Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№9, Сентябрь 2019

КРУГ ЧТЕНИЯ

Д. В. Климов
История народа, которую пытались забыть

 

История, исторические факты — вещи сами по себе неудобные для тех недобросовестных политиков, которые пытались изменить и переписать прошлое в угоду собственным воззрениям и соответствующей конъюнктуре.

Так получилось в истории, что правда о существовании Русинии и русин всячески замалчивалась или даже намеренно искажалась теми государствами, которые в то или иное время владели этим краем. А таких государств было немало — Речь Посполитая, Империя Габсбургов, позже Венгрия, Румыния, Чехословакия. Лишь после окончания Второй мировой войны незначительная часть этого края вошла в состав Советского Союза, точнее, в состав Украинской ССР — ныне независимого государства Украины.

Здесь также всё было отнюдь не безоблачно, даже если учитывать, что по сути русины — это духовно близкий народ к русскому, а Закарпатье не без серьёзных оснований считается именно теми землями, откуда, собственно, и произошли славянские племена, давшие начало русскому народу. На Украине русинов предпочитают считать украинцами, хотя это далеко не так. Русинский язык и обычаи обладают своей уникальностью. Сами же русины, правда, с серьёзными оговорками, скорее соглашались считать себя русскими.

Автор исследования — кандидат юридических наук, доцент, председатель правления межрегиональной общественной организации «Объединение русинов» Андрей Васильевич Фатула представил фундаментальный труд по истории своего народа — книгу «Русиния. Подкарпатская Русь. Закарпатье», изданную при поддержке фонда «Русский мир». В работе проанализированы исследования многих авторитетных историков, многочисленные документы и материалы.

Говоря об истоках славян, автор пишет, что «вероятнее всего, именно из Карпат славяне вначале добрались до тех мест, где потом встали Киев, затем Владимир, Новгород, Ярославль и другие города, а не наоборот». «Можно с определённой уверенностью утверждать, что Карпаты являются «Отцом и Матерью», колыбелью всех земель славянорусских, их общей Родиной».

А. Фатула показывает, какой натиск осуществляли на исконные земли славян-русинов мадьяры и немцы, которые «выдавливали» этот древний народ с их земель. Не славяне пришли в Карпаты. Это к ним пожаловали соседи. И процесс этот мирным назвать весьма затруднительно. В отношении русин проводилась политика насильственной ассимиляции, а ныне — украинизации. «Сегодня Украина часто старается искусственно убрать, стереть, высушить в сознании молодого поколения «этот пролив», эту связь между великим русским и маленьким русинским народами. Но каким вопиющим образом она это делает? Ответ простой. Ассимиляцией — насильственной украинизацией русинов Закарпатья», — пишет автор.

Именно украинцами без каких-либо на то оснований стали именовать русин, а заодно присовокупили многовековую историю этого славянского народа к истории Украины. Но здесь и скрывается главная проблема, которая препятствует в современных условиях обрести русинам законные права, вопреки Декларации Организации Объединённых Наций «О правах коренных народов», принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года (Резолюция 61/295, с. 218–221).

Читателю небезынтересно будет узнать, что главной причиной рождения в самом конце XIX века так называемой «украинской нации» стала необходимость для Запада противостоять России и её влиянию. Зародилась «Украина» отнюдь не в пределах древнерусской государственности, а в границах извечного соперника Российской империи — Австро-Венгрии.

Хорошо известно, что лидеры националистических организаций ОУН-УПА, запрещённых в России, С. Бандера и Р. Шухевич родились в Австро-Венгрии.

В противовес украинской русофобии русинство признаёт свою изначальную «русскость». Именно этим народ становится неудобен тем, кто привык видеть в России своего главного даже не соперника, а именно врага. Сейчас русинам, проживающим в пределах независимой Украины, отказывают в самоидентичности. Находятся украинские учёные, претендующие на сакральные знания, которые рассматривают русинов лишь в качестве «этнографической группы украинского народа», а не отдельной национальности. Хотя представителей этой национальности, проживающих в различных странах мира, насчитывается более одного миллиона. Не смущает и тот факт, что русины признаны отдельной национальностью в соседней Словакии.

Между тем именно русины выступали за сохранение своей идентичности на протяжении столетий. История русинского народа, наверное, впервые столь подробно показана в монографии Андрея Фатулы. Приведены примеры многочисленных крестьянских восстаний русинов против чужеземных феодалов.

Против русинов в Европе в ходе Первой мировой войны был развязан настоящий «крестовый поход», который предпочитают замалчивать. Но трагические события тех лет послужили предпосылкой для масштабного злодеяния — холокоста. Концлагерь Талергоф в Штирии, созданный специально для русинов буквально в первые же дни войны австрийскими властями, Терезин в Северной Чехии и ряд других концлагерей, стали предвестниками Майданека, Освенцима, Собибора, Дахау, Равенсбрюка, Бухенвальда, Треблинки и других печально известных лагерей смерти, возникших менее чем через два десятилетия. Русины содержались в нечеловеческих условиях. «Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных болезней. О каком-нибудь лечении погибающих речи не было. Для запугивания людей, в доказательство своей силы, тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрёпанные мученики», — цитирует автор документальные исследования.

Вина целого народа состояла лишь в том, что он высказывал откровенные симпатии к России. Для обвинений хватало наличия в доме русина русской православной иконы, книги или даже простой открытки. Масштабный геноцид, как это явление именуется в международном праве, был развернут против целого народа в империи Габсбургов.

«На всей территории Австро-Венгрии, где проживали русины, открывались военно-полевые суды, в массовом порядке выносившие местному населению без разбора один приговор: «шпионам — смерть через повешение». Тысячи русинов, от детей до стариков, были расстреляны и повешены без всякого суда и следствия только за то, что называли себя «русскими».

Всего же за годы Первой мировой войны по признанию самого австрийского правительства, сделанного в 1917 году, было истреблено 60 тысяч русинов, и ещё около 100 тысяч умерло от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях. Это при том, что в пределах Австро-Венгрии насчитывалось порядка 500 тысяч русинов накануне Первой мировой войны.

Русины, как пишет автор, выступали противовесом так называемому украинскому движению, поддерживаемому и по сути созданному австро-венгерскими властями из галичан. Именно галичане составили основу «украинских сичевых стрельцов», из которых затем сформировали 9 добровольческих полков. Причём, как отмечается в представленном исследовании, эти полки должны были быть использованы на Западном фронте. Австрийцы не были до конца уверены, что галичане будут охотно воевать против своих одноплеменников. Однако пять этих вновь сформированных полков «сичевиков» пожелали сражаться именно против России на Восточном фронте.

Галичане выступали и в роли основных доносчиков на русинов. В книге цитируются свидетельства бывшего узника Талергофа и очевидца тех трагических событий В. Р. Ваврика: «Наши братья, отрёкшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургов, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа».

В целом подтверждается вывод многих учёных и политологов, которые усматривали в украинстве политический проект первоначально Австро-Венгрии, а затем подхваченный странами Запада — в противовес России с целью раздробления единого государства, противопоставления одной его части другой. Принцип Римской империи «разделяй и властвуй» как нельзя лучше подошёл и странам современного коллективного Запада, который не терпел какого-либо влияния России в своих пределах и также стремился ликвидировать Россию как единое государство. Русины же на этом пути представляли существенное препятствие.

Уже в 1920-х годах председатель Русской народной партии Словакии доктор К. Мачик писал, и его слова приведены в книге: «Австрии было невыгодно русское самосознание в Галиции, и вот австрийское правительство рука об руку с польской шляхтой старается создать из русского населения Восточной Галиции особый, отличный от русского, народ с отдельной культурой и особым языком».

Разумеется, русины здесь были неуместны, поскольку рассматривали Россию в качестве своего союзника и покровителя.

Позже произошло переименование Подкарпатской Руси в Закарпатскую Украину. Правда, уже в рамках советской идеологии. С лёгкой руки тогдашнего первого секретаря ЦК компартии Украинской ССР Н. С. Хрущёва русин объявили украинцами. Следовательно, и вся история народа в советской историографии начала подменяться историей украинского народа.

Приводится и тот факт, что русины планировали войти после окончания Второй мировой войны в состав СССР в качестве Карпатской Советской республики. Как альтернатива рассматривалось и предложение о вхождении Карпатской Руси в качестве автономии в состав РСФСР.

Очевидно, что в случае признания русинов в качестве отдельной нации многие идеологические основы нынешнего украинского государства становятся весьма и весьма шаткими. Это убедительно со страницы на страницу продемонстрировано в книге на основе документов и исторических фактов.

Очень ценное свойство труда А. В. Фатулы в том, что история русинов приведена как единое целое. Она рассматривается в контексте исторически протяжённого периода и на фоне происходящих событий, изменивших политическую карту мира. Большое внимание уделено и культурным связям русин и России. Издание сопровождено обширной библиографией и документами.

Монография — а по всем признакам издание соответствует именно этому понятию благодаря своей фундаментальности и скрупулёзному анализу архивов — является весьма ценным трудом для тех, кто стремится получить максимально объективную картину современного мира.

Д. В. Климов,

академик Академии российской словесности,

кандидат исторических наук


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru