Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№7, Июль 2017

АКТУАЛЬНО

Эльдар КАСАЕВ
На рынке нефти передышка

 

С 1 июля началась вторая жизнь соглашения о сокращении нефтедобычи, ранее подписанного между членами Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и государствами, не входящими в картель (включая Россию)1. Сделка продлена на девять месяцев до конца марта 2018 года.

УНИЖЕНИЕ «МОЩНОГО КАРЛИКА»

Прежде чем говорить о ситуации на мировом рынке нефти, надо вспомнить недавние события в весьма небольшом по площади эмирате Катар, который благодаря внушительным доходам от сбыта углеводородов является влиятельным игроком на Ближнем и Среднем Востоке. Недаром этот эмират называют «мощным карликом». После хакерской атаки были обнародованы неподтвержденные сведения о том, что катарское руководство поддерживает Иран, «Хезболлу», ХАМАС. Помимо этого ряд стран региона обвинили Катар в сговоре с Израилем и финансовой поддержке «Братьев-мусульман», «Аль-Каиды», «Исламского государства» (группировки запрещены в России). В результате 5 июня Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ объявили о разрыве дипломатических отношений и прекращении транспортного сообщения с эмиратом, обвинив правящий дом Катара в поддержке террористических организаций, а также дестабилизации внутренней обстановки в некоторых арабских государствах. Затем о прекращении связей с Катаром заявили власти Ливии (под контролем которых находится восток страны), Йемен, Мальдивы, Маврикий. После этого в течение нескольких дней еще ряд государств объявили о прекращении и понижении уровня дипломатических отношений с эмиратом.

Катар назвал разрыв дипломатических отношений неоправданным. В заявлении его министерства иностранных дел отмечено: «Государство Катар является действительным членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), соблюдает его устав, уважает суверенитет других государств и не вмешивается в их внутренние дела, а также выполняет свои обязательства по борьбе с терроризмом и экстремизмом». При этом эмират подчеркнул, что сделает все, чтобы противостоять попыткам оказать влияние на катарское общество и экономику.

Катар входит в ОПЕК и участвует в соглашении о сокращении нефтедобычи. По мнению постоянного представителя России при международных организациях в Вене В. Воронкова, Саудовская Аравия объявила Катару не политическую, а экономическую войну с помощью информационных ресурсов.  Действительно, участие в демарше таких стран, как Мальдивы и Маврикий подтверждает, что истинные причины бойкота Катара следует искать не в политической, социально-экономической или культурной плоскостях. Заметьте, ни Соединенные Штаты, ни Европейский союз, ни Россия, ни даже Кувейт и Оман не подставили подножку эмирату. Однако ему все-таки нужно было получить унижение. Несколько лет назад Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн уже отзывали своих послов из Дохи (столицы Катара). На этот раз в «коалиции наказывающих» прибыло.

Сегодня, говоря словами Маяковского, перо приравняли к штыку. Информационная война — реалии, в которых мы живем. К сожалению, методы ее ведения не имеют ничего общего с правилами fair play (честной игры), принятыми на футбольных полях. Катарский телеканал «Аль-Джазира» известен своими постановочными сюжетами при освещении событий «арабской весны». Настало время собирать разбросанные камни.

Нынешний дипломатический конфликт вокруг Катара на руку американской и саудовской сторонам. Вашингтон в очередной раз имеет возможность поиграть политическими мускулами, предложив на правах «старшего» посредническую помощь в примирении сторон. Эр-Рияд получил хорошую возможность упрочить лидерство в мусульманском мире. Правда, для этого потребовалось смешать с грязью единоверцев соседнего государства.

ДВА В ОДНОМ

25 мая в Вене состоялась 172-я министерская встреча (конференция) ОПЕК. Мероприятие прошло под председательством президента ОПЕК, министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х. аль-Фалиха.

Участники встречи рассмотрели заявку Экваториальной Гвинеи на вступление в картель и одобрили ее. Решение о приеме Экваториальной Гвинеи в ОПЕК вступило в силу незамедлительно. Теперь в состав картеля входят Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор, Экваториальная Гвинея. Индонезия недавно подала заявку на возобновление членства в организации, которое страна приостановила в ноябре прошлого года.

Министры решили продлить корректировку объёмов добычи сырья на девять месяцев, начиная с 1 июля. В соответствии с этим решением члены ОПЕК подтвердили свою приверженность стабильному и сбалансированному рынку нефти посредством поддержания цен на уровне, удовлетворяющем как производителей, так и потребителей.

Главы профильных ведомств выразили благодарность всем государствам картеля за их беспрецедентное неуклонное следование решению 171-й министерской встречи ОПЕК, которая состоялась 30 ноября 2016 года. Именно тогда было подписано внутреннее соглашение ОПЕК о сокращении нефтедобычи с начала текущего года в целях улучшения ситуации на мировом нефтяном рынке.

Участники 172-й министерской встречи ОПЕК обратились к совместному министерскому мониторинговому комитету и совместному техническому комитету с просьбой продолжить работу на период продления Декларации о сотрудничестве (соглашения в формате ОПЕК+). Участники встречи выразили глубокую признательность совместному министерскому мониторинговому комитету и совместному техническому комитету за их ценный вклад в поддержание прозрачности, необходимой для реализации решений, принятых в прошлом году.

Министерский комитет создан в соответствии с решением 171-й министерской встречи ОПЕК от 30 ноября 2016 года и Декларацией о сотрудничестве, согласованной по итогам встречи профильных министров картеля и государств, не входящих в ОПЕК, 10 декабря 2016 года.В состав комитета входят представители Кувейта, Алжира, Венесуэлы, России, Омана.

В ходе переговоров была достигнута договоренность продлить мандат совместного министерского комитета для продолжения контроля выполнения соглашения о сокращении нефтедобычи в формате ОПЕК+, оценки тенденций рынка и при необходимости выработки соответствующих рекомендаций.

По окончании 172-й конференции ОПЕК состоялась вторая министерская встреча в формате ОПЕК+. Мероприятие прошло под сопредседательством Х. аль-Фалиха и министра энергетики России А. Новака.

Принимая во внимание решение 172-й министерской встречи ОПЕК, члены картеля, а также не входящие в ОПЕК Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Республика Судан, Республика Южный Судан признали необходимость продолжения сотрудничества в целях обеспечения стабильности на мировом рынке нефти. В этой связи вышеупомянутые государства, не входящие в ОПЕК, тоже решили продлить корректировку объёмов нефтедобычи до конца первого квартала следующего года.

Таким образом, четырнадцать членов ОПЕК и десять государств, не входящих в картель, подчеркнули важность продолжения усилий по стабилизации глобального нефтяного рынка в интересах производителей и потребителей.

2.0

Пролонгация предполагает сохранение за участниками квот на снижение добычи в рамках предыдущих договоренностей.

Напомню, венские соглашения 30 ноября 2016 года (среди членов ОПЕК) и 10 декабря 2016 года (в формате ОПЕК+) предусматривают, что с 1 января страны ОПЕК обязались сократить совокупную добычу нефти более чем на 1,2 миллиона баррелей в сутки. Не входящие в ОПЕК государства — на 558 тысяч баррелей в сутки (в том числе Россия — на 300 тысяч баррелей в сутки). За точку отсчёта принята суточная добыча в октябре 2016 года с исключениями для Анголы  (в сентябре 2016 года) и Казахстана (в ноябре 2016 года), когда у большинства стран она находилась на пиковых уровнях. Первоначально венские соглашения были заключены на шесть месяцев с возможностью пролонгации еще на такой же срок по желанию сторон. В итоге, как было отмечено выше, государства-подписанты решили продлить договоренности на девять месяцев.

Стоит отметить, что Экваториальная Гвинея принимала участие в сделке как страна, не входящая в ОПЕК. Ей надлежало сократить производство на 12 тысяч баррелей в сутки при ежесуточном производстве сырья менее 300 тысяч баррелей.

По окончании министерской встречи в формате ОПЕК+ А. Новак подчеркнул: «Достаточно много скептицизма было по поводу исполнения соглашения прошлого года, но мы консолидировались ради достижения общей цели. Сегодня мы наблюдаем исторический показатель по исполнению обязательств текущего соглашения — 102%. В результате снизилась волатильность, началась ребалансировка рынка, мы видим постепенное снижение нефтяных запасов».

На пресс-конференции Х. аль-Фалих проинформировал, что в связи с сезонным снижением спроса на нефть в первом квартале участники сделки посчитали период в девять месяцев наиболее оптимальным для продления соглашения в формате ОПЕК+. А. Новак в свою очередь  подчеркнул, что решение продлить венские письменные договоренности на девять вместо шести месяцев принято во избежание негативного влияния на рынок зимой. «В принципе все консолидировано подумали, что нужно пройти зимний период. Если бы говорили про шесть месяцев, то сразу возник бы вопрос. Поскольку зимой спрос падает, избыток, который выльется на рынок, очень негативно повлияет на него — рынок будет опять несбалансированным. Поэтому мы договорились, что наиболее оптимальным вариантом будет девять месяцев. Яму мы пройдем, а дальше спрос растет в летний период. И самое рациональное, если к тому времени остатки снизятся, как мы прогнозируем, до пятилетнего среднего значения. По мере роста спроса можно плавно наращивать и восстанавливать сокращенные объемы добычи», — пояснил глава ведомства.

Касаясь дальнейших перспектив соглашения, саудовский министр сообщил, что оно может быть пролонгировано при необходимости и после 1 апреля 2018 года. «Если мы поймем в ноябре, что фундаментальные показатели рынка говорят о необходимости продления, мы сделаем все необходимое. И определенно в это входит продление девятимесячного срока и далее — на три месяца или более», — отметил Х. аль-Фалих.

Тем не менее он уверен, что продления режима сокращения добычи нефти на девять месяцев (участники сделки рассматривали разные варианты продления соглашения — на шесть, девять, двенадцать месяцев) вполне достаточно для стабилизации рынка. Индикатором стабилизации, как ранее определили участники сделки, станет снижение уровня глобальных запасов «черного золота» до среднего за последние пять лет. Эта цель, по словам саудовского министра, достижима уже к концу 2017 года.

Как и прежде, пролонгированное соглашение не будет предполагать сокращения добычи нефти для Ливии и Нигерии.

А. Новак отметил общую консолидацию по добровольному сокращению добычи нефти, поскольку многие страны увидели эффективность действия соглашения в течение первых пяти месяцев и фактически все были готовы к его продлению. Он также сообщил, что российские компании, добровольно участвующие в сокращении добычи, очень ответственно относятся к своим обязательствам: «Мы твердо нацелены на соблюдение установленного в рамках соглашения уровня и призываем все страны, участвующие в соглашении, также этим уровням соответствовать». Министр подчеркнул, что дальнейшая судьба договоренностей будет зависеть от складывающейся на рынке ситуации: «Предложения могут склоняться как к увеличению объемов сокращения добычи, так и в сторону снижения этих показателей».

А. Новак выразил уверенность в том, что, несмотря на колебания цен и снижение нефтяных котировок, принятое решение позитивно повлияет на балансировку мирового рынка, восстановление инвестиционной активности, снижение запасов сырья.

В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ ИРАНА

Любопытно, что Иран намерен продолжать увеличивать производство «чёрного золота». По информации Б. Зангане, которую он озвучил в кулуарах 172-й министерской встречи ОПЕК, в ближайшую пятилетку страна хочет увеличить добычу на 25 процентов до 5 миллионов баррелей в сутки за счет освоения новых месторождений и модернизации производственных технологий на старых.

Для сведения: в 1970-е годы Иран добывал более 6 миллионов баррелей нефти в сутки.

Согласно венским письменным договоренностям страна может восстанавливать добычу до 3,975 миллиона баррелей в сутки, но с тем расчетом, чтобы средний уровень за время сделки не превышал 3,797 миллиона баррелей в сутки (по заявлению Б. Зангане, весной этот показатель был достигнут).

Высока вероятность, что достигнув ограничительной планки, Исламская Республика может её перешагнуть. Причем остальные члены картеля предпочтут этого не заметить, потому что отказ от сделки будет означать новое падение нефтяных котировок, которое не на руку участникам соглашения.

Как следствие, пролонгация венских письменных договоренностей весьма выгодна Ирану, поскольку снижает экспортные возможности конкурентов, а самому государству почти не препятствует наращивать объемы сбыта.

Примечательно, что в недавнем официальном уведомлении, разосланном Белым домом некоторым американским главам ведомств от имени президента Д. Трампа, отмечено следующее: Соединенные Штаты больше не станут мешать Ирану добывать и экспортировать нефть. Это уведомление отличается от предыдущих, которые рассылались от имени главы государства с 2012 года. Традиционно же в них содержится подтверждение, что США по-прежнему не нуждаются в импорте нефти из Исламской Республики для нужд внутреннего рынка.

«По мере того как моя администрация осуществляет пересмотр своей политики по Ирану и в соответствии с обязательствами США по Совместному всеобъемлющему плану действий Соединенные Штаты в настоящее время не предпринимают усилий для сокращения продаж нефти Ираном», — подчеркнуто в документе.

Ранее США принимали меры, чтобы в рамках экономических санкций (введенных из-за реализации Исламской Республикой ядерной программы) ограничивать экспорт иранской нефти. Однако в 2015 году был принят Совместный всеобъемлющий план действий, по которому Иран отказался от военной составляющей своих ядерных планов.

В результате с начала 2016 года большая часть санкций была отменена, и Иран начал наращивать добычу и экспорт «чёрного золота». Правда, США до сих пор сохраняют некоторые санкции в отношении Исламской Республики, но они касаются иранской ракетной программы, предположительного спонсорства терроризма и не имеют отношения к нефтяной сфере.

Министерство нефти Ирана сообщило, что в марте страна установила рекорд по объёму экспорта нефти и газового конденсата. В среднем зарубежным потребителям ежесуточно поставлялось 3,05 млн баррелей жидких углеводородов. Основные покупатели иранской нефти — Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Великобритания, Франция, Греция, Италия.

ЭНЕРГОДИАЛОГ

В конце мая в Москве под сопредседательством А.В. Новака и генерального секретаря ОПЕК М. Баркиндо состоялось шестое заседание Энергодиалога Россия — ОПЕК. В мероприятии также принял участие Х. аль-Фалих. На заседании присутствовали представители государственных органов России, руководители компаний нефтяного сектора, ведущие отраслевые эксперты и ученые.

Центральной темой заседания стали краткосрочные обзоры ситуации на мировом нефтяном рынке, а также средне- и долгосрочные прогнозы ее развития. Было отмечено, что продолжающиеся совместные усилия государств ОПЕК и не входящих в картель стран по стабилизации мирового рынка нефти, а также уровень их приверженности Декларации о сотрудничестве соглашения в формате ОПЕК+ сформировали позитивный импульс, который привёл к улучшению настроений на рынке, постепенному увеличению инвестиций в нефтедобычу и укреплению мировой экономики.

По мнению А. Новака, ОПЕК подтвердила свой статус авторитетной и ответственной отраслевой организации, влиятельной рыночной силы: «На протяжении текущего года мы с удовлетворением наблюдали за укреплением ОПЕК как организации, способной взять на себя ключевую роль в устранении необоснованных перекосов на рынке нефти, и стали свидетелями все возрастающей солидарности ее стран-членов, на которую смогли опереться ведущие независимые производители нефти в своем решении содействовать обеспечению рыночного баланса».

Глава ведомства отметил активное развитие диалога между Россией и ОПЕК в последние годы. По словам министра, наше государство выступает за проведение регулярных экспертных мероприятий с участием представителей ОПЕК и не-ОПЕК по обсуждению актуальных тенденций развития ситуации на рынке нефти.

«Успех совместных действий открыл новую страницу во взаимодействии стран ОПЕК и не входящих в ОПЕК государств, причем это касается не только стабилизации рынка нефти — открываются новые перспективы для двустороннего сотрудничества, реализации совместных проектов по добыче, транспортировке и переработке углеводородов на территории участвующих государств и третьих стран, технологического взаимодействия», — добавил А. Новак.

Россия и картель достигли общего взаимопонимания о необходимости расширения деятельности в области исследований и анализа. Стороны договорились провести совместное исследование о тенденциях в области автотранспортного сектора с анализом сценариев технологических аспектов и их влияния на спрос на нефть, а также организовать семинар для обсуждения результатов исследования в 2018 году.

ДЛЯ КАЗНЫ ЦЕНА ВАЖНА

В интервью американскому деловому телеканалу CNBC министр финансов России А. Силуанов подчеркнул, что необходимая для сбалансированного российского бюджета цена на нефть составляет 60 долларов за баррель. Он особо отметил, что наша страна значительно снизила зависимость от цен на «чёрное золото». Если ранее бюджет был сбалансирован при цене барреля в районе 100 долларов, то теперь и 60 долларов достаточно. Правительство намерено двигаться дальше в том же направлении и закрепить достигнутый результат.

А. Силуанов также подчеркнул, что государство вновь стало пополнять свои резервы. Доходы федерального бюджета в этом году поднялись по сравнению с прошлым на 25 процентов. Естественно, в основном за счет прироста нефтегазовых поступлений. «Наши коллеги в Министерстве энергетики, как и правительство, считают разумным на данном этапе сотрудничать с нефтедобывающими странами, чтобы контролировать объем добычи и сбыта нефти и таким образом контролировать цены на мировом рынке», — заявил глава ведомства.

Ранее он отметил, что продление соглашения в формате ОПЕК+направлено на поддержку и стабилизацию цен на текущих уровнях, что позитивно отразится на платежных балансах стран — производительниц нефти Минфин рассчитывает использовать благоприятную ценовую конъюнктуру для пополнения резервов, чтобы быть готовым к любым дальнейшим сценариям в случае волатильности цен на «черное золото».

Ожидания министерства могут и не сбыться, поскольку, как показала практика, сотрудничество членов ОПЕК, России, ряда других государств в рамках венских письменных договоренностей о снижении производства сырья не в силах длительное время удерживать нефтяные котировки от стремительного падения.

По мнению заместителя министра финансов России В. Колычева, равновесная цена нефти в ближайшие 5–7 лет составит от 40 до 50 долларов за баррель. Он также заметил, что пока сложно сказать, сможет ли ОПЕК сбалансировать рынок в ближайшей перспективе. По его убеждению, риски того, что нефтяные котировки могут снизиться до 40 долларов за баррель и даже ниже, по-прежнему остаются.

Комментируя решение участников венской сделки продлить сокращение добычи нефти, российский вице-премьер А. Дворкович подчеркнул: «В целом вот это решение и наше участие в договоренности с ОПЕК — это плюс по двум составляющим: и цена на нефть стабильна, и в то же время мы не создаем избыточного давления на курс рубля. Мы не хотим, чтобы сейчас цена на нефть резко взлетала, так и резко падала в зависимости от сиюминутных решений стран производителей».

Как заявил главный исполнительный директор «Роснефти» И. Сечин, период низких цен на «черное золото» пришёл надолго, но на компанию больше влияния оказывает фискальный режим, чем колебания цены. Рассматриваются сценарии с ценовыми параметрами 50–40 и даже 30 долларов за баррель. «Это (договоренности стран ОПЕК и вне ОПЕК. — ТАСС) повлияло на улучшение ситуации на рынке. А достигнутый в итоге ценовой уровень в 50 долларов за баррель и выше полезен для российского бюджета и российских компаний, но это состояние рынка не является устойчивым», — заметил он.

По мнению топ-менеджера, достаточно длительная балансировка рынка на уровне 40 долларов за баррель выведет половину производства на уровень убыточности прежде всего на глубоководных проектах Бразилии, на нефтяных канадских песках, создаст проблемы и для сланцевых производителей, за исключением высокоэффективных участков Пермского бассейна.

РАНО РАДОВАТЬСЯ

По его словам, неопределенность на рынке также приводит к обострению борьбы за рынки потребления. «Мы должны согласиться с тем, что если отрасли необходима устойчивая и долгосрочная стабильность, в регулировании производства должны участвовать все крупные производители. В текущем состоянии мы не можем говорить о стабилизации или устойчивом переломе негативных рыночных тенденций», — справедливо подчеркнул И. Сечин.

Весьма сдержанно оценивающий влияние промежуточных результатов реализации соглашения в формате ОПЕК+ на мировой нефтяной рынок главный исполнительный директор компании «Роснефть», выступая на ПМЭФ – 2017, заявил следующее: «Так называемая договоренность ОПЕК и стран не ОПЕК, основной вклад в которую вносят Саудовская Аравия и Россия, дает рынку «передышку», но это сложно считать системными мерами, эффект от которых приведёт к долгосрочной стабилизации. Ряд крупных производителей, которые не участвуют в данных договоренностях, активно используют конъюнктуру для усиления собственной рыночной позиции, что скорее создает предпосылки для новой нестабильности, нежели для выхода на траекторию».

По его словам, страны, входящие в картель, но находящиеся вне расчетных квот, сообщают об активном росте добычи. В частности, в Нигерии — на 100 тысяч баррелей в сутки, в Ливии — 210 тысяч баррелей в сутки. По оценкам некоторых экспертов, по итогам мая суммарная добыча членов ОПЕК превысила объемы, определенные венскими письменными договоренностями, на 450 тысяч баррелей в сутки. В последний день весны появилась информация, что производство ливийского «чёрного золота» увеличилось до максимального уровня с октября 2014 года, составив 827 тысяч баррелей в сутки, что произошло в результате роста добычи на крупнейшем месторождении страны «Шарара».

И. Сечин отметил, что к середине следующего года сокращение производства «черного золота» в рамках венской сделки может быть компенсировано ростом добычи сланцевой нефти в Соединённых Штатах, которые не являются подписантами соглашения в формате ОПЕК+. По его словам, для сланцевой добычи в США созданы исключительно благоприятные условия. Вместе с тем есть ряд факторов, которые могут замедлить восстановление производства сланцевого сырья, в их числе — инфраструктурные ограничения, масштаб потребных инвестиций и ограничения стоимость сервисных подрядчиков.

ЛИДЕРЫ СМОТРЯТ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ

По информации Х. аль-Фалиха, в результате выполнения венской сделки королевство снизило запасы «чёрного золота». «Объёмы наших запасов снизились. В наших хранилищах рабочие запасы, которые позволяют отправлять танкеры по расписанию, и наши зарубежные хранилища тоже заполнены минимально — так, чтобы мы могли обеспечить поставки по действующим контрактам». Саудовский политик высказал мнение, что и у других членов ОПЕК, которые также владеют плавучими хранилищами нефти, большая часть запасов распродана: «Мы уверены, что запасы, находящиеся за пределами коммерческих сделок (те, что раньше хранились в танкерах или резервы производителей), уже ликвидированы. И это закладывает основу для резкого уменьшения торговых запасов в ближайшие полгода».

При этом Х. аль-Фалиха не устраивают текущие котировки «чёрного золота», потому что они ограничивают дальнейшие инвестиции в добычные проекты нефтяных компаний по всему миру: «Я считаю, что нынешняя цена недостаточна для того, чтобы такие инвестиции происходили. Она должна быть выше. И необходима уверенность, что она останется на таком же уровне. И поэтому наша миссия еще не закончена».

Между тем Ирак, идущий на втором месте (после Саудовской Аравии) среди производителей нефти в картеле, не оставит попыток выйти из соглашения в формате ОПЕК+. Это дал понять Д. Луэйби в кулуарах Петербургского международного экономического форума, прошедшего недавно.

Напомню, государство просило разрешения у картеля не участвовать в сделке и раньше. Страна аргументировала свою позицию тем, что ведет борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» и нуждается в постоянном притоке финансовых ресурсов от сбыта «черного золота». Изначально подобное исключение ОПЕК санкционировал для Ливии, Нигерии и Ирана. Однако просьба Ирака не была удовлетворена.

«Для укрепления ОПЕК и поддержания стабильности рынка и для поддержания восстановления цен на нефть мы просто оставили наши попытки. Однако возможности для этого еще остаются», — пояснил иракский профильный министр. Он также добавил, что от состояния нефтяного рынка будет зависеть, насколько настойчивым будет Ирак в попытках достучаться до участников сделки.

По информации Х. аль-Фалиха, участники венской сделки могут увеличить квоты на сокращение добычи во время очередной министерской встречи ОПЕК 30 ноября. «Если надо будет сделать нечто большее, мы рассмотрим и это. Как я говорил ранее, мы предпримем все необходимое, включая продление, включая увеличение квот», — в кулуарах ПМЭФ – 2017 заявил саудовский министр.

КАТАР СДЕЛКЕ НЕ ПОМЕХА

Дипломатический скандал вокруг Катара, который разгорелся в начале прошлого месяца, наделал много шума. По мнению политолога из Саудовской Аравии А. аль-Фараджа, в случае продолжения экономической блокады Катар может существенно пострадать, поскольку экспортирует до 70 процентов товаров. При этом подавляющее большинство из них вывозятся из страны через единственный наземный контрольно-пропускной пункт на границе с Саудовской Аравией. «Катар сильно пострадает экономически, если учесть, сколько фур с товарами сейчас встанут из-за запрета на пересечение саудовской границы», — заявил эксперт в интервью телеканалу Sky News Arabia.

По моему мнению, ситуация с Катаром серьёзно не повлияет на ход реализации венских письменных договоренностей по ряду причин. Во-первых, эмират не является крупной нефтедобывающей страной. Катар — мировой лидер по производству и экспорту сжиженного природного газа. Во-вторых, обязательства Катара по сокращению объёмов добычи нефти малы и составляют 30 тысяч баррелей в сутки. По соглашению, заключенному между членами ОПЕК 30 ноября 2016 года, эмирату требуется сократить нефтедобычу с 648 тысяч баррелей в сутки до 618 тысяч баррелей в сутки. О чём тут дискутировать...

КАСАЕВ Эльдар Османович,
востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, кандидат экономических наук

Примечание:

1В статье «Маленькая заглушка для большой трубы» (Стратегия России, 2017, № 1, с. 61—74) ошибочно указаны годы на стр. 62 (начальный абзац, выделенный жирным) и на стр. 63 (пятый абзац сверху). Исправляю опечатки: соглашения между участниками ОПЕК заключено 30 ноября 2016 года, соглашение между членами картеля и одиннадцатью странами вне организации заключено в ходе министерской встречи в формате ОПЕК+ 10 декабря 2016 года.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru