Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2017

АКТУАЛЬНО

Эльдар КАСАЕВ
Подводные камни «Турецкого потока»

 

В мае «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» у российского побережья Чёрного моря. «Мы приступили к практическому этапу реализации проекта “Турецкий поток” — морской укладке газопровода. Проект реализуется строго по плану, и к концу 2019 года наши турецкие и европейские потребители получат новый надёжный маршрут для импорта российского газа», — заявил председатель правления компании А. Б. Миллер.

В апреле «Газпром» опубликовал отчётность по Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО), в которой было отмечено, что укладкой труб для «Турецкого потока» займётся подрядчик Allseas Group, выигравший международный тендер. Эта швейцарская компания специализируется на укладке подводных трубопроводов, монтаже и демонтаже морских платформ, подводном строительстве. Как ожидается, в 2017 году «Газпром» инвестирует в строительство «Турецкого потока» около 42 миллиардов рублей.

В настоящее время турецкие потребители получают российский природный газ по трубопроводу «Голубой поток» и Трансбалканскому газопроводу, проходящему через территорию нескольких стран, включая Украину.

Проект «Турецкий поток» предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода — каждая мощностью по 15,75 миллиарда кубометров газа в год. Предполагается, что по первой нитке российское сырьё будет поставляться на внутренний рынок Турции, а по второй — европейским клиентам.

Таким образом, если «Турецкий поток» будет проложен в две нитки, значение Украины как транзитёра российского газа сведётся к минимуму.

Буквально за несколько дней до начала морской укладки газопровода состоялись переговоры президента России В. В. Путина с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом (3 мая, Сочи). Немецкое деловое издание Wirtschafts Woche отметило, что Турция более зависима от газотранспортного проекта, но до того, как первая ветка будет завершена в 2019 году, ещё многое может произойти.

ГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ

Заместитель министра иностранных дел Греции Г. Катругалос заявил, что страна всё ещё заинтересована в строительстве трубопровода по своей территории для поставок российского газа в Европу. По его словам, Греция неизменно стремится обрести статус регионального хаба (газораспределительного центра. — Э. К.). В данный момент речь может идти о присоединении к «Турецкому потоку».

Греция желала стать одним из ключевых транзитёров российского газа в Европу, когда ещё Болгария, прогнувшись под Европейскую комиссию, не «потопила» проект «Южный поток». Примечательно, что прокладка «Турецкого потока» выгодна греческому государству, поскольку на пути российского газа через турецкую территорию Греция — первая балканская страна.

Недаром в середине 2015 года, когда речь шла о четырёх нитках «Турецкого потока», Греция подписала с Россией меморандум о строительстве греческого продолжения трансчерноморского газопровода. Однако ухудшение отношений между Москвой и Анкарой в конце 2015 года помешало Москве и Афинам немедленно перейти от декларативных намерений к делу.

До реанимации «Турецкого потока» Греция попыталась завлечь Россию ещё одним проектом транспортировки голубого топлива на юг Европы. Речь шла об участии «Газпрома» в строительстве трубопровода «Посейдон». Это проходящая по дну Ионического моря часть строящейся газовой магистрали «Турция — Греция — Италия» (ITGI).

Изначально трубопровод-интерконнектор ITGI рассматривался как часть «Южного газового коридора» для доставки в Европу азербайджанского топлива. Однако в период, когда реализация проекта «Турецкий поток» была приостановлена (из-за охлаждения политико-экономических отношений между Россией и Турцией после сбитого турецкими ВВС нашего военного самолёта в небе над Сирией), греческая и итальянская стороны решили привлечь российского партнёра. «Газпром» даже подписал меморандум о взаимопонимании с компаниями Edison и DEPA, строящими ITGI.

УТРОМ — ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ — СТУЛЬЯ

Помимо Греции, интерес к «Турецкому потоку» проявляют Венгрия и Сербия.

«Если мы получим гарантии по закупкам, объёмам и графику поставок газа, то актуализируется вопрос соглашения по второй ветке между Турцией и Россией», — отметил российский министр энергетики А. Новак. Со своей стороны, посол Турции в России Х. Дириоз проинформировал, что вторая ветка «Турецкого потока» будет построена, если Россия и Европейский союз договорятся, что российский газ с этого направления будет востребован европейскими потребителями.

Заместитель директора по науке Института энергетических исследований РАН В. Лихачёв отметил, что Турция является страной с самым высоким ростом уровня энергопотребления среди государств европейского региона. Она обеспечивает собственную энергетическую безопасность диверсификацией импортных поставок. По мнению эксперта, Турция интересна России как развивающийся рынок, транзитная страна, источник инвестиций, партнёр в совместных проектах. При этом приоритетное место занимает реализация «Турецкого потока».

Заместитель декана факультета журналистики МГИМО (У) МИД России Н. Масумова справедливо подчеркнула, что двусторонние экономические отношения переживают не лучшие времена. Сальдо взаимной торговли остаётся резко положительным преимущественно за счёт экспорта российских энергоносителей. Импортирует же наше государство в основном готовую продукцию. Санкции затронули только сельхозпродукцию, составляющую 15 процентов российского импорта, однако сельское хозяйство является чувствительной отраслью для Турции, на которую приходится 9 процентов ВВП страны. Значительный ущерб экономике Турции также нанесло снижение туристического потока из России.

Говоря о «Турецком потоке», стоит заметить, что, когда газ пойдёт по первой нитке магистрали, Болгария лишится транзита российского топлива. «Газпром» прекратит поставки природного газа в Турцию по Трансбалканскому трубопроводу, который проходит через Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию.

В статье 11 подписанного осенью межправительственного соглашения по проекту газопровода «Турецкий поток» закреплено: «Стороны исходят из того, что газ из Российской Федерации, который поставляется в Турецкую Республику на границе Турецкой Республики с Республикой Болгарией, с даты ввода в эксплуатацию морского участка 1 будет поставляться по морскому участку 1».

Согласно статье 1 документа, «морской участок 1» — участок газопровода «Турецкий поток», создаваемый для осуществления поставок природного газа из России в Турцию и проходящий от побережья России через акваторию Чёрного моря до первого по ходу движения газа сварного шва после ограждения на выходе приёмного терминала.

Я уже писал в «Стратегии России», что если в рамках реализации проекта «Турецкий поток» будет построена лишь одна нитка, имеющая относительно небольшую пропускную мощность, то это будет не так выгодно нашему государству, как строительство двух ниток. С помощью ввода в строй новой газотранспортной магистрали стране необходимо удовлетворить растущие потребности в энергоносителях турецкого рынка и добросовестно выполнить обязательства по бесперебойным долгосрочным поставкам сырья покупателям государств Европейского союза. (См. подробнее: Касаев Э. О. «Турецкий поток»: pro et contra. Стратегия России, 2016, № 9, с. 53-66).

«ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР»

«Турецкий поток» — конкурент ранее упомянутого «Южного газового коридора», который уже строится. В реализации проекта активно задействован Азербайджан. Ввод в эксплуатацию российско-турецкой трубы частично снизит конкурентоспособность азербайджанского сырья на европейском рынке.

«Южный газовый коридор» (не путать с российской системой газопроводов «Южный коридор»!) пришёл на смену нашумевшему проекту Nabucco, который не был реализован и принёс убытки его участникам. В рамках «Южного газового коридора» должны быть построены TANAP (Трансанатолийский трубопровод), ТАР (Трансадриатический трубопровод); расширен существующий Южнокавказский трубопровод «Баку — Тбилиси — Эрзурум»; завершена вторая стадия разработки месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря.

Европейский союз будет делать ставку на проекты TANAP и TAP, которые помогут европейцам частично заместить объёмы российского голубого топлива азербайджанским сырьём. В перспективе ресурсной базой «Южного газового коридора» вполне могут стать иранские месторождения, что необходимо принимать во внимание нашему государству при сотрудничестве с Тегераном.

На начальном этапе проект «Южный газовый коридор» предусматривает транспортировку азербайджанского газа через Грузию и Турцию в Европу. В феврале было объявлено, что Европейская комиссия выделит 14,018 миллиона евро для строительства газопровода TAP, по которому сырьё будет транспортироваться из Азербайджана в Европу. Эти средства предполагается потратить на археологические исследования и охранные раскопки.

Ранее Европейский союз одобрил предложение Европейской комиссии инвестировать 444 миллиона евро в приоритетные для европейцев проекты по развитию энергетической инфраструктуры. Газопровод ТАР является одним из 18 проектов, выбранных для финансирования.

Президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) С. Чакрабарти сообщил, что банк собирается оказать финансовую поддержку проекту TAP, поскольку он предоставляет большой интерес для Европы и будет способствовать энергетической безопасности региона, который в настоящее время сильно зависит от поставок российских энергоносителей. Сообщалось, что ЕБРР ведёт переговоры по выделению 500 миллионов евро в качестве прямого финансирования проекта и планирует привлечь ещё столько же в рамках синдицированного кредита с коммерческими банками.

Предполагается, что газопровод ТАР соединится с газопроводом TANAP на турецко-греческой границе. Магистраль TAP длиной около 871 км должна пройти через Грецию, Албанию, Адриатическое море, Италию. Акционерами консорциума ТАР являются британская компания BP (20 процентов), Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (20 процентов), итальянская Snam (20 процентов), бельгийская Fluxys (19 процентов), испанская Enagas (16 процентов), швейцарский энергетический холдинг Axpo (5 процентов).

ПОД КРЫЛОМ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ

В феврале заместитель помощника по энергетической дипломатии госсекретаря США Р. Данниган на встрече с президентом Азербайджана И. Алиевым заявила, что новое американское правительство придаёт особое значение «Южному газовому коридору» в контексте энергетической безопасности Европы. В ходе переговоров было отмечено, что Вашингтон и в дальнейшем будет оказывать поддержку этому газотранспортному проекту.

В апреле посол США в Азербайджане Р. Секута в беседе с азербайджанским министром энергетики Н. Алиевым подтвердил, что Соединённые Штаты пристально следят за ходом реализации «Южного газового коридора». По его словам, поддержка Вашингтона остаётся устойчивой и продолжительной. «Мы постоянно проводим межправительственные консультации с Азербайджаном по вопросам продвижения энергетических проектов. Эти проекты важны для европейской и в целом глобальной энергетической безопасности», — подчеркнул высокопоставленный американский дипломат.

Со своей стороны, Н. Алиев отметил удовлетворительный уровень работ по проектам «Шах-Дениз-2», расширения Южнокавказского трубопровода и строительству трубопровода TANAP. Однако выразил обеспокоенность, вызванную некоторыми трудностями при реализации проекта TAP на территории Италии, которые могут повлиять на время запуска «Южного газового коридора». Политик высоко оценил позицию министра экономического развития Италии К. Календы по строительству трубопровода TAP и отметил, что проведение третьего заседания консультативного совета по «Южному газовому коридору» дало импульс ускорению работ и продвижению процесса.

Отвечая на вопрос о возможности финансирования проекта какими-либо американскими финансовыми институтами, Р. Секута заметил, что такие решения являются коммерческими и принимаются самими банками: «В мире существует большая конкуренция за возможность получения финансирования. И поэтому мы работаем с Азербайджаном, чтобы создать условия, которые сделают его более привлекательным деловым партнёром».

По заявлению посла, эти условия предполагают борьбу с коррупцией, повышение прозрачности, верховенство закона. «На эти сферы банки обращают внимание. И мы хотим работать с Азербайджаном по этим направлениям. Мы работаем с Азербайджаном, чтобы сделать его более привлекательным для международных финансовых институтов», — заверил Р. Секута.

С ВЕЩАМИ НА ВЫХОД

В марте было объявлено, что выход Азербайджана из Инициативы прозрачности добывающей промышленности (EITI) не повлияет на ход реализации «Южного газового коридора» — проект будет осуществляться по ранее согласованному плану, поскольку партнёры взяли на себя обязательства по финансированию проекта.

Инициатива прозрачности добывающей промышленности представляет собой объединение правительств стран, компаний, групп гражданского общества, инвесторов и международных организаций. Инициатива поддерживает усовершенствование управления в государствах, имеющих богатые запасы природных ресурсов, путём полного обнародования и контроля платежей компаний и доходов правительства от добычи нефти, газа и от горнодобывающей промышленности.

На 36-м собрании Международного правления EITI, прошедшем в марте в городе Богота (Колумбия), глава правительственной комиссии и многосторонней группы по EITI Ш. Мовсумов официально заявил: «Мы считаем несправедливым решение о приостановке деятельности Азербайджана в правлении Инициативы. В настоящее время EITI сильно отдалилась от своего первоначального мандата по обеспечению прозрачности и отчётности в добывающей сфере. Представление отдельными группами из разных областей деятельности бессвязных фактов при каждой возможности можно считать показателем отдаления от первоначальной миссии и целей».

В феврале в Баку прошло третье заседание консультативного совета по проекту «Южный газовый коридор» (предыдущие заседания состоялись в 2015 и 2016 годах). В мероприятии участвовали представители Государственного департамента США, Европейской комиссии, министры Грузии, Турции, Албании, Болгарии, Черногории, Хорватии, Италии, Греции. Кроме того, во встрече приняли участие представители международных финансовых институтов.

Министр энергетики Азербайджана Н. Алиев отметил, что происходящие в мире сложные политико-экономические процессы, изменения в правительствах Италии и Греции влияют на реализацию проекта «Южный газовый коридор». Так, новое правительство Италии было сформировано в конце прошлого года премьер-министром П. Джентилони. Его предшественник М. Ренци подал в отставку после того, как предложенная им конституционная реформа была отклонена на референдуме.

ЦЕНА ВОПРОСА

По предварительным данным стоимость «Южного газового коридора» составляет около 40 миллиардов долларов, включая 9,3 миллиарда на строительство TANAP, 6 миллиардов на строительство TAP, 23,8 миллиардов на вторую стадию разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» и расширение Южнокавказского газопровода. По моим оценкам, стоимость «Южного газового коридора» превысит обозначенную сумму.

Президент И. Алиев проинформировал, что Баку ожидает выделение финансовых средств от крупных банков Европы для реализации проекта: «Мы привлекли средства из Всемирного банка, международных финансовых организаций, Азиатского банка развития и Азиатского инфраструктурного банка. Мы ожидаем выделение средств и от Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка. Это большой финансовый, инфраструктурный, технический, энергетический проект, и мы гордимся, что являемся инициаторами данного проекта».

Помимо названных финансовых организаций, Исламский банк развития готов принять участие в финансировании «Южного газового коридора». Вице-президент банка С. Ага в начале года заявил: «Идёт проработка ряда технических вопросов. Как только они будут решены, Исламский банк развития станет партнёром Азербайджана в этом проекте».

БЕРИ НОШУ ПО СЕБЕ

По информации Н. Алиева, «Южный газовый коридор» является самым крупным инфраструктурным проектом Европы. Однако он вполне может оказаться Азербайджану не по плечу, поскольку экспортные возможности государства ограничены.

В 2016 году Азербайджан добыл порядка 29,4 миллиарда кубометров газа, в том числе 18,71 миллиарда кубометров товарного газа (очищенного и пригодного для транспортировки и использования), из которых 6,75 миллиарда кубометров были экспортированы.

В этом году, судя по всему, ожидается примерно такой же показатель. Первый вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (State Oil Company of the Azerbaijan Republic, SOCAR) Х. Юсифзаде сообщил, что в первом квартале текущего года добыча товарного газа в стране составила 4,8 миллиарда кубометров. Это приблизительно соответствует уровню аналогичного периода прошлого года.

По информации первого заместителя начальника управления экспорта газа SOCAR Н. Самедзаде, в рамках разработки месторождения «Шах-Дениз» ежегодное производство составляет 10 миллиардов кубометров в год. Из этого объёма в Грузию поставляется 0,8 миллиарда кубометров, в Турцию — 6,6 миллиарда кубометров, на внутренний рынок — 1,5 миллиарда кубометров газа.

Суммарные ежесуточные поставки SOCAR на рынок Грузии составляют 7 миллионов кубометров сырья. «В 2016 году за счёт внутренних ресурсов были проведены ремонтные работы на газопроводе «Гаджикабул — Газах — Гардабани». Суточная пропускная способность газопровода достигла 10 миллионов кубометров. У нас есть возможность поставлять дополнительно 3 миллиона кубометров газа», — подчеркнул Н. Самедзаде.

Ранее министр энергетики Грузии К. Каладзе заявил, что до конца текущего года страна попробует обойтись без российского газа, закупая голубое топливо только в Азербайджане. Напомню, Грузия напрямую не закупает наш природный газ с 2007 года. Однако до конца минувшего года она получала сырьё из России в качестве оплаты за транзит в Армению (10 процентов от общего объёма транспортировки).

Грузия ежегодно потребляет около 2,5 миллиардов кубометров газа. Основные объёмы идут из Азербайджана, большая часть закупок топлива приходится на отопительный сезон. За транзит в Армению в 2016 году Грузия получила от России примерно 200 миллионов кубометров сырья.

Прежний транзитный договор грузинской стороны с «Газпромом» истёк 1 января. Стороны не стали его продлевать по настоянию нашего государства. «Газпром» добился права оплачивать услуги грузинской газотранспортной системы деньгами. «Соглашение, которое было оформлено с «Газпромом», даёт нам возможность не зависеть от российского газа. Нам даётся возможность приобрести газ у Азербайджана или Ирана. На сегодня мы приняли решение полностью загрузиться азербайджанским природным газом», — заявил К. Каладзе.

Справедливости ради замечу, что новый двухлетний договор Грузии с «Газпромом» все-таки допускает возможность частично натуральной платы за транзит российского газа в Армению. В январе, когда документ был подписан, грузинский министр допускал возможность получения (при необходимости) дополнительных объёмов топлива «Газпрома», но с серьёзной скидкой (по 185 долларов вместо 215 долларов за тысячу кубометров газа). Однако такой частичный бартер возможен только в нынешнем году, в 2018 году «Газпром» будет рассчитываться с Грузией исключительно деньгами.

По прогнозу Н. Самедзаде, к 2025 году Азербайджан будет ежегодно добывать 40 миллиардов кубометров сырья. Он также отметил, что страна получает из Ирана 8 миллионов кубометров газа в сутки.

Начало добычи в рамках второй стадии разработки месторождения «Шах-Дениз» запланировано на конец следующего года. Поставки в Европу начнутся не ранее конца 2020 года. Как ожидается, из 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа, которые ежегодно должны получать европейские клиенты, 8 миллиардов кубометров будут экспортироваться в Италию, по 1 миллиарду кубометров получат Греция и Болгария.

Вероятен сценарий, при котором Азербайджан не сможет собственными силами должным образом заполнить «Южный газовый коридор». Кто способен выступить партнёром?

Изначально в Баку рассчитывали на Иран и Туркменистан, но конкретных предложений от этих государств не поступало. Около года тому назад желание поучаствовать в заполнении голубым топливом будущего газотранспортного проекта выразил Израиль, рассчитывавший на сырьё с шельфового месторождения «Левиафан». Однако эта история пока не получила продолжения.

КАСАЕВ Эльдар Османович,
востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, кандидат экономических наук


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru