Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№11, Ноябрь 2019

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Заседание Комитета ГД по образованию и науке
Образование и бюджет

 

10 октября 2019 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке провёл своё заседание с главным пунктом повестки «О проекте федерального закона № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Проект был внесён правительством Российской Федерации 30 сентября 2019 года в первом чтении. Вёл заседание первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий ОНИЩЕНКО. Выступили руководители структур Министерства финансов, Счётной палаты РФ, Министерства просвещения, Министерства высшего образования и науки, депутаты Государственной Думы. Они обсудили правительственные предложения по трёхлетнему бюджету образования, внесли свои поправки и приняли рекомендации.

Светлана ГАШКИНА

Директор департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ

Сегодня мы обсуждаем проект бюджета на ближайшую трёхлетку. Его ключевые параметры сформированы в соответствии с Бюджетными правилами, то есть на расходы направляется только та часть рентных доходов, которая поступает в бюджет при базовой цене на нефть. Объём доходов федерального бюджета составит в 2020 году 20,3 триллиона рублей. 21,2 триллиона — в 2021 году и 22,1 триллиона рублей в — 2022 году.

Объём расходов федерального бюджета в 2020 году повысится до 19,5 триллиона, в 2021 году — до 20,6 триллиона рублей, в 2022 году — до 21,8 триллиона рублей. Нефтегазовый дефицит в течение всего трёхлетнего периода будет находиться на стабильно безопасном уровне — около 6 процентов ВВП. А с учётом ожидаемого превышения прогнозных цен на нефть их базового значения прогнозируется общий профицит федерального бюджета. Он составит в 2020 году 876 миллиардов, в 2021 году — 612 миллиардов и в 2022 году — 295 миллиардов рублей.

Какие приоритеты были выбраны при формировании федерального бюджета?

В первую очередь увеличение расходов предусмотрено на программы, содействующие достижению национальных целей, и финансирование задач, которые поставлены президентом в Послании Федеральному Собранию.

На реализацию национальных проектов предусмотрен рост бюджетных расходов более чем на 200 миллиардов рублей в 2020 году. Общая сумма составит 2 триллиона рублей. В 2021 году — до 2,2 триллиона рублей и в 2022 году — до 2,7 триллиона рублей.

Среди приоритетов в расходах проекта бюджета — поддержка экономики развития отраслей и развития инфраструктуры, национальная безопасность. Но самый масштабный рост предусмотрен по статьям социальной сферы и программам повышения качества жизни граждан.

В части расходов по разделу «Образование» расходы составят 911 миллиардов рублей в 2020 году, 947 миллиардов в 2021 году и 903 миллиарда рублей в 2022 году.

Следует отметить, что расходы на образование сконцентрированы не только в двух государственных программах «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие», но и в 33 других госпрограммах. В части ГП «Развитие образования» расходы составят 209,4 миллиарда рублей в 2020 году, 215 миллиардов в 2021-м и 168 миллиардов рублей в 2022 году. Небольшое снижение расходов связано с уменьшением обязательств по некоторым мероприятиям. Завершается строительство части объектов по линии Управления делами президента, по линии Минпросвещения. Заканчивается программа национального проекта «Демография» — создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Программа стоила 36,2 миллиарда рублей ежегодно. Теперь её завершение даёт снижение в целом по ГП «Образование».

Отмечу основные дополнительные ресурсы. Это, конечно же, выполнение реализации Послания президента, благоустройство зданий государственных муниципальных общеобразовательных организаций. Здесь впервые мы закладываем на это направление огромные ресурсы — 5,7 миллиарда рублей на 2020 год и 6,3 миллиарда на 2021 год. Ко второму чтению законопроекта будет подготовлено распределение по субъектам Российской Федерации.

Кроме того, согласно расчётам Минпросвещения в направлении «Земский учитель» предусмотрены ресурсы от поэтапной ликвидации имеющихся вакантных мест. Мы закладываем ресурсы на строительство объектов дошкольного и общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации плюсом к тем расходам, которые были в бюджете на 2019–2021 годы. Часть субъектов имеет возможность строить новые школы.

Отдельная тема — стопроцентная доступность дошкольного образования с 3 до 7 лет. Четыре субъекта Федерации не выполнили показатели такой доступности. Это Дагестан, Ингушетия, Бурятия, Забайкальский край. Здесь на 2022 год у нас зарезервировано 12,3 миллиарда рублей для ликвидации очерёдности.

В бюджете заложены средства на капитальный ремонт и приобретение оборудования для федеральных образовательных учреждений в размере 2,2 миллиарда, 1,6 миллиарда и 700 миллионов — по годам. Отдельные расходы есть на инвестиционные проекты. В частности, школа «Горки». Здесь заложено по 1,1 миллиарда рублей на 2020 и 2021 годы.

Запланированы в бюджете ресурсы на подготовку к двум крупным мероприятиям. Это Абилимпикс, чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, который пройдёт в Москве в 2021 году, и европейский чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Санкт-Петербурге в 2022 году.

Высшее образование обеспечивается ресурсами по программе научно-технологического развития. 65 процентов программы направляется на высшее образование. 2020 год — 527,6 миллиарда рублей, 2021-й — 556 и 2022 год — 562,3 миллиарда рублей. Основные факторы прироста — дополнительные ассигнования по национальным проектам «Образование» и «Цифровая экономика». Это 8,6 миллиарда плюс в 2020 году, 19,7 миллиарда в 2021 году и 25 миллиардов рублей в 2022 году.

Продолжая выполнять указ президента по повышению оплаты труда педагогическим работникам, мы запланировали суммы, необходимые для макропрогноза. Решаем задачу доведения объёма финансового обеспечения государственного задания до базового норматива по высшим учебным заведениям. При проектировании бюджета на 2019–2021 годы было запланировано 10,7 миллиарда рублей на 2019 год, 21,3 на 2020 год и 32 миллиарда рублей на 2021 год. Дальше мы пролонгируем по 32 миллиарда рублей, и все высшие учебные заведения выполняют стандарт, необходимый для обучения студентов.

Выделение ресурсов на капитальный ремонт образовательных учреждений высшего образования. Суммы заложены по 5,8 миллиарда рублей на трёхлетку. Кроме того, сформирован резерв на модернизацию инфраструктуры федеральных образовательных организаций высшего образования. Мы планируем при выработке методики в течение 2020 и 2021 года распределять ресурс в соответствии с распоряжением правительства. Это новое направление, в принципе, оно никогда не поддерживалось, по крайней мере, в высшем образовании. И есть расходы на инвестиционные проекты в высших учебных заведениях. Они составляют 37 миллиардов в 2020 году и 41 миллиард в 2021 году. В 2022 году сумма поменьше — 28,4 миллиарда, но это связано с тем, что завершается ряд объектов, начатый в 2020 году.

Расходы на науку гражданского назначения. Мы представили отдельно к бюджету научный бюджет. В сумме это 505,6 миллиарда рублей на 2020 год, 518 миллиардов на 2021 год и 540 миллиардов рублей на 2022 год. Как всегда, мы делим расходы на науку и на фундаментальные исследования. Они составляют около 30 процентов. Фундаментальные исследования — это 190 миллиардов рублей в 2020 году, 216 миллиардов в 2021 году и 250 миллиардов в 2022 году.

Расходы на прикладные исследования планируются в сумме 314, 302 и 289 миллиардов рублей. Определённое снижение по годам связано с тем, какие приоритеты вырабатывало министерство науки по данному направлению.

Если брать только ГП «Научно-технологическое развитие» в части расходов на науку гражданского назначения, то сумма составляет меньше, чем в целом по научному бюджету. Это 248, 275 и 308 миллиардов рублей. Здесь определённый рост — на новые мероприятия. Что является новым мероприятием? Это, конечно, расходы на национальный проект «Наука». Здесь рост в 2020 году на 10,4 миллиарда, в 2021 году — на 32 миллиарда рублей и в 2022 году — 59 миллиардов.

Какие мероприятия предусматриваются? Это предоставление доступа научным и образовательным организациям к международным научным базам данных, это обновление приборной базы ведущих образовательных организаций, выполняющих научные исследования, и это тоже очень важное направление для Миннауки и в целом для науки. Поэтому в 2020 году — 400 миллионов рублей, в 2021 году — 10 миллиардов, а в 2022 году –19,6 миллиарда рублей.

Создание сети научных центров мирового уровня, создание исследовательской инфраструктуры уникальных научных установок Megascience, подготовка и проведение Международного конгресса математиков в 2020 году потребуют 800 миллионов рублей.

Мы сохраняем соотношение к экономике по зарплатам. На реализацию указа предусмотрены дополнительные ресурсы — 2,4 миллиарда, 6,6 и 11,6 миллиарда рублей. Расходы на инвестиции научных учреждений составят 16 миллиардов, 17 и 24 миллиарда рублей. Всё это отражено в дополнительных материалах, в приложениях к федеральному закону и к тому проекту, который представлен в Государственную Думу.

Поэтому прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать законопроект в первом чтении.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Спасибо, Светлана Антоновна, за ваш доклад. База для обсуждения у нас создана, и остаётся много вопросов.

Во-первых, конечно, мы отмечаем, что есть позитивные подвижки в проекте бюджета на 2020 и последующие годы. Это, прежде всего, увеличение расходов на финансирование в доле ВВП. Оно чуть-чуть превышает плановый показатель, который был 0,5–0,6 процента, а теперь составляет почти 0,8 процента. Это хорошо. Инфляционный индикатив по стипендиям тоже удовлетворяет. Но вместе с тем он идёт как раз в рамках прогнозной инфляции. А это всегда социально-резонансная тема, когда недостаёт денег на стипендию.

Вместе с тем мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что увеличение расходов на образование на 5,7 процента в 2020 году при общем увеличении объёма расходов федерального бюджета на 6,6 процента всё-таки нам представляется дискриминационным по отношению к приоритетному политическому индикативу, который определён на данный политический цикл. Чем это вызвано? Непонятно. Увеличение финансирования высшего образования только на 2,8 процента при общем увеличении федерального бюджета на 6,6 процента нам представляется недостаточным.

Хочу отметить недофинансирование высшего образования. Понятно, к чему оно приводит. К снижению прежде всего качества образования. А ещё, естественно, к отставанию в обновлении материально-технической базы высших учебных заведений. Хотелось бы обратить внимание также на то, что сокращение финансирования на прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды на 5,3 процента, а в области образования на 2,3 процента, и это в условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг, вовсе не прибавляет оптимизма на предстоящий финансовый год.

Мы не можем согласиться с уменьшением ресурсов на выполнение заданий по оказанию услуг в высшем образовании, которые идут в рамках госпрограммы реализации государственной национальной политики, а также на обучение родным языкам. Кроме того, мы ежегодно обращаем внимание на необходимость увеличить финансирование на создание дополнительных мест в детских садах. И цифра, обозначенная в бюджете, нас пока не удовлетворяет.

Далее. Финансирование приоритетного национального проекта «Наука» на 2020 год предусмотрено в объёме 47,4 миллиарда, в 2021 году — 69 миллиардов и в 2022 году — 96 миллиардов рублей. При запланированных объёмах трудно на фоне не идентифицированного предпринимательского сектора в науке обеспечить выполнение 204-го указа президента о стратегических задачах развития. Мы обсуждали этот вопрос, и нам представляется, что мы будем топтаться на месте.

Поэтому мы бы хотели настоять на том, чтобы финансисты ещё раз обратили внимание на развёрнутое Постановление Государственной Думы, которое было специально принято на основании наших парламентских слушаний. Это постановление от 23 июня 2019 года, где чётко и очень конкретно вместе с министерством образования выписаны индикативы, которые, по нашему мнению, могут решить вопрос.

Конечно же, в процессе подготовки ко второму чтению мы будем настаивать на необходимости увеличения финансирования высшего образования не менее чем на 7 процентов. Плюс принять меры по выравниванию подушевого финансирования среди вузов. Это тоже очень острая тема. На прикладные научные исследования, на выполнение государственных заданий, на создание дополнительных мест в детских садах и так далее.

Теперь более конкретные вопросы. Они из года в год на протяжении седьмого созыва у нас являются мантрами.

Это, прежде всего, третья и вторая смены в школах. С тем уровнем финансирования, который мы сегодня обсуждаем, на наш взгляд, проблема второй и третьей смены не решается. Может быть, к 2021 году мы ликвидируем третью смену. А ликвидировать вторую смену не получится вообще. Но ликвидация сменности в школе — это поручение президента.

Теперь закон о школьном питании. Его активно обсуждали и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Сегодня законопроект уже одобрен правительством, и заключение к нам тоже поступило. Однако средства для выполнения закона потребуются немалые.

Какие? Кто считал? С помощью каких инструментов будем решать, поскольку это — полномочия субъектов Федерации? Как видим, дружно принять хороший закон — мало. Его надо в полной мере профинансировать.

Теперь о реализации программы «Земский учитель». Сколько ресурсов заложено сегодня под этот проект для достижения конечной цели? Напомню эту цель — ликвидация дефицита педагогов в сельской местности. Об этом тоже хотелось послушать финансистов.

Ну и, конечно же, заработная плата учителей. На днях президент опубликовал очень жёсткое решение по поводу медицинских работников. А медики и учителя всегда шагали вместе. Сегодня вообще предусматривается пересмотр идеологии оплаты труда. Значит, следом, буквально отставая на полшага, пойдут и учителя, и мы. Я имею в виду наш Комитет по образованию и науке.

И несколько вопросов по финансированию науки. В 204-м указе и Послании есть задача для России войти в пятёрку передовых стран. И этому должна послужить отечественная наука. Однако вряд ли мы этого добьёмся, потому что, по мнению большинства экспертов Комитета, это не позволит предусмотренное национальным проектом «Наука» увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработку за счёт всех источников в объёме 2 процентов от ВВП страны. Что делать? Будем уповать на деньги бизнеса? Тогда почему у нас так плохо принимаются решения по «кремниевым долинам»? Всего две такие долины создано. Это точечное действие, оно в целом проблему не решает.

Мы неоднократно указывали, что у нас имеется непрозрачность в федеральном бюджете по расходам на науку. Мы предлагали вернуть всё, как было раньше, ввести в бюджетную классификацию на фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки. То есть чтобы была отдельная статья в бюджете. Потому что сегодня средства размазаны по сорока федеральным органам исполнительной власти, и посчитать, сколько у нас денег на науку, просто невозможно.

Ведущей программой в сфере науки является государственная программа научно-технологических разработок. Но в этой программе большую часть составляют расходы на выполнение государственных заданий в сфере высшего образования. Не пришло ли время разделиться, уже в сфере сегодняшней философии управления наукой? Сделать государственную программу по науке и отдельно по образованию. Тогда мы будем понимать, сколько есть ресурсов для Министерства науки и высшего образования и сколько — для Министерства просвещения.

Светлана ГАШКИНА

Начну с науки — в части того, что не прозрачна система отражения расходов. Что касается поручения президента, мы фундаментальную науку практические сформировали как раз в одной программе. А прикладные науки, прикладные исследования есть в разных отраслевых программах. Это 33 программы. Здесь разный подход министерств. Как всё консолидировать в одной государственной программе?

Поэтому мы сейчас ведём эту работу. Аналитически можно это сделать. А как сделать физически, убрав науку из отраслевых направлений? В принципе, у нас наука отражается по отдельной классификации. Есть раздел, подраздел, отдельно фундаментальная, отдельно прикладная наука. Поэтому готовы вместе с вами идти по пути совершенствования отражения данных средств на науку.

Что касается двух процентов внутренних затрат на науку... У нас есть стратегия. Там два процента мы должны достичь в 2035 году. В целом на шестилетку уже есть программа, по которой будут двигаться наши научные учреждения. Поэтому я думаю, что задачи, которые стоят в 204-м указе, будут выполнены.

Что касается проблем третьей школьной смены, то мы её решаем. У нас есть тоже на шесть лет ресурсы, которые позволяют справиться. Со второй сменой сложнее. Задача, конечно, есть такая, но пока в ближайшее время, исходя из ресурсов, которые у нас есть, не получится принять решение по второй смене. Поэтому здесь Минпросвещения, наверное, прокомментирует, какими шагами они будут двигаться к этой цели. И будут ли вообще двигаться.

По детским садам у нас с ресурсами всё в порядке. Мы заканчиваем эту программу в 2020 году. Поэтому 250 тысяч мест будут созданы. Проблема с местами в детских садах с трёх до семи лет будет полностью закрыта. Кроме тех четырёх субъектов, которые не выполнили показатели. Но и здесь у нас есть на это ресурсы.

Для высшего образования 32 миллиарда рублей — это ресурсы, которые идут для того, чтобы был у нас в принципе обоснованный норматив. Впервые за многие годы у нас есть отдельные ресурсы на капитальный ремонт, и ещё они зарезервированы в бюджете для того, чтобы в дальнейшем распределить.

И на программу «Земский учитель» есть 1,5 миллиарда рублей, на всю трёхлетку есть ресурсы. Они пока удовлетворяют объём финансирования, который необходим, чтобы заполнить вакантные места, дать возможность приобретать жильё. Мы стараемся максимально использовать возможность в бюджете запланировать ресурсы на эти направления.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Вы сейчас очень неосторожную фразу допустили: не получится принять решение по второй смене... Я вам напомню, что это не прихоть комитета, а это поручение президента от 5 декабря 2014 года и утверждённая правительством программа. Если не нужно исполнять по второй смене, значит, снимите с контроля. Но, по нашей оценке, этого делать нельзя. Даже в Москве сегодня есть вторые смены, чего никогда не было. Я уже не говорю про другие регионы.

Поэтому, когда мы будем обсуждать бюджет во втором чтении, — а это будет более предметное обсуждение, — мы бы попросили на эти вопросы документально ответить. Потому что на вербальном уровне мы пока слышим, что всё хорошо.

Светлана МЕРКУШИНА

Директор департамента аудита социальной сферы и науки Счётной палаты РФ

Заключение Счётной палаты будет завтра утверждено на коллегии и направлено в палаты Федерального Собрания. Все основные пункты как раз будут там изложены. А сегодня остановлюсь на некоторых проблемах и недостатках, которые мы выявили при анализе. Отмечу, что в период 2020–2022 годов, как уже было сказано, расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование должны составить 3,5–3,6 процента ВВП ежегодно. Мы отмечаем, что это соответствует уровню 2015–2017 годов. К сожалению, в объёме ВВП не увеличивается в абсолютных значениях. Поэтому доля расходов по отношению к объёму ВВП практически не увеличена даже по разделу «Образование».

Сегодня недостаточно подключения образовательных организаций к сети Интернет. Это не обеспечит внедрения современных технологий обучения, если в организациях отсутствует инфраструктура, которая позволит дальше функционировать сети Интернет. Мероприятия по подключению всех образовательных организаций к сети реализует Минкомсвязь, в результате чего на территории Российской Федерации в образовательных организациях будет обеспечена одна точка входа в Интернет.

При этом нацпроект «Образование» не предусматривает создание в организациях инфраструктуры, которая позволит, назовём это так, внедрить современные технологии в обучение, обеспечить в каждом классе сервисы российской электронной школы, что даст детям возможность послушать лекции в онлайн-режиме.

На создание такой инфраструктуры средства федерального бюджета не предусмотрены. По предварительным расчётам Минпросвещения, которые мы просили сделать, это составит 77 миллиардов рублей. Отсутствие финансирования будет препятствовать повсеместному внедрению цифровой образовательной среды. Значит, создавать риски в доступности и качестве образования для всех учащихся без исключения.

Отмечу низкий уровень исполнения регионами расходов в рамках нацпроекта «Образование» в этом году. Более трети регионов не начали расходование субсидий, которые выделены им на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и в посёлках городского типа. На создание детских технопарков «Кванториум», ключевых центров развития детей, на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями и другие.

На момент проведения контрольного мероприятия по проверке обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета Минпросвещения не распределило между регионами субсидии и иные межбюджетные трансферты на сумму 18 миллиардов рублей, в том числе по причине отсутствия заявок от регионов.

Мы здесь обозначаем риски отказа субъектов от реализации мероприятий нацпроекта либо невыполнение взятых на себя обязательств, связанных с отсутствием формализованного порядка привлечения средств из внебюджетных источников. А также считаем, что необходимо увеличить расходы консолидированных бюджетов регионов на создание и содержание создаваемой инфраструктуры сферы образования. При этом, опять же повторюсь, механизм развития системы образования в рамках государственно-частного партнёрства отсутствует.

В 2020–2022 годах на обоснование инфраструктуры Всероссийского детского центра «Смена» предусмотрено выделение по 1–1,1 миллиарда рублей ежегодно. Отмечу, что финансово-экономическое обоснование данных расходов у Минпросвещения отсутствует, а в качестве обоснования представлена концепция развития центра, которая предусматривает реализацию мероприятий в 2019–2025 годах только за счёт внебюджетных источников.

При расчёте объёмов субсидий Минпросвещения нарушает положения о формировании задания на оказание госуслуг, которое утверждено 640-м постановлением правительства. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета министерство не сделало перерасчёт утверждённых в 2018 году значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг. То есть не учло прогнозируемый уровень инфляции и прогнозируемые темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников.

Согласно правилам подготовки планов информатизации государственных органов, утверждённых постановлением правительства, формирование министерствами расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий должно осуществляться в соответствии с проектами планов информатизации, которые должны иметь заключение Минкомсвязи России. Минпросвещения запланировало такие расходы, но без заключения Министерства цифрового развития, в объёме 1,3 миллиарда рублей. В Минобрнауки России план информатизации направлен на согласование в Минкомсвязи, но мы установили, что его отправили позже установленного срока на 17 дней. Надо отметить, что из года в год появляется такая проблема, обязанная своим существованием невысокой исполнительской дисциплине.

На реализацию программы «Земский учитель», в рамках которой учителю, переехавшему на работу в село, выплачивается 1 миллион рублей, предусмотрены расходы в объёме 3,6 миллиарда рублей. При этом проект правил предоставления субсидий не уточняет, из какой местности переезжает учитель. Мы считаем, это создаёт риски переезда из населённого пункта, уже соответствующего параметрам правил, в такой же населённый пункт в целях получения компенсационной выплаты.

Отмечу недостатки при формировании федеральной адресной инвестиционной программы. Минпросвещения в проект Федеральной адресной инвестиционной программы включило два объекта с объёмом финансирования 670 миллионов рублей. Их строительство не было обосновано при формировании ФАИП. В перечень согласованных вопросов эти объекты также не включались. Это строительство школ в Удмуртии и в Нижегородской области.

Минобрнауки России включило 32 объекта, не обеспеченных в проектно-сметной документации и прошедших госэкспертизу, в том числе два объекта, реализация которых начинается в 2020 году. При этом 37 объектов, которые имеют степень готовности 70 процентов и выше, в проект не включены. Это создаёт риски несвоевременного ввода в эксплуатацию и увеличение объёмов незавершённого строительства.

По состоянию на 1 сентября 2019 года кассовое исполнение по объектам ФОИВ Минобрнауки составило 44,7 процента. По состоянию на 1 января 2019 года объём незавершённого строительства, проверяемого главными распорядителями бюджетных средств, в сфере образования и науки составил 1 тысячу 111 объектов на сумму более 63 миллиардов рублей.

Олег СМОЛИН

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Я понимаю, что мучать исполнителей — это не самое благородное дело. Речь на самом деле идёт о стратегии. Не могу не задать два вопроса общих и два относительно частных.

По поводу науки я понял, что указ президента 599-й, который должны были выполнить к 2015 году, будет исполнен к 2035-му. А к 2035-му году то ли хаджа, то ли осёл, то ли визирь, или все трое… сами понимаете.

Но у меня другой вопрос в этой же связи по указу 599. Как известно, в 2020 году дополнительным образованием должно быть охвачено 75 процентов детей, и половина — за счёт федерального бюджета. Не понимаю, сколько детей получит образование за счёт федерального бюджета? Скорей всего, считанные проценты.

В Постановлении Государственной Думы от 23 июля среди прочего правительству и регионам рекомендуется создать график повышения заработной платы учителей до такого уровня, чтобы базовая оплата равнялась 70 процентам от средней по региону. Эта позиция, которую согласовали Минпросвещения и председатель Государственной Думы, вошла в наши рекомендации.

Знают ли в Минфине про это постановление Государственной Думы от 23 июля, и в какой мере учтены рекомендации, которые там содержатся?

Сколько всё-таки в 2020 году выделяется на строительство новых школ или, более точно, на создание новых учебных мест? Сколько в следующем? По всем программам, я имею в виду.

И самый последний вопрос, частный, по которому мы много раз обращались, включая Вячеслава Алексеевича Никонова. Это плата за общежитие аспирантов научных организаций. Например, в Москве она составляет до 8 тысяч рублей. Это значительно больше стипендии и для подавляющей части аспирантов совершенно неподъёмно.

Мы в таком случае их провоцируем либо не быть аспирантами, либо главным образом заниматься зарабатыванием денег, а не учёбой.

Предусмотрено ли в бюджете какое-то изменение ситуации по этому вопросу?

Светлана ГАШКИНА

Что касается дополнительного образования, то в федеральном проекте предусмотрено создание мест в образовательных организациях для реализации дополнительных общеобразовательных программ всех направлений. Здесь на трёхлетку заложено 5 миллиардов 710 миллионов рублей. В принципе, этого хватит, чтобы добиться проектных показателей. Мы создаём дополнительные места, а задача органов местной власти — обеспечить их заполнение. Мы помогаем, развиваем, что можем.

Что касается графика повышения зарплат, то мы не предусматривали в бюджете рост до 170 процентов, у нас таких ресурсов нет. 100 миллиардов — это помощь, которая оказывается субъектам, чтобы поддержать заработную плату на уровне соотношения к средней по экономике, как и предусмотрено по указу. Вообще, пока переход на отраслевую систему решается по линии Министерства здравоохранения. Как и когда произойдёт такой переход в сфере образования — вопрос пока не решён. Но то, что надо переходить на отраслевую систему, это правильно.

Андрей НИКОЛАЕВ

Заместитель министра просвещения РФ

О программе строительства новых мест в общем образовании. Средства, о которых говорила Светлана Антоновна, находятся в государственной программе «Развитие образования». Строительство новых школ предусматривается в отдельных других государственных программах, включая и так называемые региональные. Например, дальневосточная или «Крым». По предварительной оценке, у нас есть ещё около 5 миллиардов рублей на строительство школ по другим государственным программам и непрограммным направлениям.

Ещё одна тема, которая сегодня неоднократно поднималась — это вторая и третья смены. Если смотреть на программу от 2015 года по ликвидации второй смены, то для её реализации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение в объёме примерно 300 миллиардов рублей в год.

Светлана Антоновна говорила, что по госпрограмме «Развитие образования» у нас на следующий год 209 миллиардов рублей. Это большой прогресс, увеличение почти на 13 процентов по сравнению с законом прошлого года.

Мы все понимаем, что с изданием указа президента по национальным проектам, произошла некоторая корректировка целей и задач. И в этой связи основные ресурсы приоритетны в национальных проектах. В этой связи введено дополнительно к основной нашей субсидии ещё три специализированных. Это сельские школы, третья смена, модернизация. В других отраслевых программах появились расходы на школы.

И плюс к этому здесь есть ещё факторы. Нам всем понятно: нет научно-обоснованных доказательств, чтобы дети ходили в школы на основные программы только в первую смену, а занимались дополнительным образованием во вторую часть дня. И, собственно говоря, есть и международный опыт на эту тему.

У нас есть сеть учреждений дополнительного образования. Но давайте задумаемся, а потянет ли эта сеть учреждений дополнительного образования обучение всех детей во второй половине дня, если мы всех детей будем отправлять в школы в первой половине? Насколько эффективно эта сеть используется сейчас?

Геннадий ОНИЩЕНКО

Андрей Викторович, я призываю вас отвечать на вопросы. Мы не привыкли слушать в такой логике исполнение поручений президента. Что касается науки... Я вам говорю, как врач, который несколько десятков лет этим занимался, что первая смена — это рабочая смена. Когда ребёнок идёт в 14 часов на первый урок, тут даже и науку не надо никакую привлекать, чтобы понять — у него биоритмика уже находится на нижних пределах.

Поскольку вы избрали такую форму полемики, то как вы ответите на сообщение Светланы Александровны, что даже выделенные деньги не обеспечены проектно-сметной документацией?

Андрей НИКОЛАЕВ

У нас распределение средств на создание новых мест в общем образовании по субсидиям не базируется на наличии проектно-сметной документации, потому что, если бы оно на этом базировалось, мы бы не смогли распределить на трёхлетку ни одного рубля. Главная проблема — почему не идёт освоение. И её надо адресовать регионам. Потому что в таком масштабе социальные объекты, включая образовательные, регионы никогда не строили. Национальные проекты реализуются по огромному количеству направлений, и строительная отрасль ряда субъектов к таким объёмам не готова.

Олег СМОЛИН

Не могу удержаться от короткой реплики по поводу того, что регионы так много школ никогда не строили. В 1930-е годы — 25 тысяч новых школ, после войны до 1960 года — около 20 тысяч. Последние данные — 42 тысячи новых школ в Российской Федерации.

Почему регионы не осваивают деньги? Очень жёсткие условия. Об этом всё время говорят представители регионов. Надо условия упростить, тогда регионы будут больше строить школ. Это поспособствует и решению задачи экономического прорыва. Но, судя по прогнозу Минэкономразвития и по проекту бюджета, который мы получили, эта задача полностью провалена.

Григорий ТРУБНИКОВ

Первый заместитель министра высшего образования и науки РФ

Абсолютно правильные звучат вопросы и беспокойства. Мы их разделяем, Геннадий Григорьевич. По поводу привлечения денег бизнеса. Вы абсолютно правы. На совещаниях, которые проводим и на базе вашего комитета, мы все вместе ставим вопрос о том, что пирамида у нас перевёрнута. Порядка 70 процентов всех затрат на внутренние научные разработки несёт бюджет, то есть наше население. И только 30 процентов — бизнес. Во всём мире наоборот происходит. То есть мы должны активно вместе с вами работать над созданием новых инструментов и механизмов по привлечению бизнеса в науку. Если мы посмотрим на относительные цифры бюджетного финансирования, бюджетного участия в процентах ВВП, они сравнимы со всеми развитыми странами. Но общий объём затрат населения на разработки, конечно, у нас меньше, чем в странах первой пятёрки, именно из-за того, что бизнес у нас участвует не активно.

Долины, научно-образовательные центры, которые сейчас появляются в рамках нацпроекта, активным образом реализуются и финансируются, в том числе и государством. Я считаю, что они позволят в ближайшие годы получить расклад хотя бы 60 на 40 процентов бюджетных и привлечённых средств. А дальше надо работать на показатель 50 на 50.

О непрозрачности расходов на науку и внесении отдельной статьи в бюджет. Мне кажется, эта идея очень правильная. С помощью депутатов и вашего Комитета эта идея может обрести своё воплощение. Потому что 15–20 лет назад это была выделенная статья. Есть, как вы помните, поручение президента о консолидации всех бюджетных средств на гражданскую науку в единой госпрограмме.

И в 2019 году это поручение активно уже стало воплощаться, благодаря и вашей поддержке, и решению правительства. В марте этого года такая госпрограмма была создана — единая государственная программа научно-технологического развития. Есть мартовское постановление правительства. Мы аналитически собрали средства всех органов исполнительной власти, всех госкорпораций, госкомпаний, и Светлана Антоновна сегодня назвала уже консолидированные цифры.

Конечно, следующий шаг — это физический сбор, физическая консолидация. Это непросто, потому что в каждой отраслевой программе показатели за финансы свои. В Минпроме, например, это штуки, единицы изделия. У кого-то это количество исследователей, у кого-то рост процентов затрат. Надо всё сводить в единую систему, и в рамках единой госпрограммы мы это делаем.

Может быть, стоит обсудить отдельную госпрограмму по высшему образованию и отдельную программу по науке. Но правительство приняло решение пока объединить их в единой госпрограмме. Стоит ли их ещё разделять дальше? Думаю, надо поработать в рамках нацпроекта хотя бы пару лет и посмотреть. Может быть, потом такое разделение будет целесообразно.

Ещё коротко я отреагирую на вопрос Олега Николаевича Смолина по поводу стипендии аспирантов. Вопрос абсолютно справедливый. Стоимость проживания в общежитиях в разных городах очень сильно разнится. И она иногда действительно недоступна. Мы сейчас увеличиваем количество мест в общежитиях. В связи с этим стоимость должна снизиться.

И ещё. По согласованию с Минфином мы предусмотрели почти 3 миллиарда рублей ежегодно на социальное обеспечение детей-сирот в организациях высшего образования, в федеральных организациях. Затем порядка пяти с половиной миллиардов рублей ежегодно будет выделяться на обеспечение необходимого уровня оплаты труда научных сотрудников.

На жильё молодым учёным в трёхлетнем бюджете дополнительно мы предусматриваем ещё один миллиард рублей. Это позволит дополнительно обеспечить более 500 молодых учёных.

Денег на науку, конечно, не хватает всегда. Тем не менее проект, который мы вместе с Минфином сегодня представляем, мне кажется, сбалансирован. И в рамках финансовых и бюджетных возможностей мы движемся правильно.

Борис ЧЕРНЫШОВ

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Первое. Обязательно нужно включить материалы и соображения Счётной палаты. Великолепный доклад был сегодня, мы услышали очень важные соображения, в том числе по информатизации. Можно сколько угодно говорить о том, что нужен Интернет. Но поставить один вход, и никакой Интернет в школе работать не будет.

Это очень важно, что нам сегодня дали такую информацию. Надо обязательно это всё включить в наши предложения. Хорошо, что Счётная палата выступает инструментом парламентского контроля.

Второй момент. Необходимо указать, что не расходуются все средства, которые выделяются Министерству просвещения. 44 процента — кассовое значение. Это тоже надо обязательно указать. Настаиваю на том, чтобы материалы, которые изложила Счётная палата, мы включили в проект.

Алёна АРШИНОВА

Член Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Думаю, согласятся все члены комитета, что регионы работают в тех рамках, которые обозначены правительством. Они постоянно дают предложения, например, по строительству, выкупу зданий. Это касается и детских садов, и школ. Было бы правильно расширить их возможности, в частности, в мероприятиях по реконструкции и капремонту действующих объектов, где создаётся дополнительное число мест.

Расширив возможности регионов, можно решить одновременно несколько проблем и привести в порядок то, что ещё можно сохранить. Именно сохранить, потому что темпы нового строительства не устраивают никого. И не только тех, кто присутствует на нашем заседании, но и в целом по стране.

Второе. Кванториумов это тоже касается, потому что для них можно было бы делать пристройки к зданиям школ. В любом случае важно думать и находить решения.

И ещё. При размещении стационарных кванториумов надо отказаться от требований к минимальной численности населения в населённых пунктах. Сейчас это 60 тысяч человек. То есть надо предоставить регионам право самостоятельно определять территориальное размещение кванториумов и ввести общий для всех регионов норматив минимальной численности обучающихся на территории региона в расчёте на один кванториум.

Геннадий ОНИЩЕНКО

Предлагаю в решающей части нашего постановления рекомендовать законопроект о федеральном бюджете на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов к принятию Государственной Думой в первом чтении. Конечно же, при условии учёта во втором чтении высказанных сегодня замечаний и предложений.

Кроме того, надо внести все замечания, которые не касались текста, но затрагивали содержательную часть предстоящего бюджета. И доработать в части, касающейся пунктов поручений. Всё это мы вынесем как основу для подготовки ко второму чтению.

Подготовлено по стенограмме заседания

Комитета Государственной Думы

по образованию и науке 10 октября 2019 года


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru