Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№5, Май 2018

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Документы
План Маршалла

 

Исполнилось 70 лет «плану Маршалла». В 1947 году госсекретарь США Джордж Маршалл предложил восстанавливать экономику послевоенной Европы в рамках сдерживания коммунистов. Европейские государства в обмен на финансовую помощь обязывались исключить коммунистов из правительств. По Западной Европе прокатилась волна выступлений левых движений, не согласных, чтобы США помогали на условиях устранения их из политической жизни. Историки считают, что план Маршалла, ставшего лауреатом Нобелевской премии мира, для американского правительства был инструментом продвижения собственных интересов, а лозунги о демократии использовались для давления, чтобы получать ресурсы, дешёвую рабочую силу и рынки сбыта. То есть план Маршалла был нужен для долгосрочного развития Америки, что очень хорошо понимали в Советском Союзе...

Конгресс США в канун семидесятилетия «плана Маршалла» опубликовал резолюцию, подчёркивающую его успех. Отмечалось, что вливание денег в европейскую экономику помогло создать коалицию, противостоящую Советскому Союзу. Американские конгрессмены считают, что план Маршалла и теперь актуален — в новой холодной войне.

Мы публикуем речь Дж. Маршалла в Гарварде и историческую справку о предпосылках создания плана «борьбы с коммунизмом» экономическими методами. Сегодня коммунистические идеи не главенствуют на территории бывшего СССР, но Запад продолжает искать здесь противников. Его намерения «ограничить», «ослабить», «наказать», а то и вовсе уничтожить Россию не претерпели никаких изменений за 70 лет.

Наша политика — возрождение экономики

Речь 5 июня 1947 года в Гарвардском Университете

Джордж МАРШАЛЛ, госсекретарь США

Я не могу не сообщить вам, что ситуация в мире остаётся крайне серьёзной. Это должно быть очевидно всем думающим людям. Когда говорят о потребностях восстановления Европы, то правильно оценивают масштабы людских потерь, очевидное разрушение городов, заводов, шахт и железных дорог, однако за последние месяцы стало ясно, что это очевидное разрушение, вероятно, носит менее серьёзный характер в сравнении со сдвигами в самой структуре европейской экономики. Последние десять лет условия были в высшей степени ненормальными. Лихорадочная подготовка к войне охватывала все аспекты народного хозяйства. Машины выработали свой ресурс или полностью устарели. Согласно разрушительному для экономики нацистскому закону, фактически каждое предприятие было приспособлено для нужд немецкой военной машины. Старейшие коммерческие связи, частные учреждения, банки, страховые компании и пароходства исчезли путём разорения, поглощения или национализации. Деловые структуры Европы в течение войны пришли в полный упадок. Восстановление было серьёзно задержано тем фактом, что спустя два года после завершения военных действий мирное соглашение с Германией и Австрией до сих пор не было подписано.

Есть ещё один аспект данного вопроса, который является одновременно и интересным, и серьёзным. Фермеры всегда производили продукты питания, чтобы обменивать их жителям городов на другие потребности жизни. Это разделение труда — основа современной цивилизации. В настоящее время оно находится под угрозой. Города и городские отрасли промышленности не производят нужные товары, чтобы обменять их на продовольствие фермерам. Имеется огромная нехватка сырья и топлива. Машин, как я уже сказал, не хватает или же они полностью изношены. Фермеры не могут найти необходимые им товары в продаже. Тем временем люди в городах нуждаются в пище и топливе, в некоторых областях Европы встаёт призрак голода. Поэтому правительства вынуждены использовать свои бюджетные деньги и кредиты, чтобы закупить товары первой необходимости за границей. Это исчерпывает капитал, который крайне необходим для реконструкции экономики. Современная система разделения труда, на которой базируется обмен продуктами, рискует сломаться. Правда в том, что на следующие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах — в основном из Америки — настолько превышают её нынешнюю платёжную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнётся с очень серьёзным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях.

Помимо деморализующего эффекта для мира в целом и возможностей беспорядков, которые возникнут в результате отчаяния бедствующих народов, всем должны быть очевидны последствия для экономики Соединённых Штатов. Логично, что Соединённые Штаты должны сделать то, что в состоянии сделать, чтобы помочь в стабилизации мировой экономики, без которой не может быть никакой политической стабильности и никакой уверенности в мире. Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Её целью должно быть возрождение мировой экономики, чтобы с её помощью создать такие политические и социальные условия, в которых могут существовать свободные учреждения.

Любое правительство, желающее оказать помощь в восстановлении других стран, получит понимание и поддержку со стороны правительства Соединённых Штатов. Никакое правительство, маневрирующее с целью заблокировать восстановление других стран, не может ожидать от нас помощи. Более того, правительства, политические партии или группы, которые пытаются увековечить человеческую нищету для того, чтобы получить политические или иные дивиденды, столкнутся с противодействием Соединённых Штатов.

Огромное значение для решения этой проблемы состоит в понимании американцами характера проблемы и средств, которые будут применены для её решения. Политическая привязанность и предубеждения не должны играть здесь никакой роли. Только в случае готовности со стороны наших людей мужественно встретить ту громадную ответственность, возложенную на нас ходом истории, трудности, которые я выделил, могут быть и будут преодолены.

Основа для агрессивного военного союза

«План Маршалла»: предпосылки и результат

После окончания Второй мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего коммунистические партии. СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран — постоянных членов Совета Безопасности СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье.

СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего влияния. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства.

Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания». По его мнению, правительству США надлежало жёстко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странам Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения.

Таким образом, американская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским Союзом коммунистических движений.

Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммунистическим, в том числе антидемократическим, режимам. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 года в американском Конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР.

12 марта 1947 года Трумэн произнёс речь на объединённом заседании сената и палаты представителей. Отметив вначале, что серьёзность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. «Греческое правительство, — говорил он, — работает в условиях хаоса... Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции».

Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далёких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьёзный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. В действительности, как отметил Д. Горовиц в книге «Колосс Свободного мира», США неуклонно поддерживают за границей имущих против неимущих, образующих явное большинство.

Заявив, что «мир не стоит на месте и что статус-кво не нерушим», Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся «от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока». И Трумэн просил Конгресс ассигновать на «помощь» этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на Вторую мировую войну 341 млрд долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну.

Обращение президента США 12 марта 1947 года к Конгрессу получило название «доктрины Трумэна». Несмотря на проведённую подготовительную работу, «доктрина Трумэна» встретила сильную оппозицию в Конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В Конгрессе многие отдавали себе отчёт в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своём выступлении заявил: «Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны... Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил».

Трумэн сравнивал свою доктрину с «доктриной Монро». Но «доктрина Монро» предусматривала невмешательство Америки в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошёл гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него «Священный союз» европейских монархов, который защищал старые реакционные режимы и против которого как раз выступил Монро.

Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 года «доктрина Трумэна» вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всём мире — курс, поистине чреватый далеко идущими последствиями. Своей доктриной Трумэн добился того, что Конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН.

В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в её колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе — укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане холодной войны «доктрина Трумэна» представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

После всестороннего обсуждения госсекретарь Маршалл публично изложил основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 года в Гарвардском университете. Так зародился «план Маршалла». Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели.

Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно, важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 году экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на всё состояние внешней торговли США.

Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развёрнутой Соединёнными Штатами политики холодной войны, в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шёл за границу. Со времени окончания ленд-лиза в 1945 году до весны 1949 года правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд долл. Экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.

Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в Европе. И «план Маршалла» действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: «План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу». Таким образом «план Маршалла» наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и «доктрина Трумэна», военно-политическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие.

Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: «Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса». В общем, «план Маршалла», как и «доктрина Трумэна», преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т. д.

В Конгрессе США «план Маршалла» встретил более сильную оппозицию, чем «доктрина Трумэна». Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных ассигнованиях. Первая сессия Конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении.

Одновременно с подготовкой и проведением «плана Маршалла» США вместе с Англией проводили в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырёх держав, восстанавливая западногерманские промышленные монополии — застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения её в военного союзника США. 2 декабря 1946 года в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948 года к ним присоединилась и французская оккупационная зона. Таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 года США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.

Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившийся в советской зоне и имевший свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис.

В Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в свою политику государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединённым Штатам со стороны этих государств в Организации Объединённых Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 году в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции, состоявшейся в 1948 году в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 года. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран.

В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 года. На Ближнем Востоке в 1947–1948 годах после принятия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла» усилилась активность нефтяных монополий США.

На следующий день после опубликования «доктрины Трумэна», 13 марта 1947 года, было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 года появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшие нефтяные монополии США.

Вашингтон втягивал в холодную войну Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял её в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило холодную войну с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в Конгрессе, несмотря на то, что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия.

Итак, составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. «План Маршалла» был одобрен на международной конференции в Париже, которая проходила с 12 июля по 22 августа 1947 года. СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации «плана Маршалла». Всего же этот план подписали 16 западных стран.

«План Маршалла» начал осуществляться с апреля 1948 года, когда Конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырёхлетнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла с апреля 1948 по декабрь 1951 года составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Испанию (1,3 млрд), Западную Германию (1,3 млрд), Голландию (1 млрд). При этом американцы в качестве предварительного условия предоставления помощи потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Противостояние коммунизму отразилось и во внутренней политике США. С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых.

http://www.coldwar.ru/bases/bases1.php


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru