Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2017

ДИСКУССИЯ

Евгений ПИВОВАРОВ
Идём в кино?

 

Не так давно Олег Тактаров, российский актёр, снимающийся и за рубежом, в прошлом боец в смешанных единоборствах, получил предложение от голливудской компании. Надо было сыграть роль русского, участвующего в военном конфликте на Украине на стороне «сепаратистов». Его отряд захватывает мирное украинское село, сбивает американский самолёт, нападает на американских солдат… Олег Тактаров от съёмок отказался.

ПРОПАГАНДИСТЫ ГОСДЕПА

Ну, найдут другого, не такого щепетильного... Не первый и не последний фильм, состряпанный для внутреннего потребления американцами, которые доверяют американским СМИ и Голливуду.

Выходит, нужные Госдепу киноленты выпускаются независимыми кинокомпаниями. Их продукция поступает в мировой кинопрокат, собирает сотни миллионов долларов. Правда, крупнейшие компании Голливуда уже трудно назвать независимыми. Но как их настраивают на работу в пропагандистском стане?

По большому счёту, это и не важно. Кино — такая же зависимая от политики и экономики сфера, как любая другая отрасль. Важно, что в Америке серьёзные фильмы теперь снимают маленькие кинокомпании на крохотные бюджеты. В них-то режиссёры и пытаются что-то сказать обществу, поднять сложную тему. Впрочем, подобная тенденция наблюдается и у нас. А крупные американские компании взяли на себя функцию пропагандистов. Кино зрелищное — умеют писать занимательные сценарии. Кино интересное по динамике, с неожиданными поворотами и конфликтами, с множеством препятствий, которые преодолевают герои. В конце фильма герой, раздувая ноздри под звёздно-полосатым флагом, получает главный приз — чемодан с деньгами. Зритель в восторге, кинокомпания в прибыли. Народ понял, что Америка сильна патриотами, а патриоты сильны демократическими традициями.

С одной стороны — пропаганда, где русские (арабы, китайцы, марсиане) с ножами в зубах угрожают существованию «града на холме», с другой — развлекуха, вымывающая последние остатки критического понимания мира. После такой развлекухи проще воспринимать Россию как глобального монстра, жаждущего поработить добрую старую Америку.

ЧТО СНИМАЮТ И ГДЕ ПОКАЗЫВАЮТ?

Киностратегия современной Америки достаточно понятна. А в России есть стратегия кино? Понятно, чтобы разрабатывать стратегию, нужно иметь под неё хоть какую-то базу. Какова у нас база?

Существует киноконцерн «Мосфильм», а в его структуре — небольшие кинокомпании вместо существовавших в советское время творческих объединений. Есть киностудия «Ленфильм», долгое время переживавшая откровенный упадок. Сейчас студию пытаются вывести из этого состояния. Но всё равно денег у «Ленфильма» — только на несколько несложных бюджетных лент в год. Съёмки предпочтительно вести без выезда за город, и они идут в городских локациях.

Киностудия имени Горького тоже снимает понемногу и, бывает, совместно с другими кинокомпаниями. На киностудии в Екатеринбурге ситуация похожая. А Ялтинская киностудия — пока в судебных тяжбах и разрухе.

К перечисленному необходимо добавить широкое поле новых маленьких кинокомпаний и продюсерских центров, количество которых переваливает за сотню. Относительно кассовые, заинтересовавшие российского зрителя фильмы, сняты, как правило, на этих киностудиях.

Что и на какие средства снимают сегодня в России?

В основном телевизионные кинофильмы (недорогие, несложные в постановке, рассчитанные на показ по ТВ, а не в кинопрокате) и сериалы, преимущественно простые, недорогие (есть и исключения). Средства на производство дают телеканалы, фильмы снимаются по их заказам. Министерство культуры поддерживает так называемое авторское кино, артхаус и отдельные серьёзные проекты.

Есть ещё Фонд Кино. Тот самый, из попечительского совета которого вышел Никита Михалков. Деньги Фонду поступают из бюджета. Каждый год объявляется конкурс заявок и сценариев полнометражных художественных и анимационных фильмов. С проектами Фонд знакомят кинопродюсеры от имени юридического лица — кинокомпании, продюсерского центра, со своим пониманием нужд и потребностей зрителя, со своими представлениями о прекрасном, со своим видением кино и его целей. В прошлом на конкурс могли подать заявки и сценаристы, но не с улицы, а при поддержке какой-либо кинокомпании, зафиксировав факт интереса к сценарию на бумаге. С 2017 года вариант прямого обращения сценариста в Фонд отпадает.

Начинается процедура защиты проектов — назначенные в Фонд Кино кинодеятели выбирают сценарии, по их мнению, способные вызвать интерес у российского зрителя в кинопрокате. Участвуют в конкурсах как кинокомпании-лидеры (это 8–10 студий), имеющие успешный фильм в прошлом, так и другие организации. Из года в год в конкурсе участвуют одни и те же кинокомпании. Деньги выделяются, как правило, на безвозмездной основе. Что там снимут, понравится ли это зрителю, окупится ли — неважно. Хотя если фильм в прокате провалился, то теоретически денег на следующий проект не должны выделять. А практика показывает — деньги дадут...

Чаще всего российские фильмы в российском прокате не окупаются. Исключения составляют «раскрученные» фильмы известных режиссёров. Современный российский «кассовый» фильм — это бюджет миллионов десять долларов и сборы в кинотеатрах от пятнадцати до двадцати пяти миллионов. Это при большой удаче.

Почему так происходит? Причин много, и не последняя — люди мало ходят в кино. То есть не голосуют за фильм рублём.

По данным компании «Невафильм Research», которая занимается исследованиями кинобизнеса, в России 1279 кинотеатров. В США — более 40 тысяч. Столько же в Китае. Российский фильм об инопланетянах планируют показать в Китае в 10 тысячах кинотеатров. А недавно премьера подобного фильма с триумфом прошла в Соединённых Штатах. Очень там понравилась наша компьютерная графика — прямо как у них в Голливуде.

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ НАТУРА

Дёшево и сердито можно снимать в провинции — мелодрамы, например, или детективные сериалы. Вот зарисовки из такого любимого постановщиками провинциального города — с металлургией, шахтами, угольными разрезами вокруг.

Добротные кинотеатры советской постройки. Большинство перепрофилировано — как новый собственник пожелал. Кино показывают только в одном зале в центре города. В трёх остальных, также расположенных в центре на посещаемых людьми улицах, теперь находятся магазин дверей, меховой рынок и продовольственный магазин с кучей мелких лавочек.

Кино по современной моде нынче показывают на верхних этажах торговых центров. Тут тебе и магазины, и кафе, и к киноискусству приобщиться можно. Первым делом зрители берут попкорн и газировку. Американцы привили всему свету, всем народам стереотип поведения в кинотеатре — по всему миру хрустят попкорном, запивают газировкой и смотрят. Как там у Рязанова? Типовой кинофильм.

В этом городе книжных магазинов почти не осталось. Торговцы говорят: отношение к книжному делу, как к любому бизнесу, цель которого — получить прибыль. То есть хоть продуктовый магазин открывай, хоть бар, хоть книгой торгуй — плати налоги и аренду. Но книга, как известно, не предмет наживы, хотя писателю должна давать средства для жизни. Книга — это источник культуры и возможность для саморазвития. Поэтому отношение к книге должно быть особое. Во Франции для книготорговцев созданы льготные условия. Так же как и для фермеров, кстати. Потому что фермер — не просто производитель продуктов питания, он хранитель сельского образа жизни и основа поддержания и развития территории страны.

В нашем провинциальном городе позакрывались и маленькие магазинчики по продаже музыкальных компакт-дисков и дисков с кинофильмами. На их месте появились грязноватые бары, что-то усердно разливающие до поздней ночи.

Натура, однако...

А НУЖНЫ ЛИ КИНОТЕАТРЫ?

Представьте, нужны. В том городе, например, о котором я рассказал. Люди будут ходить в кино, если такой поход превратится в семейный праздник, как это было в СССР. Как сделать такой праздник — вот вопрос...

Недавно правительство выделило средства на строительство четырёх сотен кинотеатров. Но чтобы достичь количества кинотеатров, сравнимого со временами СССР, нужно выходить и на советский уровень количества кинотеатров. В 1987 году их было 4865, с общим количеством киноустановок — ведомственных, профсоюзных, передвижных — 153 017. Тогда кинопрокат приносил денег почти столько же, сколько продажа спиртного. Правда, сегодня есть мнение, что уровня посещаемости кинотеатров, сравнимого с советским, уже не достичь. Тогда население росло, развлечений было немного, а цена на билет устанавливалась низкая. Но сегодняшняя ситуация в развитых и развивающихся странах показывает, что с ростом обеспеченности растёт и посещаемость кинозалов. Пример Китая это подтверждает — по количеству кинотеатров он недавно обогнал США. При том, что многие сегодня предпочитают смотреть кино по телевизору.

А если попробовать подтолкнуть частный бизнес вкладываться в восстановление кинотеатров, создав систему налоговых стимулов? Если простимулировать владельцев кинотеатров, используемых сейчас как барахолки, к переводу их на работу по прямому назначению? Если в этих кинотеатрах всё пространство организовать, как и подобает объекту культуры — со вкусом и стильно? Как в советское время — тематически оформить фойе, поставить стенды, развесить фотографии актёров, кадры из известных кинофильмов, дать интересную информацию о кино и деятелях киноискусства? Слишком много «если», понимаю. Но куда-то из тупика надо двигаться!

Говорят, основной доход нынешним кинотеатрам приносит продажа еды и питья. Пусть предлагают их зрителям, но не вульгарно, как сейчас. Все напитки и разносолы — в уютном кафе или маленьком ресторанчике до кинопоказа. В меню пусть присутствует национальная кухня. И пусть звучит хорошая музыка, естественно. Зрелищность, праздничность — вот что нужно, чтобы поход в кино запомнился.

Потребность в кинотеатрах есть. По Сахалину, например, ходит передвижной цифровой кинотеатр на базе автомобильного тягача. Ездит по маленьким городкам и сёлам, где давно закрыли Дома культуры с кинозалами. Жители раскупают билеты и с благодарностью смотрят кино. Потом ждут следующего приезда кинотеатра. Где-то и когда-то так уже было? В СССР, в начале 1930-х, и сразу после Великой Отечественной.

Выскажу банальную, но зато здравую мысль: кинотеатры нужны для того, чтобы российское кино начало зарабатывать. Следует навести порядок с дистрибьюторами, у которых оседают основные средства, полученные от кинопроката. Давно известно, что меньше всех получают от проката люди, чьим трудом была создана кинолента. Поэтому прокатчик, как посредник между режиссёром и актёрами и зрителями, должен существовать на разумный процент от кассовых сборов.

Появится возможность меньше финансировать производство кино из бюджета. Наверное, нужно заинтересовать бизнес со свободными средствами, банкиров, чтобы они тоже спонсировали кинопроизводство.

Нужно создавать или государственную сеть кинотеатров и дистрибьюторов, или жёстко наводить порядок, прописывать правила игры. Прокатчики способны умышленно провалить российский фильм. Наши продюсеры знают, что можно просто поставить российский фильм в мало посещаемые часы и дни. В «пиковое» время будут крутить «голливуд» с очередными полётами на стиральной доске вокруг Нью-Йорка.

Вообще, для обсуждения всех вопросов, в том числе и становления сети кинотеатров, стоило бы собрать профессиональное сообщество и чиновников, назначенных решать вопросы культуры, и предметно обсудить меры поддержки киноискусства. Обсудить с теми, кто непосредственно занят в процессе кинопроизводства. И не только обсудить. Сейчас многое обсуждается. Что решат на собрании — нужно внедрять на практике. Если стране интересно выйти на лидирующие позиции в киноискусстве. Если опять собираемся выпускать киноленты, которые хочется смотреть снова и снова. Если хотим показывать российское кино по всему миру.

КИНОЛЕНТА КАК ГОСЗАКАЗ

Кто вправе выбирать темы и содержание фильмов? Ясно, это должны делать сами художники. Но как быть, если в культурной среде, в обществе есть потребность в освещении темы, не поднимаемой по какой-либо причине свободными художниками? Может, имеет смысл ввести понятие госзаказа? Есть ведь социальная реклама, призывающая людей поступать разумным, позитивным способом. Есть и заказ на телеканалах, о чём уже шла речь. Что интересно телеканалу, то он и финансирует.

У нас немало фильмов, снятых по классическим произведениям. Есть высокобюджетные фильмы об исторических событиях и исторических личностях. Не всегда, правда, они однозначно воспринимаются — скандал с «Матильдой» тому подтверждение. Но и о значительных событиях в современной жизни не мешало бы рассказать в фильме и показать людям. Не только в России. Сегодня мы переживаем время, когда нужно рассказывать правду миру.

Какой образ России сформировали западные СМИ, известно — российские войска воюют на Украине, поддерживают диктаторов и т. д. Как мы противостоим этим изображениям в кривом зеркале? Думаю, настало время проливать свет на настоящее посредством кино. Называйте это пропагандой — не важно. Тогда и «Летят журавли» — пропаганда. Как снимать такие фильмы: по вдохновению продюсера или по госзаказу, тоже неважно, главное — результат достичь.

В массе люди судят об истории не по учебникам, а по тому, что в новостях сказали и в кино показали. И о современных событиях они получают информацию из кино.

Голливуд использует кинематограф как инструмент пропаганды, в том числе и антироссийской. Лента «Джек Райан: теория хаоса» (2014) — фильм, выходящий за рамки приличия и уважительного отношения к народу в межнациональном общении. Это не киноискусство — это поделка, рассчитанная на создание и поддержание отрицательного образа России. Вот выдержка из рецензии с сайта «Кинопоиск»:

«Рядовой аналитик ЦРУ Джек Райан приезжает в Москву, чтобы решить простую задачу: ему нужно проверить операции компании, принадлежащей миллиардеру Виктору Черевину. Но всё усложняется, когда Райана пытаются убить... На помощь Джеку приходят маститый офицер спецслужб Харпер и внезапно оказавшаяся в Москве супруга Кэти. Но облегчит ли это миссию, которую теперь предстоит выполнить Райану, — предотвратить международный заговор, грозящий погрузить весь мир в хаос»?

Подобное кино спекулирует темой враждебных западу русских, продолжает увеличивать пропасть между простыми американцами и русскими в целях, выгодных политиканам, и способно поссорить народы. Там русские — мясники, только и мечтающие погубить США. И это смотрят американцы и весь мир. Бюджет фильма — 60 миллионов долларов, сборы — 135 миллионов. Окупилась пропаганда. Даже у нас фильм показывали.

Так начнём ли мы выпускать фильмы и для себя, и что-то в ответ на эти голливудские поделки для показа в мировом прокате? Чтобы не перепрыгнуть США по количеству вылитой грязи, а правду рассказать?

Новокузнецк, Кемеровская область

ПИВОВАРОВ Евгений Владимирович,
сценарист, публицист


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru