Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№8, Август 2018

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

Алексей РЕНКЕЛЬ
Притяжение Северного полюса

 

Северный магнитный полюс — условная точка в северной полярной области земной поверхности, в которой магнитное поле направлено строго вниз (под углом 90° к поверхности). Экспедиции по прямому определению местоположения магнитного полюса в Северном полушарии проходили, только эта полярная территория до сих пор остаётся неизведанной до конца, привлекая внимание исследователей из разных стран мира.

Сейчас Северный полюс стал уже настолько доступным, что почти превратился в туристический аттракцион. А ведь сравнительно недавно попасть туда могли только те, кто не боялся бросить вызов стихии, способен был преодолеть серьёзнейшие испытания и риск самой жизнью.

Попытки покорения Северного полюса предпринимались с середины XIX века, но удалось это сделать лишь 6 апреля 1909 года. Отличилась команда американцев. Инженер Роберт Пири в сопровождении Мэтью Хенсона и четырёх эскимосов, достиг СП и установил американский флаг.

Годы жизни Пири (1856–1920) посвятил полярным исследованиям. 15 лет провёл среди эскимосов, и дочь первооткрывателя Мэри родилась в экспедиции. В 1886 году он впервые отправился на Север, оказавшись в Гренландии. Путешествие по острову организовал на собачьих упряжках. Пири хотел пересечь остров в одиночку. Однако его товарищ переубедил молодого исследователя. Они отправились вдвоём, оставив позади около сотни миль (160 км). На тот момент это был второй по длительности вояж по «зелёному острову». Роберт Пири хотел улучшить свой результат, но в 1888 году Гренландию покорил Фритьоф Нансен.

Пири стал одержим идеей покорения Северного полюса, который ещё никто не одолел. Он несколько лет изучал навыки выживания эскимосов в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Палатки и мешки были беззащитны перед арктическими ветрами и катаклизмами. Эскимосы вместо них строили убежища из снега. Их опыт и перенял Роберт Пири, создав систему перевалочных пунктов для упрощения коммуникации экспедиции. Уже потом аборигены будут помогать исследователю в его путешествиях.

Пири очень тщательно подбирал инвентарь, руководствуясь тем правилом, что в поход нужно брать только то, что имеет минимальный вес и может принести максимальную пользу. Лишние вещи могли оказаться обузой, замедляющей исследователя, а на Севере каждый час дорог, так как регулярно менялась погода, и ресурсы жизнеобеспечения были рассчитаны поминутно.

Весь этот багаж знаний и навыков был применён в 1895 году, но попытка была неудачной. Кроме того, многие пострадали от обморожения, в том числе и сам Роберт Пири. Северный полюс лишил его восьми пальцев на ногах, которые пришлось ампутировать. Вторая попытка состоялась только через пять лет — в 1900 году, когда Пири смог поправить здоровье и решить организационные вопросы. В этот раз ему удалось продвинуться дальше, но он так и не достиг цели.

В 1908 году Пири организовал третью экспедицию на Северный полюс. В походе участвовала команда из американцев и коренных гренландцев. Многомесячный путь к цели включал длительную зимовку на льдах. Через определённые отрезки маршрута некоторые участники возвращались на Большую землю, чтобы сообщить о результатах. Медленно, но верно пробивался к своей цели Пири. Что он открыл, стало ясно 6 апреля 1909 года, когда его люди установили полосато-звёздный флаг в снег, в месте, где, по расчётам, и был полюс. Здесь команда пробыла 30 часов, после чего вернулась домой 21 сентября 1909 года. Путешественник скончался в 1920 году, овеянный славой. Незадолго до этого правительство США произвело его в контр-адмиралы.

В предисловии Президента США Теодора Рузвельта к первому изданию книги Роберта Эдвина Пири «Северный полюс» сказано: «Несколько лет назад, на обеде в Вашингтоне я познакомился с известным норвежским исследователем Арктики, Нансеном. В беседе со мной он отметил: «Пири — лучший из ваших людей, даже, думаю, самый лучший из всех, кто сейчас находится на пути достижения полюса, и скорее всего, именно ему это удастся».

В это же самое время другой американский исследователь Фредерик Кук также сообщил о том, что он достиг вместе со своей экспедицией Северного полюса. Возник спор о том, кто же был первым — Пири или Кук.

***

В такой обстановке Российская империя, которая претендовала на самые ведущие позиции в мире, не хотела оставаться в стороне. Необходимо было лишь найти смельчака, который реализовал бы этот проект. Такой смельчак нашёлся — старший лейтенант Георгий Седов (1877–1914), гидрограф и полярный исследователь. Государственная дума Российской империи одобрила предложенный план экспедиции, но правительство отказалось выделить на неё средства. В итоге деньги всё же были собраны в ходе организованной частной кампании. Среди частных инвесторов экспедиции был российский император Николай II, который лично выделил 10 тысяч рублей. Всего удалось собрать более 40 тысяч рублей. Зверопромышленник В. Е. Дикин согласился передать во фрахт экспедиции двухмачтовый корабль, построенный в Норвегии, «Святой мученик Фока». Парусно-паровое судно обладало дополнительной обшивкой бортов. Корабль имел всё необходимое для мореходства в северных широтах. Старт экспедиции был дан 27 августа 1912 года.

Однако год потребовался для того, чтобы, наконец, добраться до архипелага Новая Земля.

15 февраля 1914 года Георгий Седов с несколькими добровольцами на собачьих упряжках отправился к острову Рудольфа. Исследователь планировал пешком дойти до самой северной точки Земли, водрузив там российский флаг, и по льдам вернуться либо на Новую Землю, либо уйти в Гренландию. Каждый день экспедиция проходила не больше 15 километров. Исследователям мешал сильнейший, пронизывающий до костей ветер, трещины и полыньи во льду. При этом силы постепенно покидали российского исследователя, но Седов не сдавался.

Спустя три недели пути его организм не выдержал истощения и болезни, и сердце просто остановилось. Это произошло 5 марта 1914 года. Похоронили Седова на острове Рудольфа — самом северном острове Земли Франца-Иосифа. После этого через несколько дней, ценой неимоверных усилий матросы смогли добраться до своего судна «Святой мученик Фока», который вернулся в Архангельск в августе 1914 года. Несмотря на трагический финал, Георгий Седов смог навсегда вписать своё имя в освоение Арктики. Имя Седова было увековечено на географических картах. Его именем названы архипелаг, мыс, залив, пик, а также отдельный посёлок.

***

Норвежский полярный путешественник и рекордсмен Руал Амундсен (1872–1928) был величайшим исследователем своего времени. В течение тридцати лет он достиг целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более трёхсот лет. Амундсен первым прошёл Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903–1906). Решение отправиться в Антарктиду у Амундсена появилось во время подготовки экспедиции на Северный полюс. Но, узнав, что Ф. Кук и Р. Пири заявили о достижении ими Северного полюса, Амундсен принимает решение о походе к Южному полюсу.

Экспедиция покинула Норвегию на корабле «Фрам» в августе 1910 года. В январе следующего года «Фрам» прибыл к берегу Антарктиды, где в 18 км от побережья была построена зимовочная база. Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята в сентябре 1911 года при температуре −37°С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56°С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Разгрузив нарты на широте 80 градусов, полярники вернулись на базу.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника. Предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить на провиант 24 собаки и с восемнадцатью двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить ещё шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Полюса Амундсен и его команда достигли 14 декабря 1911 года. На полюсе норвежцы водрузили флаг своей страны. Амундсен так писал об этом: «Я продумал церемонию водружения флага с таким расчётом, чтобы каждый из участников перехода принял в ней участие. Так я мог выразить признательность своим товарищам. Они поняли мой порыв и приняли его с душевным подъёмом, с которым я предложил им принять участие в этой церемонии. Пять огрубевших от холода, обветренных рук подняли флаг высоко в воздух и установили его как символ первого посещения человеком географического Южного полюса».

В 1918–1920 годах капитан Амундсен прошёл вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 году Амундсен возглавил первый беспосадочный трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген — Северный полюс — Аляска. По возвращении в Осло Амундсена ожидал торжественный приём. По его собственным словам, это был самый счастливый момент в его жизни. Биография Амундсена — яркий пример героической жизни. В честь Амундсена названы море, гора и ледник в Антарктиде, а также кратер на Луне. Свой опыт полярного исследователя Руал Амундсен изложил в книгах «Моя жизнь», «Южный полюс», «На корабле «Мод». Он погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Нобиле.

Экспедиция на дирижабле «Италия» к Северному полюсу Земли стартовала со Шпицбергена. Экипаж из 16 человек возглавлял итальянский полярный исследователь Умберто Нобиле (1885–1978), один из участников перелёта «Норвегии», потерпевшей катастрофу в Северном Ледовитом океане.

«Италия» стала четвертым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия». Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей. Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами. Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади — кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль, а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет. В свою очередь, газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет — из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом.

«Италия» вылетела ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно в полночь. С дирижабля сбросили крест и флаг Италии, после чего «Италия» повернула обратно, но дирижабль потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся в живых члены экипажа около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «Красная палатка». Значительные силы были брошены на спасение экспедиции, включая российский ледокол «Красин». Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал ледокол «Красин».

В поисках принял участие и Руал Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел из Норвегии на французском самолёте «Латам», но потерпел воздушное крушение и погиб в Баренцевом море.

Интерес к Арктике у норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861–1930) возник в ходе спортивной карьеры. Профессиональный конькобежец и лыжник пересёк Гренландию на лыжах, тем самым став первым человеком, совершившим подобное путешествие. Позже, собрав команду, Фритьоф на трёхмачтовой шхуне «Фрам» отправился к Северному полюсу. Когда судно заблокировали ледяные глыбы, Нансен вместе с командой продолжил путь на санях, достигнув 86-го градуса северной широты. После этого путешествия жизнь Нансена не была связана с экспедициями: он посвятил себя науке и политике и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии. Ф. Нансен получил награды многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты Земли и кратер на Северном полюсе Луны.

***

18 июня 1937 года начался рекордный перелёт Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на самолёте АНТ-25 через Северный полюс в Америку. В 4 часа 15 минут 19 июня на высоте 4150 метров АНТ-25 проходит над Северным полюсом. Самолёт пилотирует Байдуков. Уставший после первых часов полёта Чкалов уснул. Штурман Беляков с особой точностью измеряет высоту солнца и определяет координаты самолёта. После очередных измерений он сообщает Байдукову, что самолёт летит над Северным полюсом. Через несколько минут Байдуков будит Чкалова и докладывает: «Прошли вершину мира».

В этом же году была организована первая дрейфующая станция «СП-1». С той поры их было много. «СП-1» начала свой дрейф практически с полюса — в 30 км от него. Но впервые человек ступил на полюс 23 апреля 1948 года. Это случилось в ходе экспедиции «Север-2», когда на полюс приземлились сразу три советских самолёта.

Советские учёные Виталий Волович и Андрей Медведев совершили на полюс прыжок с парашютами, тем самым положили начало новому методу доставки людей и грузов в жёстких условиях центральной Арктики. Это произошло 9 мая 1949 года, в годовщину Дня Победы, тогда ещё не отмечавшегося всенародно. Задание было правительственным, задача — «застолбить» для истории новую победу советских исследователей Севера.

Прыгали из самолёта вдвоём в громоздких утеплённых одеждах, поскольку рассчитывать на скорое возвращение не приходилось. К тому же прыжок был экспериментальным: опробовалась возможность таких экстремальных действий в случае болезни полярника, необходимости оперативного медицинского вмешательства. Оба парашютиста опустились точно в выбранную точку, установили флаг СССР. Потом их забрал Ли-2, севший неподалёку на льдину. Рекордсмены-испытатели были удостоены орденов Боевого Красного Знамени.

***

Среди многих сотен, а может, и тысяч различных имён, которые люди на протяжении всей истории мореплавания давали своим кораблям и судам, есть те немногие, что навечно стали легендой. Среди таких легенд особое место занимает имя подводной лодки «Наутилус»: вымышленной, ожившей под пером великого романиста Жюля Верна, и настоящей — первой в мире атомной подводной лодки, совершившей не только революцию в подводном кораблестроении и в военном деле, но и первой покорившей Северный полюс. Пусть и под водой.

Примечательно, что, как и в случае с «русскими корнями» в истории американского вертолётостроения — в лице русского иммигранта Игоря Сикорского, в истории мирового и атомного подводного флота такие корни тоже есть. Дело в том, что будущий «отец атомного подводного флота» адмирал Хайман Риковер (1900–1986) родился в городке Макув-Мазовецки (Польша), до Октябрьской революции находившемся на территории Российской Империи. 9 февраля 1952 года кэптен Риковер по вызову президента Трумэна, внимательно следившего за ходом атомной программы флота, прибыл в Белый Дом, где ему предстояло провести брифинг для президента. В целом Трумэн был доволен работой Риковера и других специалистов, а сам Риковер решил, что Трумэн должен обязательно выступить на церемонии закладки «Наутилуса». Для такого события выбрали знаковый для американцев День флага — 14 июня 1952 года.

Атомная подлодка «USS Nautilus» была спущена на воду 21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра, через восемь месяцев субмарина была принята на вооружение ВМС США. Названа она «Nautilus» в честь легендарного корабля из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». 3 августа 1958 года подлодка «USS Nautilus» совершила успешный поход к Северному полюсу. В 1985 году её превратили в музей.

***

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев. Лодка совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Жильцова она всплыла возле Северного полюса — недалеко от него был водружён флаг СССР.

Атомный ледокол «Арктика» вошёл в историю как первый надводный корабль, достигший в активном плавании 17 августа 1977 года географической точки Северного полюса. Этот атомный ледокол считался крупнейшим из всех существующих на тот период: его ширина составляла 30 м, длина — 148 м, а высота борта — более 17 м. «Арктика» была способна проламывать лёд, толщина которого составляла 5 м, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года.

Решение о походе на полюс было принято 13 июля 1977 года. Поход был посвящён 60-летию Великого Октября. Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек. 9 августа 1977 года «Арктика» вышла из Мурманского порта. Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.

Достигнув 130-го меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Ледоколу неоднократно пришлось испытывать трудности. Руководитель рейса министр морского флота СССР Тимофей Гуженко позже называл эту часть похода «камнедробилкой», так как в этих льдах «Арктика» шла, «продвигаясь ударами: взад-вперёд, взад-вперёд». 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Первыми на лёд спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник Алексей Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага.

После этого с борта корабля был спущен парадный трап, и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса.

Атомоход провёл на вершине Земли 15 часов. За это время учёные успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР. Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: «Северный полюс. а/л «Арктика» 17 августа 1977». Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штемпель был поставлен примерно на 100–120 конвертах и открытках.

Обратный маршрут в сторону Мурманска был проложен по прямой. В этой части маршрута исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. За время похода ледокол прошёл 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда. Учёные из Риги в этом рейсе проверяли эффективность созданного ими прибора для дистанционного определения толщины льда.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007» был совершён первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 м. ГОА выдержали давление в 430 атмосфер.

Это событие стало кульминацией высокоширотной глубоководной экспедиции в составе атомного ледохода «Россия» и научно-исследовательского судна «Академик Фёдоров» с двумя аппаратами «Мир». «Мир-1» начал погружение в 9 часов 34 минуты. Спустя полчаса вслед за ним отправился второй аппарат. Спуск занял около трёх часов. В 12:22 аппарат «Мир-1» под управлением своего конструктора-изобретателя Анатолия Сагалевича достиг дна на глубине 4280 м. «Мир-2» коснулся дна через полчаса на глубине 4320 м. Работа на глубине заняла два часа. Были взяты образцы грунта, проведены съёмки и установлен специально изготовленный из титана российский флаг. После этого аппараты начали подъём. Руководитель экспедиции Артур Чилингаров объявил Арктику российской. Достижения экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннесса.

***

Северного полюса можно достигнуть нынче и будучи туристом. Ежегодно несколько турфирм в мире организуют столь экзотичные путешествия. Правда, стоят они очень дорого. Первым человеком, достигшим СП в одиночку, стал японский путешественник Наоми Уэмура, преодолевший за 57 дней 725 км на собачьих упряжках, используя припасы, сбрасываемые с вертолёта. Его путешествие продолжалось с 7 марта по 1 мая 1978 года.

Уэмура Наоми был настоящим героем 1960-х — 1980-х годов. Его одиночные путешествия и восхождения восхищали людей по всему миру. Первое серьёзное одиночное восхождение он совершил в 1966 году, покорив Монблан. В 1967 году японец оказался на вершине горы Аконкагуа (Аргентина). А в 1970-м стал первым в истории человеком, в одиночку покорившим высочайшую точку Северной Америки — двуглавую гору Мак-Кинли.

Примерно в те же годы он успел сплавиться на плоту по Амазонке и совершить пешее путешествие по Японии, пройдя около 3 тысяч километров за 52 дня. И то, и другое в одиночку.

После путешествия на Северный полюс Уэмура Наоми отправился в Антарктику. Он решил взойти на пик Винсон. 1 февраля 1984 года путешественник покинул базовый лагерь, 12 февраля отрапортовал по радиосвязи, что находится на вершине, где установил флаг Японии. 20 февраля, когда он не спустился в базовый лагерь, а погода начала портиться, была снаряжена спасательная экспедиция. Но японца найти не удалось...

19 апреля 1984 года премьер-министр Японии посмертно наградил Уэмуру Наоми премией Народного Почёта.

***

Надо вспомнить, что больших успехов в исследовании морских глубин достиг швейцарский учёный Огюст Пикар (1884–1962). Изобретатель стратостата и батискафа, он построил свой первый батискаф ещё в 1948 году. Сделан аппарат был в виде металлического поплавка, заполненного бензином (бензин легче воды, практически не поддаётся сжатию, и оболочка поплавка не деформируется под влиянием огромных давлений). Снизу к поплавку подвешена шарообразная гондола из прочнейшей стали и балласт.

Огюст Пикар принимал участие в конструировании аппаратов: «FNRS-1» — стратостат; «FNRS-2», «FNRS-3» и «Триест» — батискафы. Отвечая на вопрос, почему после стратостата он стал конструировать батискаф, Пикар отметил, что эти аппараты чрезвычайно сходны между собой, хотя их назначение противоположно. Со свойственным ему чувством юмора он пояснил: «Возможно, судьбе было угодно создать это сходство именно для того, чтобы работать над созданием обоих аппаратов мог один учёный Пикар». В 1953 году вместе с сыном Жаком они опустились в батискафе «Триест» на глубину 3160 м. Семь лет спустя Жак Пикар в том же батискафе достиг дна Марианской впадины в Тихом океане на глубине 10 912 м. Однако таких сверхглубоких впадин немного. На глубинах до 2–3 км вместо малоподвижных батисфер и батискафов нужны манёвренные аппараты, оснащённые комплексами приборов и механизмов.

Таким аппаратом стал советский «Мир». Длина аппарата 7,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппарата обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов даёт широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото- и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситной легированной стали. Сплав имеет предел текучести 150 кг/мм2. Экипаж ГОА «Мир» — три человека: пилот, инженер и учёный-наблюдатель. Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для придания устойчивости у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта ёмкостью 1,5 м3, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путём приёма воды в три прочные сферы и откачки её из сфер насосом высокого давления.

Прародителем «Миров» стал исследовательский аппарат «Пайсис-IV». Автор конструкции — Герой Социалистического Труда инженер Игорь Михальцев (1923–2010). И он герой даже не потому, что придумал уникальные глубоководные аппараты, а уже потому, что сумел довести задуманное до реализации. Причём не брал авторские свидетельства, зачастую сдерживающие внедрение новации. По сей день эти глубоководные аппараты считаются самыми лучшими, которые когда-либо были созданы в мире. Аппарат построили в 1973 году по заказу Института океанологии АН СССР на маленькой канадской фирме «Хайко». Сделать экспериментальный образец в СССР (если это не оборонная продукция) было очень трудно. Внедрение в производство новации — вечная удавка нашего технического творчества. Так что собрать аппарат в Канаде было намного дешевле, чем у нас.

В СССР «Пайсис-IV» так и не попал. Когда аппарат уже был готов к морским испытаниям, о нём узнали в США. «Отец» атомного флота США адмирал Риковер решил, что отдавать Советскому Союзу уникальный подводный комплекс не следует. Адмирал прилетел из Вашингтона к Трюдо (тогда премьер-министру Канады) и настоятельно посоветовать канадскому правительству выкупить «Пайсис-IV» и оставить в Канаде. Канадское правительство так и сделало.

Игорь Михальцев подождал некоторое время и предложил этой же фирме сделать для нас ещё два аппарата. Они заинтересовались, а в Москве поняли: если Риковер специально летал из-за аппарата в Канаду, то значит, это что-то важное. И деньги нашлись, придумали и то, как обойти соглашение между США и европейскими странами о запрете на поставки новых технологий в СССР. Соглашение касалось лишь готовых изделий. А комплектующие части покупать и вывозить никто не запрещал.

Фирма арендовала помещение в Цюрихе. Один прочный корпус заказали в Японии, другой — в Америке. И вывезли частями. Первый собирали в Цюрихе, переправили его по-суворовски через Альпы — на трейлере в Геную. Испытали в Средиземном море на малых глубинах. Потом погрузили глубоководный аппарат на ожидавший его теплоход, и через четыре часа он был в Новороссийске. «Пайсис-ХI» в отличие от собрата был собран в Ванкувере и испытан в Тихом океане. Затем его отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 доставили в Новороссийск.

Вот так в 1970-х годах в СССР появились два исследовательских обитаемых аппарата, которые проработали 10 лет до «Миров» и очень много сделали для познания планеты.

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1» и «Мир-2» были построены финской фирмой Rauma-Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались с мая 1985 года по ноябрь 1987 года под научно-техническим руководством учёных и инженеров Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова. В декабре 1987 года провели глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 м («Мир-1») и 6120 м («Мир-2»). Аппараты установили на судне обеспечения «Академик Мстислав Келдыш».

Легендарный «Мир-1», который многие годы работал в морях и океанах, исследовал обломки затонувшего лайнера «Титаник», лежащего на глубине 3800 м. С его помощью установили флаг России на арктическом дне, в точке географического Северного полюса. Сейчас он в Музее Мирового океана в Калининграде — один из главных экспонатов выставки «Глубина».

РЕНКЕЛЬ Алексей Фридрихович,

патентовед


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru