Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№12, Декабрь 2018

АКТУАЛЬНО

Евгений ПИВОВАРОВ
Судьба завода

 

После распада Советского Союза в промышленной среде возобладала установка, которую многие производственники восприняли не иначе как предательскую. Звучало так: зачем что-то производить, если можно купить? Именно эта установка лежала в основе большинства решений власти в промышленности. Закрывали заводы, сворачивали работу конструкторских бюро, увольняли инженеров и рабочих. Через много лет, когда промышленность начала подниматься с колен, обнаружилось, что на вновь открытое производство трудно найти не только грамотного технолога, но и квалифицированного лекальщика.

СЛЕДЫ ГУСЕНИЦ

Тракторный завод в Сталинграде, детище индустриализации, был построен в невероятно короткие сроки под наблюдением американских инженеров. Уже в 1930 году из ворот завода вышел первый колёсный трактор СТЗ-1. Затем пошли в серию гусеничные тракторы. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже сталинградский трактор был отмечен «Гран-При». К началу Великой Отечественной завод выпустил более половины тракторного парка страны — около трёхсот тысяч машин. А во время войны здесь ремонтировались танки. В 1949 году в серию пошёл трактор ДТ-54. В 1963 году приступили к выпуску трактора ДТ-75. Эти неприхотливые машины знали на всех полях Советского Союза.

После войны строятся тракторные заводы в Липецке, Владимире. Все они в двухтысячных годах оказались в концерне «Тракторные заводы», принадлежащем через ещё одну компанию с длинным названием на английском языке, государственному Внешэкономбанку. По факту это даже не банк, а институт развития. Цель его деятельности — инвестиционная поддержка экономики, приоритетных проектов.

Специалисты Липецкого тракторного завода спроектировали, построили и даже запустили в серию уникальный универсально-пропашной колёсный трактор ЛТЗ-155 второго тягового класса. Ещё в 1988 году были готовы его образцы, в серию пошёл с 1994 года. Это трактор интегральной схемы — кабина расположена между мостами, колёса равного диаметра. По схеме — как Кировец, только легче. А развернуться трактор может на любом пятачке. При такой схеме нагрузка распределяется равномерно по осям, что повышает проходимость, тракториста меньше подкидывает на неровностях.

Отзывы сельчан на новый трактор были положительными. В Липецке был разработан трактор ЛТЗ-95 и его усиленные варианты ЛТЗ-120, ЛТЗ-140. Страна получила сразу несколько современных машин.

Алтайский тракторный завод в городе Рубцовске Алтайского края был построен во время Великой Отечественной войны. Армии требовались гусеничные тягачи, селу — пахари. Трактора, разработанные на заводе, сейчас обновили. Это и известный гусеничный сельскохозяйственный трактор ТСХ-402 четвёртого тягового класса, и новые ТСХ-501 и ТСХ-600 — пятого и шестого тяговых классов с современной торсионной подвеской, базирующиеся на советской, прорывной для страны, разработке 1980-х годов — трактора Т-250. Есть в Рубцовске «Завод гусеничных машин», производящий погрузочные машины для работы в лесу. Заводы готовы выпускать и промышленную технику на тракторном шасси. Для этого им не помешала бы поддержка.

Гусеничные машины, в том числе и экскаваторы, выпускаются на Уралвагонзаводе, хотя это оборонное предприятие, основной производитель танков и главный поставщик железнодорожных вагонов. Большие производства по выпуску промышленных тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, погрузчиков для горнорудной отрасли сосредоточены в Чебоксарах и Челябинске.

Много это или мало на нашу большую страну? Вероятно, мало, если время от времени открываются новые тракторные производства. Не буду их упоминать, чтобы не делать рекламы. Такие скородельные производства объединяет одно технологическое «ноу-хау»: они закупают за рубежом компоненты — двигатели, мосты, коробки передач, гидравлику, ввозят в Россию, собирают и предлагают под новой торговой маркой. За жабры их никто не берёт — рынок, однако...

РАЗБУДИТЬ СПЯЩЕГО ГИГАНТА

Сначала цитата с заводского сайта:

«Юргинский машиностроительный завод — передовое динамично развивающееся предприятие Кузбасса, крупнейший в России производитель горнодобывающей и грузоподъёмной техники, а также погрузчиков и широкого спектра металлургической продукции. Внедрение передовых наукоемких технологий, современное оборудование, наличие уникальной производственной и конструкторской базы позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке. Технический уровень изделий Юргинского машзавода соответствует мировым технико-экономическим показателям, а марка предприятия удостоена ряда высоких наград и известна в десятках стран мира».

Речь идёт о заводе в Кемеровской области. Это тоже детище индустриализации и первых пятилеток. Осенью 1939 года выходит постановление о возведении машиностроительного завода в Юргинском районе. В 1940 году утверждается проект, а уже осенью 1941 года объявляется приём рабочих. Начавшаяся война ускорила ход работ. Завод сразу приступает к производству пушек для самоходных артиллерийских установок и танков.

В Юрге завод стал градообразующим предприятием и крупнейшим машиностроительным производством в Сибири. Здесь освоена разработка и выпуск длинной линейки машин.

Для строительства на «Юрмаше» разработаны стреловые краны на автомобильном и гусеничном шасси. Для сельского хозяйства и строительства — навесные погрузчики-экскаваторы. Оборудование для агропромышленного комплекса — маслоотжимные агрегаты. Было время, в Юрге делали посудомоечные и стиральные машины, отопительные аппараты.

«Юрмаш» становится лидером в стране по производству горно-шахтного оборудования — проходческие и очистные комбайны, механизированные крепи, гидростойки призабойные. Горно-шахтная продукция поставляется на угольные предприятия во множество регионов страны: как в сам Кузбасс, так и в Хакасию, в Якутию, в Хабаровский и Приморский края, Сахалинскую область, в республику Коми, Ростовскую область, а также на Украину. Идёт выпуск металлургического оборудования. Этот уникальный завод с производством полного цикла — от мартеновской печи до поставки готового изделия, изготавливал противотанковые гладкоствольные пушки, корабельную артиллерию и даже агрегаты стартовой системы многоразового космического корабля «Буран». Распад страны заставил руководство завода вносить коррективы в производственную программу, искать возможности по размещению заказов, рынки сбыта продукции.

Уралвагонзавод в Свердловской области, о котором мы упоминали, включает в свою структуру Юргинский машиностроительный завод. «Юрмаш» сегодня работает далеко не на полную мощность, если сравнивать с советскими временами. А Уралвагонзавод, загруженный выше крыши оборонными заказами, не успевает работать на гражданском фронте, не хватает к него возможностей отвлекаться на другие темы. Тут начинаются вопросы. Почему не модернизировать Юргинский завод и не перенести выпуск колёсных тракторов РТ-М-160, а возможно, и колёсных экскаваторов УВЗ в Юргу, в Кузбасс, оставив Уралвагонзаводу специализацию на гусеничной технике? Если наладить выпуск хорошо зарекомендовавшего себя трактора на Кузнецкой земле, то отсюда он продолжит свой путь на поля. Сегодня сегмент рынка, где мог бы вполне достойно конкурировать РТ-М-160, практически полностью занимают иностранные производители. Где в таком случае импортозамещение?

В Юргу можно было бы передать документацию на трактора Липецкого завода — ЛТЗ-95 или ЛТЗ-120, модернизировать и выпускать их ещё и в варианте погрузчика-экскаватора. Навесное оборудование в этом случае разработал бы Юргинский машиностроительный завод. Назвать трактора можно «Юргинец ЮЛ-180» (бывший РТМ-160 и ЛТЗ-155), «Юргинец ЮЛ-120» (бывший ЛТЗ-120). Буква «Ю» обозначает город производства, Юргу, буква «Л» — знак уважения заводу в Липецке и конструкторскому коллективу, создавшему трактора.

Юргинскому заводу, после обновления, после установки в цехах современного станочного парка российских поставщиков, вполне по силам разрабатывать и производить как навесные агрегаты, так и трактора РТ-М-160 или ЛТЗ-120, комплектуя новыми дизельными двигателями серии ЯМЗ-530 Ярославского моторного завода. А чтобы не концентрировать всё в одном месте, можно открыть новые цеха в других городах Кемеровской области. Производство колёсных экскаваторов УВЗ можно было бы наладить в Новокузнецке — крупнейшем городе Кузбасса, построив обособленное подразделение «Юрмаша». Страна получила бы современные погрузчики-экскаваторы для российских городов, трактора для полей. И потеснили бы прочно обосновавшихся на нашем рынке иностранцев.

Мощнейший в Сибири Юргинский машиностроительный завод — сегодня сонный гигант. Надо, чтобы он заработал с новой силой. Правительство позаботилось бы о поддержке новой индустриализации в виде налоговых льгот. Не грех и протекционистские меры ввести.

Тогда, возможно, и не пришлось бы превращать всю землю Кузнецкую в развороченный разрез, вывозя уголь в 61 страну. Может, выгоднее трактора и строительную технику продавать в 61 страну мира, а уголь и металлы оставлять себе?

Новокузнецк, Кемеровская область

ПИВОВАРОВ Евгений Владимирович, публицист, сценарист


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru