Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№5, Май 2019

ПОВЕСТКА ДНЯ

Сергей ЛУЦЕНКО
Байкал: пляски на берегу

 

Озеро Байкал, уникальная экологическая система России, является объектом всемирного природного наследия. Сохранение Байкала остаётся актуальной проблемой, решение которой требует повседневного внимания и власти, и гражданского общества.

В 1996 году на 20-й сессии Комитета мирового наследия ООН (ЮНЕСКО) Байкал был включен в Список защищённых объектов всемирного наследия. Потом Комитет учёл подтверждение пересмотренных границ озера, определённых в Федеральном законе от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Статьёй 2 Закона установлено, что в Байкальскую природную территорию входят озеро Байкал, водоохранная зона, водосборная площадь Байкала в пределах Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру. А ещё — примыкающая к Байкалу территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).

Озеро Байкал признано эталоном выдающейся пресноводной экосистемы, самым древним и самым глубоким озером мира, которое содержит 20% находящихся в незамерзающем состоянии поверхностных вод Земли. Поэтому ему придан статус территории всемирного природного наследия. Это самое высокое природоохранное состояние, своеобразный статус заповедника планетарного значения.

Таким образом, мировое сообщество в лице ЮНЕСКО признаёт Байкал уникальным природным явлением мирового значения. С горечью надо признать, что у нас к уникальному озеру относятся с гораздо меньшим почтением. Именно поэтому сохраняется множество вопросов, связанных с сохранением байкальской экосистемы.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат закрыт ещё в 2013 году. Но до сих пор не решён вопрос ликвидации отходов, накопленных за более чем полвека работы БЦБК. Сегодня на картах-накопителях находится более 6 млн тонн шлама, что делает реальным риск экологической катастрофы при неблагоприятном сочетании некоторых природных факторов. Например, подъём паводковых вод или затяжные дожди. Всё «добро» тогда может попасть в Байкал.

Несколько лет разрабатывался и согласовывался проект «Реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК», заказчиком которой являлось Минприроды России, в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». То есть программа разрабатывалась на восемь лет, а на её реализацию остаётся менее двух. Потому и возникают проблемы, связанные с контролем состояния уникальной экосистемы.

Среди таких проблем, причём требующих немедленного решения, — снижение уровня Байкала, размножение нехарактерных водорослей, сокращение популяции омуля. Требует неотложных действий строительство очистных сооружений в населённых пунктах вблизи Байкала, доведение существующих сооружений до уровня современных требований.

Неясна судьба целевой программы, о которой мы говорили выше, а уже разрабатывается проект «Байкал: великое озеро великой страны». Он создается в рамках приоритетного направления «Экология» по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 31 августа 2016 года. Для усиления контроля за состоянием дел вокруг озера в 2016 году учреждено единое Байкальское управление Росприроднадзора. Улучшилась охрана?

Тревога общественности вылилась в доклад Уполномоченного по правам человека в Иркутской области «О положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Иркутской области в 2016 году». По этому докладу было принято Постановление законодательного собрания Иркутской области от 19.04.2017 № 49/38-ЗС. Уполномоченный и депутаты регионального парламента искренне надеются, что меры, принимаемые в последние годы, не станут ритуальными плясками «на злобу дня», а будут действительно способствовать сохранению экосистемы озера, созданию условий для экономического развития байкальской территории с учётом минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Лишь в скоординированных действиях всех уровней власти, в межрегиональной и межотраслевой интеграции можно достичь максимальной эффективности в борьбе за сохранность Байкала.

Озеру присвоен статус объекта Всемирного природного наследия. Это означает, что наша страна берёт обязательство сохранить для нынешнего и будущих поколений как само озеро и живущие в нём биологические виды, так и многообразие прибрежных экосистем и природных ландшафтов. Почему Байкал попал в список Всемирного природного наследия? Потому что отражает стадии геологической истории Земли, интересен своим рельефом. По его природе можно судить об эволюции биологических видов. А ещё озеро представляет ценность своими природными особенностями и красотой.

Но здесь сегодня, «благодаря» разрушительной деятельности человека, появились зоны распространения тех животных и растений, которым угрожает уничтожение, вымирание или деградация. В то же время Байкал имеет особое духовное значение в культуре народов России. Ему посвящены многие произведения литературы и искусства. Уже на уровне обыденного сознания для россиян характерно убеждение, что Байкал необходимо беречь.

Регион занимает особое место в охране природы России. Здесь в 1916 году был создан первый в стране Баргузинский государственный заповедник, а впоследствии принято рекордное число природоохранных решений на национальном уровне, вложены значительные средства — государственные и мирового сообщества. Успех или неудача сохранения Байкала во многом определит исход долговременных усилий по охране природы в России.

Таким образом, охрана природы Байкала имеет как местное и региональное, так и национальное и глобальное значение. Постановка проблемы сохранения Байкала в природном состоянии не имеет аналогов в мире. Другие крупные водные объекты, например, Великие озёра в Северной Америке, были не сохранены, а частично восстановлены после серьёзного нарушения их экосистем.

Естественно, велика роль законодательных органов России и субъектов Федерации в стратегии сохранения биоразнообразия. Роль эта заключается, прежде всего, в обновлении и развитии законодательной базы, отвечающей стимулированию хозяйствующих субъектов к сохранению живой природы и экосистем Байкала. Но до сих пор действует достаточно противоречивое законодательство, строящееся в основном на принципах наказания. Понятно, что наказания всегда можно избежать, если поставить себе такую цель. Зато нет принципов закона, стимулирующих природопользователей к систематической охране окружающей среды, не апеллирующих к инициативе хозяйствующих субъектов. Вот это положение — один из главных тормозов на пути сохранения живой байкальской экосистемы.

Федеральное собрание сделало крупный шаг, обеспечивающий возможность сохранения биоразнообразия Байкала — принят закон «Об охране озера Байкал». Теперь важно сформировать блок региональных законов и подзаконных актов, направленных на реализацию положений закона. Однако не менее важно, чтобы экологические приоритеты, в частности, приоритеты сохранения биоразнообразия экосистемы Байкала, были органично встроены и в другие, не «экологические» блоки законодательства. В этом смысле можно констатировать, что законодательная власть субъектов Федерации может (и должна) принять активное участие в решении буквально всех задач сохранения биоразнообразия.

Например, предельно допустимый объём сбросов и выбросов вредных веществ, размещение отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливаются с учётом результатов научных исследований. Но это не всё. Предельно допустимые объёмы подлежат обязательному пересмотру с учётом состояния всей Байкальской территории (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал»).

Есть документ под названием «Стратегия сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал». Она утверждена Министерством природных ресурсов РФ 15.06.2001, администрацией Иркутской области 01.11.2000, администрацией Читинской области 01.11.2000, правительством Республики Бурятия 01.11.2000. Почти двадцать лет назад четыре государственные структуры приняли документ, где, в частности, в качестве источников риска для экосистемы озера Байкал называются коммерческие организации (промышленные предприятия). В то же время, отмечалось в Стратегии, руководство предприятий воспринимает природоохранные задачи как обузу, мешающую решению основных производственных задач.

Дополнительные сложности возникают из-за противоречивости и зачастую невыполнимости законодательных требований. Предприятия, неспособные соответствовать существующим нормативным требованиям, уклоняются от следования законодательству всеми доступными способами. Органы власти во многих случаях вынуждены закрывать глаза на существующие нарушения. Принцип «загрязнитель платит», реализуемый в том числе через систему экологических платежей и штрафов, работает с малой эффективностью, в частности, из-за слабых возможностей взыскивать с предприятий платежи.

Прокуратура Иркутской области выявила грубые нарушения законодательства по результатам проверки ООО «Озеро Байкал — Лун Чуан». Это общество по розливу вод в бутылки нарушило требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании. С 2016 года общество производит безалкогольные напитки и минеральную воду в бутылках, пользуясь питьевой водой из озера Байкал. Вся продукция экспортируется в КНР. А воду для производства продукции общество закупает у ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».

Суд поддержал доводы прокуратуры Иркутской области. Они заключаются в следующем.

Организация, производящая бутилированную питьевую воду, должна вести производственный контроль качества воды источника. Общество этого не делает. ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» как водопользователь, в нарушение требований Водного кодекса РФ, не осуществляет регулярное наблюдение за озером Байкал и его прибрежной защитной полосой в районе влияния БЦБК. То есть в бутылки идёт вода из источника, зона санитарной охраны которого не соответствует требованиям законодательства. А это значит, что продажа такой воды в бутылках создаёт угрозу жизни и здоровью потребителей.

Подобная деятельность общества по производству бутилированной питьевой воды не соответствует российскому законодательству и является основанием для её запрещения. Таков вывод в апелляционном определении Иркутского областного суда от 14.02.2018 по делу № 33-1328/2018.

Дело о бутилированной воде поднимает ещё один аспект, который не должен пройти мимо внимания государственных ведомств.

В настоящее время требуется проработка правовых и технических оснований для подобного вида деятельности, в особенности в отношении иностранных компаний (в том числе китайских) на территории РФ.

В «Государственном докладе по Байкалу» за 2013 год впервые такой аспект поднят в разделе «Розлив глубинной байкальской воды» за номером 1.4.7 (стр. 259). Особо подчеркивалось: новый международный «ранг» и всемирную симпатию наш Байкал приобрёл, главным образом, потому, что обладает «колоссальным объёмом (23 тысячи кубокилометров) чистейшей пресной воды, уникальной в своём роде».

Необходимо изучить свойства, структуру и показатели идентификации байкальской воды как товара, с учётом различий в её составе в Северной, Центральной и Южной котловинах. Нужно сделать оценку влияния байкальской воды на организм людей разных возрастов и состояния здоровья, а также на микроорганизмы, используемые в пищевой промышленности, на домашние растения и животных. Нужны рекомендации по использованию байкальской воды в пищевых, профилактических и лечебных целях как в качестве самостоятельного продукта, так и в виде основы для изготовления пищевых продуктов и лекарственных средств.

На основе такого изучения следует определить параметры предельно допустимых воздействий на байкальскую воду как особый пищевой продукт. Есть вопросы по производству воды, по её транспортировке, а главное — по подсчёту запасов озера Байкал в качестве государственного резерва для экономики России. Для этого нужна разработка и принятие нормативных правовых и программных документов: ГОСТ «Байкальская глубинная питьевая природная вода» и «Технический регламент на природную питьевую воду из озера Байкал». В этих документах надо многое определить. Например, какой продукт следует считать байкальской природной питьевой водой. Каковы допустимые методы водоподготовки с целью сохранения свойств и структуры байкальской воды. Как федеральная целевая программа «Крупнотоннажный розлив и реализация воды озера Байкал на внутреннем и внешних рынках» обеспечивает межведомственное взаимодействие в решении научных, маркетинговых, логистических, инвестиционных и институциональных проблем.

***

Сегодня к негативным факторам дестабилизации экосистемы озера Байкал добавляется спирогира, многоклеточная зелёная водоросль. Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук сделал вывод, что основную опасность для Байкала несёт активное развитие на мелководье нетипичных для озера водорослей рода спирогира и синезелёных водорослей. А также — крупномасштабное изменение донных сообществ мелководной зоны, массовая болезнь и вымирание эндемичных губок, санитарное загрязнение пляжей у прибрежных посёлков.

Первые проявления негативных изменений специалисты ЛИН зафиксировали в 2011 году, когда на большом участке береговой линии в посёлке Листвянка в больших количествах развилась спирогира. Позднее экспедиция ЛИН в Северобайкальск зафиксировала выбросы огромных масс спирогиры неподалеку от городских очистных сооружений. Сегодня развитие водоросли отмечено практически по всему периметру Байкала. Заросли спирогиры на рассматриваемом большом участке уже изменили существовавшую в течение многих тысячелетий поясность водных растений на мелководьях. А ведь здесь кормится желтокрылка байкальская, рыба, которая является важным компонентом питания омуля. Уже на этом примере понятно, какая это хрупкая структура — экосистема Байкала.

Появление спирогиры вызвано плохой очисткой сточных вод, поступление загрязнённых грунтовых сбросов промышленных объектов. Для роста и распространения водорослей необходимо питание, которое при естественном состоянии в озере содержится в минимальном количестве. Значит, подпитывают спирогиру элементы, поступающие с берега от хозяйственно-бытовой деятельности. Одним из вредоносных элементов считается фосфат, который содержится в различных синтетических моющих средствах.

Ученые подозревали, что «адская смесь» (бурное размножение спирогиры) кроется в очистных сооружениях: злоупотребление чистящими порошками увеличило количество фосфора в стоках. Вперемежку с фекалиями он оказался катализатором роста для спирогиры. Эту проблему учёным пришлось решать с помощью прокуратуры. На частные очистные сооружения, откуда пошла экологическая катастрофа, их просто не пускали.

Ощущается острая нехватка инфраструктуры для сбора подсланевых вод с маломерных судов. Это вода из машинных отделений, загрязнённая нефтепродуктами. Сегодня на Байкале функционирует одно судно, которое покрывает только четверть от всей потребности (500 куб. м в год). На озере есть всего один пункт приёма сточных, подсланевых вод. Ущерб от сброса нефтесодержащих вод оценивается в 1,6 млрд руб.

В акватории Байкала, между тем, эксплуатируется около 7 тысяч маломерных судов. Причём только 35% — новые плавсредства российского производства с оборудованием для сбора грязной воды. А 65% — старые китайские суда. Плавсредства на Байкал зачастую доставляют в разобранном виде по железной дороге. Это значительно увеличивает стоимость, поэтому судовладельцы экономят, приобретая старую технику. Такие суда китайского производства наносят ощутимый вред экологии.

***

Как отмечается в «Стратегии сохранения биоразнообразия экосистемы озера Байкал», необходимо конституировать Байкальское мировоззрение.

Такое мировоззрение — совокупность представлений, взглядов и убеждений о необходимости бережного отношения к природе Байкала, убеждений, основывающихся на осознании планетарного значения озера, его уникальности и неповторимости. Байкальское мировоззрение базируется на идее солидарности людей и природы Байкальского региона и направлено на преодоление социальных, политических, национальных и других разногласий во имя сохранения уникальности и неповторимости Байкала.

Сейчас основное препятствие на пути развития экологического мировоззрения — низкий уровень жизни. Экономическая нестабильность для большинства жителей региона выводит на первое место проблему выживания. Это порождает рост преступности, падение нравственных, правовых норм, которые не в последнюю очередь относятся и к сфере природопользования. Значит, надо это всё учитывать тем, кто принимает управленческие решения в сфере природопользования. Необходима широкая и конкретная информация, направленная на развитие байкальского мировоззрения. Основную поддержку следует оказывать местным СМИ, хорошо знающим специфику прибайкальских территорий.

Нужно введение обязательной государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов на Байкальской природной территории. Это будет оправданная мера, способствующая предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Настораживает ситуация, когда отдельные некоммерческие организации, которые связаны с экологической деятельностью, устраивают митинг в защиту озера Байкал, при этом являясь иностранными агентами. Например, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна».

Подобные экологические организации, в соответствии со своей уставной деятельностью, должны содействовать ориентированию экономики и общества на защиту окружающей среды и устойчивое развитие, направляя для этого свои усилия на поддержку образования, информирование населения, активизацию гражданских инициатив и вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Однако организации подобного рода ставят в том числе задачу активного лоббирования вопросов по экологическим проблемам в органах государственной власти и местного самоуправления на федеральном уровне и Иркутской области. Кроме того, для достижения уставных целей подобные организации участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. А ещё для осуществления уставных целей проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. При этом участвуют в избирательных кампаниях в соответствии с законом о выборах. То есть имеют признаки организации, участвующей в политической деятельности, и следовательно, являются некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Таково апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.01.2014 по делу № 33-410/2014.

Формально реализуя цели в сфере сотрудничества с государственными органами и достижения высокой экологической безопасности, подобные организации фактически ориентируются на борьбу с государственными учреждениями под предлогом экологических проблем. Интенсивная деятельность таких организаций по нагнетанию протестных настроений, отрицанию официальной политики государства выдаётся за внедрение так называемого «гражданского активизма» среди жителей региона.

Эта активность, выраженная в проведении серии «гражданских десантов», уже является вмешательством в электоральный процесс и носит политический характер. Эта активность направлена на изменение структуры региональной и местной власти путём ангажирования избирателей на популистских экологических и, по сути, антигосударственных лозунгах.

Как говорилось в фильме «Кавказская пленница», не надо путать государственную шерсть с собственной. Байкал — большое озеро с большими проблемами. И «политический навар» тут тоже можно получить очень большой.

Уже несколько лет, используя ситуацию вокруг Байкала, «группа товарищей» собирается построить в Бурятии «Мировой центр изучения и сохранения пресной воды». Такой центр, считают энтузиасты, позволит сохранить экосистему озера Байкал. Другая группа считает, что подобные планы — пиар-акция, не несущая никаких конкретных результатов. Мол, вместо мирового центра лучше построить несколько очистных сооружений на бурятском берегу. И не так затратно, и пользы больше.

Угрозой Байкалу остаются планы властей Монголии строить ГЭС на Селенге и её притоках. Если это произойдёт, то уровень воды в реке, притоке Байкала, резко снизится. Монголы недовольны тем, как российские специалисты определяют «бассейн озера Байкал». Под него попадают почти 80% рек Монголии. То есть любая деятельность на этих реках отразится на Байкале.

Кто-нибудь посчитал, во что обойдётся снабжение Монголии электроэнергией из России, чтобы снять вообще вопрос о воздействии на Байкал? Или всё же посчитали, но «жаба душит»? Потому и подняли тарифы «для монгольских товарищей»...

ЛУЦЕНКО Сергей Иванович, аналитик


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru