Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№4, Апрель 2018

КРУГ ЧТЕНИЯ

В. И. ГУЩИН
«Латвия 1988–2015: Триумф радикальных националистов»

 

Постоянный и давний автор нашего журнала Виктор Иванович ГУЩИН из Риги выпустил трёхтомник «Латвия 1988-2015: триумф радикальных националистов». Этот капитальный труд вышел на английском языке, поскольку, как считает Виктор Иванович, о ситуации в Латвии должны знать далеко за её пределами. В. И. Гущин давно занимается положением русскоязычных в Латвийской республике — и как координатор Совета общественных организаций, и как историк. Его работы о негражданах Латвии, о ситуации в русскоязычных школах, об отношении этнократов к русскому языку и русской культуре публикуются во многих изданиях России и Европейского Союза, в том числе в журнале «Стратегия России».

Представляя трёхтомник В. И. Гущина, мы даём интервью социолога Андрея Солопенко и фрагмент авторского предисловия к первому тому.

Андрей Солопенко, социолог

Координатор Совета общественных организаций Латвии, историк Виктор Гущин выпустил новую книгу, посвящённую новейшей политической истории Латвии. Однако, в отличие от всех его предыдущих трудов, данный вышел на английском языке. О том, почему было принято такое решение и кто будет читателем этой книги, он рассказал в интервью порталу BaltNews.lv.

— Виктор Иванович, не так давно вы выпустили книгу «Латвия 1988–2015: триумф радикальных националистов». Почему вы занялись этой темой?

— Политическая история Латвии интересует меня уже давно. Со второй половины 1990-х годов я собирал материалы по этой теме. Был организатором и соорганизатором семи крупных международных научных конференций по политической и военной истории стран Балтии.

Кроме этого, я опубликовал несколько книг. В их числе: «Этнократия: латвийский вариант» (2004), сборник документов «Преступления нацистов и их пособников в Прибалтике (Латвия)» (2007), «Русские Латвии в условиях дефицита демократии» (2009), «Постсоветская Латвия — обманутая страна. Почему Народный Фронт Латвии не привёл к демократии» (2013) и другие. Нынешняя моя работа, которую я разбил на три тома, более детально рассказывает о политической истории Латвии с 1988 по 2015 год.

Почему именно три тома, с чем связана тематика и периодизация каждого?

— Первый том посвящён периоду с 1988 по 1991 год. На это время пришлись так называемая «перестройка», распад СССР и, соответственно, образование независимой Латвийской Республики. В этом томе я обращаю внимание на несколько, на мой взгляд, важных фактов. Один из них — постепенное принятие новой правящей латышской элитой реваншистской идеологии радикальной части западной латышской эмиграции и, соответственно, постепенное сращивание так называемых латышских национал-демократов с латышскими радикальными националистами.

Этот процесс начался в июне 1988 года с заявления Маврика Вульфсона о так называемой оккупации Латвии Советским Союзом в июне 1940 года. И наивысшее своё воплощение он нашёл в тексте Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики, принятой Верховным Советом ЛССР 4 мая 1990 года. В Декларации, вопреки действовавшему в то время международному праву, заявлялось не только о факте так называемой оккупации с 1940 по 1990 год, но и о том, что Латвийская Республика якобы продолжала де-юре существовать с 1918 по 1990 год.

Отдельная тема — январские события 1991 года. Сегодня, с учётом того, что мы теперь знаем о событиях в Вильнюсе 13 января 1991 года, и с учётом того, что мы теперь знаем о событиях на Майдане в Киеве в феврале 2014-го — мы можем говорить о том, что везде — и в Вильнюсе, и в Риге, и в Киеве события развивались по одному и тому же сценарию. И организатором этих событий были вовсе не СССР и не современная Россия. Организатором этих событий всюду выступали США или их местные единомышленники. Однако на стендах памятного мемориала на рижской железнодорожной станции Торнякалнс в январской трагедии 1991 года на Бастионной горке в Риге почему-то недвусмысленно обвиняются сторонники сохранения СССР.

Во всех трёх томах я касаюсь темы «Латвия и США». В первом томе, в частности, говорится, что США в нарушение норм международного права признали независимость Латвийской Республики на неделю раньше, чем это сделал СССР. Мне кажется, этот факт прямо свидетельствует о неприкрытом стремлении США как можно скорее разрушить Советский Союз.

Тема второго тома — основные направления политики строительства этнократического политического режима в Латвии. Это и создание вопреки нормам международного права института массового безгражданства, и языковая политика, и политика в сфере образования, нашедшие сегодня своё воплощение в антироссийской политике и безудержной русофобии внутри страны.

Ещё раз отмечу, что главной причиной формирования именно такой политики является привнесённая в Латвию радикальной частью западной латышской эмиграции идеология реваншизма, идеология построения так называемой «латышской Латвии» или «Латвии для латышей». Иными словами — идеология нацистской Латвии, которая, в свою очередь, была без оговорок принята новой правящей латышской политической элитой.

Третий том посвящён теме формирования новой исторической памяти в условиях этнократического политического режима, включая, разумеется, вопрос о современной политике глорификации нацизма. Выход в свет настоящего трёхтомника — это лишь промежуточный итог моего исследования. В ближайшие годы я планирую выпустить ещё три тома, то есть весь мой труд будет в шести томах.

О чём предполагается рассказать в следующих трёх томах?

— Четвёртый том будет посвящён теме ненасильственного сопротивления политике построения в Латвии этнократического государства. В нём будет рассказано обо всех акциях, направленных на защиту прав человека и прав национальных меньшинств.

Основной темой пятого тома станет ответ на вопрос: «Какое государство построили латыши?». Это будет политологическая характеристика той Латвии, которую правящая элита построила после 1991 года.

В шестой том войдут документы по теме защиты прав человека и прав национальных меньшинств, которые в разное время были приняты ОБСЕ и различными институциями Европейского Союза. В этот же том войдут заявления, принятые различными общественными организациями, а также Советом общественных организаций Латвии.

Ваши книги вышли на английском языке. Получается, что они не рассчитаны на массового местного читателя?

— Да, экземпляры книги, выпущенной при помощи Фонда правовой поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, будут переданы в библиотеки университетов и научных центров стран Европейского Союза, США, Канады. Также книга будет передана во все иностранные посольства, аккредитованные на территории Латвии. Я хочу, чтобы западные учёные, интересующиеся Латвией, смогли ознакомиться с книгой на доступном им языке и увидеть другую точку зрения, отличающуюся от официальной. Ведь начиная с 4 мая 1990 года, когда была принята Декларация о независимости, Латвия вступила на путь недемократического развития. С моей точки зрения, чрезвычайно важно донести это до зарубежных исследователей.

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы Латвия стала демократическим государством?

— На мой взгляд, ключевой проблемой современного политического развития Латвии, которая, естественно, оказывает негативное влияние и на языковую политику, и на политику в сфере образования, и на политику в сфере экономики, социальной защиты населения, является сохранение недемократического института массового безгражданства.

Незамедлительная и безо всяких условий ликвидация этого института, а также столь же незамедлительный возврат к выборам в органы власти всех уровней на основе всеобщего избирательного права плюс незамедлительная демократизация государственной идеологии при безусловном запрете любых форм разжигания национальной розни — это самые главные задачи сегодняшнего дня. Только решив эти задачи, мы сможем обеспечить возврат к демократическому развитию государства. До тех пор, пока эти задачи решены не будут, Латвия будет продолжать себя самоуничтожать, становясь при этом всё более «коричневой».

Виктор ГУЩИН

Постоянные жители, которые поселились на территории Латвии после 17 июня 1940 года, а также их потомки (всего 893 412 человек или  34,28% избирателей), постановлением Верховного Совета от 15 октября 1991 года были лишены права автоматически получить гражданство Латвийской Республики в соответствии с международно признанным правом оптации.

В письме министру иностранных дел Латвийской Республики Георгу Андрееву от 6 апреля 1993 года такое решение фактически поддержал Верховный комиссар по делам национальных меньшинств СБСЕ Макс ван дер Стул. В результате народу Латвии не только было отказано в праве самому решать судьбу своей страны на референдуме, но и (при поддержке демократической Европы!) была ликвидирована основа основ демократии — всеобщее избирательное право.

После 1991 года при сохранении внешних атрибутов демократического государства (регулярно проводимые выборы в местные органы власти и национальный парламент, наличие многопартийной системы, создание Конституционного суда и др.) в Латвии стал формироваться недемократический политический режим. Власть стала представлять интересы не большинства, а меньшей по численности, но радикальной по своим взглядам части населения.

Парламент, периодически переизбираемый в условиях, когда значительная часть постоянных жителей не имеет права участвовать в выборах, принимает законы о гражданстве, о языке и об образовании, которые дискриминируют национальные меньшинства и закладывают фундамент для повторного строительства так называемой «латышской Латвии», или «Латвии для латышей». Первый опыт строительства такой «латышской Латвии» относится к 1934–1940 годам. Одновременно начинается активная кампания по формированию новой политики исторической памяти, главной целью которой является политическая реабилитация авторитарного и этнократического режима Карлиса Ульманиса (1934–1940 гг.), нацистских коллаборационистов периода гитлеровской оккупации Латвии. Это неизбежно влечёт за собой оправдание нацизма, и очернение истории пребывания Латвии в составе СССР (1940–1941, 1944–1990 гг.).

Вступление Латвии в Европейский Союз в 2004 году не только не способствовало демократизации её национальной политики и политики в вопросах истории, но, напротив, стало рассматриваться властями Латвии как их оправдание и поощрение. Вывод Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 ноября 2002 года о том, что в Латвии после 1991 года сформировался «долговременный дефицит демократии», латвийские власти последовательно игнорируют.

Новый мощный всплеск русофобии и антироссийской истерии вызвало проведение в феврале 2012 года референдума о придании русскому языку статуса второго государственного языка, в ходе которого практически вся русскоязычная община Латвии поддержала это предложение. Подъём русофобских настроений спровоцировали антиконституционный переворот 21–22 февраля 2014 года на Украине и начало по инициативе властей Киева гражданской войны на юго-востоке этой страны. А также введение под давлением США санкций в отношении России за то, что якобы именно Россия спровоцировала и поддерживает конфликт на Украине. Хотя именно США и другие страны Запада, включая страны Балтии, ранее поддерживали и финансировали национал-радикальные, неонацистские и коррумпированные политические силы на Украине. Сегодня они продолжают определять политический процесс в этой стране. Всё это вызвало в Латвии новый мощный всплеск русофобии и способствовало дальнейшему наступлению Латвийского государства на права человека и права национальных меньшинств.

19 июня 2014 года парламент Латвии принял преамбулу к Конституции Латвии, в которой интересы латышской нации ставятся выше интересов всех других народов. Отныне любые действия со стороны русской лингвистической общины Латвии, направленные на поддержание культурных связей с Россией, на защиту своих прав в сфере языка, образования на родном языке, свободы слова и свободы собраний, а также против героизации бывших нацистских коллаборационистов, правящая элита рассматривает как действия, которые наносят ущерб латвийской государственности.

В так называемые чёрные списки включены многие русскоязычные общественные организации, а также отдельные правозащитники и антифашисты. Их телефоны прослушиваются, при поездках в Россию при пересечении границы им устраивается усиленный досмотр. Одновременно Латвийское государство активно препятствует деятельности антифашистских и правозащитных организаций, усиливает языковые репрессии, ограничивает право на свободу слова и свободу собраний, преследует за политическое инакомыслие. Дни русской культуры — традиция, существовавшая ещё в Первой Латвийской Республике, а также деятельность ряда общественных организаций российских соотечественников и отдельных институций Российской Федерации, призванных оказывать культурное содействие российским соотечественникам, проживающим за рубежом, отнесены Полицией безопасности Латвии к угрозам национальной безопасности республики. К угрозам для национальной безопасности Латвии отнесены и научная и творческая деятельность отдельных историков, политологов, деятелей культуры и эстрадных исполнителей из России.

Из уст официальных представителей Латвийской Республики в адрес России постоянно звучат обвинения и агрессивные заявления. В латышских СМИ постоянно звучат призывы ограничить «российскую пропаганду», предлагается внести изменения в текст Конституции, которые и без начала реальных военных действий позволяли бы властям сделать из страны концентрационный лагерь для всех инакомыслящих.

Все это накладывает тяжёлый отпечаток на межнациональные отношения в стране. Латышскоговорящая и русскоговорящая общины всё больше отдаляются друг от друга, чему способствует и существование двух информационных пространств — демократического русскоязычного и этнократического латышскоязычного. Официальное руководство Латвийской Республики при поддержке латышских СМИ продолжает нагнетать антироссийскую и русофобскую истерию не только во внутриполитической жизни, но и в межгосударственных отношениях Латвии и России, и одновременно выражает полную поддержку любым решениям нового руководства Украины, что встречает поддержку у некоторой части латышей. Размещение на территории Латвии весной 2015 года дополнительного контингента войск НАТО также преподносится властями Латвии как гарантия сохранения независимости Латвийского государства.

Русскоязычная община осуждает проводимую правящей элитой Латвии политику подавления прав национальных меньшинств, а также недружественные выпады в адрес России, воспринимает войска НАТО как оккупантов и как угрозу мирному существованию Латвийского государства. Одновременно община выражает поддержку итогам референдума 16 марта 2014 года в Крыму и осуждает преступления киевского режима.

Такое расхождение взглядов и позиций между официальным руководством Латвийской Республики и частью латышского населения и русской лингвистической общиной способствуют усилению напряжённости в обществе. В итоге ситуация в сфере межнациональных отношений и соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств Латвии с каждым днём вызывает всё большую тревогу.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru