Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№12, Декабрь 2017

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Владимир ШЕЛЮТО
Мы воспитываем порядочного человека

 

— Владимир Михайлович, вы возглавили Институт философии и социально-политических наук Луганского национального университета имени В.И. Далясравнительно недавно, и его становление происходило на ваших глазах. Какие задачи высшего образования сегодня наиболее актуальны?

— Университет — это храм науки, и до 1917 года туда допускались лишь избранные. На территории современной Украины тогда было всего три университета. В советский период создана качественная система бесплатного высшего образования. После обретения Украиной независимости тенденции изменились: студентов стали принимать на контрактную форму обучения, открывалось множество специальностей, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов. Многие ранее популярные инженерные специальности из-за деиндустриализации перестали быть востребованными. Зато экономистов и юристов выпущено столько, что рынок труда уже перенасыщен. Поэтому сегодня у значительной части молодёжи отсутствует серьёзная мотивация для получения высшего образования. Чтобы торговать на рынке, образование не требуется. Другая примета времени — студент стремится освоить только те знания, которые ему пригодятся в практической деятельности. Например, знание компьютерных технологий. Да, он может изучить компьютер как свои пять пальцев, однако его мировоззрение остаётся аморфным и не выходит за рамки обыденности. Он видит мир только со своей колокольни и не может вынести сколько-нибудь ясного суждения по вопросам культуры, философии, морали, искусства и литературы. Такой человек является «частичным», или, как говорил американский мыслитель Маркузе, одномерным. Задача высшего образования — способствовать формированию мировоззренческой основы, духовного стержня.

— Но ведь бытие определяет сознание. Что властвует умами нынешней молодёжи?

— Рыночная экономика существенно изменила психологию людей. Человек хочет поступить учиться именно туда, где полученная специальность даёт возможность хорошо зарабатывать. Деньги стали критерием жизненного успеха: кто их не имеет — лузеры, кто имеет — виннеры. Подобная оценка человеческой сущности крайне опасна не только для системы образования, но и для нормального существования общества. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что богатство и бедность — два главных врага государства. Они создают ситуацию постоянного социального конфликта, который охватывает культуру, язык, отношения между людьми и народами. Наглядным примером развития этой опасной тенденции явился киевский Майдан, где наряду с антиолигархическими лозунгами отчётливо звучали ноты украинского национализма. К тому же в наш век скорость распространения информации очень велика. В информационном пространстве существует множество разлагающих нравственность, а порой и психику, элементов — паразитов сознания. Поэтому молодые люди легко становятся объектом манипуляций со стороны самых разных сил. Если отсутствует духовный стержень, человек перестаёт воспринимать предложенные ему идеи критически, гонится за удовольствиями сомнительного характера, а его запрограммированное извне сознание перестаёт работать самостоятельно. В подобной ситуации важно себя не потерять.

— Свобода выбора — существует ли она реально или это чисто философское понятие?

— Философия не есть отрицание реальности, она есть, наоборот, её утверждение, даже концентрация реальности. Свобода воли, свобода выбора отличает человека от остальных живых существ. Однако для каждого человека выбор происходит в конкретной ситуации, которая ему задана. Ибо «времена не выбирают, в них живут и умирают». Свобода изначально предполагает ответственность за свой выбор. Обстоятельства являются лишь предлогом для выбора, но не являются его причиной. Однако и в этом случае далеко не всё однозначно, поскольку иногда человек становится героем, иногда — предателем. Проблема выбора с давних времен остаётся важнейшей этической проблемой. У человека есть два пути в сторону зла: когда его чувства безудержно влекут к пороку или когда обстоятельства оказываются сильнее. Это очень широкие пути. К добру же человек идёт через тесные врата. Даже если человек искренне стремится к добру, но не различает добра и зла, его благими помыслами может быть вымощена дорога в ад.

— Воспринимаете ли вы назначение директором Института как ответственность за судьбу не только науки и образования, но и за воспитание личностей?

— Педагог должен активно способствовать воспитанию личности. А личность представляет собой единство внутреннего и внешнего человека. Причём формирование внутреннего человека является определяющим. У него должны быть моральные принципы, он не должен быть по рукам и ногам связан обстоятельствами, в частности, деньгами и жизненными благами, хотя это и свойственно человеку внешнему. Если мы действуем морально, то зачастую вопреки собственной выгоде. Мы действуем именно так, как нам подсказывает внутренний человек — наша совесть. Как в песне Владимира Высоцкого, «выбираем деревянные костюмы». Мы, педагоги, должны собирать человека по крупицам на основе тех ценностей, которые прошли проверку временем, в частности, религиозных.

— Ваше поколение воспитывали как строителей коммунизма. Кого вы воспитываете сейчас?

— Я всегда скептически относился к коммунистической идеологии в целом, хотя ценил некоторые её положительные моменты. В том виде и для настоящего времени она невозможна, однако в ней содержатся проверенные временем ценности. Посмотрите хотя бы на текст «Морального кодекса строителя коммунизма» — многое взято из христианства. Чтобы эти ценности не стали притчей во языцех, их необходимо культивировать, стараясь воспитать в первую очередь порядочного человека, моральную личность. Пусть он не будет яростным приверженцем какой-либо идеологии и даже не делает слишком много добра. Главное, чтобы он не наносил большого вреда окружающим, да и самому себе. Ведь неразборчивость в средствах может способствовать тому, что стремление творить добро трансформируется в противоположность. И тогда человек уже творит зло, причём сам не сознавая. Там, где идея в сознании и чувствах начинает зашкаливать, появляется фанатизм, а значит, наверняка будут плохие последствия. Так же быстро эти люди остывают к идее, которая не принесла обещанного результата здесь и сейчас. Так в какой-то мере случилось и с идеологией коммунизма.

Очень важно, чтобы действенными были примеры, на которых можно воспитывать молодёжь. Чаще всего исторические личности не являются таковыми. Они внутренне противоречивы, к тому же слишком погружены в свою эпоху со всеми вытекающими последствиями. Поэтому призыв Маяковского «Делай жизнь с товарища Дзержинского» сегодня мало кого вдохновит. Религиозный идеал Иисуса Христа является более актуальным для современного мира, ибо утверждает абсолютное добро и человеколюбие. И в советские времена, когда религия была объявлена опиумом для народа, сакральное, священное передавалось школьнику через изучение произведений русской классики — Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и других. Власти и тогда прекрасно понимали, какую опасность несёт ниспровержение ценностных ориентиров, заложенных в русской культуре и культуре других народов, населявших СССР. А со стороны нынешней украинской власти мы видим стремление разрушить устоявшиеся в сознании народа идеалы и ценности. Допустим, что может означать для нас возвращение Краснодону исторического названия Сорокино? Восстановление исторической справедливости? Нет. Ведь Краснодон в нашем сознании ассоциируется прежде всего с «Молодой гвардией», которая «поднялась за честь страны». Подвиг молодогвардейцев давно вышел за пределы коммунистической идеологии. Мы воспринимаем борьбу молодогвардейцев как борьбу за Родину, за родную землю, как борьбу против фашизма. А в сознании украинских школьников, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о молодогвардейцах, теперь зияет пустота.

— Говорят, личность философа, его душа спрятаны в текстах. Так, Гераклит, например, «искал самого себя». Можно ли считать ваши научные изыскания самокопательными?

— Ещё древние говорили: познай самого себя. Когда речь идёт о гуманитарной науке, действительно очень важно, чтобы полученные знания прошли через сердце и разум. Только тогда приблизишься к пониманию истинного положения вещей. В последней книге, которую я написал в соавторстве с Валерием Ивановичем Ильченко, — «Духовная культура в пространстве сакрального» — мы пытаемся осветить многие вопросы, которые не только интересовали непосредственно нас, но, я думаю, заинтересуют и современную молодёжь.

— Можно ли говорить о школе философии в Университете имени Даля, который изначально был машиностроительным институтом?

— Становление научной школы в эстетике и философии культуры произошло в значительной степени благодаря деятельности профессоров Виктории Константиновны Суханцевой, Алексея Петровича Воеводина, Владимира Даниловича Исаева. С 2003 года стал работать совет по защите диссертаций, в котором защищались преподаватели и научные работники со всей Украины. В скором времени межвузовский диссертационный совет, в который входят и некоторые профессора нашего университета, снова начнёт работу на базе Академии культуры и искусств имени Матусовского. К этому процессу подключаются Москва и другие российские города. Сегодня мы стараемся восстановить тот научный потенциал, который существовал, снова издаём журналы, в частности, «Антропос: Логос и Теос».

— Они и раньше были на русском языке?

— Раньше статьи в журнале «Філософські дослідження» печатались на русском, украинском и английском языках. Сейчас вопрос языка стоит очень остро. Однако я считаю, что не только проблема языка обострила ситуацию в Украине. Некоторые мои коллеги на другой стороне ведут активную агитацию против восставшего Донбасса именно на русском языке. Раскол общества произошёл, в первую очередь, из-за разных ценностных ориентиров в различных регионах Украины. Такие расколы в обществе происходили и раньше: белые — красные в революционной России, северяне — южане во времена гражданской войны в США. Хотя все говорили на одном языке. В поисках истинных ценностей мы обращаемся к ценностям православия, евразийства, панславизма, коллективизма, к дружбе народов, к идее социальной справедливости. Большинство этих ценностей были присущи как дореволюционной России, так и Советскому Союзу. В то же время другая сторона проповедует ценности национализма, индивидуализма, европо- и даже американоцентризма. У нас совсем разные герои. Ведь подавляющая часть населения Донбасса вряд ли примет Бандеру и Шухевича в качестве «национальных героев». Этот глубинный культурный разлом существует объективно уже длительное время. Западная Украина, как и Прибалтика, на протяжении многих веков жила в рамках системы ценностей германского мира. Если на этих ценностях не ставить акцентов и агрессивно не навязывать их другим регионам, то можно было бы мирно сосуществовать.

— Наше общество тоже раскололось, несмотря на общие скрепы.

— К сожалению. Кризис — свидетельство того, что далеко не всё хорошо в мире ценностей. В государстве должна быть адекватная времени и настроениям людей идеологическая платформа. Идеология коммунизма как светлого будущего всего человечества, при всех позитивных сторонах, была неадекватной, утопической, ибо требовала единомыслия. В ней слишком большой перевес имело будущее время, ради которого можно было пожертвовать очень многим. Сейчас, наоборот, прошлое довлеет над всеми нами. И этот кризис может быть либо преодолён, либо может усугубиться и привести к непредсказуемым результатам. В современном мире едва ли не с каждым годом увеличивается число региональных конфликтов. Если назревшие противоречия не разрешаются мирным способом, их пытаются разрешить с помощью оружия. И как знать, не сольются ли все эти региональные конфликты во что-то более серьёзное и страшное.

— То есть оптимистического прогноза для Украины нет? Её судьба беспокоит всех нас, ведь это наша родина. Сколько ещё, на ваш взгляд, продержится хунта?

— Скорее всего, долго. Хотя как знать. Украина является в настоящее время столь непредсказуемой страной... Политика есть искусство возможного, и Западу, чтобы крепко ударить по встающей с колен России, удалось поднять ветер Майдана. А если посеешь ветер — пожнёшь бурю. Сейчас Запад во что бы то ни стало стремится сохранить на Украине порядки, которые ему выгодны. Экс-президент США Обама даже говорил, что на территории Украины защищаются интересы государственной безопасности Соединённых Штатов. Посмотрите, где Украина, где Штаты. А Россия рядом. На «великой евразийской шахматной доске» блестяще разыгрывается партия «разделяй и властвуй». Взгляните на политическую карту мира: два Китая, две Кореи, замороженный конфликт Индии и Пакистана, распад СССР, вместо Югославии — семь ненавидящих друг друга карликовых государств. Приёмы разжигания вражды и ненависти между народами описаны в книге Збигнева Бжезинского: «Великая шахматная доска. Господство Америки и её геостратегические императивы». Особенно радует нынешних геополитических игроков, когда конфликт возникает между близкими по истории, культуре, религии и языку народами. Современная Украина — наглядный пример. Запад вынужден всячески подкармливать нынешний режим только из-за того, что он по своей сути антироссийский. В настоящее время в изобилии формируются политические мифы, объявляющие, что украинский и российский народы никогда, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, не были братьями, а наоборот — заклятыми врагами. Чтобы продвигать эти мифы, передёргиваются и фальсифицируются исторические факты, акцентируется внимание исключительно на негативных сторонах взаимоотношений России и Украины и полностью замалчивается позитив. Запад продолжает культивировать и другой геополитический миф — с явной персонификацией зла в образе России. В 1980-х годах Рональд Рейган назвал СССР империей зла. Советского Союза больше не существует, а политический миф об империи зла продолжает жить в сознании людей. В современном мире идёт великая борьба между цивилизациями. Только всесторонний анализ, непредвзятая оценка существующих противоречий даст возможность разрешить сложную геополитическую ситуацию или, по крайней мере, снизить накал страстей, который может привести человечество к непредсказуемым последствиям.

ШЕЛЮТО Владимир Михайлович,
директор Института философии и социально-политических наук  луганского национального университета имени В. И. Даля,  профессор, доктор философских наук

Материал подготовлен
Центром по связям с общественностью
Луганского национального университета имени В. И. Даля


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru