении многих лет выступает за окончательную ликвидацию в Латвии школы с русским языком обучения. И теперь появились реальные предпосылки для того, что к 2018 году — к столетию образования Латвийского государства — русская школа может быть окончательно уничтожена.

Латвийское государство начиная уже со второй половины 1990-х годов последовательно решает задачу по разрыву культурных связей русскоязычных школьников с Россией. Одновременно прилагаются значительные усилия для того, чтобы у молодого поколения русскоязычной общины Латвии сформировалось негативное или даже враждебное отношение к современной России. Среди инструментов достижения этой цели — воспитание у молодого поколения русофобии на основе осуждения истории СССР 1940–1991 годов при одновременной политической, исторической и культурной реабилитации политики радикального национализма в 1934–1940 годах и нацизма в 1941–1945 годах.

Одновременно Министерство образования и науки ЛР категорически запрещает общественным организациям российских соотечественников вести какую бы то ни было работу со школьниками не только во время уроков, но даже во внеурочное время.

Парламент Латвии и Кабинет министров ЛР последовательно принимают различные решения, направленные как на формирование враждебного отношения к России со стороны русскоязычной молодёжи и школьных педагогов, так и на постепенную подготовку к окончательной ликвидации школы, в которой ещё частично сохраняется обучение на русском языке.

18 июня 2015 года парламент Латвии принял поправку к Закону «Об образовании», которая определяет, что «работать педагогом имеет право только человек, который лоялен Латвийской Республике и её Конституции». При этом понятие «лояльность» в латвийском законодательстве нигде не определено, что открывает широкие возможности для преследования инакомыслия 44.

23 ноября 2016 года латвийский Сейм принял предложенные «чёрным Карлисом» (министром образования и науки Карлисом Шадурскисом) поправки к закону об образовании. Эти поправки получили в народе название «поправки о лояльности учителей». Они предусматривают возможность увольнения педагога или руководителя учебного заведения, если при обучении школьников он создаёт «неправильное отношение к другим, к работе, природе, культуре, обществу и стране» 45.

В марте 2017 года было объявлено, что минобразования Латвии готовит изменения правил проведения централизованных экзаменов за курс средней школы, в соответствии с которыми предлагается узаконить запрет для русскоязычных школьников отвечать на централизованных экзаменах на русском языке, что пока ещё разрешено 46.

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФЕРЕНДУМА ДЛЯ ПАРТИИ «РУССКИЙ СОЮЗ ЛАТВИИ»

Политическая партия «Русский союз Латвии» (в 2011 году — За права человека в единой Латвии — ЗаПЧЕЛ) остаётся единственной правозащитной политической партией Латвии.

В 2011 году ЗаПЧЕЛ активно поддержала языковой референдум. Даже в самом начале первого этапа языкового референдума, когда ещё не было ясно, удастся ли радикальным националистам из «Всё для Латвии!» собрать необходимое количество подписей для проведения референдума по вопросу окончательной ликвидации русской школы, эту позицию партии ЗаПЧЕЛ нельзя считать оправданной. Поскольку решение языкового вопроса было априори невозможно без ликвидации массового безгражданства. Иными словами, первоочередной была задача ликвидации массового безгражданства, а не придания русскому языку статуса государственного. Что же касается участия партии ЗаПЧЕЛ во втором этапе референдума осенью 2011 года, то есть когда уже было известно, что референдум по вопросу ликвидации школы с русским языком обучения не состоится, то это участие нельзя оценивать иначе как ошибку. У партии была возможность выступить с заявлением о пагубности второго этапа референдума для политической стабильности и межнационального согласия в стране, но она не только не выступила с таким заявлением, но, напротив, самым активным образом выступала в поддержку референдума.

Политические итоги референдума для партии ЗаПЧЕЛ оказались неутешительными. Она не смогла восстановить своё представительство в парламенте на внеочередных выборах 17 сентября 2011 года и на выборах в 2014 году. Представительство партии на уровне местных органов власти на муниципальных выборах в июне 2013 года удалось сохранить только в Даугавпилсе.

После 2012 года поддержка партии среди населения продолжает ослабевать, в том числе по причине эмиграции из страны части электората партии и из-за нарастания политических и экономических репрессий со стороны государственных и местных органов власти, а также работодателей в отношении русскоязычных жителей.

На популярности партии отрицательно сказывается и значительное ухудшение после 2012 года общего положения русских печатных СМИ и фактическая недоступность подконтрольного социал-демократической партии «Согласие» Первого Балтийского телевизионного канала.

Подконтрольные правым и ультраправым политическим партиям латышские печатные и электронные СМИ продолжают информационную кампанию по демонизации партии «Русский союз Латвии» и её сопредседателя, депутата Европейского парламента Т. А. Жданок.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СДП «СОГЛАСИЕ»

К марту 2017 года негативные последствия языкового референдума 2012 года для социал-демократической партии «Согласие» (которая является социал-демократической лишь по названию, но не по реальной деятельности) оказались минимизированы. СДП «Согласие» по-прежнему является наиболее популярной политической партией Латвии, что связано, главным образом, с популярностью мэра Риги Нила Ушакова, а также наличием у СДП «Согласие» такого медиа-ресурса как Первый Балтийский телевизионный канал (ПБК). Популярность СДП «Согласие», однако, вовсе не означает, что в случае победы на парламентских выборах в 2018 году она получит возможность сформировать кабинет министров. Правые и ультраправые политические партии сделают всё для того, чтобы этого не случилось. Причём не из-за того, что СДП «Согласие» якобы является «русской» партией (поскольку никакой «русской» партией СДП «Согласие» по своей программе не является). И не из-за того, что между правыми политическими партиями Латвии и СДП «Согласие» существуют идеологические разногласия (время показало, что СДП «Согласие» довольно легко подстраивается к любой идеологии, в том числе и праворадикальной). А из-за того, что, в первую очередь, праворадикальные латышские политические партии («Единство», «Союз зелёных и крестьян» и др.) рассматривают СДП «Согласие» как нежелательного конкурента при распределении средств госбюджета. Первый шаг в направлении ослабления позиций СДП «Согласие» в преддверии парламентских выборов 2018 года уже сделан — парламент Латвии принял упомянутые выше поправки о «коммерческих обществах, связанных с национальной безопасностью», к которым отнесён и ПБК. Эти поправки позволяют правящей политической элите при необходимости влиять на содержание информационных передач ПБК, в том числе радикально ограничивая публикацию любой информации о СДП «Согласие».

ВЫВОД

Всё, о чем в 2011 году предупреждали оппоненты «языкового референдума», в 2012–2017 годах претворилось в жизнь, причём в гораздо более радикальном варианте. Власть в Латвии захватили ультраправые националисты. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые серьёзно ухудшают правовое положение национальных меньшинств. И принятие этих законов и подзаконных актов продолжается. Пропаганда русофобии и неонацизма вышла на новый, более высокий уровень. Укрепилось разделение двух очень мало соприкасающихся и всё более отдаляющихся друг от друга информационных и культурных пространств латышскоязычного и русскоязычного населения. Под влиянием русофобской и антироссийской пропаганды латышскоговорящая и русскоговорящая общины всё больше отдаляются друг от друга. Более активной стала направленная против национальных меньшинств репрессивная деятельность Полиции безопасности Латвии и Центра государственного языка. Новый толчок получила эмиграция русскоязычного населения из Латвии. Ухудшились российско-латвийские отношения. Под предлогом якобы существующих у России агрессивных замыслов в отношении стран Запада, и Прибалтики в частности, в Латвии, Литве и Эстонии наращивается группировка войск НАТО. В Латвии увеличиваются расходы на оборону при одновременном сокращении расходов на социальную сферу.

В свете сказанного можно сделать вывод, что проведение в феврале 2012 года референдума по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного было стратегической ошибкой демократических сил Латвии. Референдум не только не привёл к укреплению в стране демократических процессов, но, напротив, существенно их ослабил и одновременно способствовал радикальному укреплению позиций сторонников строительства недемократической «латышской (нацистской) Латвии». Кроме этого, изменение после референдума внутриполитической ситуации в Латвии в направлении дальнейшего ограничения демократии наложилось на ухудшение отношений России и стран Запада после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, воссоединения Крыма с Россией и начала в том же году гражданской войны на юго-востоке Украины. Это привело к более жёсткой политической конфронтации стран Запада и России, в которой Латвия заняла позицию одного из лидеров осуждения политики России.

Если бы в Латвии в феврале 2012 года вместо языкового референдума был проведён референдум по ликвидации массового безгражданства, многих из названных негативных последствий, обрушившихся в 2012–2017 годах на страну и русскую лингвистическую общину, удалось бы избежать.

Менее значительным было бы и отрицательное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Латвии событий на Украине. Более сдержанной могла бы быть и политика Латвии в отношении России и по расширению присутствия на территории страны вооружённых сил НАТО.

Рига

ГУЩИН Виктор Иванович,
директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, координатор Совета общественных организаций Латвии

Примечания:
28. Рейникс: кампания за второй госязык связана с Россией, реальный лидер — Гапоненко. http://rus.delfi.lv/news/daily/politics/rejniks-kampaniya-za-vtoroj-gosyazyk-svyazana-s-rossiej-realnyj-lider-gaponenko.d?id=42145648
29. Пабрикс: инициаторы референдума получали деньги из России. http://rus.delfi.lv/news/daily/politics/
30. Президент Берзиньш ответил Путину. http://www.mixnews.lv/ru/politics/news/
31. Премьер считает будущий референдум главной неудачей года. — «Телеграф», 28 декабря 2011 года.
32. Centrala veleanu komisija neizsludina parakstu vaksanu Pilsonibas likuma grozijumu ierosinasanai. http://web.cvk.lv/pub/public/30439.html
33. Grozijums Latvijas Republikas Satversme (Nr.1075/Lp11). http://titania.saeima.lv/LIVS11/saeimalivs11.nsf/
34. Grozijumi Kriminallikuma http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/
35. Grozijumi Biedribu un nodibinajumu likuma. http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/
36. Ministru kabineta noteikumi Nr. 95. Riga 2017. gada 21. februārī (prot. Nr. 9 15. §). Grozijumi Ministru kabineta 2009. gada 7. julija noteikumos Nr. 733 «Noteikumi par valsts valodas zinasanu apjomu un valsts valodas prasmes parbaudes kartibu profesionalo un amata pienakumu veiksanai, pastavigas uzturesanas atlaujas sanemsanai un Eiropas Savienibas pastaviga iedzivotaja statusa iegūsanai un valsts nodevu par valsts valodas prasmes pārbaudi». https://likumi.lv/ta/id/288898
37. Grozijumi Nacionalas drosibas likuma http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/
38. Комиссия Сейма — за запрет покупать землю людям, не знающим латышского языка. http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/komissiya-sejma-za-zapret
39. Grozijumi Informacijas tehnologiju drosibas likuma. http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/
40. Спецслужбы: у православной церкви России есть рычаги влияния на Латвию. http://www.mixnews.lv/ru/politics/news/167895_specsluzhby-u-pravoslavnoj-cerkvi
41. Комиссия по подсчёту ущерба от оккупации: «В советское время инвестиции в Латвии не были большими». http://www.lsm.lv/ru/statja/politika/novosti/ 42. Дело Ушакова об общении в соцсетях на русском обрело новый поворот. http://mixtv2.mixnews.lv/ru/politics/news/2017-02-21/217158
43. Штраф в 10 000 и увольнение за русский язык: трюк одних и принципы других? http://rus.tvnet.lv/novosti/obschjestvo/
44. Grozijumi Izglītības likumā (Nr.51/Lp12). http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/0/C406F31D220DDAA7C2257E620031BEDA?OpenDocument
45. Grozījumi Izglitibas likuma http://titania.saeima.lv/LIVS12/saeimalivs12.nsf/
46. МОН готовит поправки: школьные экзамены будут только на латышском. http://www.mixnews.lv/ru/society/news/


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru