Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№2, Февраль 2019

АКЦЕНТ

Катерина ПОЛТАВЧЕНКО
Островок среди терриконов

 

Известные печальные события на Донбассе длятся вот уже пятый год. Достаточный срок, чтобы заговорить о сложившейся за это время новой общности, которую, по-видимому, нельзя уже отнести к Украине, но нельзя в полной мере отнести и к России. За пять лет на Донбассе сформировался совершенно новый и по-своему уникальный народ со своей историей, культурой, своими традициями, своими героями и... своей национальной непримиримостью. Только какие формы принимает непримиримость у нас, на Донбассе, и насколько она оправдана?

ВЕСЕЛЬЕ И РАДОСТЬ ЧУЖИМИ НЕ БЫВАЮТ

Как-то в социальных сетях я поделилась шуточным тестом на тему костюмов Хэллоуина. Юмор оценили не все — кое-кто из донецких друзей гордо заметил, что не отмечает праздники, чуждые нашей ментальности.

Я никогда не относила Хэллоуин к главным праздникам в своей жизни и никого не призываю его отмечать. А шуточный пост разместила просто так. Может, было на тот момент соответствующее дурашливое настроение... Одним словом, он ровно ничего не значил, и надо так к нему и отнестись — как к ничего не значащей шутке. Но это оказалось недопустимым для патриотично настроенных дончан. Ибо «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Не продам. Уже не продала, оставшись в Донецке под обстрелами в страшном 2014-м и в последующие годы. Вот только становиться из-за этого лишний раз в позу памятника у меня почему-то совершенно нет желания.

Не то что у современных жителей Донбасса нет юмора. Но лучше бы его иногда не было. Потому что от тем, которые заставляют моих нынешних соотечественников смеяться, часто хочется рыдать. Темы эти в основном касаются уже не лезущих ни в какие ворота событий на Украине, очередных бредовых заявлений недопрезидента Порошенко, либо... их же собственного присутствия на печально известном сайте «Миротворец» — в стиле: «Что-то там давно мою фотографию не обновляли, плохо работают, надо пожаловаться». Либо неформальное переименование этого сайта в «Донецкие Одноклассники».

Возможно, и я бы рассуждала таким же образом, будь на этом сайте размещена я сама. Но там не я — там небезразличные мне люди, которые так просто шутят и смеются над собственным приговором. А это гораздо страшнее.

Что же до событий на Украине, я прекрасно понимаю, насколько у меня мало общего со страной, которая сейчас так называется. Но я уже не видела Украину после начала войны, поскольку с 2014 года туда не выезжала. Я помню довоенную Украину, где прошла большая часть моей жизни — мой родной город, улицы, по которым любила гулять и мечтать, утренние посиделки с мамой за чашкой кофе, мой любимый Киев, куда часто любила приезжать — мистический город, ещё без «майданного» угара... Ну, не могу я шутить о том, во что всё это сейчас превратилось! Это всё равно что инвалид, которому по необходимости ампутировали больную конечность, станет шутить о том, какая она была кривая и непригодная для жизни. Что-то уже такое в жанре чёрного юмора с садистским уклоном.

Но речь, в общем, не об этом. Речь о том, что мы зациклились. Мы всё ждём мира и спрашиваем себя, друг друга, политиков и всех вокруг — когда же он наступит? И однажды, оглянувшись вокруг, я поняла — никогда. Никогда, пока мы сами его к себе не приблизим в собственном сознании. И никто за нас этого не сделает, и никто нам не поможет. Потому что весь мир живёт дальше. Работает, отдыхает, отмечает праздники, решает свои проблемы. И, к сожалению, всегда в истории человечества были войны. Но ни на одной войне история не заканчивалась. Не закончится она и сейчас. И незачем нам, жителям Донбасса, приносить этой войне в жертву, подчинять ей себя, своё сознание, свой образ жизни и образ мыслей.

Допускаю, что кому-то сейчас эти рассуждения покажутся циничными, ведь и сейчас есть сильно обстреливаемые жилые районы, где люди практически не выходят из подвалов. Дабы предотвратить обвинение в демагогии, скажу, что самой приходилось быть под обстрелом и прятаться в подвале, и знаю, насколько это страшно. Но конкретные проблемы должны решать конкретные люди — те, в чьей это реальной власти. В конце концов, если действительно переживаешь за судьбу этих людей — окажи им вполне определённую помощь. Поезжай в эти районы, привези им еду, одежду, медикаменты, если есть такая возможность — предложи более безопасное на данный момент жильё, помоги с выездом. И живи после этого дальше. Но чем облегчит их жизнь рядовой обыватель, просто сидящий дома с унылым лицом или исходящий рефлексией в социальных сетях, потому что «нельзя же веселиться, когда вокруг такой ужас»? Вопрос риторический, и ответ на него очевиден. Наш первый глава ДНР Александр Захарченко говорил: «В гражданской войне победит тот, кто будет руководствоваться нравственными принципами». То есть помня и о горестях, и о радостях...

Отнюдь не в том заключается патриотизм, чтобы не позволять себе простые человеческие радости. И не в том, чтобы, не отлипая от украинских теленовостей, однообразно зубоскалить в адрес предавшего нас государства в стиле цитаты из фильма «Обыкновенное чудо»: «Я скакала за вами три дня и три ночи, чтобы сказать, как вы мне безразличны». И уж конечно не в том, чтобы показательно не отмечать праздники, «чуждые нашей ментальности».

Об этом хотелось бы подробнее. Эти слова не зря взяты в кавычки. Поскольку если начать разбираться, какие праздники не чужды нашей ментальности, выяснится, что таких и вовсе нет. Ведь когда-то и любимый всеми нами Новый Год в его современном варианте повелел праздновать император Пётр Великий, который, как известно, призывал учиться у Европы.

Жизнь не стоит на месте, история движется вперёд, происходит ассимиляция, взаимопроникновение разных культур друг в друга, и в итоге появляется что-то уже совершенно новое. Так стоит ли этому препятствовать, отворачиваться и закрывать глаза? И не останемся ли мы в итоге в проигрыше, на обочине жизни, стремительно проходящей мимо? И где грань между потерей национальной идентичности и лояльностью к другим народам и культурам, открытостью перед познанием нового?

А грань эту необходимо чувствовать. Недавно в украинских новостях писали о том, что в Киеве официально проходили празднества по случаю Дня Благодарения. Чувства по этому поводу были вполне определённые, поскольку если страна официально отмечает праздник, никоим образом не имеющий отношения к её истории и культуре, это выглядит смешно и нелепо. Но если при этом моя американская подруга — человек, который в данный момент живёт именно в этом культурном пространстве — приглашает меня на ужин с индейкой в честь Дня Благодарения, я отношусь к этому с уважением и интересом и ни в коем случае приглашения не отклоню.

Нет праздников, чуждых нашей ментальности. Потому что праздник — это прежде всего отдых, веселье, гостеприимство, радость дружбы и единения. Слова «праздник» и «чужой» являются антонимами по определению. А потому, если мне в будущем кто-нибудь предложит отпраздновать Хэллоуин, я надену костюм ведьмы и пойду от души веселиться — во-первых, чтобы поднять себе настроение и моральный дух, а во-вторых — познакомиться с новыми для меня традициями и обычаями, что ещё никогда не бывало лишним в жизни писателя и публициста.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ — ОДНОРОДНОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Традиционно Донбасс считается многонациональным краем. Исторически сложилось так, что в эти земли ехали люди с разных концов земли и оседали здесь, а их потомки уже становились коренными жителями Донбасса. «Неважно, кто ты по национальности — главное, чтобы умел работать», — девиз, который мне не раз приходилось слышать за те годы, что живу в краю роз и терриконов.

Признаться, мне, человеку космополитического склада ума, такая позиция казалась гораздо более привлекательной, чем в моей родной патриархальной Полтавщине, где люди могут поколениями жить, не сходя с одного места, и потому неохотно и со скрипом отходят от сложившихся веками традиций, а поездка в соседнее село в некоторых случаях может считаться событием мирового масштаба.

Но не всё на самом деле так радужно и красиво на земле донецкой, ибо потомки переселенцев с разных концов земли едва ли не более консервативны, чем жители полтавских сёл. Только выражается здесь это по-другому.

Суровая однозначность — вот, пожалуй, основное качество коренных жителей Донбасса. «Здесь люди суровые — шахтёры и металлурги, — а они привыкли делать дело, а не разговаривать». За те годы, что здесь живу, я не раз слышала нечто подобное. Надо сказать, что среди знакомых, которыми я за это время здесь обзавелась, шахтёров и металлургов немного. Вот так уж сложилось. Для меня представители этих почётных профессий — всё равно что былинные богатыри, я о них больше слышу, чем вижу. Что не мешает всем остальным жителям Донбасса, которые гораздо больше у меня на виду, быть столь же суровыми и часто резкими и однозначными в суждениях.

Да, это правда, когда приезжаешь на Донбасс, главное твоё качество, которое здесь нужно — это умение работать. И... пожалуй, всё. И национальность твоя с тобой вместе здесь не интересует никого — это тоже абсолютная правда. Если, например, в тех же полтавских сёлах на приезжего смотрят, как на инопланетянина, то здесь не смотрят вообще. Приехал — ну и ладно. Иди работай.

Наверное, это правильно. К чему разводить ненужный политес? Так честнее и проще. Хоть такая позиция и делает Донбасс чем-то средним между идеально отлаженным механизмом и дворцом Снежной Королевы. Скажу откровенно, я не помню, чтобы кто-либо меня здесь упрекнул в моей национальности, происхождении или чём-то подобном — даже за время вооружённого конфликта с Украиной. Но все годы моей жизни в Донецке меня не покидает ощущение, что отношения у меня сложились здесь исключительно деловые. Со всеми. Включая близких друзей и собственного мужа. Иными словами, жизнь в Донецке напоминает жизнь в рабочем общежитии — иногда весёлую, иногда напряжённую, но, как из любого общежития, отсюда иногда хочется в домашний уют. А вот с этим проблемы. Не балует край шахтёров и металлургов теплом. Не свойственно оно ему. Некогда. Хочешь — мирись, не хочешь — уезжай.

Собственно, к чему все эти наблюдения? Они могут быть вообще субъективными, а кто-нибудь ещё увидит Донбасс совершенно по-другому. Но всё дело в том, что край, который изначально позиционируется как многонациональный, имеет одну очень интересную особенность. Он не вбирает в себя попадающее в него многообразие культур, а, перемалывая их все не глядя, превращает их в нечто однородное и монолитное. Именно то, что и составило в итоге совершенно отдельный и уникальный по-своему народ Донбасса. Такой, каким мы видим его сейчас.

Хорошо это или плохо? Однозначного ответа тут нет. Дончане не лучше и не хуже любого другого народа, по сравнению с другими они даже более сильны и стойки — всё-таки сказались нелёгкие условия становления их как народа. Но это же обстоятельство, как и всё в мире, имеет и свою обратную сторону. А именно — уже упомянутое выше неприятие «чужеродных» культур, а заодно и любых вещей и явлений, которые хоть немного могут подозреваться в том, что расслабят, развратят, отвлекут от чего-то главного и серьёзного.

Иными словами, Донбасс всё больше превращается в островок среди терриконов, живущий по своим законам и правилам. «Вот, мы такие, чужого нам не надо». Есть враг — напавшая Украина, которой надо противостоять и победить. Есть светлая цель — воссоединение с Россией. Вроде коммунизма в советские времена. Вот только Россия — это уже не Советский Союз, как многим, возможно, ещё представляется. В данный момент это страна, ушедшая на много лет вперёд и вполне адекватно вписавшаяся в мировые события, даже во многом определяющая их. И чтобы действительно стать её частью, нам следует выглянуть из своей ниши и перестать жить исключительно прошлыми идеалами, что на Донбассе ещё довольно сильно.

Очередной пример — фото, выложенное донецким знакомым в Интернете. Серьёзные молодые люди в военной форме сидят в аудитории и слушают лекцию. И комментарий — вот, значит, это послевоенные годы, и никаких «айфонов, шмоток и причёсок», а только желание учиться и восстанавливать свою страну после окончания Великой Отечественной войны.

Ну, айфонов у тех молодых людей действительно не было — их ещё не изобрели. Вот никак не могу понять, почему именно айфон во всех интернетовских комментариях проходит как символ какой-то особой распущенности и потребительства. Это не более чем вещь, ничем не хуже и не лучше пылесоса или стиральной машины. И относиться к нему следует именно так.

Что же до причёсок и шмоток... Вот не верится мне, что красивая девушка, на фотографии сидящая за первой партой, не сделает себе причёску и не наденет красивое платье, когда пойдёт вечером на свидание со своим молодым человеком, который наверняка у неё есть. Все мы помним песню Владимира Высоцкого о тех временах: «И когда наши девушки сменят шинели на платьица...». И, думаю, сменили с удовольствием — война никому не в радость. Просто в данный момент, запечатлённый на фото, эти молодые люди сидят на лекции, и поэтому серьёзны и сосредоточены. Всему своё время и место — из этого и состоит жизнь.

А вот следующее фото в социальных сетях и рассуждения донецких друзей. Кадр из фильма «Офицеры» и безапелляционное заявление, что только на таких фильмах следует воспитывать молодое поколение, а никак не на американских. Фильм отличный, согласна. Были бы у меня дети, я бы им его показала, да и сама смотрела не раз. Но неужели на этом следует остановиться и больше ничего не снимать? И фильмы бывают не только о войне, и смотреть следует всё, чтобы сложить в восприятии полную картину мира — и истории, и современности. А уж плоха она или хороша, во многом тогда будет зависеть и от нас, и от того же молодого поколения.

А американские фильмы... Да при чём тут они вообще? Скажу только, что и я, и мой муж с удовольствием бегали в кино на «Терминатора» в подростковом возрасте, пришедшемся на девяностые годы. Что никак не помешало моему мужу пойти на баррикады в 2014 году, и потом в армию ДНР, а мне — ждать его дома. В общем, возвращаясь к упомянутым уже здесь словам из советского прошлого, джаз играли, а Родину не продали.

Да, нам нелегко сейчас. Мы всё ещё в состоянии войны, и чтобы продержаться и не падать духом, нам нужны идеалы и герои. Наши герои, а не те, что навязывает нынешняя Украина. Но нам, как никогда, сейчас нужен реальный взгляд на мир. Нужен, чтобы жить дальше. Как бы это ни было кому-то тяжело, мы все должны понять — уже нет ни Советского Союза, ни Украины пятилетней давности, ни царской России вместе с её частью — уютной гоголевской Малороссией, ни древней языческой Руси...

Наше дело — не забывать историю, но смотреть в будущее. Оно не плохое и не хорошее — оно просто наступает, это данность. И, возможно, в нём будет сочетаться всего понемногу от каждого периода, и это выльется во что-то новое. А мы должны взять из истории лучшее и усовершенствовать его для будущих поколений. Тогда не будем островком среди терриконов, а станем полноценной частью не только России, но и всего мира.

Донецк

ПОЛТАВЧЕНКО Катерина, писатель


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru