Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№12, Декабрь 2019

ГЛАВНАЯ ТЕМА

XIII Ассамблея Русского мира
ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ И СЛАВЫ

 

С 1 по 4 ноября 2019 года в столице «Золотого кольца» России, в Ярославле, проходила XIII Ассамблея Русского мира. В ежегодном международном форуме, проводимом фондом «Русский мир», на этот раз участвовало свыше семисот делегатов из 72 стран — учёные, парламентарии, представители русскоязычных СМИ, духовенство, эксперты, дипломаты, университетские преподаватели, учителя русского языка и литературы, представители организаций соотечественников. «Пространство памяти и славы Русского мира» — таков девиз XIII Ассамблеи в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. «Мы победили самого страшного врага в истории человечества, — сказал, открывая Ассамблею, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав НИКОНОВ. — Но 2020 год станет для Русского мира не только годом памяти о прошлых победах, но и без сомнения станет годом наших грядущих побед».
По традиции состоялась панельная дискуссия, материалы которой мы публикуем.

Вячеслав НИКОНОВ

Председатель правления фонда «Русский мир»

В тринадцатый раз собрались на нашу Ассамблею представители большого, всемирного, необъятного Русского мира. Рад приветствовать, давайте мы все дружно поприветствуем собравшихся в этом зале представителей Русского мира из семидесяти двух стран планеты Земля. Спасибо вам большое за то, что вы есть, за то, что вы сегодня в Ярославле.

Мы благодарим город Ярославль и руководство области и города за возможность встретить нашу Ассамблею и праздник, День народного единства, здесь, в стенах прославленного первого русского театра — Академического театра драмы имени Фёдора Волкова, откуда пошла великая российская театральная культура. Спасибо нашим хозяевам, спасибо Ярославлю!

В этом зале я вижу очень много знакомых, с кем мы начинали Русский мир тринадцать лет назад. Всегда в эти годы на сцену Ассамблеи мы выходили вместе с Людмилой Алексеевной Вербицкой, председателем попечительского совета нашего фонда. Второй год Людмила Алексеевна не может приезжать на Ассамблею, но душой она с нами и направила приветствие, которое я зачитаю.

«Глубокоуважаемые участники, организаторы Тринадцатой ассамблеи Русского мира, дорогие коллеги, друзья! Позвольте приветствовать всех присутствующих на торжественном открытии Тринадцатой ассамблеи Русского мира, которая проходит в этом году в прекрасном старинном городе Ярославле, одном из подлинных символов нашей родины.

Ассамблея по традиции собирает друзей и партнёров Русского мира из десятков иностранных государств и практически всех регионов Российской Федерации. В течение нескольких дней вам предстоит большая и важная работа. Это всестороннее обсуждение проблем современного театра, прежде всего русскоязычного, это дискуссия о том, как изучение русского языка в современном мире помогает миллионам людей лучше понимать Россию. Это обмен мнениями о непростых вызовах цифровой эпохи в информационном пространстве Русского мира, о русской цивилизации как о содружестве культур и религий, о многих других вопросах, волнующих сегодня всех.

Я уверена, что итоги заседаний, дискуссий и круглых столов будут чрезвычайно важны и полезны в нашем с вами общем деле — подтверждении ценности русского языка и культуры, литературы, науки и искусства в стремительно меняющемся мире, когда красивая, эффектная картинка зачастую подменяет содержание. Эти ценности по-прежнему остаются эталоном справедливости, красоты и человечности.

Традиционно Ассамблея Русского мира проходит накануне Дня народного единства. Пользуясь случаем, хочу поздравить вас с праздником, пожелать новых свершений и побед на благо нашей прекрасной родины.

Председатель попечительского совета фонда «Русский мир»,

почётный президент Российской академии образования,

президент Санкт-Петербургского государственного университета,

Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ».

Ваши аплодисменты будем считать пожеланием Людмиле Алексеевне крепкого здоровья, долгих лет жизни, выздоровления. Будем за неё молиться. Людмила Алексеевна, мы тоже душой с вами!

«Пространство памяти и славы» — тема нашей Тринадцатой ассамблеи, которая не случайно проходит в Ярославле. Не только потому, что это год театра, и я стою на сцене того самого Волковского театра, который был основан ровно на двадцать шесть лет раньше Соединённых Штатов Америки. Дэн Дэвидсон, председатель Американской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, который здесь сидит, не даст соврать...

Мы собрались накануне Дня народного единства в Ярославле ещё и потому, что как раз события смутного времени сделали Ярославль столицей России. Минин и Пожарский собирали свои полки в Нижнем Новгороде, но они прибыли перед походом на Москву в Ярославль. И первое ополчение шло из Ярославля, и второе ополчение шло из Ярославля. Именно отсюда шло воинство, которое тогда принесло свободу нашему государству и заложило основу великой сегодняшней России.

Ярославская земля — то место, где можно и нужно говорить о памяти и о славе. Этот город отпраздновал своё тысячелетие. Его основал Ярослав Мудрый, величайший правитель Киевской Руси, человек, который создал самую крупную библиотеку в Европе на тот момент, если не считать Константинополя. А его дочь Анна Ярославна стала королевой Франции. Вот в тот момент и выяснилось, что именно она была самым образованным человеком в Париже. Гораздо образованнее, чем её муж, король Генрих Первый. А Евангелие, которое Анна Ярославна привезла в Париж, стало тем самым Евангелием на глаголице, на котором столетиями присягали короли Франции, вступая на престол.

Ярославская земля подарила нашей стране и миру великих полководцев, ставших великими святыми. Это святой Александр Невский и святой Фёдор Ушаков. Это земля, где начинались подвиги Сергия Радонежского. Она стала основоположником нашей театральной культуры. Эта земля подарила «Чайку», замечательного космонавта Валентину Владимировну Терешкову! Валентина Владимировна блестяще представляет не только нашу космонавтику, не только всех российских женщин, но и Ярославскую область в Государственной Думе Российской Федерации. Она присутствует на Ассамблее и собирается выступить.

Прошедший год был непростым для Русского мира. Было много испытаний и проблем, о которых, наверное, больше других нам может рассказать Людмила Алексеевна Кудрявцева. Она здесь сидит, я вижу. Людмила Алексеевна возглавляет русистов Украины, где русский язык перестал быть языком преподавания. Есть большие проблемы в Прибалтике. Фонду «Русский мир» очень сложно, если не невозможно, работать и в Великобритании.

Тем не менее, Русский мир продолжает расти и шириться. Исполнилось пять лет тому, как Крым вернулся в родную гавань. На Донбассе недавно провели перепись населения, и выяснилось, что значительно больше девяноста процентов граждан Донецкой и Луганской народных республик в графе «Национальность» обозначили себя как русские. Гораздо больше девяноста процентов заявили, что их родной язык — русский. Украина, отсекая русский язык, во многом и себя лишает будущего. Не потому, что теряет земли, а потому что она теряет своё естество. Украинское естество было двуязычным, как естество Тараса Григорьевича Шевченко. Он писал свои вирши на украинском, но его дневники, его проза написаны по-русски. И в этом душа Украины, которой они себя лишают.

В России тридцать пять государственных языков, восемьдесят шесть языков используется в образовательной системе. Украина сейчас ввела один государственный язык. Он же единственный язык в обучении. Наши тридцать пять государственных языков и восемьдесят шесть языков в образовании — наша сила. Один язык на Украине — её слабость. Очень большая слабость.

Сносили памятники воинам-освободителям в Польше, наказывая Россию за грехи реальные и мнимые. При этом, наверное, не задумывались, что сносили памятники не только тем русским, которые освобождали Польшу ценой шестисот тысяч жизней. Они надругались над памятью украинцев, белорусов, грузин, армян, азербайджанцев, эстонцев, литовцев, латышей, казахов, узбеков, киргизов, таджиков, туркмен, татар, башкир, евреев, аварцев... Могу продолжать: поляков, чехов, словаков, французов, которые лежат там в братских могилах. Вот это та память, которую у нас никто и никогда не сможет отобрать, потому что это память народов. Народов-победителей! (Аплодисменты.) И мы будем её беречь до конца.

Мы победили самого страшного врага в истории человечества. В будущем году будем отмечать семидесятипятилетие великой Победы, которая далась ценой самых страшных жертв, принесённых в её имя. А мы, Русский мир, сделаем следующий год годом памяти и славы — не только памяти о прошлых победах, но и веры в наши грядущие победы.

***

Девиз XIII Ассамблеи выбран таким потому, что 2020 год объявлен президентом Владимиром Путиным Годом памяти и славы.

Приветствие президента в адрес XIII Ассамблеи Русского мира зачитали первым: «Символично, что в нынешнем году, объявленном в нашей стране годом театра, форум проходит в Ярославле, на родине первого русского профессионального театра. Убеждён, что особая атмосфера этого древнего и прекрасного города, бесценные памятники архитектуры и искусства вдохновят участников Ассамблеи на плодотворную работу и содержательные дискуссии о проблемах сбережения нашего богатейшего духовного, исторического, культурного наследия, популяризации русского языка».

Президент отметил: «Деятельность фонда «Русский мир», его интересные неординарные проекты крайне важны и являются неоценимым вкладом в развитие международного гуманитарного сотрудничества».

Поздравили гостей Ярославля председатель правительства России Дмитрий Медведев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, руководители многих министерств и ведомств России. Герой Советского Союза, космонавт Валентина Терешкова приехала в родной для неё Ярославль, чтобы со сцены Волковского театра приветствовать гостей Ассамблеи.

На форуме прошли круглые столы. Вот только их названия:

«Учим русский язык — понимаем Россию», «Русский театр за рубежом — действенный проводник русской культуры», «Информационное пространство Русского мира: вызовы цифровой эпохи», «Русская цивилизация — содружество культур и религий», «Историческая правда и память о великой Победе», «Русский — первый в космосе».

Несмотря на разнообразие тем, в дискуссиях было и много общего: поднимались самые актуальные вопросы изучения и продвижения русского языка за рубежом, проблемы культурной интеграции на постсоветском пространстве, значение великой русской литературы для упрочения связей между культурами разных народов. Большое внимание было уделено обсуждению работы русских соотечественников за рубежом, сохранению исторической памяти.

Прошли награждения победителей Первого Международного конкурса цифровой журналистики #RuMirDigital и конкурса «Корреспондент Русского мира». Среди лауреатов — соотечественники из Германии, КНР, стран Балтии. Гости Ярославля осмотрели памятники истории и культуры города, стали участниками Крестного хода 4 ноября и открытия памятника Минину и Пожарскому на площади Челюскинцев. В Ярославле герои народного сопротивления собирали ополчение для похода на Москву. Автором памятника стал ярославский скульптор Николай Мухин.

ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ И СЛАВЫ

Панельная дискуссия

Вячеслав НИКОНОВ

Председатель правления фонда «Русский мир»

Уважаемые коллеги, начинаем дискуссию на тему «Пространство памяти и славы Русского мира». Тема необъятная и особенно актуальная в связи с событиями, связанными с началом Второй мировой войны и с предстоящим празднованием юбилея нашей Победы.

Пространство наше огромное и действительно всемирное. Не буду ограничивать рамки этой дискуссии, поскольку каждый по-своему и под своим углом видит, как сохранить историческую память, как напомнить о славных подвигах предков.

Хочу предоставить слово Владимиру Ильичу Толстому. Он не только советник президента Российской Федерации, но с недавнего времени возглавил Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы и РОПРЯЛ. То есть влился в нашу дружную русскомирскую семью. Владимир Ильич поделится планами развития этих очень важных организаций, поддерживающих русский язык и литературу за рубежом и в нашей стране. Расскажет, как он видит будущее Русского мира.

Владимир ТОЛСТОЙ

Советник президента Российской Федерации по вопросам культуры, президент МАПРЯЛ

Я себя всегда считал частью Русского мира и рад сегодня влиться в его Ассамблею. Впервые принимаю участие в этом замечательном событии, очень рад быть здесь, в театре имени Волкова. В этом году мы здесь открывали Год театра с нашим президентом.

Что касается очень уважаемых организаций, которые занимаются русским языком, МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, я недавно был избран их президентом. Хочу всех поблагодарить, ведь это именно выборные должности. То есть шло голосование. Здесь в зале сидит очень много людей, которые многие годы своей жизни посвятили работе в МАПРЯЛ. Благодарю за доверие, которое было мне оказано в этом году в Нур-Султане, где происходили выборы. Надеюсь доверие оправдать.

На днях в Москве состоится заседание президиума МАПРЯЛ, и все члены президиума приехали в Российскую Федерацию. Многие сегодня с нами на Ассамблее, хочу их тоже поприветствовать. Благодарен российским учредителям — вижу здесь многоуважаемого ректора РУДН. Спасибо большое за поддержку и МГУ, и Институту имени Пушкина, и Санкт-Петербургскому государственному университету.

Планы понятны и очевидны. Эти организации не вчера создавались. Наработан огромный опыт, его надо сохранять, поддерживать и развивать. Из того, что мне показалось важным. Может быть, в последние годы чуть больше уделялось внимания именно русскому языку. Мне кажется, что и великая русская литература требует тоже возвращения такого подлинного внимания к ней. Мы сейчас в кулуарах говорили о том, что эти годы — как удивительно важные и значимые вехи и даты наших самых великих писателей. Совсем недавно отмечали юбилей Максима Горького, у нас впереди, в будущем году, стопятидесятилетие Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. В 2021 году — двухсотлетие Фёдора Михайловича Достоевского. Двести лет — Николаю Алексеевичу Некрасову. Он ярославский, Карабиха здесь совсем рядом. Совсем скоро юбилей Александра Николаевича Островского — одного из величайших мировых драматургов.

225-летие Александра Сергеевича Пушкина должно всколыхнуть весь Русский мир, и это будет в 2024 году. Очень надеюсь, что нам удастся на самом высоком государственном уровне создать оргкомитет и в дальнейшем отметить эту очень важную и значимую дату. И так вплоть до моего прапрадедушки Льва Николаевича. В 2028 году ему будет двести лет. Так что у нас впереди много ярких, важных дат великой русской литературы, которая очень многих привела в Русский мир. Именно русская литература была проводником для очень многих людей, которые начали изучать русский язык, чтобы в оригинале читать нашу великую литературу.

Эти дни очень насыщены для многих людей, имеющих отношение к Русскому миру, потому что вслед за Ассамблеей у нас грядёт съезд учителей в МГУ и там же съезд Общества русской словесности. Пятого ноября будет заседание Совета по русскому языку в Кремле с участием президента. На этих встречах мы и будем вырабатывать основные направления нашей дальнейшей деятельности. Уверен, что у нас много впереди и работы, и радости, с ней связанной. Ведь русский язык, русская литература и наше общение — это то, что доставляет нам огромную радость.

Вячеслав НИКОНОВ

Сергей Геннадьевич Новиков возглавляет управление президента Российской Федерации по общественным проектам. Он — тот человек, который действительно знает, в основном, как будет отмечаться семидесятипятилетие победы. Во всяком случае намечена очень большая программа, и лучше, чем он, никто не расскажет о том, как мы будем всем Русским миром отмечать юбилей самого выдающегося события в нашей истории.

Сергей НОВИКОВ

Начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам

Как и любая богатая задумка, идея провести Ассамблею именно в Волковском театре обрастает самыми разными дополнительными смыслами. Например, я с удивлением в своё время узнал и хочу с вами этим поделиться, что единственный актёр Герой Советского Союза, Константин Сергеевич Лисицын, тоже служил в этом театре. Он работал монтировщиком, потом пошёл на войну. Случилось с ним несколько умопомрачительных кульбитов: его осуждали, потом реабилитировали. В результате при форсировании Днепра он взял плацдарм в районе Могилёва и долго его удерживал. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а после войны он пошёл в театральную студию. Закончив её, работал актёром на разных площадках — и в Южно-Сахалинске, и в Грозном, и непосредственно в этом театре имени Фёдора Волкова. В спектакле «Панфиловцы» он выходил на сцену со своей настоящей звездой Героя Советского Союза, поскольку по роли это имело большой смысл.

Почему я начал с этой истории? Дело в том, что в годы войны выступали на фронтах три тысячи шестьсот восемьдесят пять театральных бригад и передвижных театров. В их работе приняли участие более сорока двух тысяч работников искусств. Все мы прекрасно понимаем, что сила слова и сила искусства, как никакая другая сила, способна поднять боевой дух, моральный дух народа. Он сплотился в годы Великой Отечественной войны, чтобы одержать победу над фашизмом. И кому, как не образовательной и культурной общественности, защищать ценности Русского мира, которые сейчас опять находятся под угрозой. Мы будем отмечать в следующем году семьдесят пять лет Победы. Президент объявил следующий год годом памяти и славы. У этого есть глубокий смысл: мы не только проводим торжественные и праздничные мероприятия, но и пытаемся отстоять ценности, которые были завоёваны русским многонациональным народом 75 лет назад.

А сейчас эти ценности находятся под угрозой. Есть много попыток заявить, что нападение на Советский Союз носило превентивный характер, что вообще эта война была просто войной двух режимов — нацистского и советского. Было два руководителя этих режимов — Сталин и Гитлер, и вот по их прихоти пострадало много народов Европы. Они и являются главными виновниками — Сталин и Гитлер. Это совершенно не новая, на самом деле, линия. Если почитать материалы Нюрнбергского процесса, то становится сразу же очевидно, что такова была стратегия адвокатов нацистов. Они её использовали не без успеха, пока в суде не были предъявлены показания фельдмаршала Паулюса. Он был пленён во время Сталинградского сражения и развеял нацистские мифы.

Другой вопрос, что об этом сегодня на Западе никто не знает. Во всяком случае, не знает в таком масштабе, в котором хотелось бы, поскольку сменились поколения. Ушли ветераны войны и с той, и с другой стороны. Сегодня средний возраст ветеранов Красной армии, участников Великой Отечественной войны — 94 года. Это очень достойный преклонный возраст, но скоро вообще впечатлениями о войне из первых уст будет просто некому делиться, такова логика жизни. И, конечно, нам нужно стараться сохранять память о войне, воспоминания ветеранов.

В рамках Года памяти и славы подписан план мероприятий. Антон Эдуардович Вайно, руководитель Администрации Президента, план утвердил. Более двухсот мероприятий мы собираемся провести в следующем году, чтобы сохранить наши ценности и противодействовать попыткам фальсификации истории.

Сегодня, перед началом Ассамблеи, волонтёры Победы раздавали кусочки ржаного хлеба. 125 граммов ржаного хлеба. Это содержание одной из запланированных акций. Называется «Блокадный хлеб». 27 января мы отметим очередную годовщину полного снятия блокады Ленинграда, и по всей стране будем раздавать блокадный хлеб, чтобы дать современному поколению зримо ощутить, что это такое — 125 граммов хлеба в день. В пояснениях написано, что и эти 125 граммов невозможно было есть, кроме как с водой и молитвой. Кроме ржаной муки в хлебе была ещё пищевая целлюлоза и горелая мука с Бабаевских складов, которые разбомбили в начале блокады Ленинграда. То есть даже эти 125 граммов с точки зрения пищевой ценности мало что значили.

Тем не менее это была единственная пайка, которую получали тогда иждивенцы. В первую зиму блокады иждивенцы не получали даже и этого пайка, и смертность тогда возросла до ста тысяч в месяц среди мирного населения. Иногда задают всякие вопросы, вроде того, а может, не надо было сопротивляться? Достаточно напомнить, что Гитлер выпустил секретную директиву: Ленинград должен быть путём непрерывного артобстрела и бомбёжек с воздуха стёрт с лица земли, а люди подлежали либо физическому уничтожению, либо умерщвлению голодом. И эта стратегия была достаточно действенной. Только десять процентов жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и от артобстрелов, а более 630 тысяч скончались от голода, болезней и лишений, которые организовала группа армий «Север».

При всём при этом ни на один день в Ленинграде не останавливалась работа, в том числе оборонных заводов. На Кировском заводе собирали тяжёлые танки «КВ», и они через амбразуры в стене добивали до линии фронта. Ведь танки находилась всего в четырёх километрах от линии соприкосновения. Эта пайка, 125 граммов хлеба, память о беспримерном подвиге жителей блокадного Ленинграда, гражданского населения. Не бойцов Красной армии, а именно гражданского населения.

Об этом тоже мы должны помнить, как и обо всех других подвигах советского народа во время Второй мировой войны. Главным отличием нацистской армии от противостоящих ей сил антигитлеровской коалиции было то, что нацисты истребили шестнадцать с половиной миллионов мирных граждан без военной необходимости. Это была сознательная стратегия уничтожения народов. И все доказательства были предъявлены в Нюрнберге. Детей умерщвляли на глазах матерей, смазывая губы ядом, когда не хватало газа. Полуживых бросали в печи, увозили в Германию и продавали по три марки в рабство, закапывали живыми. Берегли пули и разбивали головы сапёрными лопатами. Когда доказательства этих злодеяний были предъявлены в Нюрнберге, вся стратегия адвокатов нацистов разрушилась.

Но сегодня, спустя 75 лет, эти стратегии опять оживают. И если людям, которые занимают в том числе и руководящие посты в странах Евросоюза, не говорить о том, что они, по сути, повторяют адвокатскую риторику защитников нацизма, тогда эти все стратегии будут проходить, как нож в масло, в сознание новых поколений европейцев. Кстати, юному поколению россиян это тоже внушается на определённых ресурсах. Поэтому мы будем отмечать праздник Победы ещё и для того, чтобы и внутри страны провести антинацистскую профилактику. Потому что по опросу общественного мнения только 75% населения сегодня знает, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз. С одной стороны, 75% это немало, с другой стороны, когда я учился в школе, об этом знали все сто процентов. То есть 25% — а это каждый четвёртый — сомневаются, или не знают, или начитались якобы независимых источников.

Правильному пониманию нашей истории поможет участие в шествии «Бессмертного полка», в праздничных мероприятиях семидесятипятилетия. 3 декабря будет отмечаться, например, День неизвестного солдата. Неизвестный солдат пал на самых разных территориях, не только Советского Союза. Эту памятную дату нужно отмечать во всех странах, которых коснулась Вторая мировая война.

Я понимаю, что зарубежным сторонникам Русского мира наши общие ценности продвигать и защищать тяжело. Однако у нас есть механизмы, в том числе методические. Мы можем и ресурсно поддерживать такие мероприятия. В фонде президентских грантов одно из направлений — «Сохранение исторической памяти». Президент в начале года сказал, что при распределении грантов нужно обратить внимание на проекты, направленные на сохранение исторической памяти и популяризирующие любовь к родному краю. В этом году более миллиарда рублей эксперты фонда распределили между проектами, которые работают по этой тематике. Средства распределили между российскими некоммерческими организациями, потому что фонд работает только с российскими НКО. Это, я думаю, вполне объяснимо. Ведь транснациональные финансовые операции могут восприниматься властями в разных странах по-разному, подчас неадекватно. Отсюда могут появиться проблемы.

Тем не менее, если у вас есть партнёры — российские НКО, если есть проектная инициатива, то мы ждём ваши заявки до 25 ноября. Уверяю, что в следующем году этим проектам будет дан зелёный свет и создан режим наибольшего благоприятствования. Поэтому я вас приглашаю участвовать в конкурсном распределении. Адрес сайта — «Президентские гранты.РФ». Ещё раз: до 25 ноября ждём заявки. Специально это сделано: мы кампанию 2020 года начали в 2019-м, для того чтобы можно было финансировать мероприятия фактически с февраля. Надеюсь, вы откликнетесь на этот призыв.

Григорий КАРАСИН

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Мне хотелось бы оттолкнуться от двух позиций. Во-первых, от того, что сказал Сергей Геннадьевич. По-моему, абсолютно правильная фокусировка внимания Русского мира, России, всех людей, которые считают себя членами этого сообщества за рубежом, то есть политиков, журналистов... Мне кажется, что говоря в общем, мы должны концентрироваться на чём-то главном. А главное содержание нынешнего и всего следующего года — это великий праздник, 75 лет Победы. Праздник это святой, потому что многие из сидящих здесь являются детьми или внуками фронтовиков, инвалидов войны. И этот праздник на поругание мы не должны отдавать. Именно в этом заключается дух консолидации всего нашего зарубежного российского сообщества, Русского мира, да и внутри России. Мы обязаны достойно встретить этот праздник, чтобы увеличилось количество людей, которые понимают значение великой Победы с 75% до 99,5%. Ну, пять десятых процента можно оставить на неосведомлённость или какие-то ментальные отклонения.

Именно об этом, о единстве зарубежной диаспоры, русскоязычных людей, которые симпатизируют Русскому миру, шла речь в прошлом году на Всемирном конгрессе соотечественников и в выступлении нашего президента. Говорилось об активном партнёрстве между российским государством, нашими фондами, общественными и государственными организациями с организациями соотечественников. Именно о партнёрстве, поскольку мы исходим из того, что мы — единомышленники. Мы должны думать совместно, помогать друг другу понять суть тех или иных проблем.

В частности, когда речь идёт о сохранении памяти и славы, мне кажется, что не только государственные учреждения Российской Федерации или наши ветеранские организации должны давать отпор фашиствующим заявлениям и деяниям, которые зачастую происходят и в странах Европы, и в некоторых других государствах по сносу памятников. Например, история с памятником маршалу Коневу в Праге. Или позорная, абсолютно мерзкая сцена с уничтожением памятной доски маршалу Жукову в Одессе.

Оценки неприемлемости таких деяний должны давать не только официальные представители, не только российское телевидение, но чтобы они шли и от организаций наших соотечественников. В этом, в конце концов, и заключается великая миссия общественности Русского мира, когда даже один голос или голос небольшой группы людей, живущих, условно говоря, в далёких странах Латинской Америки, Азии, Европы, всегда будет услышан. Может быть, в каких-то ситуациях такой голос окажется более действенным, чем официальное заявление правительства или Министерства иностранных дел. В этом есть дух консолидации и фокусировки внимания на главном и святом.

Ещё один тезис, который сегодня в ходе открытия Ассамблеи прозвучал из уст наших священнослужителей. Это тезис о том, что духовность и сила духа — очень близкие понятия. Поскольку духовность сопряжена с верой, с правильным образованием и подходом к жизни, к святыням, то сила духа должна строить основы в этой духовности. Сила духа у российского общества есть. Это показывает поведение российского государства на международной арене в последние десять-двадцать лет. Важно, чтобы это ощущение силы духа было свойственно для организаций наших соотечественников, для молодёжи Русского мира за рубежом, поскольку нам есть чем гордиться. У нас есть проблемы, но у нас есть, несомненно, заслуживающие внимания результаты и успехи. Думаю, что этому мы можем посвятить дополнительные усилия везде — и внутри Российской Федерации, и в диаспорах.

Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко посвящает очень много внимания этим вопросам, фокусируя наши усилия на том, чтобы объявить всемирным наследием великую Победу над фашизмом и памятники героям, которые отдали свои жизни за эту победу. Мы такую работу будем продолжать, но рассчитываем и на вашу поддержку.

Вячеслав Никонов

Рядом с театром имени Волкова находится то, что обычно приезжие принимают за ярославский кремль, — белые стены. На самом деле это Спасо-Преображенский монастырь. Он знаменит многим, но не в последнюю очередь тем, что здесь было обнаружено «Слово о полку Игореве», его единственный список. Именно здесь. Буквально в двух шагах отсюда. Слово было создано в то время, когда русская культура развивалась, и развивалась очень успешно. К сожалению, учёные по-разному считают, что никак не больше одного процента наследия древней Руси дошло до нас. Культурное наследство уничтожали и войны, и стихийные бедствия, и пожары, и климат. Мы очень мало знаем о реальной, очень высокой культуре, которая тогда существовала, но мы точно знаем, что тогда вся Русь была христианской и православной. Она была, строго говоря, старообрядческой, потому что новообрядческой церкви ещё не было. И Александр Невский, и Сергий Радонежский, и князь Владимир, первокреститель Руси, — они, в общем-то, были староверами.

С нами сегодня митрополит Московский и всея Руси, предстоятель русской православной старообрядческой церкви Корнилий. Эта церковь глобальна, это тоже большая часть Русского мира, и часть памяти и славы нашего отечества.

КОРНИЛИЙ

Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель русской православной старообрядческой церкви

Благодарю за возможность сказать несколько слов от лица Русской православной старообрядческой церкви. Как бы я выразился, от русских из русских, от православных из православных. Я хотел бы поздравить всех православных с сегодняшним днём, с Дмитриевской субботой, когда поминаются воины, на поле брани убиенные. Как раз тема 75-летия Победы непосредственно перекликается с сегодняшней субботой. Хотелось поздравить с предстоящим праздником Народного единства, который совпадает с великим христианским православным праздником почитания Пресвятой Богородицы, её казанского образа.

Поскольку Владимир Ильич Толстой говорил о приближающихся датах, я хотел бы напомнить дату, которая дорога всем православным, всем, кто чтит память русского народа и православия. Это четырёхсотлетие со дня рождения протопопа Аввакума. Он родился, соответственно, в 1620 году в нижегородских пределах. Мы, старообрядцы, собрались в Москве несколько лет назад со всего мира и обратились к президенту Владимиру Владимировичу Путину с тем, чтобы поддержать празднование в российских, а может, даже в мировых масштабах. Он согласовал это, и мы очень благодарны ему. Приближается эта дата, и Ярославская земля, я знаю, тоже будет праздновать, как и весь русский народ. Этот великий подвижник веры, этот русский человек, если можно так сказать, основал русскую литературу. Вспомним его знаменитое житие. Многие писатели, в том числе и Толстой, признавали его, действительно, основоположником русского языка. Житие, известное нам, написанное в земляной яме, в вечной мерзлоте, и оно — послание нам, потомкам. Он патриот, сохранивший русский дух. Эта сила духа, эта крепость веры — то, о чём мы будем говорить в следующем году.

Для всех нас созвучен этот праздник русской словесности, русского духа и четырёхсотлетие протопопа Аввакума.

Моё небольшое выступление называется «Патриотизм как жертвенная любовь к родине, как христианская добродетель». Мы, русский народ, переживаем сейчас в России особый период. Его можно назвать собиранием камней. За последние тридцать лет русскому народу удалось буквально выжить после развала СССР и перенести страшное бремя лихих девяностых годов. Они были страшны не только экономическим развалом, ослаблением обороноспособности, разрухой, массовой нищетой, глубоким затяжным государственным кризисом, но и унижением нации, потерей корней, выветриванием чувства патриотизма. После семидесятилетнего правления безбожной власти наступила эпоха нового преклонения перед ложными ценностями, хлынувшими на наши просторы с Запада, и место любви к родине, ответственности, долга заняла во многих умах идея лёгкого обогащения и успешной жизни.

Надо отметить, что эту ложную идею восприняли не все, не весь народ. Особенно тот народ, который мы называем простым: рабочие, военные, учителя, врачи. Они пережили эпоху девяностых и после неё показали пример истинного патриотизма, чувства ответственности. Когда подолгу не платили зарплату, военные не нарушали присягу, продолжали защищать свою страну. Врачи не нарушали клятву Гиппократа и продолжали лечить больных. Учителя нередко на свои скудные средства помогали школе, чтобы дети учились в человеческих условиях.

Наш народ привык переносить трудности. Говорят, и сейчас тяжёлое время. Но в России никогда не было лёгкого времени. Господь говорит, «кого люблю, того и бью». Русский народ во всей мере получил это испытание, перенёс его с Божьей помощью. И во всех испытаниях русский народ спасала вера и молитва. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, «когда Россия молилась, то она спасалась». Глубокие слова. «Когда молилась…». Мы хотим спасти нашу Россию и себя, и поэтому нам надо молиться, каяться. Каяться в какой-то мере и за грех раскола, который был в семнадцатом веке, и за уничтожение русского народа после Гражданской войны. Весь семнадцатый и восемнадцатый век преследовали именно тех людей, которые не хотели предавать свою веру.

Русский народ пережил безбожный коммунистический режим прошлого века. При этом мы защитили Европу от коричневой чумы. Сейчас русский народ засомневался в своём величии, в своей великой миссии, и поэтому мы пасуем перед силой международного жандарма. Нам надо ободриться, вернуть веру и вспомнить о предназначении русского народа, как хранителя православия. Нам надо выбираться на истинную дорогу, которой шли предки, возвращаться к Святой Руси. Эта дорога и есть будущее. Наше спасение — в возвращении на истинную дорогу православия.

Духовное возрождение после катаклизмов, которые мы перенесли, дало нам возможность мобилизации духовных сил во имя Родины, во имя нашего народа, который жертвовал последним. Александр Солженицын говорил, что патриотизм имеет жертвенную природу, и, как он писал, «патриотизм — это цельное, настоящее чувство любви к своей Родине, готовность жертвовать ей, делить с ней невзгоды, но в служении не угодливом, не в поддержке несправедливых притязаний, а в служении, откровенном в оценке её пороков, грехов и раскаяния за них».

Здесь хотелось бы добавить к словам Александра Исаевича, что надо переносить акцент не на пороки нашего народа или нашей Родины в её истории, а на свои пороки. Здесь очень важный акцент.

Ещё хочу добавить, что мы, старообрядцы, всегда имели жертвенное чувство патриотизма, христианского духовного опыта, любви к своей Родине. Любовь — это жертва. Сколько было жертв, начиная с протопопа Аввакума, боярыни Морозовой? Они жертвовали своей жизнью ради любви к Родине. Они, может быть, даже не знали такого слова — «патриотизм», но знали слово «жертва». Жертва как любовь, как то, что Христос нам заповедовал, как великий пример, когда отдал свою жизнь и сказал: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Вот это — великая любовь, которую имели и имеют сейчас православные старообрядцы к своей Родине.

То есть патриотизм есть исконно христианская добродетель, ибо христианские ценности вненациональны, вневременны.

Старообрядчество, как отмечал Вячеслав Алексеевич, в России уже тысячу лет, а вообще — две тысячи лет, с основания православия. Оно прошло громадные испытания. В первые десятилетия и даже века после раскола буквально физически уничтожали только за то, что человек хотел молиться двуперстно, как молились Сергий Радонежский, как молились святые на Руси. Только за это могли отрубить руку или, как Аввакума, посадить на пятнадцать лет в земляную яму. Только за это. Это великое чудо, что Господь даёт нам возможность праздновать в следующем году четырёхсотлетие протопопа Аввакума. Это промыслительно, что Господь даёт нам возможность подумать, к чему возвращаться, что мы теряем, что мы можем приобрести на этом пути. Много раз пытались убить русскую душу, но все равно мы, как защитники Брестской крепости, всегда оставались живы с Божьей помощью и всегда патриотически защищали свою Родину.

Сегодня Россия собирает камни, возвращается к своим национальным истокам. Есть, конечно, проблемы в экономике, в социальной сфере, в духовном развитии и воспитании подрастающего поколения. Можно и нужно говорить и молиться, в первую очередь, чтобы пресеклись разврат, воровство, аборты, пьянство, мат, наши пороки, наши язвы. Но в то же время не надо на этом сосредотачиваться, не надо говорить о том, что всё у нас плохо. Надо говорить, что Господь с нами, с русским народом всегда был, есть и будет. У Маяковского есть такие строки: «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет». Может, он даже не представлял, что писал, но я считаю, что Господь ему диктовал. Вот к нему нам надо стремиться — к истинному отечеству, к нашему истинному дому, к вечному нашему дому.

Хочу привести слова Фёдора Михайловича Достоевского о русском народе, что «надо судить наш народ не по тому, каков он есть, а по тому, чем желал бы стать». Жажда правды, любовь к родине рождают героев, а любовь к Богу, к небесному отечеству рождает святых. То есть стремление к Богу, страх Божий, покаяние — вот это и есть основной наш путь. Как писал Сергий Булгаков: «Но верую, как и прежде, что через русский народ придёт спасение миру, что ему предлежит не только великое будущее, но и решающее слово в судьбах мира. И ещё верую в русскую святую, богоносную землю, хотя и поруганную и осквернённую братской кровью, но хранящую святыни русские».

И последнее. Хотел бы привести стихотворение Сергея Бехтеева:

Среди скорбей, среди невзгод,

Всегда я помню мой народ;

Не тот народ, что ближним мстит,

Громит, кощунствует, хулит,

Сквернит святыни, нагло лжёт,

Льёт кровь, насилует и жжёт,

Но тот народ — святой народ,

Что крест безропотно несёт,

В душе печаль свою таит,

Скорбит, страдает и молчит,

Народ, которого уста

Взывают к милости Христа

И шепчут с крестного пути:

«Помилуй, Господи, прости!..»

Вячеслав НИКОНОВ

Спасибо большое, владыка! Раскол был, конечно, одной из самых трагических страниц нашей истории, и то, что мы преодолеваем раскол, я считаю, очень важно. Это восстановление не только единства нации, но и восстановление нашей истории, которое было расколом разорвано.

В этом году отметили начало Второй мировой войны. Первого сентября в Варшаве собралось большое количество разного народа, не имевшего отношения к этому событию. Россию, как вы знаете, не пригласили. Но надо сказать, что начало Второй мировой — дата весьма условная. Когда напали на Польшу 1 сентября 1939 года, то к этому времени японцы вырезали уже где-то до десяти миллионов граждан Китая. Это даже войной не считалось — так, мелочи всякие. А напали на Польшу — началась мировая война.

Европейский парламент, который представляет здесь Татьяна Аркадьевна Жданок, принял резолюцию об ответственности за развязывание Второй мировой войны. И в этой резолюции написано, что главная ответственность за развязывание войны ложится на советско-германский договор о ненападении 1939 года. Он, собственно, и стал причиной Второй мировой войны. Я, Татьяна Аркадьевна, долго думал, почему вдруг сейчас европейские структуры начали проявлять такой интерес к этому вопросу? У меня есть гипотеза, которой я хочу поделиться. Может быть, вы её прокомментируете.

А гипотеза такая. Сейчас, особенно после Брэкзита, в Европейском союзе остались только те государства, которые либо были гитлеровской Германией, либо были союзниками гитлеровской Германии. Либо были моментально разгромлены Германией, почему и отправили свои войска на восточный фронт. Собственно, Евросоюз — это союз государств, которые, собственно говоря, проиграли во Второй мировой войне. И, естественно, для них немыслима и невыносима мысль о том, что они — виновники всего этого. Теперь они ищут виновников в другом месте. У вас нет такого ощущения, Татьяна Аркадьевна?

Татьяна ЖДАНОК

Депутат Европейского парламента, председатель Европейского русского альянса

Сразу оговорюсь: я не представляю весь Европейский парламент, тем более тех, кто голосовал за резолюцию о виновниках развязывания Второй мировой войны. Я голосовала против. Я назову это слово — «реванш». Реванш за поражение. И сейчас они считают, что настал удобный момент для того, чтобы реализовать реванш. Долго они подходили. Нельзя сказать, что только Брэкзит явился непосредственной причиной усиления этой реваншистской тенденции. Есть такие стихи: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Сейчас времена турбулентности, и в такие времена бывает много минусов, много всего происходит.

Я представляю своих избирателей, а мои избиратели совсем недавно, 13 октября, праздновали 75 лет освобождения Риги. А после этого будем праздновать освобождение других городов. Что же реваншисты задумали? Раньше они подавали на нас в суд и требовали наказать за использование, например, советской символики. Сегодня национальное объединение, входящее в правящую коалицию, написало заявление в Комитет государственной безопасности. У нас он так и называется. Раньше была полиция безопасности. Они написали заявление на организаторов этого празднования за празднование в целом. Они считают, что праздновать освобождение Риги от немецко-фашистских захватчиков преступно, и тем самым мы действуем против интересов латвийского государства.

В эти же дни наш министр обороны Артис Пабрикс обратился к легионерам СС, назвав героями тех, кто стремился не допустить быстрого наступления на Ригу советских войск со стороны Ленинградского фронта. Появилась теория трёх оккупаций. Якобы в Латвии была советская, потом немецко-фашистская, потом снова советская. Те, кто освобождал Латвию от фашистов, преступники. А те, кто этому препятствовал, герои. Вот такое перевёртывание всего и вся.

Надо сказать, Вячеслав Алексеевич, что характеристика государств Европы дана вами правильно. Но надо обратить внимание, что среди тех, кто голосовал против резолюции или воздержался, были французы из моей группы «зелёных». Я им в своё время подарила книжку Натальи Алексеевны Нарочницкой на французском языке о том, за что и с кем мы воевали.

Но восточно-европейские страны, в первую очередь Польша и Латвия, пытаются навязать упрощённую концепцию всего, что происходило 80 и 75 лет назад. Причина войны — пакт Молотова — Риббентропа 23 августа 1939 года. Две державы — я почти цитирую — хотели разделить Европу и властвовать над ней, они заключили пакт, и это послужило причиной Второй мировой войны.

Дальше в этой концепции нет ни слова о победителях. Вообще не сказано, кто победил во Второй мировой войне. Зато говорится о современной Европе: сейчас в ней, мол, есть хорошие, демократические страны, в том числе и те, кто недавно присоединился к ЕС. Это наша Латвия, считающая легионеров СС героями. По поводу России в этой резолюции есть такие строки.

Европейский парламент подчёркивает, что Россия остаётся самой большой жертвой коммунистического тоталитаризма. Её развитие в сторону демократии будет заблокировано, пока правительство, политическая элита и политическая пропаганда продолжают обелять коммунистические преступления и прославлять советский тоталитарный режим. И поэтому Европейский парламент призывает российское общество прийти к соглашению со своим трагическим прошлым.

Думаю, вы все почувствовали, сколь оскорбительна эта фраза. Можете себе представить такое нравоучение в адрес другой державы? Зато считается нормальным учить россиян, как относиться к своему прошлому.

Что же россияне? Что же Россия? Мы сегодня говорим о географии, но география Русского мира гораздо шире, чем география и территория современной России. В частности, это моя Латвия, где первая русская гимназия была основана более двухсот лет назад, гораздо раньше, чем первая латышская гимназия. Да, до этого начальные школы для латышей, детей батраков, были, но средней школы, латышской гимназии не было. И как раз россияне, когда нынешняя территория Латвии была в составе Российской Империи, способствовали развитию и укреплению латышской интеллигенции и появлению латышских школ более высокого уровня, чем начальный.

По нынешней статистике, 37% людей в Латвии дома используют русский язык. Это очень много. Это больше, чем где-либо, я думаю, в любом из других государств, и, в частности, в любой из постсоветских республик. Тем не менее именно у нас происходит беспрецедентная зачистка всего русского. Именно зачистка — выдёргивание корней. Помимо тех корней, что связаны с исторической памятью, с великой Победой, которую мы будем праздновать 9 мая.

Вот ситуация в нынешнем образовании на русском языке. Запрещено везде, включая частные школы, частные вузы, детские садики. Они переходят на латышский язык, и полностью на латышский переводится средняя школа. Ситуация даже хуже, чем в Швейцарии, где члены нашего Европейского русского альянса руководят школой «Матрёшка». Там в швейцарский государственный аттестат включаются результаты экзаменов воскресной школы. В нашей Латвии это будет невозможно.

Я уже обращалась к участникам конференции соотечественников два дня назад и хочу поблагодарить за возможность обратиться к участникам Ассамблеи Русского мира: мы благодарны за любую вашу поддержку в нашей борьбе. Бороться мы всё равно будем. Мы используем очень много всевозможных механизмов. На нашей стороне эксперты, на нашей стороне международные организации. Есть резолюция комитета против расовой дискриминации Организации Объединённых Наций. Только что комиссар по правам человека совета Европы заявила протест против латвийских реформ. Специальный докладчик ООН по правам меньшинств тоже осудил нашу школьную реформу.

Но общественную поддержку мы ощущаем, в первую очередь, со стороны русских, живущих не в России. Когда мы начинали два года назад нашу акцию сопротивления, то мы получили и разместили в Интернете слова поддержки из всех стран всего мира, от русских и нерусских. Россия не выражает такой широкой поддержки. Нет такого морального климата, к сожалению, Вячеслав Алексеевич. Мы не чувствуем неприятия того, что происходит в Латвии. Конечно, мы будем продолжать бороться. Один из моих коллег, получивший тринадцать лет тюрьмы, бывший депутат Европейского парламента от Каталонии Ориол Жункерас, написал нам из заточения, что его поддерживать не надо. Он сильный и будет продолжать бороться. Надо поддерживать слабых и тех, кто сомневается. И мы очень хотим, чтобы Россия поддерживала тех, кто сомневается.

В России таких сомневающихся 25%. У нас тоже их много. Есть центристы, говорящие, что не надо вообще бороться, что бессмысленно бороться. Но мы всё равно будем бороться, и от России ждём широкой моральной поддержки. Мы не видим её в средствах массовой информации, не видим в действиях представителей культуры. Ладно, Крутой развернул «Волну» и перенёс её в Сочи. Но те же артисты той же гурьбой приезжают в Юрмалу. Там Лайма Вайкуле, которая отказалась ехать в Крым, сделала свой конкурс. Высокий чиновник, член правительства, приезжает с одним банкиром и спонсирует в Латвии реконструкцию музыкальной школы. Школа будет на латышском языке. А русскую школу в этом городке зачистили.

Конечно, такое отношение подрывает наши силы, желание и возможности бороться и сопротивляться. Но мы будем это делать, и нам нужно на свою сторону перетащить тех, кто сомневается. А для того, чтобы их убедить, нужна массовая поддержка России.

Алексей ГРОМЫКО

Директор Института Европы Российской академии наук

Для Европы очень серьёзный вопрос — о мировоззрении, не только о фальсификации истории. И ещё о том, как люди ощущают мир сегодня и как они хотят в нём жить завтра.

В большинстве государств Европы не воспринимают 8 или 9 мая как праздник. Да, во многих странах было движение Сопротивления в той или иной форме, но были и союзники гитлеровской Германии или были ею оккупированы. В Европе сегодня живут миллионы потомков тех, кто погиб на фронтах, так сказать, по другую сторону истории. Для них воспринимать как праздник день окончания Второй мировой войны противоречит многим представлениям о памяти, о своих предках. Поэтому существует злобная, русофобская часть Европы, а есть люди, для которых эти дни связаны с трагедией, в том числе в их семьях.

Надо сделать всё, чтобы в следующем году День Победы был отпразднован очень достойно. Насколько известно, на майские праздники в Москву приедут лидеры из многих стран мира. В связи с этим надо вспомнить, что в борьбе за победу во Второй Мировой, а потом и в Великой Отечественной, громадную роль играли не только те, кто был на фронте в буквальном смысле этого слова. Фронт был в тылу. Фронт был в головах людей, когда им надо было принимать решение на оккупированных территориях: уходить ли в леса, в партизаны, или стать коллаборационистами.

Был ещё один фронт. Дипломатический. О его очень большой роли мы тоже вспомним в следующем году, когда будем праздновать великую дату. В этом году отмечены юбилеи многих, кто начинал свою карьеру в сороковых. Это Андрей Громыко, Олег Трояновский, чуть позже — Евгений Примаков, Юлий Дубинин, Юлий Воронцов.

В следующем году будет круглая дата со дня рождения выдающегося советского дипломата и государственного деятеля Вячеслава Михайловича Молотова. Мы отметим 130 лет со дня его рождения. Под его крылом выросло целое поколение дипломатов, которое сыграло выдающуюся роль в переустройстве мира во второй половине XX века. Наша страна тогда находилась в центре этого мира. Дипломатические битвы тоже нельзя забывать. В 1943 году это Тегеран, в 1945-м — Ялта и Потсдам, в июле 1945-го — создание Организации Объединённых Наций. Соответственно, в следующем году — не только юбилей великой Победы, но и юбилей создания ООН, где наша страна является одним из учредителей. Она участвовала в выработке всей философии этой международной организации. Уверен, наша дипломатия, как в годы войны и в послевоенные годы, сыграет очень важную роль в XXI веке. Чтобы живая память о тех временах стала преградой для искажения истории, чтобы она блокировала расползание сознания.

Как и у миллионов людей, кто шёл на риск, кто жертвовал собой, находясь на фронте, в тылу, дипломатами двигала не только присяга — они не были роботами. В головах были идеи, эмоции, переживания. И владыка Корнилий здесь очень проникновенно рассказывал о том, как наша церковь столетия, даже тысячелетия проходила через испытания. Многие испытания выпали и на долю дипломатов, всех советских людей. Их было большинство — людей высоконравственных, высокоморальных. Потому и победили.

И в связи с этим не могу не вспомнить, что старообрядчество также сыграло свою роль и в деятельности, по крайней мере, моего деда, Андрея Андреевича Громыко. Он родился под Веткой, на Гомельщине, и владыка не даст соврать, что под Веткой до сих пор — один из самых мощных центров старообрядчества. Дед вырос в этой среде, что определило и многие его взгляды на мир, на ценности, на отношения между людьми.

Что касается Европы в наше время, то там очень многим не нравится пресловутая резолюция Европарламента о виновниках развязывания Второй мировой войны. Даже после того, как в Латвии приняли безобразное заявление, что надо чтить, как героев, служивших в Ваффен-СС. Даже несмотря на этнократичность их политического класса, бывший министр иностранных дел Латвии выступил и сказал, что это недопустимо. Это позор, что из уст членов правительства звучат такие заявления.

Праздник в мае следующего года будет великим, его разделят с нами десятки стран и миллионы людей не только Русского мира, но потомки всех, кто одолел эту заразу в середине XX века — фашизм, гитлеризм, нацизм, расизм, ксенофобию. Давайте каждый из нас на своём месте делать свою работу. Мы справимся. Уж Русскому миру справляться там, где он считает справедливым, мне кажется, не привыкать. Так что не будем относиться с раздражением, тратя свои невосполнимые нервные клетки, к тем, кто старается переписать историю. Будем относиться с презрением и снисхождением к тем, кто этим занимается осознанно и специально. Одновременно станем и дальше вести нашу трудную, рутинную, но столь нужную для Русского мира работу.

Вячеслав НИКОНОВ

Спасибо большое, Алексей Анатольевич. Я готов относиться к этим людям с презрением, но только без всякого снисхождения. Думаю, они того не заслуживают. Ни в коем случае.

Слово — Елене Моисеевне Цунаевой.

Елена ЦУНАЕВА

Сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, член Общественной палаты РФ

Несмотря на антироссийскую, антисоветскую пропаганду, на объявление нас чуть ли не агрессором во Второй мировой войне, миллионы людей выходят на улицы по всему миру в рядах «Бессмертного полка». И этот полк уже стал символом в значительной степени и нашей Победы, связи поколений, и пространства памяти и славы всего Русского мира. То есть он является одним из символов того, что мы здесь обсуждаем. Против «Бессмертного полка» идут очень серьёзные спецоперации — по дискредитации движения, организаторов, интернет-ресурсов, связанных с «Бессмертным полком». Ясно, что к 75-летию Победы эта вакханалия только усилится. Мы готовы к тому, чтобы «Бессмертный полк» продолжал наращивать свои ряды, потому что стран, пострадавших от фашистской агрессии, очень много. И даже в странах Европейского Союза, которые никак нельзя отнести к победителям, есть большое количество людей, готовых встать под знамёна «Бессмертного полка», чтобы защитить пространство памяти.

«Бессмертный полк» стал явлением межпоколенческим, в его колоннах идут не только люди старшего поколения, воспитанные, условно, в советской школе. Я сейчас говорю о России. Идут наши соотечественники, которые волею судеб оказались за границей, молодые люди. Очень важно сохранить эту связку пожилых и молодых.

Совсем недавно у нас была удивительная встреча в Белграде. Собрались координаторы международного шествия, люди, неравнодушные сами и много делающие, чтобы привлечь новых участников «Бессмертного полка». Мне бы хотелось, чтобы мы все вместе сегодня и завтра подумали ещё и о том, как в этот особенный год, в год 75-летия Победы, в год окончания Второй мировой войны, найти новые возможности работы с нашей молодёжью. Для нас очевидно, что 9 Мая — это праздник. Мы, что называется, это с молоком матери впитали. Для молодых людей сейчас не так очевидно. Они не испытывали тягот войны. У нас сытый век, сытое время. Для них тема блокадного хлеба где-то очень далеко. Поэтому, может быть, акция «Блокадный хлеб» позволит им почувствовать хоть чуть-чуть тяготы войны.

Как найти слова? Как достучаться?

Я как общественный деятель, работающий с разновозрастными молодыми людьми, и мои коллеги всё время ищем такие пути. Наверное, самое главное — найти работу, которая позволила бы молодым людям сопереживать и быть сопричастными к великой истории народа. В этом смысле хочу вернуться к теме Года театра. Ведь театр, творчество, русский язык — очень важные составляющие памяти и чувства истории.

В поисковом движении «Россия», которое я возглавляю, наши молодые люди вышли с такой инициативой. Они прочитали свои любимые военные стихотворения, записали их и запустили флешмоб в Интернете. Вы же знаете силу слова. Когда ты пытаешься прочитать с выражением великие стихи фронтовиков разных национальностей и поэтов разных национальностей, у тебя невольно возникает сопереживание, и эту эмоцию ты передаёшь другим людям.

Ребята из Оренбурга несколько лет назад во время поисковых экспедиций нашли останки девушки. Рядом с ней лежала почтовая сумка. Понятно, что письма, которые были в этой сумке, не дошли до адресатов. И мы попытались прочесть адреса. Кого-то нашли, кого-то нет. Некоторые письма остались неотправленными. Поисковики Оренбурга обратились к молодым артистам театра. И те прочитали так, как они умеют, так, как их учили — с чувством, с эмоциями, обычные письма. Записали ролики и показали молодым людям. Поверьте, это другое восприятие. Театр — оружие.

Ещё одна история. Мы к 9 Мая запускаем проект «Я помню день Победы», и это тоже про эмоцию. Мы хотим, чтобы наши ребята-активисты записали воспоминания участников войны, детей войны, как они встретили день Победы, что запомнили.

Память и слава — очень деликатные вещи. Недавно я выступала в «Орлёнке» перед нашими подростками двенадцати-четырнадцати лет. У них прекрасное детство, они счастливы, отдыхали на море, мы за них очень рады. Показали им ролик, где актриса прочитала письмо молодой девушки из Ленинграда. Она отвечала на письмо бойца, который очень хотел познакомиться с кем-нибудь. Он ушёл на фронт, у него не было девушки. И вот девушка пишет: дорогой боец, я вот такая, комсомолка, работаю на заводе. Напоминаю, это блокадный Ленинград. Это письмо не дошло до молодого человека. Но и сам он погиб в 1944 году, освобождая Прибалтику.

Кто будет помнить о нём? Не было семьи, детей... В этот особый год я призываю всех поискать возможности, которые помогут нашим молодым соотечественникам и гражданам Российской Федерации почувствовать сопричастность, которая не закончится, когда пройдёт Год памяти и славы.

Вячеслав НИКОНОВ

Действительно, надо всем нам дружно об этом подумать. Подумать и сделать так, чтобы следующий год был запоминающимся именно как Год памяти и славы. Славы тех людей, потомками которых мы являемся и которым мы обязаны жизнью, мы обязаны всем, что у нас есть. Обязаны нашей страной.

Когда мы думали о том, что делать, девизом нашего фонда «Русский мир» мы тоже выбрали стихи. Их написала Анна Ахматова в Ташкенте, в эвакуации, в 1942 году. Я их часто читаю, потому что они определяли суть деятельности нашего фонда. Вот стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

Подготовлено по стенограмме

панельной дискуссии 2 ноября 2019 г. Ярославль


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru