Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№4, Апрель 2019

АКТУАЛЬНО

Дмитрий ЛЮБИТЕНКО
Большая польза малых рек

 

В России наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли жителей крупных городов. Удельный вес городов с населением более 100 тысяч человек вырос с 62,4% в 1989 году до 64,1% в 2002-м и 65,7% к началу 2009 года. Доля городского населения, проживающего в малых городах, до 50 тысяч человек, напротив, снизилась: с 27,2% в 1989-м до 25,5% в 2002 году и 23,8% в 2009 году1.

Министерство экономического развития обнародовало проект стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Наблюдаемое сегодня усиление «несбалансированного пространственного развития крупнейших и крупных городских агломераций», по мнению экономического блока российского правительства, является следствием «отсутствия скоординированного планирования». Это уже привело «к избыточной застройке пригородных территорий жильём без необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, высокой концентрации мест приложения труда в центральной части городов с численностью населения более 500 тыс. человек и их дефициту в пригородах», нарастанию «экологических и транспортных проблем»2.

Согласно проекту стратегии, предполагается создание условий для формирования 35–40 крупных центров экономического роста. Мы являемся свидетелями развернувшейся дискуссии относительно того, какое количество территорий войдёт в число подобных агломераций. Так, руководство ВЭБа, крупнейшего института развития в России, и Счётной палаты РФ предлагают ограничиться только 20 городами3 в связи с тем, что большее число территорий не сможет стать подлинными локомотивами экономического роста.

Вместе с развитием агломераций мы неизбежно столкнёмся с усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, негативные последствия которого уже сейчас видны невооружённым глазом. Оно будет сопровождаться множеством проблем.

– Ухудшение состояния атмосферного воздуха в городах, особенно в крупнейших и крупных городских агломерациях, в результате увеличения парка автотранспортных средств.

– Возрастание поступления загрязняющих веществ в водные объекты. В проекте стратегии указано, что максимальную нагрузку от загрязнения испытывают бассейны рек Волги, Оби и Амура, на долю которых приходится свыше 70% всех случаев высокого загрязнения поверхностных вод. Особенно сложная ситуация в бассейне реки Волги.

– Увеличение дефицита озеленённых территорий в крупнейших и крупных городских агломерациях и крупных промышленных городах.

– Фрагментация и нарушение целостности озеленённых территорий в результате интенсивного роста застроенных площадей в пригородных зонах.

В подобных условиях приобретают особую актуальность проекты городского развития, направленные на улучшение экологического благополучия крупных городов. Напомню, что в 16 крупнейших городах сейчас сконцентрировано 20% жителей России, право на благоприятную окружающую среду которых гарантировано Конституцией.

В 2003–2012 годах снижались расходы на охрану окружающей среды. Начиная с 2012 года, согласно данным Росстата, уровень расходов стабилизировался и составляет около 0,7% ВВП России4. При этом, например, в Нидерландах доля расходов на охрану окружающей среды составляет 2,5%, в Австрии — 1,9%, в Германии, Польше, Словакии — около 1,7%, в Чехии и Венгрии — около 1,3% ВВП5.

Руководство страны разделяет озабоченность проблемой. Правительству поручено разработать или скорректировать совместно с органами государственной власти субъектов Федерации национальные проекты (программы) по ряду направлений, одним из которых является «Экология»6. В частности, к 2024 году правительство России должно обеспечить экологическое оздоровление водных объектов, включая Волгу. Задача должна быть решена за счёт экологической реабилитации водных объектов. Есть проект, направленный на сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в Волгу.

29 сентября 2018 года вице-премьер правительства А. В. Гордеев провёл заседание проектного комитета нацпроекта «Экология». Объёмы финансирования нового проекта беспрецедентны. До 2024 года оно составит 4003,2 млрд рублей7. Осталось добиться получения высоких результатов, соответствующих финансированию. Соответственно, при проведении природоохранных мероприятий следует учитывать опыт прошлых лет, хоть и не всегда успешный. Проверками Счётной палаты было установлено, что из 9 показателей эффективности, заложенных в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал», в 2015 году не было достигнуто 6, в 2016 — 7, в 2017 — 4 показателей. При этом на реализацию этой программы в 2015–2017 годах израсходовано 8,4 млрд рублей8.

Полагаем, что получение высоких результатов в рамках реализации нацпроекта «Экология» станет невозможным без обращения пристального внимания к проблеме реабилитации водных объектов, находящихся в крупных городах. Строительство систем очистки ливневых и бытовых стоков, на которое в ближайшие годы будут направлены значительные денежные средства, в обязательном порядке должно сопровождаться очисткой малых водных объектов. Они входят в бассейн Волги и других крупных речных систем России. Ведь «чтобы спасти большие реки, нужно начать с малых»9.

О важности реабилитации водных объектов в крупных городах России может рассказать пример Волгограда. В городской агломерации находится шесть малых рек, являющихся притоками Волги: Сухая Мечётка, Мокрая Мечётка, Царица, Ельшанка, Отрада. Они рассекают поперёк вытянутый вдоль Волги линейный Волгоград. Главной малой рекой Волгограда по праву считают реку Царица, которая протекает по центральной части города. Она является «главным поперечником города» и служит своеобразным «коридором воздухообмена»10. Река имеет длину 19,2 км, в том числе по Волгограду — 6,9 км. Хотя её ресурсы и незначительны (расход воды в летнюю межень может быть всего 0,02 куб. м/с, в паводок до 0,3 куб. м/с), бассейн реки в черте города имеет площадь 40 кв. км11.

В 1993 году решением Волгоградского горсовета народных депутатов долина Царицы получила статус особо охраняемой природной территории местного значения. «Активное хозяйственное освоение долины без учёта экологических факторов и перспективных планов развития территории, — говорилось в решении горсовета, — привело природный комплекс к критическому состоянию, геосистема долины находится на грани разрушения... Река используется как канализационный коллектор».

С тех пор прошло более 25 лет, однако обозначенные проблемы не только не утратили своей актуальности, но и приобрели новые акценты. В 2013 году решением Волгоградской городской Думы12 из границ особо охраняемой природной территории «Долина реки Царица» была выведена часть земель общей площадью около 52 га. С 2016–2017 годов началось интенсивное градостроительное освоение выведенной территории. Это освоение сопровождается фактическим сокращением площади озеленения.

Застройка особо охраняемых территорий лишает городские сообщества возможности справиться с последствиями увеличения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Например, в Волгограде особо остро ощущается недостаточный уровень озеленения13. В среднем по Волгограду он составляет 10,8 кв. м на одного жителя, что значительно ниже нормативных параметров, предусмотренных генеральным планом города (23 кв. м), и научными рекомендациями (25–40 кв. м для крупных промышленных городов).

С принятием Федерального закона № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зелёных поясов» на уровне федерации сделана попытка воссоздать лесопарковые зелёные пояса вокруг городов. К сожалению, этот документ пока не стал вторым «Сталинским планом преобразования природы». Вспоминаю постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Если результаты реализации плана 1948 года мы можем до сих пор легко увидеть на снимках из космоса, то реализация Федерального закона 2016 года пока буксует.

В Волгограде, как указывается в исследовании Н. В. Коростелёвой и Р. Р. Бикмухамедовой, площадью 85 935,3 га насчитывается 12 389 га зелёных насаждений, из них только 1292,82 га — насаждения общего пользования, в том числе 852 га — высаженные до 1965 года. То есть около 80% волгоградской зелени составляют старые высыхающие посадки. «Для того чтобы обеспечить город достаточным количеством зелёных насаждений, — считают авторы, — необходимо увеличить площадь озеленения общего пользования до 2544 га, то есть в два раза… Таким образом, на генеральном плане Волгограда необходимо изыскать порядка 1251 га свободных территорий»14.

Искать новые территории для озеленения Волгограда не требуется. Мы можем развивать экологический потенциал долин малых рек, площадь которых, по данным Г. О. Кириченко, составляет 9860 га15. К тому же в засушливом климате Волгограда зелёные насаждения чувствуют себя наиболее комфортно именно в балках и долинах малых рек. Здесь их не нужно обильно поливать, что позволяет экономить средства. Для понимания ситуации достаточно воспользоваться имеющимися нормами. К примеру, в жаркий июль одно дерево в Волгограде по нормативу требует 4 полива по 160 литров воды.

Во множестве крупных городов России существует общественный запрос на реабилитацию местных водных объектов. В регионах развиваются идеи создания новых общественных пространств в долинах малых рек — линейных парков: в Кирове — в долине рек Люльченка и Хлыновка, в Красноярске — реки Бугач, в Перми — реки Данилиха. В Ростове-на-Дону, в 1,6 раза опережающем Волгоград по уровню озеленения на душу населения16, уже удалось сделать важные шаги на пути к реабилитации малой реки Темерник. В долине речки создан экопарк. В 2019–2020 годах власти города запланировали расчистить 8,5 км русла реки Темерник. На расчистку потратят почти 400 млн рублей. В Ростовской области уже разработаны основные этапы градостроительного формирования прибрежных территорий речки, предусматривающие устройство детских площадок, велодорожек, пешеходных троп и пр.

В октябре 2018 года я в рамках участия в образовательной программе «Архитекторы.РФ» познакомился с передовым опытом реабилитации водных объектов в Республике Татарстан. В 2015 году власти республики провели конкурс на разработку концепции развития береговой полосы системы озёр Кабан. Победителем конкурса стал российско-китайский консорциум «Turenscape + MAParchitects» с концепцией под названием «Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани». В настоящее время проект активно воплощается в жизнь. При строительстве набережной предполагается сохранение проницаемости берегов водоёма, ведётся возведение дорожек на сваях, обустраиваются водно-болотные угодья, призванные естественным путём очистить природу без применения сложных технических средств с помощью культивирования на берегах озёр особых видов растений.

Волгоградская, как и другие агломерации, нуждается в реабилитации водных объектов. Ведь потенциально долины малых рек — это линейные парки, создание которых позволит жителям городов получить места отдыха рядом с их домом. Сейчас же наши малые реки, к сожалению, являются своеобразными проводниками всех видов загрязнения.

В Волгограде малые реки деградируют в результате накопления в водоёмах органики — листвы, веток, упавших деревьев, экскрементов. А также попадания в реку неочищенных ливневых и плохо очищенных сточных и канализационных вод. Бичом малых рек становятся несанкционированные свалки из бытового и строительного мусора на их берегах. Здесь возникают пожары, уничтожающие пойменные и бассейновые леса. Вредят речкам неконтролируемые отсыпки склонов рыхлыми техногенными грунтами.

Малые реки Волгограда нуждаются в реабилитации и благоустройстве. Причём по одним и тем же принципам, как и водные объекты других крупных городов, расположенных на Волге. А это Астрахань, Волжский, Казань, Кострома, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Сызрань, Тверь, Тольятти, Ульяновск, Чебоксары, Энгельс, Ярославль. Главным в реабилитации и благоустройстве является принцип бережного отношения к природе.

Во многом мы до сих пор являемся заложниками устаревших подходов. В 1976–1977 годах в Волгограде происходило «наступление» на овраги и балки. «На Волге работал земснаряд, — отмечают В. А. Брылёв и К. К. Крюков, — от которого пульпа поступала в эрозийные системы. Таким образом, были замыты овраги и балки в центральной части Волгограда... Через некоторое время обнаружились негативные последствия такой нивелировки территории. Они выразились в слабых опосредованных процессах, а именно в самоподтоплении, разупрочнении грунтов, заболачивании. Территории засыпанных оврагов и балок стали надолго непригодными для капитальной застройки». Они располагаются в городских кварталах в виде пустырей, поросших тростником, камышом, рогозом»18.

В июле 2018 года, до официального завершения Чемпионата мира по футболу, в Волгограде произошёл оползень возле возведённого к чемпионату стадиона. Весьма символично: в 1977 году в том же месте, напротив Центрального стадиона в Волгограде, уже происходили оползневые процессы. «Здесь вдоль бровки террасы на глинистые сланцы были навалены рыхлые техногенные насыпные грунты из строительных котлованов, перемешанные со строительным и бытовым мусором, без надлежащей организации поверхностного стока», — отмечает Н. А. Самусь. Талые и дождевые воды, как считает он, скапливаясь в рыхлых насыпных грунтах, увлажнили ранее высушенные глины, что и послужило причиной оползня19.

Превращая долины малых рек в парки, мы поддержим бережное отношение к природе. Оно заключается, с одной стороны, в недопущении усиления антропогенной нагрузки на территорию, с другой — в создании новых общественных пространств с минимальным вмешательством в природу и благоустройством. Это пешеходные спуски в долины рек, некапитальные беседки, лёгкие мосты и пр. В проектах необходимо отказаться от мощения больших пространств. Нужно научиться использовать натуральные материалы (дерево, камень). Упор должен делаться на сохранении естественной природы каждого места, реабилитации и очистке водоёмов.

Возвращая малые реки горожанам, мы возвращаем историческую память поселений. В городских сообществах сложились устойчивые представления о предпочтительном развитии долин малых рек. Горожане хотят видеть на их месте не просто парковые комплексы рекреационного назначения, но также иметь возможность, посещая новые общественные пространства, прикоснуться к истории своих городов. Например, в Кирове будет создан ленточный парк в долине рек Люльченка и Хлыновка в 2020 году, что приведёт к появлению живописного места отдыха горожан в самом центре города с уникальными видами на такие исторические постройки, как Трифонов монастырь, основанный в 1580 году.

Реализация проектов реабилитации водных объектов в крупных городах с созданием парковых комплексов потребует разработки и утверждения государственных и муниципальных программ, в которых будут предусмотрены целевые индикаторы и показатели, согласованы мероприятия, выполняемые в соответствии с законодательством на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне. Безусловно, для реализации таких программ потребуется федеральное софинансирование.

Целесообразно разделить реализацию программы на два этапа: экспертно-аналитический и собственно программный.

На экспертно-аналитическом этапе можно провести инвентаризацию земельных участков, входящих в водоохранные зоны водных объектов, описать границы территории с выделением функциональных зон, произвести необходимые научные и инженерные изыскания по конкурсу.

Проведение научных изысканий на федеральном уровне позволит разработать универсальные рекомендации, набор готовых типовых решений, необходимых для реабилитации водных объектов в крупных городах. Применяя такие рекомендации с учётом местной специфики, региональные и муниципальные власти смогут оперативно решить имеющиеся экологические проблемы.

Программный этап реализации программы может включать: выкуп недвижимости, организацию экологического мониторинга водного объекта; инвентаризацию источников антропогенного загрязнения, расчистку водных объектов. Хорошо вовлечь горожан в проектирование общественных пространств (так называемое «соучаствующее проектирование»). Ну, а проектировать и строить общественные пространства предпочтительно в виде эко-парков.

Проекты реабилитации водных объектов и создания в их прибрежной зоне общественных пространств, безусловно, несут определённые риски. К ним следует, в первую очередь, отнести технологические риски (возможные ошибки в проектировании, неверные результаты изысканий), избыточную коммерциализацию проектов. А есть ещё общественно-политические риски, риски прекращения финансирования, неуправляемые риски в виде природных катаклизмов (землетрясений, наводнений, засухи и т. п.). Тем не менее, реализуя подобные проекты, мы сможем получить синергетический эффект, учитывающий как удовлетворение потребности горожан в новых общественных пространствах, так и обеспечение их благоприятной окружающей среды.

Волгоград

ЛЮБИТЕНКО Дмитрий Юрьевич,

кандидат юридических наук

Примечания:

1 Щербакова Е. Российский демографический барометр // Демоскоп Weekly, 2016. № 699–700. http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0437/barom03.php

2 Проект стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/201817081

3 См.: А. Кудрин: России необходимо создать 20 крупнейших агломераций. https://tass.ru/pmef-2017/articles/4308990, ВЭБ готов участвовать в создании порядка 20 агломераций в России. https://ria.ru/20180723/1525104415.html

4 Затраты на охрану окружающей среды // Официальный портал Росстата. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oxrana/tab-graf.htm

5 Белова Ю. Бюджет на экологию: сколько стоит чистая планета? // Общество и экология. http://www.ecogazeta.ru/archives/12708

6 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс».

7 Алексей Гордеев провёл заседание проектного комитета по национальному проекту «Экология» // Официальный портал Правительства России. http://government.ru/news/34038/

8 Счётная палата отмечает риски недостижения ожидаемых результатов ФЦП «Охрана озера Байкал» // Официальный портал Счётной палаты России. http://www.ach.gov.ru/press_center/news/35228?

9 Зунтов И. Чтобы спасти большие реки, нужно начать с малых // Русская планета, 01.07.2016. http://rusplt.ru/our-people/our-people-1_165.html

10 Брылёв В. А., Пряхин С. И. Поверхностные воды Волгоградской области // Коллективная монография «Волгоградская область: природные условия, ресурсы, хозяйство, население, геоэкологическое состояние» / Под ред. С. И. Пряхина. — Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2011. — С. 120–172.

11 Там же.

12 Решение Волгоградской городской Думы от 30.10.2013 № 4/72 «О внесении изменений в решение малого Совета Волгоградского городского Совета народных депутатов от 13.07.1993 № 12/162 «Об особо охраняемых территориях и режиме природопользования долины р. Царицы» и признании утратившим силу решения малого Совета Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 № 10/90 «О статусе территории, прилегающей к пойме р. Царицы» // СПС «КонсультантПлюс».

13 Постановление администрации Волгограда от 31 декабря 2015 года № 1882 «Об утверждении муниципальной программы «Благоустройство Волгограда» // СПС «КонсультантПлюс».

14Коростелева Н. В., Бикмухамедова Р. Р. Градостроительный потенциал пойменных территорий малых рек на примере города Волгограда // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и Архитектура, 2017. № 47. С. 495–504.

15Кириченко Г. О. Долины малых рек как ресурс территориального развития Волгограда // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и Архитектура, 2013. № 34. С. 161–164.

16 Площадь зелёных насаждений в Ростове превышает установленные нормативы // Официальный портал городской Думы и администрации города Ростова-на-Дону. http://rostov-gorod.ru/index/news/1/309020/

17Брылёв В. А., Крюков К. К. Опыт геоморфологической реконструкции ликвидированной эрозионной сети бассейнов малых рек волгоградской агломерации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки , 2013. № 4. С. 62–65.

18Самусь В. А. Оползневые процессы на территории Волгоградской агломерации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2007. № 6. С. 86–101.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru