Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№10, Октябрь 2018

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

К 100-летию ВЛКСМ
Игорь ИЛЬИНСКИЙ
Романтики и прагматики

 

29 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня основания Всесоюзного Ленинского коммунистического Союза молодёжи. В истории, пожалуй, нет подобных примеров организации молодёжи для решения самых разных общественных задач — от воспитания и социализации юных граждан до обороны Отечества и осуществления масштабных хозяйственных проектов. Можно вспомнить, например, борьбу комсомольцев с беспризорничеством или с неграмотностью, их ударный труд на первых стройках социализма, массовый героизм в сражениях Великой Отечественной. Комсомольцы поднимали целину, строили БАМ и участвовали в космических программах. Большинство людей старшего поколения так или иначе были связаны с комсомолом и о временах своей комсомольской юности хранят самые тёплые воспоминания.

Публикуем заметки Игоря Михайловича ИЛЬИНСКОГО, философа и социолога, который в своё время много лет работал в руководстве ВЛКСМ, а потом занимался молодёжным движением в России.

Из энциклопедической справки:

Игорь Михайлович Ильинский (род. 28 июня 1936 г., Ленинград) — советский и российский историк, философ, социолог. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Ректор Московского гуманитарного университета. Действительный член Российской академии естественных наук, Академии российской словесности, Академии военных наук, Международной академии наук (Австрия) и ряда других академий, главный редактор журнала «Знание. Понимание. Умение», президент Русского интеллектуального клуба. Председатель Попечительского совета литературной Бунинской премии. Член Экспертного совета при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Экспертного совета при Комитете по образованию и науке Совета Федерации РФ, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, член Союза писателей РФ. Доверенное лицо Президента РФ В. В. Путина.

Из готовящегося сборника «Комсомольцы-добровольцы»

И. М. Ильинский после службы в армии стал комсомольским работником. Избран первым секретарём Дзержинского райкома комсомола г. Новосибирска в феврале 1961 года. В декабре 1964 года переведён на работу в ЦК ВЛКСМ. До 1970 года работал в аппарате ЦК, затем был назначен главным редактором общественно-политического и информационного журнала ЦК ВЛКСМ «Комсомольская жизнь». С 1974 по 1977 год обучался в Дипломатической академии МИД СССР и закончил её с отличием.

В 1977 году назначен директором Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе ЦК ВЛКСМ, который возглавлял с перерывами до 1994 года.

В 1984 году в Научно-исследовательском центре издан первый в стране учебник «Комсомольское строительство», по которому обучались слушатели всех комсомольских школ СССР. Все основные теоретические главы были написаны И. М. Ильинским. В 1986 году он выступил инициатором разработки и реализации в СССР государственной молодёжной политики. ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС поддержали эту инициативу. Был создан Временный молодёжный творческий коллектив, который под руководством И. М. Ильинского и Д. Р. Поллыевой подготовил Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». 16 апреля 1991 года закон был принят Верховным Советом СССР.

Комсомольские работники в моем представлении были вовсе не пошляками и карьеристами, какими их представляют ныне, а, как сейчас говорят, «социальными работниками», своего рода «общественными санитарами», которые подбирали на улице, в дурных семьях и вытаскивали из грязи жизни, из разного рода бед и несчастий молодых «подранков», находили им работу, чем-то занимали, давали дело по душе.

Надо сказать, такая точка зрения была непопулярна в партийно-комсомольских кругах. Писать о социальных проблемах в те годы было чревато во многих отношениях. Но это был мой выбор, моё поле брани, — «мой» комсомол. Кем бы я ни был в комсомоле, я не просто работал, я служил ему. На стройке, в райкоме, в ЦК и чуть в стороне — в журналистике и науке. С 1958 по 1991 год — тридцать три года.

Мне казалось, что виной всему плохому в людях и плохой жизни — это проклятая война, молодость советской власти и «происки мирового империализма». Что если все мы дружно возьмёмся за работу, то жизнь быстро наладится, справедливость восторжествует, а светлое будущее наступит непременно.

Было и такое время — «оттепель» 1960-х: развеян «культ личности» Сталина; Хрущёв грохнул ботинком по трибуне ООН: «Мы вас зароем!». Началась экономическая реформа. За Гагариным в космос полетели один за другим советские космонавты. Общество, партия, комсомол были в крайнем возбуждении. Спокойно жить и работать было невозможно: жизнь перешла в фазу героической борьбы всех за всё. Люди сами видели: страна стремительно меняется — один успех следует за другим. Молодёжь валом валила в комсомол. Вера в коммунизм находилась в апогее своего торжества. И самыми «верующими», по-моему, в ту пору были комсомольские работники, которые работали буквально на износ… Нормой было работать до глубокой ночи, не обедать, не иметь выходных.

Создавали бригады коммунистического труда. Акцент, конечно же, делался на энтузиазм, моральные стимулы. Материальное, как всегда, оставалось в стороне.

***

Мы, комсомольские работники, и есть то зеркало, в которое смотрится молодёжь, а потому мы обязаны давать только чистое, незамутнённое изображение… Сгореть вообще не трудно. Но уж если гореть, то так, чтобы было больше тепла и света, чтоб как можно больше душ согрелось. Да, многие качества нужны комсомольскому работнику сегодня, но важнейшее — быть искателем. Открывать золотые россыпи человеческих душ — главное наше назначение. Чем больше открытий, тем и ты богаче, и все мы. Ну, где же ещё, в каком обществе есть такая организация, задача которой открывать и взращивать таланты?

Быть секретарём горкома, руководителем означает знать и уметь больше, видеть дальше и глубже. Для этого нужно постоянно познавать новое. Жить радостно тогда, когда работа — наслаждение, усилия твои находят признание, когда цель свою ты достиг благородными, чистыми средствами.

Чем мы только ни занимались! «Всё — во имя человека, всё — во благо человека»! Этот лозунг был вбит в наше сознание так прочно, что служил своего рода «программой» каждодневной жизни; месяц был расписан по дням и часам. Что двигало мною, что заставляло меня жить таким почти жертвенным образом, забывая порой о доме, о семье и о самом себе? Только не карьера, не деньги! Чувство причастности к Общему Великому Делу, мечта о «светлом будущем».

Романтизм? Да. Не хватало прагматизма? Почему же — мы ставили цели и достигали их. В категориях ценностей романтизм, по-моему, выше прагматизма, рядом с которым — холодный расчёт, эгоизм, цинизм. Романтизм — это способ жизни не только для себя. Но и для других. «Романтизм, — как сказал А. Блок, — это жадное стремление жить удесятерённой жизнью».

На бытовом уровне я был реалист и прагматик. Иначе жизнь сшибла бы меня с ног… Что касается моего мировоззрения, то я был… верующим. Не в бога. В идею коммунизма. Мы росли и взрослели с верой в «светлое будущее». Я был «продуктом» Системы. Справедливость. Равенство. Дружба и Братство всех народов. Да что ж плохого в этих словах?

***

Ту роль, которую играла в жизни советского общества эта могучая, уникальная по своим масштабам и мобилизационным возможностям организация, трудно переоценить. Да, во многом комсомол мог бы быть ещё более полезным для самой молодёжи, а не только для партии и государства. Ну, что, будем теперь считать недостатки, просчёты, ошибки, потери? Да, они были. Но достижения и победы — огромные. Вот ленинский тезис о том, что «каждая кухарка должна и может управлять государством». «Кухарка» — это, конечно, метафора. Имелся в виду «простой человек» — рабочий, крестьянин, любой простолюдин. Получили они доступ к рычагам управления государством и обществом? Конечно. Да и в советскую пору в политической сфере было много бутафории. А все же простой человек мог достучаться до власти.

Быть может, главное чудо советской власти, в сотворении которого участвовал комсомол, — это фундаментальные перемены: был создан другой социум. Праздность стала считаться пороком. Обломовщина и маниловщина перестали быть добродетелями. В обществе властвовала трудовая мораль. Сам труд расценивался как дело чести, доблести и геройства. Высокое искусство стало доступно всем. Возникла единая культура. На смену аграрной патриархальности пришли индустриальный романтизм, любовь к технике, благодаря чему в СССР и была создана могучая промышленность.

***

Аппарат ЦК в его идеальном представлении — это собрание комсомольских «звёзд»: самых идейных, моральных, самоотверженных, самых умных и опытных, честных работников, прошедших школу «низовой» работы… Инструкторами, заведующими секторами и замзавами работали нередко высокоталантливые, выдающиеся молодые парни и девушки. В отделе пропаганды и агитации — прекрасные журналисты, бывшие редакторы областных газет. Молодые писатели, поэты, учёные. В отделе спортивной и оборонно-массовой работы — чемпионы СССР, мира и олимпийских игр, политработники из лучших войсковых частей.

А кто и как работал на деле?

В разгар «перестройки» мне вдруг стало ясно, что моё понимание смысла комсомола и то, чтó такое «комсомольский вожак», не совпадают с некоторыми реальными людьми, работавшими в аппарате ЦК. Это были люди, говорившие правильные слова, но явно озабоченные одним — собственной выгодой: карьерой, «авоськой», «вертушкой». Был ещё один тип работника ЦК, который по всем характеристикам относился к понятию «имитатор»… В комсомольском аппарате областей и республик картина была примерно такой же: рядом с теми, кто пел о «яростных и непокорных», появились вот такие — безыдейные, трухлявые, скудоумные. На «светлое будущее» народов СССР им было глубоко наплевать. Они грызли всё, что грызётся, тащили всё, что можно было стащить.

Сейчас, когда я смотрю в прошлое с высоты прожитых лет и способности понимать его сущность, считаю, что комсомольский аппарат разлагался… Сказать точнее — «архитекторы» и прорабы «перестройки» его специально разлагали, партия и комсомол рубили сук, на котором сидели: доверие народа, веру, которую надо было подкреплять не только вводом в строй новых заводов, дурацкими лозунгами типа «экономика должна быть экономной», «нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме» и т. п., а реальной заботой о быте и нуждах, о простейших потребностях людей.

***

Сегодня пишут, будто работники ЦК комсомола имели какие-то невероятные привилегии… Чушь всё это. В райкоме я получал 105 рублей. Когда недолго работал начальником цеха на оборонном заводе — было за 300 рублей. Перейдя на работу в ЦК из цеха, потерял в зарплате более чем вдвое, получая 160 рублей. В журнале — 300 рублей. К отпуску добавляли оклад. Но одна привилегия работников ЦК все же была: раз в год выезжать в загранкомандировки. На копеечные суточные я привозил жене и детям подарки, а себе (традиционно из принципа) — носки и жвачку.

В 1968 году меня назначили заместителем заведующего орготделом ЦК. Долго корпел над материалом «Системный анализ ВЛКСМ», сочинил нечто вроде плана усовершенствования комсомола. Первый свой труд дал почитать двум «классикам» истории комсомола тех времён… Оба сказали примерно одно и то же: «Тебя за это из партии исключат».

***

Началась эпоха гласности и перестройки. Время вырывало из рук обоих ЦК (партийного и комсомольского) рули управления, но курс движения страны (!), партии и комсомола определялся по вектору, установленному Яковлевым, Горбачёвым, Шеварднадзе. Многие, думаю, кое о чём догадывались, но действительных замыслов этой «тройки» об уничтожении СССР не знал никто.

XXI комсомольский съезд проходил в зале гостиницы «Россия»… Такого бедлама я не видывал ни на одном самом «остром» комсомольском собрании. Чего хотели собравшиеся, было совершенно неясно: «то ли демократии, то ли севрюжины с хреном» (Салтыков-Щедрин)…

По инерции проходили заседания Секретариата, Бюро, на которых обсуждались какие-то странные вопросы. Большинство из них обсуждались в закрытом режиме: только члены Бюро и секретари.

Когда я думаю о том, что творится вокруг, сопоставляя происходящее с дальним прошлым России и других стран мира, то понимаю: столетия изменяют формы, но не сущность человеческого общества. Переназвавшись, ничтожное меньшинство снова и снова паразитирует за счёт страданий абсолютного большинства.

***

Уничтожили СССР и теперь говорят, что это было крупнейшей геополитической катастрофой всех времён. Сбережение территориальной целостности, экономической и политической независимости России; сбережение русского народа; создание русской нации, включающей все средние и малые народы, которые веками жили вместе, — вот задача на ближайшие десятилетия.

Как избежать повторения ошибок? Приходится, увы, признать, что у многих представителей старшего поколения нет особых оснований поучать молодёжь, как надо жить. Вернуть доверие и любовь молодых нудным морализаторством и рассказами о том, как мы геройски и трудно жили, не удастся… Основа же доверия — тот процесс очищения, который важно довести до конца. Вера старого толка сегодня рушится. Рушится там, где она строилась на наивной мечтательности, на социальной демагогии…

Молодёжь, при всей её потребности иметь честную историческую память, помыслами и планами своими устремлена вперёд. Стоило бы разработать комплексно-целевую программу по решению социальных проблем молодёжи на всех этажах социального управления.

***

Стремление мыслить «правильно» породило тип людей, которые боятся ошибок, как катастроф, действуют лишь по инструкции, если она у них есть. Но всякое серьёзное требует нескромности, определённой меры смелости, а иногда — отваги. Представители новой мысли всегда вступают в спор с консервативными обывателями. Великие нескромники положили на алтарь Истины своё здоровье, уют и семейное счастье, но дали работу миллионам рук, веру и надежду всему человечеству.

Вдохновить и повести за собой молодёжь может только тот, кто хоть чуточку больше знает, хоть чуточку дальше видит. Зажечь её может то, что интересно, оригинально, что манит своей неизвестностью. Дайте молодёжи Дело, воодушевите, заинтересуйте, и вы увидите раскрывшегося в своих самых лучших качествах Человека. Больше веры в молодых! Потяжелее груз на их плечи!

Видимость повального благополучия ничем не лучше видимости повального неблагополучия. Ибо это искажение действительности. И прежде всего мы должны разбить вдребезги умилительно-успокоительные формулы вроде «молодёжь у нас хорошая», «молодёжи открыты все пути» и им подобные, по которым долгие годы не решались молодёжные проблемы. Ибо такого рода украшательства, иллюзии действуют, как транквилизаторы — успокаивают, демобилизуют, усыпляют.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru