Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№6, Июнь 2019

АКЦЕНТ

Обзор
Два пишем, три в уме

 

РОССИЯ: ЭКОНОМИКА В ЗОНЕ РИСКА

Слабость внутреннего спроса

Российская экономика продолжает оставаться в зоне риска — в ближайшие полгода позитивных сдвигов не ожидается. Об этом говорится в очередном докладе Института «Центр Развития» НИУ «Высшей школы экономики». По оценке экспертов, торможение экономики связано с упавшими ценами на нефть и слабостью внутреннего спроса.

Эксперты обратили внимание, что в январе нефтяные цены во многом отыграли падение, наблюдавшееся в конце прошлого года, однако остались на уровне, который заметно ниже, чем был за год до этого. «Вполне вероятно, что такая ситуация сохранится в течение ближайших 5–6 месяцев», — прогнозируют экономисты. Кроме того, в январе 2019 года по-прежнему наблюдалось (если судить об этом по предпринимательским опросам) снижение новых заказов на производство продукции. «За этим, безусловно, стоит уже застаревшая слабость внутреннего спроса, что усиливает вероятность стагнационного сценария», — говорится в докладе.

«В целом приходится констатировать, что российская экономика остаётся в зоне риска, причём к давнему её уязвимому месту (слабому внутреннему спросу) добавляется фактор относительно низких (в сравнении с прошлым годом) нефтяных цен и относительно высоких процентных ставок», — подчеркнули экономисты.

https://newdaynews.ru/html

Майские указы на фоне санкций

Сразу после инаугурации президента Владимира Путина 7 мая 2018 года был опубликован указ о целях и стратегических задачах развития страны до 2024 года. В СМИ его назвали новыми «майскими указами».

По сути, это формулировка стратегии национального развития на следующие пять лет. «С учётом того, что паспорта указов затрагивают и образование с наукой, они весьма важны. К концу этого года основные будущие шаги сформулированы, но придётся ещё разбираться с деталями того, как проекты будут воплощены в жизнь», — полагает Олег Шибанов.

Наталья Волчкова, профессор РЭШ, также считает указы важными, но по другой причине. Они показывают «отсутствие у правительства стратегии развития страны и необходимость ручного управления с самого верха. Это не способствует росту частных инвестиций и выхода экономики на приемлемые темпы экономического роста», — отмечает профессор.

«Упор, который делается в новых майских указах на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), не может не радовать. Но отсутствие чётко сформулированных путей достижения заявленных целей и каких-то существенных изменений в работе правительства вызывает сомнения в том, насколько эффективными окажутся озвученные национальные проекты», — суммирует Рубен Ениколопов.

Все эксперты полагают, что серьёзное влияние на экономику России в 2019 году могут оказать новые санкции со стороны США и европейских стран. Зона риска — события вокруг Украины, обвинения во вмешательстве в выборы, новые шпионские скандалы.

http://ndf1.ru/2019/ekonomika/

Китай: ИГРА С драконОМ

Как жонглировать статистикой

На протяжении многих лет в СМИ регулярно появляются сообщения о том, что те или иные исследователи выяснили, что экономическая статистика Китая не соответствует действительности, а официальные темпы роста завышаются. На протяжении многих лет суммарный ВВП китайских регионов превышал общенациональный показатель. Признать факт фальсификации некоторых статистических данных пришлось даже Национальному бюро статистики (НБС) КНР.

Несмотря на то, что китайская экономика по своей величине занимает второе место в мире (и первое по паритету покупательной способности), объём доступных исследователям экономических данных значительно уступает объёму данных, доступных по экономике США или, к примеру, экономике Еврозоны. Ещё одной особенностью китайской статистики является частое отсутствие длинных статистических рядов однородных экономических данных. Один официально публикуемый статистический показатель может сменяться другим, схожим по смыслу, однако имеющим несколько иную базу расчёта, что вкупе с недостаточной полнотой статистики не позволяет даже ретроспективно построить длинные статистические ряды однородных данных по конкретному показателю. Такой подход китайских статистиков усложняет построение аналитиками статистически надёжных эконометрических моделей.

Инвестиции в основные активы

Интерес аналитиков к объёму инвестиций в основные активы связан как с их высокой долей в ВВП Китая (около 32% в 2018 г.) по сравнению с развитыми экономиками (около 20%), так и в связи с опережающим значением этого экономического показателя. Динамика инвестиций в основные активы транслируется статистическим ведомством в номинальном выражении в юанях, а также в темпах роста. На сайте Национального бюро статистики Китая последние опубликованные номинальные данные датируются мартом 2018 года. Расчётные темпы роста и темпы роста, публикуемые НБС, не всегда совпадают. Незначительные отклонения можно списать на разницу в округлении темпов роста. Однако разницу, возникшую в декабре 2018 — феврале 2019 года объяснить округлением невозможно.

Инвестиции в капитал, согласно методике НБС, разбиваются на две составляющие — частные инвестиции и государственные (государственных компаний и компаний, находящихся под контролем государства).

Расчётный рост частных инвестиций по итогам декабря 2018 года БАЛТИЯ: ЕС Осоставил 3,3%, в то время как НБС отчитался о росте в 8,7%. По итогам февраля текущего года расчётные темпы роста составили — 0,1%, в то время как официальные составили 7,5%.

Если предположить, что номинальные объёмы, доступные в информационных терминалах, верны, и частные инвестиции действительно продемонстрировали такое стремительное сокращение темпов роста, то это бы нашло подтверждение в других статистических данных. Полагая, что значительный объём частных инвестиций связан с покупкой машин и оборудования, мы проанализировали статистику импорта Китая, а также экспортную статистику основных стран — поставщиков машин и оборудования в Китай на предмет каких-то резких отклонений в динамике.

Импорт и экспорт падают

Ещё в октябре 2018 года темпы роста импорта в Китай составляли 15,7%, а уже в ноябре они снизились до 2,7%. В декабре же падение импорта составило 7,6%.

Экспорт в Китай осенью 2018 года из стран — поставщиков машин и оборудования продемонстрировал значительное снижение и к декабрю ушёл в отрицательную зону. И если падение экспорта из США в Китай можно списать на торговую войну между странами, то резкое падение экспорта из остальных стран, очевидно, имеет экономическую причину (логичнее было бы увидеть их рост как компенсацию выпадающих объёмов от США).

Обнаружены признаки ухудшения экономической обстановки, затронувшего потребительское поведение: осенью 2018 года в Китае начали резко падать продажи автомобилей. Помимо автомобилей, заметно снижение спроса и на менее дорогие, но всё же премиальные товары, в пользу менее дорогих аналогов. Ярким примером подобного процесса служит снижение спроса на продукцию Apple и переориентацию на модели более дешёвых производителей.

Совпадение расчётных данных по аккумулированным данным и данными НБС по итогам января-февраля 2019 года не должно вводить в заблуждение. Оно вызвано лишь эффектом базы: расчётный рост продаж за аналогичный период прошлого года был 5,4%, в то время как НБС отчитался о росте в 9,7%.

Сочетание выявленных отклонений, их совпадение по времени, комментарии по продажам международных компаний в Китае, а также экспортная статистика поставщиков в Китай указывают, что реальные темпы замедления китайской экономики могут быть выше, чем те, в которые верят рынки. А ведь именно опасения по поводу состояния китайской экономики привели к распродажам на финансовых рынках во второй половине 2015 — начале 2016 года.

https://www.finam.ru/analysis/forecasts/

США: КРАХ «ДОЛГОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Awara Accounting представляет исследование экономики США 2018 года. Оно называется «Признаки неминуемого краха американской «долговой экономики».

Ключевые выводы:

– Отношение государственного долга США (national debt) к ВВП составит 140% к 2024 году.

– Чистое увеличение размера долговых обязательств может оказаться колоссальным: от $10 трлн до $15 трлн всего за 5 лет (2019–2024).

– Расходы федерального бюджета на выплату процентов по госдолгу могут возрасти до $1,5 трлн (что составит 25% от всего федерального бюджета).

– Настоящего роста ВВП не было по крайней мере с 2007 года.

– С 2007 года рост госдолга в несколько раз превосходил даже рост номинального ВВП.

– Официальные отчёты правительства США о состоянии госдолга и инфляции основываются на множестве хитростей.

– Военные приоритеты приводят к огромному дефициту бюджета.

– Стремительно растущие расходы на социальные программы практически исключают возможность сокращения бюджетного дефицита.

– Проблема необеспеченных обязательств становится всё серьёзней, поскольку у пенсионного фонда и программы медицинского страхования Medicare заканчиваются средства.

На грани коллапса из-за «долговой лихорадки»

Два десятка лет накрученного с помощью займов роста, нетривиальные методы учёта экономических показателей и военные расходы довели экономику страны до самого края пропасти. Исходя из этого, весьма маловероятным кажется, что США по силам дальнейшие попытки расширить сферу своего мирового влияния, справиться с обострившимся противостоянием и гонкой вооружений с Россией и Китаем, а также с намечающейся торговой войной с Китаем. Скорее всего, это просто невозможно.

И без того огромное долговое бремя США продолжает увеличиваться, пока правительство занимает триллионы долларов для поддержания финансового пузыря и имитации роста экономики. Федеральный бюджет на 2018 и 2019 годы, а также спрогнозированные бюджеты последующих 10 лет оставят после себя огромный дефицит и ещё бо́льший долг — по триллиону долларов за каждый год, вплоть до 2023 года, согласно официальной статистике. Наши исследования показали, что размер реальных займов может даже превысить данный прогноз, долговой пузырь раздуется ещё как минимум на $10 трлн всего за 5 лет (что к 2024 году составит 140% от ВВП).

Однако новая экономическая обстановка в мире немного пошатнула планы США по дальнейшему финансированию дефицита бюджета за счёт заниженных процентных ставок. Следуя прогнозам роста задолженности и повышения процентных ставок, даже правительство при расчёте бюджета учло увеличение годовых расходов на выплату процентов. Этот показатель — 150% к 2028 году: до $760 млрд. Ежегодные расходы на выплату процентов на деле вырастут вдвое и к 2028 году составят $1,5 трлн. Это совершенно неподъёмная сумма, даже вдвое превышающая «неприкосновенный» военный бюджет на 2028 год. Подобные расходы США себе позволить просто не смогут. Но из-за стремительно растущих первоочередных расходов на соцобеспечение и оборону бюджет теряет гибкость даже при условии, что все прочие приоритеты отбрасываются.

Тем самым становится ясно, что экономика США в своём текущем состоянии протянет не больше 5–10 лет. Учитывая подобные катастрофические перемены, США лишатся текущего экономического превосходства и военной мощи. В итоге ВВП на душу населения составит $30 тыс., что практически равно нынешним $28 тыс. в России.

БАЛТИЯ: ЕС ОТКАЗАЛ В ДЕНЬГАХ

Евросоюз не выделит средства на любимый проект прибалтийских чиновников — железную дорогу Rail Baltica стоимостью более семи миллиардов евро. Более того, в бюджет ЕС вообще не предполагается включать дорогостоящие инициативы стран Восточной Европы.

О железной дороге с европейской колеёй, соединяющей Литву, Латвию и Эстонию со странами Центральной Европы по маршруту Берлин — Познань — Варшава — Каунас — Рига — Таллин и с возможным выходом на Хельсинки, заговорили в 2001 году. Тогда проект оценивался в 2,65 миллиарда евро. Тридцать первого января 2017 года Литва, Латвия и Эстония подписали договор о Rail Baltica. Акционерный капитал RB Rail к тому времени увеличился до 7,8 миллиона евро, а требуемые инвестиции — до 5,8 миллиарда.

Основную часть этих средств, по замыслу инициаторов Rail Baltica, должен предоставить Евросоюз. Однако Брюссель не проявил энтузиазма, посчитав проект бесперспективным. Действительно, основные грузопотоки через Прибалтику идут из России в ЕС или, наоборот, из Европы в Россию. А грузопоток между Прибалтикой и ЕС, который должна обслуживать узкоколейка, настолько мал, что в принципе не позволяет окупить строительство.

Чтобы раскрутить ЕС на деньги, прибалты начали упирать на военно-стратегическое значение новой дороги. Мол, избавившись от необходимости «переобувать» вагоны с узкой колеи на широкую, НАТО сможет быстрее перебрасывать войска к границам России. Под речи о противостоянии российской угрозе они даже втянули в проект Финляндию и назначили финна Тимо Рийхимяки председателем правления RB Rail, рассчитывая, что Хельсинки поможет получить финансирование. Тщетно.

Отказ Брюсселя выделить миллиарды на RB Rail объясняется не только тем, что там слабо верят в необходимость перебрасывать войска в Прибалтику. Просто еврочиновники понимают: львиную долю запрашиваемых средств наверняка разворуют. Ещё летом активисты созданного в Эстонии движения «Открыто о Rail Baltic» обнаружили в экономическом обосновании проекта «ошибку» на 4,1 миллиарда евро.

Это, впрочем, никого не удивило, поскольку Брюссель уже располагал результатами аудита средств, выделявшихся на дорожные работы в Литве. В ходе проверки 25 объектов Каунасского, Паневежского и Шяуляйского дорожных предприятий «злоупотребления и хищения выявлены во всех случаях».

Из доклада Европейского антикоррупционного агентства (OLAF) и Директората юстиции Евросоюза: «Если раньше годовой объём хищений из европейских фондов составлял сотни миллионов евро, то теперь речь идёт о миллиардах, — говорится в документе. — Из-за разворовывания и неэффективного расходования денег ежегодно теряется больше 320 миллиардов евро, то есть почти миллиард в день».

Лидерами по неэффективности (то есть по разворовыванию) специалисты OLAF признали инфраструктурные проекты и сельское хозяйство. В частности, аграрии ежегодно получают миллиарды евро сельскохозяйственных субсидий «на обработку земель», заведомо непригодных для сельского хозяйства.

Такие махинации выявлены не только в Восточной Европе, но и в Греции, Франции и даже Германии. Хотя активнее всего европейские деньги разворовываются всё-таки в странах «новой Европы», уже выкачавших из структурных фондов Евросоюза более 150 миллиардов евро дотаций.

В конце концов, терпение Брюсселя иссякло. В список приоритетных проектов 2019–2021 годов, финансируемых из общих средств ЕС, не попала ни одна прибалтийская инициатива. В том числе проект Rail Baltica, реализация которого теперь откладывается на неопределённый срок.

https://ria.ru/20190303/1551481398.html


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru