Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№12, Декабрь 2017

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Юрий БОЧАРОВ
Как выбрать президента по закону?

 

Приближающиеся выборы президента России, возможно, и безальтернативны, что вполне соответствует рейтингу действующего главы государства. Однако перед действующей властью в связи с выборами стоят вполне конкретные задачи. Как заявил недавно первый заместитель руководителя Администрации президента, ответственный за подготовку выборов Сергей Кириенко, основные приоритеты новой избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации — это легитимность, законность, прозрачность процедуры и достаточная явка избирателей, что является одним из главных критериев оценки выборов.

Эти выборы знаменательны тем, что к избирательным урнам смогут прийти все граждане Российской Федерации вне зависимости от места проживания и места нахождения. Ведь возможность не быть привязанным к своему адресу прописки, как крепостной, появилась лишь сейчас, благодаря инициативе ЦИК РФ по отмене открепительных удостоверений. Граждане России могут голосовать не только на её территории, но и за пределами страны. При этом право голосовать есть у всех наших граждан, даже несмотря на наличие второго гражданства и постоянного проживания за рубежом.

Проведённый недавно конкурс среди пиар-медийных компаний говорит о желании ЦИК РФ донести до избирателей всеми возможными каналами информацию о выборах. Однако, как и ранее, вся эта работа будет вновь направлена лишь на «основного» избирателя, то есть проживающего на территории Российской Федерации.

А что делать остальным гражданам? Сегодня за рубежом, по данным консульского учёта МИД РФ, проживает более 1,86 миллиона российских избирателей. Это примерно четыре избирательных округа. Такие подсчёты весьма приблизительны, потому что фактически за рубежом проживает как минимум вдвое больше наших сограждан. Ведь постановка на консульский учёт сегодня уже не более чем формальность — в основном для заинтересованных лиц.

Явка избирателей за рубежом, в зависимости от страны проживания, по разным оценкам прошлых выборов, колеблется от 5% до 80%. При этом за президента голосуют значительно активней, чем за депутатов Государственной думы. Кстати, на последних выборах в Думу, как это ни парадоксально, зарубежье, свободное от административного ресурса, в большинстве своём проголосовало за партию власти. Причём намного активней, чем на территории России. А действующий президент у зарубежных россиян постоянно пользуется огромной популярностью и имеет стабильное большинство на выборах.

В то же время в странах с многотысячной русской диаспорой постоянно наблюдается низкая явка на выборах. И это говорит не о пассивности наших избирателей, как утверждают некоторые политики, а об искусственных препонах при голосовании за пределами России.

Вот, в частности, один парадоксальный момент российского законодательства о выборах — об их информационном обеспечении.

Действующее законодательство фактически не позволяет нам — зарубежным избирателям, да и всем россиянам, как постоянно, так и временно находящимся за пределами территории РФ, на законных основаниях организовать рекламно-агитационную кампанию по выборам кандидата в президенты на территориях стран проживания.

Федеральный закон № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статья 48, пункт 7) запрещает проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы государственным органам и иностранным гражданам.

Выходит, за рубежом запрещено выпускать и распространять агитационные материалы дипломатическим миссиям, ведь они — государственные органы. Запрещено проводить агитацию практически всем зарубежным избирателям, ведь в большинстве своём они — иностранные граждане (лица с двойным гражданством). Ведь иное в законе не обговорено.

Стоит учитывать, что согласно закону о выборах дипмиссии за рубежом (вернее, участковые избирательные комиссии, организованные ими) обязаны обеспечить информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, адресе и номере телефона участковой комиссии, времени её работы, а также о дне, времени и месте голосования. Вот здесь и возникает парадокс: дипмиссиям как государственным органам запрещено выпускать и распространять любые агитационные материалы и использовать для этого как «местные» зарубежные СМИ, так и свои официальные сайты. Зато участковые избирательные комиссии, организованные дипмиссиями, обязаны информировать зарубежных избирателей. Получается, что информация, опубликованная УИК на сайте дипмиссии о местах голосования в данной стране, незаконна?

Хотя в принципе официальная информация о кандидате в президенты, опубликованная ЦИК РФ и распространяемая его УИК за рубежом, практически не несёт никакой рекламы о кандидате, только ряд биографических данных.

Что это значит на практике? Что российские избиратели, проживающие за рубежом, фактически лишены не только полной, но и достоверной информации о кандидате в президенты. Ведь здесь невозможно на «законных» основаниях ни опубликовать, ни распространять информацию о программе кандидата, о его достижениях и планах.

Хотя закон разрешает гражданам Российской Федерации и общественным объединениям проводить предвыборную агитацию, призывать голосовать за кандидата, распространять информацию, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Но сделать это официально за рубежом практически невозможно.

Федеральный закон № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 54, пункт 1) утверждает, что все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Чисто теоретически, штаб кандидата в президенты может напечатать свою рекламную продукцию для заграничных избирателей на территории России, а потом разослать её в 147 стран. Но закон запрещает для этого использовать ресурсы дипмиссии, а значит, листовки надо отправлять по почте, на адреса активистов, поддерживающих кандидата. Как вы сами понимаете, это практически невыполнимо.

Получается, что за рубежом нет никакой официальной возможности вести агитацию за кандидата в президенты РФ. Притом закон косвенно запрещает использовать местные, зарубежные, СМИ для размещения в них рекламно-агитационной продукции, так как все СМИ, желающие публиковать рекламную продукцию, должны заранее подать заявку и зарегистрироваться в ЦИК РФ, а это, как вы опять же понимаете, сделать просто нереально.

В итоге зарубежные избиратели практически не получают на местном уровне никакой информации о кандидатах и должны довольствоваться публикациями в местных СМИ или на различных интернет-сайтах. В результате они в основном получают недостоверную или искажённую местными СМИ информацию. А ведь в странах с многотысячной русской диаспорой работают десятки печатных и электронных средств массовой информации на русском языке, у которых основными читателями как раз и являются наши зарубежные избиратели.

Кстати зарубежные представители СМИ могут получить аккредитацию на выборы через МИД РФ. Однако согласно действующему законодательству такая аккредитация действует только для работы на территории России. В законе вообще не оговаривается аккредитация зарубежных представителей СМИ, в том числе и русскоязычных, для работы на территории их стран.

Как мне кажется, пора изменить ряд статей закона для более полной информации избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации.

Однако, как показывает практика, до этих поправок ещё далеко. Поэтому у меня и нашей инициативной группы по агитации за кандидата в президенты возникает вопрос: куда писать, чтобы нам прислали агитационные и информационные материалы по выдвижению кандидата в президенты, а в дальнейшем и по выборам нашего представителя — действующего президента России В. В. Путина? Ведь мы, как и все граждане России, хотим легитимности избранной власти, и потому стремимся избирать по закону. Не превращайте выборы за рубежом в фикцию, обратите внимание на зарубежного избирателя. И либо меняйте законы, либо обеспечивайте нас материалами, позвольте вести нормальную и, главное, законную агитационную работу.

Израиль

БОЧАРОВ Юрий Борисович,
публицист


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru