Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№1, Январь 2019

АКЦЕНТ

Юрий НЕДОРЕЗ
Свернуть с «хрущёвской тропы»

 

Уже довольно продолжительное время общественность России и Японии активно обсуждает предложения Владимира Путина по отношениям двух стран. Ещё на Восточном экономическом форуме в начале сентября 2018 года президент предложил японскому премьеру Синдзо Абэ подписать мирный договор, не откладывая в долгий ящик — буквально до конца года. В Сингапуре в ноябре Путин и Абэ снова обсуждали этот вопрос, причём акцент ставился на принадлежность Южных Курил. Наконец, на встрече на саммите G20 в Аргентине снова состоялась встреча лидеров — третья за очень короткий период.

Тревожно, что в заявлениях нашего президента и премьера Японии просматривается необходимость незамедлительного подписания мирного договора с Японией, основываясь на Декларации 1956 года, а также некая «совместная хозяйственная деятельность» на Курилах. В общественном сознании оживает ситуация начала 1990-х годов, когда российская правящая верхушка и группа депутатов во всеуслышание обещала японскому руководству «вернуть Курильские острова». Причём самые неадекватные «избранники народа» считали, что надо отдавать не только Южные Курилы, но и все острова. Тогда понадобилось немалое усилие общественности и патриотических СМИ, чтобы эти провокационные сказки не стали горькой былью.

Поэтому сейчас самое время хотя бы штрихами восстановить эпизоды изначальной и более близкой истории этой проблемы, её международно-правовых аспектов, чтобы у сторонников передачи островов не осталось иллюзий.

Итак, на финальном этапе Второй мировой войны Красная Армия завершала разгром японцев в Маньчжурии и на Сахалине. В это время воинствующая русофобская элита США поставила президенту Трумэну, сменившему неожиданно (?!) умершего Ф. Рузвельта, задачу оккупировать все Курильские острова. Такая задача противоречила чётким условиям «Ялтинского соглашения трёх великих держав от 11 февраля 1945 года». Об этом Трумэн «по-союзнически» известил И. Сталина, направив ему 15 августа 1945 года на согласование подготовленный в Пентагоне проект соответствующего «Приказа № 1» об условиях и зонах принятия капитуляции от японских милитаристов — соответственно американскими и советскими войсками. Согласно этому проекту, Курильские острова должны были оккупироваться американскими войсками.

Однако в ответном письме Трумэну Сталин также «по-союзнически» заявил, что все Курилы будут оккупироваться только советскими войсками. С 18 по 24 августа 1945 года, несмотря на яростное сопротивление формально якобы капитулировавших еще 15 августа японцев, была успешно проведена стремительная десантная операция советских войск на острова Шумшу и Парамушир. До конца сентября завершилась практически бескровная оккупация остальных Курильских островов.

Таким образом, замысел американцев и уже согласившихся на американское «подданство» их будущих японских вассалов тогда не удался. Им не удалось «запереть» Курильские выходы советского флота в Тихий океан, а также обеспечить себе безраздельное использование богатейших морских ресурсов прилежащих вод.

Не удалось Трумэну также уговорить Сталина в последующей августовской переписке обустроить американскую военную базу на одном из средних островов Курил. В этой связи, чтобы решительно выбить из головы Трумэна всякие «мечтания по Курилам», Сталин заявил о своем пожелании оккупировать также северную часть Хоккайдо по линии Румои — Кусиро. Естественно, что огорошенный Трумэн этому не мог не воспротивиться. Но и Сталин не стал настаивать, хотя для виду эта десантная операция была уже подготовлена.

Курилы остались в наших руках в точном соответствии с Ялтинскими договорённостями. А весьма накладная оккупация севера Хоккайдо, который всё равно должен был, в итоге, остаться под японским суверенитетом, Сталину была без надобности.

Однако неугомонные американские стратеги даже и не подумали отказываться от своего генерального умысла по Курилам. Они срочно взрастили и прочно оседлали японский реваншизм, перед которым с начала 1950-х годов и по сей день определена задача всеми мыслимыми и немыслимыми путями последовательно требовать «вернуть» не только исконно российские (но некогда отторгнутые от России) Южные Курилы, а все Курильские острова, Сахалин, и даже Камчатку. Лишь высокомерным хамством, рассчитанным на заступничество американцев «в случае чего» можно объяснить эти многолетние потуги получить то, что силой многих обстоятельств, в том числе и проигрыша в войне, давно перестало быть «японским».

С тем, чтобы утвердить зоны своего влияния на международно-правовом уровне, англосаксы сверстали в 1951 году так называемый «мирный договор с Японией» и пригласили в Сан-Франциско для его подписания (без права внесения корректив) представителей более 50 стран. Китай к подписанию вообще не приглашался, а СССР, Польша, Чехословакия, Индия, Бирма и Югославия отказались подписывать этот договор, так как целый ряд его положений вступал в противоречие с Уставом ООН. В частности, со статьями 103, 106 и 107 Устава. Так, согласно Сан-Францисскому мирному договору, Курилы и южный Сахалин от Японии отторгаются без указания их передачи Советскому Союзу.

Одновременно был подписан двусторонний японо-американский договор безопасности, превращающий Японию в «непотопляемый авианосец» США на дистанции подлёта бомбардировщиков с атомными бомбами ко всем соседям Японии. Уже в статье 1 этого договора японское правительство предоставляло США «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё». Следовательно, Страна восходящего солнца по договору становилась плацдармом, с которого американцы могли вести военные действия против соседних азиатских государств, в том числе Советского Союза.

Нынешние японские историки и политики изворачиваются, как могут, лишь бы доказать, что острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан, то есть «Северные территории» по японской терминологии, никогда не входили в понятие «Курильские острова», от которых Япония отказалась в Сан-Францисском договоре. Мол, по этому договору Япония отказалась от южной части Сахалина и Курильских островов, но не от Северных территорий. А поскольку Советский Союз отказался подписать договор, то не имеет права вообще говорить о какой-либо принадлежности Курил.

В 1956 году, после двухлетних переговоров по мирному договору с Японией, которая по указанию США настойчиво требовала себе Южные Курилы, была, наконец, подписана и ратифицирована обеими сторонами советско-японская Декларация. Согласно ей, стороны «…продолжат переговоры по заключению мирного договора…», а после заключения мирного договора СССР, «…идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан…». Хабомаи — японская топонимика группы малых островов южнее о. Шикотан. В российской топонимике Шикотан вместе с этой группой из 18 островов обозначаются как Малая Курильская гряда.

Заметим, что, подписав Декларацию, Япония тем самым де-юре подтвердила, что на момент её подписания ВСЕ Курильские острова продолжают принадлежать СССР. Но здесь хитрый Н. Хрущёв перехитрил сам себя. В Лондоне в июне 1955 года шли тяжелейшие переговоры о прекращении состояния войны, заключении мирного договора и восстановлении дипломатических и торговых отношений. Хрущёву, не искушённому в дипломатических битвах, надоели вязкие переговоры, похожие на перетягивание каната с неясными шансами на победу. Поэтому он предложил компромиссное, на его взгляд, решение территориального вопроса. Советский руководитель дал указание главе советской делегации сообщить японцам, что СССР готов ПОСЛЕ подписания мирного договора передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. При этом в условиях мирного договора, как надеялся Хрущёв, можно будет прописать условия о выдворении американских вооружённых подразделений. Так Хрущёв и его сторонники в руководстве страны стали жертвами тщетной надежды на то, что Япония «клюнет» на «территориальную приманку» в виде Малой Курильской гряды и уберёт из страны американцев.

Осуждая сейчас этот волюнтаризм Хрущёва, надо принять во внимание, что на тот момент ещё не был достигнут даже минимальный ядерный паритет с Соединёнными Штатами, окружившими СССР авиабазами с атомными бомбами (Япония, Турция, Италия) и даже особо не скрывавшими свои планы бомбардировок порядка 300 советских городов (план «Дропшоп», например).

Когда же в 1960 году Япония заключила с американцами новый, ещё более кабальный договор о безопасности, правительство СССР 27 января 1960 года прямо заявило, что передача японцам Малой Курильской гряды может состояться только в случае вывода американских войск из Японии и последующего подписания мирного договора. В том, что Хрущёв в 1960 году занял уже более жёсткую и более чётко обозначенную позицию по вопросу американских баз в Японии, решающую роль сыграли запуск в 1957 году первого советского искусственного спутника Земли и поставка на вооружение Советской армии межконтинентальных ракет, покрывающих территорию США.

В итоге взаимная межправительственная переписка завершилась в 1960 году тем, что японцы обвинили СССР в нарушении якобы обозначенного в Декларации обязательства сторон обсуждать в дальнейшем территориальный вопрос и своем намерении «…неотступно добиваться возвращения не только островов Хабомаи и о-ва Сикотан, но также и других исконных японских территорий». Советская же сторона 22 апреля 1960 года окончательно заявила, что Декларация не предусматривает дальнейшее обсуждение территориального вопроса: «Территориальный вопрос между СССР и Японией решён и закреплён соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться».

При этом все остальные положения Декларации, в том числе взаимные обязательства «…на продолжение переговоров о заключении мирного договора…», не дезавуировались и остались в силе.

Однако заметим, что вся эта переписка велась лишь на межправительственном уровне, но не ратифицировалась высшими органами власти — парламентами. И в этой связи ратифицированная парламентами в 1956 года Декларация всё же обязывает СССР (Россию) передать Японии Малую Курильскую гряду в случае заключения и ратификации парламентами мирного договора, если в его тексте не будет специального указания о дезавуировании обязательства СССР (России) о передаче Малой Курильской гряды. Без такого специального указания предложение В. Путина о заключении мирного договора «без всяких предварительных условий», высказанное Синдзо Абэ, ничего не меняет с точки зрения международного права и оставляет японским реваншистам широкое поле для затребований Малой Курильской гряды.

Вполне объяснимо, что ответственную российскую общественность такие, подобные «хрущёвским», новации никак не устраивают. Уж куда лучше тогда для России бесконечно «…продолжать переговоры о мирном договоре…», если по-прежнему опираться на Декларацию 1956 года. Теперь вспомним, что в 2009 году японский парламент принял законодательную поправку о включении всех Южных Курил в состав территорий Японии. Тем самым высший орган власти Японии односторонне денонсировал территориальную часть Декларации 1956 года и одновременно нарушил положения Ялтинского соглашения 1945 года и, соответственно, Устава ООН. С этого момента ни один премьер-министр этой страны, в том числе Синдзо Абэ, вообще не вправе, согласно японской конституции, даже заикаться о передаче Японии «какой-то там части» Южных Курил.

В этой ситуации, заведенной японским парламентом в тупик, Государственная Дума должна помочь своему президенту. Для этого ей необходимо на основании статей 44 (делимость договорных положений), 56 (денонсация договоров), 60 (прекращение договоров вследствие их нарушения), 62 (коренное изменение обстоятельств) «Венской конвенции о праве международных договоров» от 23 мая 1969 года (ратифицирована ООН) принять законодательную поправку об изъятии из Договора 1956 года его части, касающейся Малой Курильской гряды.

С такой законодательной инициативой могли бы выйти в ГД РФ или Сахалинская областная Дума, или наш депутат Г. А. Карлов, или наши сенаторы, или вообще любые ответственные физические и юридические лица России, обладающие правом законодательной инициативы.

Остальные указанные в Декларации обязательства пусть остаются и успешно реализуются во благо России и Японии. А мирный договор продолжим (как обязались) верстать до тех пор, пока японцы не прозреют и не признают, наконец, итоги развязанной ими же Второй мировой войны. Не будем забывать, что Вторая мировая началась в Азии. Официальная позиция Китая такова: началом Второй мировой войны следует считать 7 июля 1937 года — дату нападения Японии и развязывания полномасштабной войны в Китае. Так что спешка с передачей островов ни к чему. А законодательная поправка будет вполне корреспондироваться с предложением Владимира Путина подписать мирный договор «без всяких предварительных условий».

Южно-Сахалинск

НЕДОРЕЗ Юрий Иванович,

почётный сотрудник госбезопасности, полковник в отставке

ПО ТЕМЕ

Министру иностранных дел Российской Федерации

Лаврову С. В.

Уважаемый Сергей Викторович!

Сахалинская областная Дума на протяжении многих лет занимает принципиальную позицию по вопросу территориальной целостности Российской Федерации и неоднократно указывала, что любые инициативы по заключению Мирного договора путём пересмотра позиции России по уже решённому вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды представляют угрозу территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации. Курильские острова являются неотъемлемой частью Российской Федерации и её субъекта — Сахалинской области и имеют стратегическое, оборонное, экономическое значение.

В средствах массовой информации прозвучало сообщение пресс-секретаря Президента Российской Федерации Пескова Д. С. о том, что 14 ноября 2018 года в рамках встречи Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии Синдзо Абэ на саммите стран — членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была достигнута договорённость активизировать переговоры по Мирному договору на основе Совместной Декларации Союза Советских Социалистических Республик и Японии, ратифицированной Указом Верховного Совета СССР от 8 декабря 1956 года (далее — Декларация 1956 года).

В связи с тем, что в основу Декларации 1956 года заложен принцип передачи части российской территории — островов Малой Курильской гряды — после заключения Мирного договора с Японией, жители Сахалинской области опасаются, что указанные территории будут исключены из состава Российской Федерации. По этому поводу поступают обращения в адрес депутатов Сахалинской областной думы.

Принимая во внимание требование статьи 4 Конституции Российской Федерации о соблюдении целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, Сахалинская областная дума просит Вас разъяснить позицию Министерства иностранных дел Российской Федерации в отношении возникающих у жителей Сахалинской области опасений.

При этом Сахалинская областная дума настаивает на сохранении территориальной целостности и существующих границ Российской Федерации и призывает Вас принять все возможные меры по исключению из переговорного процесса вопроса о передаче Японии части Курильских островов.

Председатель Сахалинской областной думы А. А. Хапочкин

29 ноября 2018 года

Южно-Сахалинск

https://regnum.ru/news/polit/2531081.html.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru