Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№8, Август 2018

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Москва — Минск:
итоги Госсовета

 

В Минске 19 июня 2018 года прошло заседание Высшего Государственного совета Союзного государства. Рассмотрены итоги торгово-экономического сотрудничества за год, отчёт Совета министров об исполнении бюджета за 2016 год, программу согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 годы и другие актуальные вопросы. В составе российской делегации были премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ, председатель Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО, председатель Государственной Думы Вячеслав ВОЛОДИН. С белорусской стороны – премьер-министр Беларуси Андрей КОБЯКОВ, председатель Совета Республики Михаил МЯСНИКОВИЧ, председатель Палаты Представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО. Президенты России и Беларуси перед заседанием Госсовета провели отдельную встречу. Даём их выступления и комментарии политологов. Часть публикуемых материалов подготовила Диана ШИБКОВСКАЯ, сотрудник Белорусского телеграфного агентства и журналисты газеты «Беларуская праўда».

Александр ЛУКАШЕНКО:

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Ещё раз рад приветствовать всех в столице Беларуси. Состоявшееся почти год назад заседание Высшего Государственного Совета было весьма продуктивным, а достигнутые на нём договорённости активизировали двустороннее сотрудничество во многих сферах.

В 2017 году мы преодолели процесс снижения взаимного товарооборота и вышли на его рост. Сегодня весьма важно закрепить положительные тенденции и обеспечить дальнейшее наращивание торговых отношений между нашими странами, в том числе за счёт устранения взаимных барьеров, изъятия, а также создания равной конкурентной среды.

В последнее время решение актуальных вопросов зачастую переводится из одного интеграционного формата в другой, например, на площадку Евразийского экономического союза. Думаю, что нам не следует делать этого впредь, потому что мы в нашем Союзе в состоянии решать те вопросы, которые существуют. Если какие-то проблемы мешают нашим отношениям, думаю, что нам их надо решать здесь и сейчас.

Для нахождения консенсуса незачем обсуждать отдельные вопросы со странами, которые в них не задействованы. Поэтому ещё раз хочу обратить внимание на координирующую роль Постоянного комитета Союзного государства — ему надо обеспечить системное и регулярное сотрудничество профильных министерств и ведомств Беларуси и России.

Просил бы Григория Алексеевича [Рапоту] максимально глубоко вникать в суть и чётко видеть баланс интересов сторон по вопросам, обсуждаемым на площадке посткома.

Неделю назад я отдал распоряжение правительству, чтобы ни одни переговоры не проходили без участия руководителя нашего Аппарата Григория Алексеевича Рапоты. Они должны быть в теме, в курсе дела, и наши спорные вопросы, думаю, Владимир Владимирович, неплохо будет, если они будут переноситься и на уровень Постоянного комитета, там обсуждаться со специалистами.

Наше внешнеполитическое сотрудничество носит системный и многоплановый характер. Беларусь и Россия выступают с единых или близких позиций по основным проблемам современного мира, поддерживают друг друга в международных организациях. Министерства иностранных дел двух государств, реализуя согласованные программы, взаимодействуют весьма конструктивно.

Особая тема в союзном строительстве — защита интересов наших граждан. Для них уже в полной мере обеспечен надлежащий уровень различных прав и свобод. По крайней мере мы продвинулись в Союзе Беларуси и России дальше любого интеграционного проекта.

Возникают отдельные вопросы, к примеру, по порядку пересечения белорусско-российской границы. Мы договорились, что в ближайшее время разберёмся с этими проблемами. Кстати, хороший пример — в условиях необходимости обеспечения безопасности проходящего в России чемпионата мира по футболу мы с пониманием относимся к позиции россиян о применении элементов пограничного контроля, но ожидаем, что все оставшиеся вопросы по пересечению белорусско-российской границы нам надо урегулировать.

Залогом успеха нашей интеграции остаются межрегиональные связи. Торгово-экономические отношения с Беларусью имеют 80 субъектов России. На уровне регионов, муниципальных образований заключено 300 договоров о сотрудничестве. С 2014 года проводятся совместные форумы регионов Беларуси и России, и очередной форум — в октябре этого года в Могилёве.

Владимир Владимирович, я направил Вам приглашение. Мы всегда с Вами бывали на этих форумах. Это рядом с Россией — Могилёвская область. Думаю, мы с Вами побудем на этом форуме, нас там очень ждут наши восточные друзья.

Уважаемые коллеги! Жизнь не стоит на месте и требует от нас постоянного движения вперёд. Одним из ключевых пунктов сегодняшней повестки является утверждение приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства на предстоящие пять лет.

В реализации приоритетных направлений должны быть задействованы все органы управления Союзного государства. Убеждён, только совместными усилиями мы сможем преодолеть вызовы, которые диктует нам международная ситуация. Именно такой подход соответствует принципам нашего интеграционного проекта.

Владимир ПУТИН:

Уважаемый Александр Григорьевич! Коллеги!

Хотел бы вновь подчеркнуть заинтересованность России в дальнейшем развитии Союзного государства и наращивании политической и экономической интеграции с Белоруссией.

В следующем году наши страны отмечают 20-летие подписания Договора о создании Союза. За прошедший период удалось многого добиться: нарастить торгово-инвестиционные, научно-технологические, культурные, гуманитарные связи, укрепить договорно-правовую базу во всех областях сотрудничества.

На этом заседании, как уже было сказано только что, нам предстоит утвердить перечень приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства. Этот основополагающий документ определит ключевые ориентиры совместной работы на ближайшие пять лет.

Дальнейшего расширения и диверсификации требует внутрисоюзная торговля. В прошлом году товарооборот увеличился почти на четверть (плюс 23,5 процента) и достиг 32,5 миллиарда долларов (32,4 процента). В январе — апреле текущего года прибавил ещё 18,5 процента.

При сохранении такой позитивной динамики нам вполне по силам вывести взаимную торговлю на уровень в 50 миллиардов долларов. Объём накопленных российских капиталовложений в белорусскую экономику превышает 3,9 миллиарда долларов. В свою очередь, белорусские предприятия инвестировали в Россию порядка 620 миллионов долларов.

Считаем важным последовательно улучшать деловой и инвестиционный климат, проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную, налоговую политику, продолжить гармонизацию нормативного регулирования. Готовы предпринять дополнительные шаги в плане наращивания промышленной кооперации. Уже есть перспективные совместные проекты.

Упомяну, в частности, о том, что российские компании сооружают в Белоруссии завод по производству технического углерода, используемого в автомобильной и химической промышленности, возводят фабрику строительных материалов, предприятия по переработке зерновых культур. Это самое известное, что на поверхности — около 400 миллионов долларов сегодня.

Хорошие возможности для углубления сотрудничества России и Белоруссии имеются в сфере энергетики. В конце следующего года состоится запуск первого энергоблока белорусской атомной электростанции, а в 2020 году — второго. Объём российских капиталовложений в строительство станции составит 10 миллиардов долларов.

Наши страны реализуют совместные проекты по модернизации газотранспортной системы Белоруссии. Россия до 2020 года инвестирует около 2,5 миллиарда долларов в обновление белорусского участка газопровода «Ямал — Европа» и свыше одного миллиарда долларов в возведение дополнительных подземных хранилищ газа.

Имея в виду техническое состояние других маршрутов экспорта российских углеводородов, в частности газа в Европу, их, прямо скажем, неудовлетворительное состояние, белорусский маршрут приобретает большее значение.

Как представляется, следовало бы вместе поспособствовать увеличению выпуска предприятиями наших стран наукоёмкой продукции. Важно стимулировать российский и белорусский бизнес к более энергичному внедрению инноваций в реальный сектор экономики, поощрять учёных и специалистов к разработке новых технологий. Именно для этого учреждается премия Союзного государства в области науки и техники.

Значительную отдачу приносит многоплановое межрегиональное сотрудничество, Александр Григорьевич только что сказал об этом. Более 80 субъектов Российской Федерации поддерживают тесные торгово-экономические связи с Белоруссией. На региональном уровне заключено более 320 договоров и соглашений.

Ожидаем, что новые и перспективные инициативы будут запущены по итогам V Форума регионов России и Белоруссии. Как Александр Григорьевич сказал, мы традиционно там бываем. Надеюсь, в этом году тоже примем участие.

Большого внимания в рамках Союзного государства требуют вопросы развития социально-гуманитарной сферы. Важно сообща действовать и активизировать российский и белорусский культурный, образовательный и молодёжный обмен. В этом контексте поддерживаем подготовленный к заседанию проект постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства о присуждении премии в области литературы и искусства. В числе награждаемых — видные деятели культуры и творческие коллективы, внёсшие действительно большой вклад в укрепление братских связей между народами России и Белоруссии.

Ключевым направлением деятельности Союзного государства считаем выработку и продвижение общих подходов к актуальным проблемам международной повестки дня. По итогам нынешнего заседания будет утверждена программа в области внешней политики на очередной двухлетний период.

С удовлетворением отмечаем, что наши страны поддерживают самое тесное взаимодействие в рамках международных организаций и региональных объединений. Мы вместе работаем в ООН, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и других организациях.

И в заключение хочу поблагодарить Александра Григорьевича, всех наших друзей за то, что мы смогли собраться сегодня в белорусской столице.

ЗНАК ВЫСШЕГО ДОВЕРИЯ   

Вячеслав СУТЫРИН

Политолог, научный сотрудник факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва)

Прибытие всех первых лиц России в Беларусь стало явным сигналом — демонстрацией особого доверия союзнику. 19 июня всё высшее государственное руководство России покинуло Москву и прибыло в Минск для участия в Госсовете Союзного государства. Это было сделано вопреки принятой практике, согласно которой первые лица государства не находятся одновременно за рубежом, тем более в одной точке. Президент Беларуси Александр Лукашенко не случайно отметил ценность такого шага.

Накануне саммита лидеров государств традиционно предпринимались попытки нагнетать ситуацию в двусторонних отношениях. В прозападных СМИ в очередной раз появлялись дежурные публикации о «торговых войнах» и «неисполнимых ожиданиях» Беларуси от России.

В эту логику укладываются и попытки уличить Москву в том, что она де возражает против контактов Минска с Западом, мечтает изолировать союзника в медвежьих объятиях. Состав российской делегации на Госсовете в Минске ясно свидетельствует об обратном. Безотносительно к оттепели в отношениях Беларуси с Евросоюзом союзник пользуется доверием Москвы в главном и особым статусом, несмотря на шероховатости, время от времени возникающие в тактическом взаимодействии.

Хотя странно было бы отрицать, что у Евросоюза есть своя игра. Брюссель пытается использовать отношения с Минском как рычаг для влияния на белорусскую внешнюю политику. И не в последнюю очередь с тем, чтобы отвадить Беларусь от России. Об этом говорит и линия спонсируемых Западом СМИ и экспертных структур в Беларуси. Некоторые из них старательно выискивают «трещинки» в отношениях с ближайшим союзником, пытаясь изобразить их как непреодолимую пропасть.

Складывается впечатление, что отдельные западные фонды и лоббистские группы заинтересованы в приватизации бренда Минска как площадки для диалога. Делается это подчас под вывеской «диалога Запада с Россией», при этом повестка задаётся Западом, а представительство России нередко бывает сведено к формальному минимуму. На деле же многие приглашённые эксперты привозят с собой не новые идеи, а заезженные пластинки о российской угрозе. Сложно представить, что это делается в целях диалога, развития Беларуси и укрепления её положения на международной арене.

Подобные схемы де-факто грозят ущербом не только союзническим отношениям Беларуси с Россией, но и самому бренду Минска как площадки для переговоров действительно регионального и мирового уровня.

Это не означает, что спорных вопросов между Москвой и Минском нет. Они всегда есть в силу огромного массива связей между двумя странами в сложнейших и наиболее чувствительных сферах — от молока и нефти до стратегических вооружений и космоса.

Мы можем сколько угодно обсуждать пробы Россельхознадзора, но есть стратегические показатели. Когда все первые лица России в Минске — это безусловное доверие с точки зрения безопасности. Этот стратегический ресурс наши страны обязаны сохранить и приумножить.

Этот ресурс не только обеспечивает около половины всей внешней торговли Беларуси и примерно столько же приходящих в страну инвестиций, а также главный рынок сбыта для высокотехнологичной продукции, дешевые энергоносители или «атомную» модернизацию энергосистемы страны. Тем более дело не в том, что доля белорусских поставщиков в импортируемых Россией молоке и молочной продукции составляет 70–90%.

Фактически, речь идёт о ресурсе строительства стратегического будущего. Ведь как знать, не дадут ли вскоре старт и таким новым проектам, как, например, высокоскоростная магистраль Москва — Минск.

Усилия отдельных геополитических лоббистских групп не будут действенными, пока к Союзу России и Беларуси есть безусловное доверие верхов и широких слоёв граждан. А оно есть.

Надо приложить больше усилий для выстраивания эффективной работы на «среднем уровне», налаживая предметный диалог между экспертами и кругами, формирующими политику Беларуси и России. Символично, что накануне саммита ШОС, в котором приняли участие лидеры России и Беларуси, и Госсовета Союзного государства в Минске на площадке БГУ и Совета Республики состоялась представительная российско-белорусская конференция «Стратегические приоритеты безопасности Союзного государства». Участники — директора академических институтов, отставные послы и генералы, ведущие экономисты и политические аналитики двух стран — обсуждали не столь модные сегодня «геополитические сюжеты» замороженных конфликтов или новой холодной войны.

Основное внимание эксперты посвятили анализу предложений по повышению экономической, технологической и информационной безопасности Союзного государства. Отдельное внимание уделили и экспертной проработке недавней инициативы МИДов Беларуси и России о принятии совместного заявления на уровне СНГ о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Диалог традиционно проходил на паритетной основе, с равным участием экспертов с двух сторон. Конструктивное развитие подобных проектов вызывает пристальное внимание и настраивает на оптимистичный лад.

Состоявшийся в Минске Высший Госсовет Союзного государства продемонстрировал образец не только абсолютно равноправного диалога, но и глубокого стратегического доверия. Ни к одной стране Москва так не относится. И нет ни одной страны, с которой у Беларуси были бы такие отношения. Не самое ли это явное подтверждение, что в главном мы едины?

САМЫЙ ВАЖНЫЙ РЫНОК

Александр Шпаковский

Директор неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция» (Минск)

Когда актуальные вопросы двусторонней интеграции на ближайший период обсуждают президенты России и Беларуси, можно назвать это наиболее важным событием в жизни Союзного государства. Встречи глав государств на уровне Высшего Госсовета всегда наполнены практическим смыслом. К сожалению, в последнее время определённые проблемы, возникающие в российско-белорусских отношениях, — в первую очередь технического характера, экономические вопросы — очень серьёзно политизируются представителями оппозиционной прессы, напрямую завязанными на западные правительства, и некоторыми, так сказать, несведущими журналистами и информационными агентствами в России.

Проблемы такого рода были, есть и будут в любом интеграционном образовании. А тем более в интеграционном образовании Беларуси и России, когда союзники, мягко говоря, не совсем равнозначны между собой. Но если мы посмотрим сейчас на ситуацию в западных странах, то увидим, что политически единый Запад одновременно ведёт торгово-экономическую войну. Например, Соединённые Штаты вводят пошлины против европейской стали и алюминия, в ответ европейская сторона вводит пошлины на американский алкоголь, продукцию автопрома и текстиль. Подобного рода ситуации, возникающие в белорусско-российских отношениях — это рабочие вопросы. Они, конечно, неприятные, но их необходимо воспринимать как торгово-хозяйственные споры, от которых мы, к сожалению, не уйдем в ближайшее время.

Я думаю, тот комплекс вопросов, который был вынесен на президентский уровень, по крайней мере ситуация с белорусским молоком, в обозримой перспективе будет разрешён в позитивном для нашей страны ключе. Какие бы ни возникали трения, Беларусь в любом случае продаёт только промышленной продукции в Российскую Федерацию на $2 млрд.

Российский рынок является для Беларуси основным. И, несмотря на то, что нужно находить и другие рынки сбыта, можно однозначно сказать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе этот рынок останется самым важным для Беларуси.

Здесь надо понимать следующее. В условиях санкционной войны с Западом Россия предпринимает ряд усилий по созданию новых для себя отраслей экономики, которые либо вообще не существовали как мощные направления, либо были разрушены с распадом Советского Союза, в том числе и агропромышленный комплекс. И ситуация конкуренции с белорусскими производителями является вполне естественной. Чтобы уйти от этого, нужно принимать какие-то общие концепции и подходы в сфере агропромышленной политики, создавать производственные кооперации между хозяйственными субъектами. Примером такого рода может являться создание белорусами товарно-молочной фермы на острове Сахалин, ярко иллюстрирующее белорусские технологии и подход к ведению хозяйства.

ДОБИТЬСЯ ЯСНОСТИ В ТОРГОВЛЕ

Алексей Дзермант

Научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси (Минск)

На заседание Высшего Госсовета Союзного государства вынесены основные стратегические вопросы. Прежде всего, они касаются военно-политического сотрудничества. В регионе продолжают нарастать негативные тенденции, и мы видели заявления польского руководства по поводу размещения американской базы на территории страны. Пока эта идея не реализована, но, тем не менее, разговоры такие ведутся. Это заставляет Россию и Беларусь ещё более тесно сотрудничать в военно-политической сфере. Это первый момент.

Второе: на подобных заседаниях происходит постоянная координация внешней политики. Россия ведёт дипломатические переговоры, и у неё сейчас достаточно сложная позиция. Поэтому Беларусь тут должна предоставлять миротворческую либо переговорную площадку.

И третий блок вопросов связан непосредственно с экономикой. Белорусскому руководству очень важно добиться от российского ясности по поводу торговли, в первую очередь сельскохозяйственной и молочной продукцией. Все трения и хозяйственные споры, в принципе, тоже ставят под сомнение интеграционные процессы.

И четвёртое, что может непосредственно касаться граждан — возможная отмена роуминга. Переговорный процесс по этому вопросу идёт медленно, а частные компании не хотят им заниматься. Но людям это нужно, для них это жизненно важный вопрос.

Что беспокоит — так это усиление пограничного режима, который Российская Федерация ввела в связи с Чемпионатом мира по футболу. Не хотелось бы, чтобы он стал постоянным и отразился на общении простых граждан Беларуси и России. Это отдельное пожелание, потому что ряд аналитиков отмечает, что Россия может оставить это на постоянной основе. Например, в поездах, где раньше вообще не было пограничников, теперь заходят и смотрят паспорта. И хотя они их не проверяют и не сканируют, все же создаётся определённое неудобство для тех, кто перемещается железнодорожным транспортом.

Наверняка на заседании поднимались вопросы по безопасности закрытого характера. О том, например, как Россия и Беларусь будут реагировать на возможные риски и угрозы, какие роли они будут разыгрывать на внешнеполитической арене в связи с их возможностями и маневрами. Их, скорее всего, обсуждали кулуарно, и это в прессу не попало. Мы увидим уже по действиям сторон, о чём они договорились.

ПОЦЕЛУЕВ УЖЕ НЕДОСТАТОЧНО

Из интервью «Беларускай праўдзе»

Павел УСОВ

Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава)

Высший госсовет Союзного государства, прошедший в Минске 19 июня, не решил ни одну из трёх проблем, которые Лукашенко определил в качестве главных. Речь идёт о дешёвых энергоресурсах, устранении барьеров и изъятий в белорусско-российской торговле и о закрытии проблемы с границей.

Лукашенко планировал решить на ВГС Союзного государства три основных вопроса. Как белорусский руководитель представляет себе главные проблемы во взаимоотношениях Беларуси и России?

— Все три вопроса сводятся только к одному — деньгам. Минску нужны большие и дешёвые источники финансирования экономики, а их можно получить только через неограниченный доступ к российскому рынку, низкие цены на энергоносители и кредиты. Проблема же в том, что Москва не намерена дотировать Беларусь в тех размерах, в которых она это делала прежде. По крайней мере, без очевидных для себя выгод в геополитическом плане.

Раньше двусторонние отношения строились по принципу «нефть в обмен на поцелуи». Нефть дорожает, следовательно, поцелуев уже недостаточно?

— Очевидно, что Минск исчерпал свой набор «на продажу». России не нужны формальные декларации, она ожидает конкретных уступок в сфере геостратегической интеграции. Одним из таких ключевых вопросов является военная база.

Прошло три месяца с переизбрания Путина президентом РФ, однако стройной картины дальнейших взаимоотношений между Москвой и Минском нет. Как Москва может выстраивать отношения с Лукашенко, особенно в преддверии президентской кампании в Беларуси?

— Определённая парадигма взаимоотношений между Москвой и Минском существует. Она заключается в дальнейшем втягивании Беларуси в интеграционные проекты и усиление её зависимости. Однако сегодня все основные ресурсы России сконцентрированы на решении более глобальных проблем: выход из международной изоляции, война в Сирии и Украине. Лукашенко хоть и проблема, но наименьшая из всех имеющихся, поэтому Москва не будет концентрироваться на её решении в ближайшее время и менять парадигму существующих отношений.

СОЮЗНИКИ — НА ВЕС ЗОЛОТА

Владимир ЖАРИХИН

Заместитель директора Института стран СНГ (Москва)

Беларусь и Россия определились с приоритетами Союзного государства на 5 лет. В документе прописаны действия по снятию барьеров, согласованная промышленная политика, формирование единого топливного рынка и другие вопросы. Поставили подписи и под программой действий во внешней политике (она сохранила курс на укрепление сотрудничества на площадках СНГ и ОДКБ и согласованные позиции в международных организациях). Именно в таком русле действуют официальный Минск и Москва.

Международная обстановка — она не простая, она взрывоопасная. Она резко меняется, уже привычные модели поведения не проходят. В этой ситуации надо более плотно синхронизировать внешнеполитическое поведение наших стран. Иначе можно проиграть.

А чтобы выигрывать, важна внешнеполитическая скоординированность. Ведь даже в рамках европейского проекта «Восточное партнёрство» Беларусь отстаивает российские интересы. Тот случай, когда союзнический дух приносит вполне осязаемые политические дивиденды. Так что как бы ни хотелось лишний раз упрекнуть Союзное государство в декоративности, очевидно, что этот проект остаётся удобной площадкой для сотрудничества и конструктивного диалога.

Возможность найти компромисс в чувствительных межгосударственных вопросах дорогого стоит. Важно, что между Минском и Москвой нет принципиальных разногласий. Международная обстановка непростая, и в таких условиях реальные союзники — на вес золота.

ПО ПРАВИЛАМ ФУТБОЛА

Юрий ДРАКОХРУСТ

Обозреватель белорусской службы «Радио Свобода» (Минск)

Заседание Высшего госсовета происходило в день футбольного матча Египет — Россия в Санкт-Петербурге. В связи с этим футбольные аналогии вполне уместны.

Накануне теперешнего заседания не было недостатка и в больших ожиданиях, и в больших страхах. Однако не оправдались ни одни, ни другие.

Собирались, скажем, договориться об отмене роуминга. Не договорились. Александр Лукашенко весьма резко высказывался в начале июня насчёт порядка пересечения границы. «Ожидаем, что все оставшиеся вопросы по пересечению белорусско-российской границы надо урегулировать», — заявил он уже после завершения встречи на высшем уровне. Так то же самое говорилось и ожидалось и до неё. Если без дипломатии — то не договорились.

Своими репликами белорусский лидер несколько раз мягко и вежливо уколол дорогого гостя. Это и та же констатация, что по границе пока не договорились, и призыв «решать проблемные вопросы белорусско-российских отношений в рамках Союзного государства, а не выносить их на другие площадки». И рассказ о том, что, согласно статистике, РФ поставляет в Беларусь даже больше продовольствия, чем Беларусь в Россию, то есть — что «россияне кормят нас больше, чем мы их». В последнем россияне как раз и не сомневаются. Но намёк Лукашенко был на продовольственные «войны», в которых накануне саммита произошло перемирие. Но отнюдь не мир.

А Путин говорил о взаимном товарообороте. Впрочем, в этот раз было чем похвалиться — налицо рост на четверть. Но поскольку обе страны вышли из кризиса, ВВП и в Беларуси, и в России растёт, цена на нефть бьёт рекорды, то было бы даже и странно, если бы товарооборот не рос. А на шпильки Лукашенко Путин просто не реагировал. Не то чтобы ему нечего было сказать, просто именно эта встреча носила для него чисто церемониальный характер.

Из сказанного в конструктивном плане стоит, пожалуй, отметить лишь прогноз о росте товарооборота до 50 миллиардов долларов и замечание об инвестициях в модернизацию газопровода Ямал — Западная Европа. Россия ведёт большую и острую геополитическую игру по поводу новой ветки газопровода «Северный поток». Там азарт и игра по высоким ставкам, однако белорусское направление транзита остаётся для России важным. Не то чтобы с ним связывались какие-то далеко идущие проекты, но, как говорится, курочка по зёрнышку клюет и сыта бывает.

Проблемы в двусторонних отношениях есть, решения, в том числе важные, принимаются. Но не в рамках Союзного государства. Однако традиция — святое дело. Положено проводить заседания, положено президенту России посетить Беларусь после переизбрания. Посетил, провели.

Этот «матч», говоря в рамках футбольной аналогии, прошёл при пустых трибунах, потому что «команды» и не играли. Соответственно, и ни одного гола Беларуси не забили. Что уже хорошо.

ГАРМОНИЧНОЕ ЕДИНСТВО

Кирилл КОКТЫШ

Доцент кафедры политической теории факультета политологии МГИМО (Москва)

Заседание Высшего Госсовета снова продемонстрировало, что уровень сопряжения внешней и внутренней политики между Беларусью и Россией достаточно высок. При том, что у каждой страны есть свои интересы, но они находятся в гармоничном единстве.

Это позволяет двум странам проводить дружественную, согласованную политику. Я обратил внимание на то, что особое внимание было уделено дипломатическому сопровождению ЕАЭС. Удивительно, что речь зашла об этом только сейчас, в преддверии председательства Беларуси в Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Беларусь, имея фундаментальные стратегические интересы в отношении ЕАЭС, не спешила реализовывать свои права одного из учредителей. Я имею в виду проведение в составе ЕАЭС скоординированной промышленной политики, что входит в стратегические интересы Беларуси, а также по остальным пунктам, которые позволили бы республике чувствовать себя в этой организации уверенно — не гостем, а одним из акционеров общего Евразийского рынка. Заниматься этим нужно было давно. Что касается ЕАЭС, то он является естественным продолжением Союзного государства, только в большем масштабе.

Желание расширять сотрудничество с Китаем — тоже абсолютно логичная вещь. Об этом нужно было говорить год-полтора назад. Понятно, что когда Китай становится стратегическим инвестором Беларуси, то его интересует не её рынок ёмкостью 10 миллионов человек, ограниченный территориально, а рынок ЕАЭС и возможности Беларуси в качестве одного из его учредителей. Сопряжение Шёлкового пути и Евразийского союза — это условия развития Евразийского союза, белорусской промышленности и гармоничного развития этих объединений. Что положительно скажется на экономике Союзного государства.

Беларуси из того, что она производит и может производить, нужно, дай бог, процентов десять. Остальное должно реализовываться на внешних рынках, без которых Синеокая оказывается как без воздуха, без условий к существованию и оснований для воспроизводства. Поэтому ЕАЭС и его рынок, представляющий более широкий вариант сопряжения с Шёлковым путём, — это условия реализации потенциала, который Беларусь дорогой ценой сохраняла весь постсоветский период. И сохранила.

https://news.tut.by/economics/597634.html


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru