Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№01, Январь 2020

АСПЕКТ

Георгий САВИЦКИЙ
Бессилие Воздушных сил

 

Состояние национальной армии является довольно наглядным и ярким показателем экономики и научно-технического развития государства. Если говорить в этом аспекте об Украине, то «страна победившего национализма» в очередной раз удивила новостями из сферы обороны и военно-промышленного комплекса. В целом всё укладывается в общую тенденцию Украины к развалу сколько-нибудь значимых и наукоёмких секторов производства и переходу к «лимитрофной экономике» по примеру прибалтийских и ряда восточноевропейских государств. Но на этом пути деградации ВПК украинское государство явило миру очередной яркий пример некомпетентности, на котором стоит остановиться подробнее.

ИЗ СОВЕТСКИХ ЗАКРОМОВ

Во-первых, речь идёт о закупках новой авиатехники для стремительно дряхлеющих воздушных вооружённых сил стремительно дряхлеющего украинского государства. Во всем мире ВВС являются родом войск наиболее наукоёмким и затратным наряду с военно-морским флотом. Именно здесь сконцентрированы передовые разработки в технике, тактике и в обучении личного состава.

В составе Воздушных сил Украины находятся истребители четвёртого поколения Су-27 и МиГ-29, бомбардировщики Су-24М и разведчики Су-24МР, а также штурмовики Су-25 «Грач». Учебно-тренировочные самолёты представлены «спарками» L-39C или L-39M чешского производства. Вот данные «The Military Balance 2018» Международного института стратегических исследований, «Белой книги Украины» Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооружённых сил Украины, а также официального сайта Министерства обороны Украины. На конец 2018 года в Воздушных силах Украины было (примерно): 45 лёгких истребителей МиГ-29, 35 тяжёлых истребителей Су-27, 14 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и разведчиков Су-24МР плюс 31 штурмовик Су-25/25УБ.

Главная и практически нерешаемая проблема украинской боевой авиации — безнадёжное моральное устаревание, а также критический износ материальной части. Все вышеперечисленные самолёты были произведены ещё во времена Советского Союза — до 1991 года. Соответственно, эти машины не идут ни в какое сравнение с их современными модификациями и аналогами, состоящими на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации и ряда других иностранных государств. Достаточно отметить, что украинские боевые самолёты оснащены всё ещё аналоговыми комплексами пилотажно-навигационных приборов, в отличие от российских «мигов» и «су», имеющих полностью «стеклянную кабину» на основе широкоформатных плоских экранов.

Немаловажной проблемой является и то, что на вооружении Украины находятся истребители завоевания превосходства в воздухе, которые не имеют возможности применять управляемое бомбовое и ракетное оружие по наземным целям. А современные самолёты ВКС России — МиГ-29СМТ, МиГ-35, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-35С, новейшие Су-57 — являются тактическими истребителями и несут практически всю номенклатуру вооружения класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

Единственным бомбардировщиком в составе Воздушных сил Украины, который может применять управляемое оружие, является Су-24М. В России даже более современная модификация этого самолёта, Су-24М2, считается устаревшей и уже практически полностью заменена фронтовым истребителем-бомбардировщиком Су-34 следующего поколения. К тому же в украинской боевой авиации столкнулись с дефицитом подготовленных пилотов. Их не хватает не только для участия в боевых действиях, но просто для пилотирования сложного и дорогого в эксплуатации фронтового реактивного бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла. Кроме того, создалась парадоксальная ситуация, когда у украинских лётчиков и штурманов-операторов нет допуска к полётам в сложных метеоусловиях для эксплуатации всепогодного фронтового бомбардировщика!

Наиболее массово сегодня в украинской авиации эксплуатируются лёгкие истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25. Первые — потому что их наибольшее количество и можно поддерживать готовность летающих «бортов» за счёт «технического каннибализма», разбирая более старые для поддержания немногих ещё летающих «бортов». А вторые — из-за высочайшей надёжности и относительной простоты обслуживания штурмовиков советской постройки.

«Противопартизанский» штурмовик для украинЫ

Командование Вооружёнными силами Украины и Воздушными силами решило исправить ситуацию закупкой новой зарубежной авиатехники. Но в стране «независимости от здравого смысла» решили пойти своим, уникальным путём. Справедливости ради стоит отметить, что украинское командование принимало решение не без участия военных консультантов из США по программе «Light Air Support» (LAS). К этому аспекту мы ещё вернёмся.

Бразильское издание infodefensa.com 2 августа 2019 года опубликовало материал о визите украинской военной миссии во главе с командующим Воздушными силами Украины генерал-полковником Сергеем Дроздовым. Украинские военные выразили интерес к лёгкому турбовинтовому штурмовику EMB-314 «Super Tucano» фирмы «Embraer». Позже, уже в середине августа, украинские военные лётчики отправились в Португалию, где облетали винтомоторный штурмовик бразильского производства.

Кроме того, президент Бразилии Жаир Болсонару после встречи с главой украинского государства написал, что Украина заинтересована в покупке лёгких «противопартизанских» штурмовиков «Супер-Тукано» и военно-транспортных самолётов «Embraer» КС-390.

Исходя из этого, можно предположить, что Украина до сих пор остаётся во власти иллюзий собственной националистической пропаганды. Не признавая свершившегося факта создания самопровозглашённых Республик Донбасса — ДНР и ЛНР, киевские власти считают жителей всего Донбасса «инсургентами», «сепаратистами» и «террористами».

Более того, как сообщает Донецкое агентство новостей, в сети Интернет появились фотографии письма секретаря совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова руководителю офиса президента страны Андрею Богдану, главе СБУ Ивану Баканову, премьер-министру Алексею Гончаруку. Согласно документу, большинство жителей региона не являются «проукраинскими», поэтому подлежат либо переселению в Россию, либо «перевоспитанию». В качестве метода «перевоспитания» предлагается переселение жителей Донбасса в центральные и западные регионы Украины.

В связи с этим как раз и понятна заинтересованность украинских военных в приобретении именно лёгких винтомоторных штурмовиков «Супер-Тукано». Вполне вероятно, что и тактика украинских пилотов на Донбассе мало будет отличаться от авианалётов люфтваффе в июне 1941 года. Напомним, что 2 июня 2014 года пара украинских штурмовиков нанесла удар неуправляемыми ракетами по центру Луганска — прямо по зданию областной администрации и скверу имени Героев Великой Отечественной войны. Тогда погибло восемь человек, ещё 28 — ранены осколками. Причём вокруг сквера находятся жилые многоэтажки, а за зданием областной администрации — детский сад «Журавлик». В самом сквере, меньше чем в полусотне метров от места взрывов расположена игровая площадка, на которой находились дети.

В августе того же года украинские пилоты нанесли удар кассетными бомбами по городу Зугрес в 40 километрах от Донецка. Тогда под удар карателей с трезубцами на крыльях попали пляж, где отдыхали семьи с детьми, школа и жилые дома. Погибли 11 мирных жителей, в том числе четверо детей, ещё 32 человека получили ранения. Авиаударам украинской боевой авиации летом 2014 года подвергались также города Шахтёрск и Снежное к востоку от Донецка.

Видимо, бразильский «Супер-Тукано» должен заменить устаревшие украинские самолёты в подобных карательных миссиях. Лёгкий штурмовик может нести полторы тонны боевой нагрузки на пяти точках подвески: одной под фюзеляжем и четырёх под крыльями. Также имеется пара встроенных крыльевых пулемётов FN «Herstal» калибра 12,7 миллиметра. Боезапас — по 200 патронов на ствол. В арсенале самолёта — неуправляемые и управляемые ракеты класса «воздух — поверхность», свободнопадающие и корректируемые по лазерному лучу или сигналам спутниковой навигации авиабомбы.

«Супер-Тукано» способен взлетать с любых взлётно-посадочных полос, прямых участков шоссе и грунтовых аэродромов. Учитывая откровенно упадочное состояние большинства региональных аэродромов, доставшихся Украине «в наследство» ещё от Советского Союза, — фактор немаловажный. К тому же бразильский винтомоторный штурмовик относительно прост в обслуживании и в пилотировании по сравнению с реактивными боевыми самолётами, такими как Су-25, Су-27 и МиГ-29. Имея двухместную кабину с двойным управлением, «Супер-Тукано» можно использовать и как учебно-тренировочный самолёт или машину для поддержания навыков пилотирования лётчиков немногочисленных украинских реактивных истребителей и штурмовиков.

Несомненно, огромным плюсом лёгкого бразильского штурмовика является его современный комплекс пилотажно-навигационных приборов, построенных по принципу «стеклянной кабины» с отображением полётной информации на широкоформатных дисплеях и на прицельном индикаторе на фоне лобового стекла. По сравнению с советскими боевыми самолётами с их стрелочными приборами, это, конечно, большое преимущество. Утверждается, что благодаря современному прицельно-навигационному комплексу «Супер-Тукано» может применять даже управляемые ракеты класса «воздух — воздух» ближнего боя AIM-9 «Sidewinder». Так что же — «перемога» это или «зрада»?

МотылЁк над пламенем свечи

Лёгкий бразильский штурмовик над Донбассом будет подобен мотыльку над пламенем свечи. Украинская власть считает ДНР и ЛНР «террористическими группировками». Правда, живёт здесь около двух миллионов человек, в том числе стариков, женщин и детей. Все они, как и автор этих строк, родились на своей земле и считают Донбасс русским — по духу, общей истории и культуре и по крови. За время с 2014 года ДНР и ЛНР состоялись как отдельные государства, пусть и частично признанные. Они окрепли, создали работоспособные органы государственной власти. В том числе — и современную армию, ориентированную не на наступательные действия, а на эффективную манёвренную оборону. Она защищает Донбасс от вооружённой агрессии радикальных украинских националистов и доказала свою состоятельность в течение нескольких лет упорной борьбы.

Не секрет, что в составе Народной милиции ДНР есть и подразделения противовоздушной обороны, оснащённые мобильными зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Стрела-10» и «Оса». Кроме того, есть зенитные скорострельные пушки ЗУ-23-2, в том числе и на шасси армейских грузовиков, а также крупнокалиберные пулемёты. Всё это вооружение связано в единую систему, эшелонированную по высоте и дальности обнаружения и поражения воздушных целей.

Лёгкий штурмовик «Супер-Тукано» защищён всего лишь от огня стрелкового оружия. Он работает в существенно меньшем диапазоне скоростей, чем реактивные машины, да и динамические характеристики у него ниже именно благодаря турбовинтовому двигателю. Так что самолёт просто не успеет набрать после атаки на цель скорость, необходимую для выхода из зоны зенитного обстрела. Украинское военное руководство, видимо, настолько уверено, что воюет с «сепаратистами» и «партизанами», что готово отправлять на убой собственных пилотов.

В то же время штурмовик Су-25, который состоит на вооружении в том числе и Воздушных сил украинской армии, защищён титановой и стальной бронёй толщиной до 22 миллиметров. Его кабина представляет собой сварную титановую «ванну», лётчик спереди защищён броневым стеклоблоком толщиной 55 миллиметров, а сзади — бронеспинкой катапультного кресла и бронезаголовником. Также бронированы мотогондолы двигателей, расходные топливные баки и маслобак. На самолёте реализован целый комплекс мер борьбы за живучесть. В частности, топливные баки заполнены пенополиуретановым наполнителем, который препятствует образованию паров керосина. Баки дополнительно оснащены самозатягивающимся протектором.

Но при такой мощной защите весной и летом 2014 года Воздушные силы Украины по официальным данным потеряли пять штурмовиков Су-25. Ещё один был повреждён. Один фронтовой бомбардировщик Су-24М был сбит, другой повреждён. Также было сбито два лёгких истребителя МиГ-29. И это без учёта потерь боевых и транспортно-десантных вертолётов, а также военно-транспортных и специализированных самолётов.

А ведь весной и летом 2014 года украинская карательная авиация имела дело с плохо подготовленным и обученным народным ополчением Донбасса, оснащённым трофейной украинской боевой техникой. Сегодня защитники Донецкой Народной Республики имеют вполне эффективные войска противовоздушной обороны с подготовленными экипажами и боевыми расчётами. Регулярно проводятся учения, развёрнута широкая сеть раннего оповещения о воздушном нападении.

В этих условиях полёт лёгкого украинского штурмовика будет исчисляться секундами — от момента обнаружения и до прихода воздушной цели в зону поражения разнообразных и весьма эффективных зенитных средств. «Супер-Тукано» представляет собой относительно малоскоростную и хорошо различимую цель. А с боеприпасами под крыльями — ещё и крайне ограниченную в маневрировании.

Даже как крылатая платформа для запуска управляемых ракет и применения корректируемых бомб или модернизированных до уровня JDAM старых боеприпасов «Супер-Тукано» существенно проигрывает тактическим ударным «беспилотникам». Прежде всего, это весьма существенный риск для пилотов лёгкого штурмовика, а также значительно большие, по сравнению с БПЛА, расходы на лётную эксплуатацию. К тому же комплект типа Joint Direct Attack Munition (JDAM), который позволяет адаптировать старые советские авиационные боеприпасы к высокоточному применению, на Украине ещё необходимо создать. Или же закупать комплекты за рубежом, к огромной радости корпораций «Локхид Мартин» и «Дженерал Дайнемикс». Или украсть...

«На тебе, убоже, что мне негоже…»

Именно таким принципом и руководствуются американские хозяева нынешней украинской власти. Дело в том, что уже на этапе согласования находится решение о закупке партии лёгких штурмовиков «Супер-Тукано» для Воздушных сил Украины по американской программе «Light Air Support» (LAS). Об этом я говорил чуть выше, и теперь стоит остановиться подробнее именно на этом аспекте.

Правительственная программа США «Лёгкой воздушной поддержки» — LAS действует с 2012 года. В её рамках были осуществлены поставки партии лёгких штурмовиков «Супер-Тукано» для ВВС Афганистана, Ливана и других стран. Причём схема интересная: сборку самолётов выполняет фирма «Sierra Nevada Corporation» в Джексонвилле, штат Флорида, США. А самолёты поставляются «дружественным странам» как кредитные государственные обязательства с рассрочкой на несколько лет.

При этом весьма существенно возрастает цена поставки боевой авиатехники. Если напрямую покупать «Супер-Тукано» в Бразилии, то он будет стоить 14 млн долларов, а с участием в американской программе LAS — уже 18 млн. Справедливости ради стоит отметить, что в стоимость входит поставка запчастей и обслуживание. Но всё равно цена остаётся завышенной.

Штурмовик «Супер-Тукано» способен нести свободнопадающие или корректируемые авиабомбы Mk-81 — до десяти 119-килограммовых боеприпасов или Mk-82 — до пяти 227-килограммовых «подарков демократии». Кроме того, возможна подвеска пусковых блоков SBAT-70/19 или LAU-68 для 70-миллиметровых неуправляемых авиационных ракет. Но, как показывает пример поставки «Супер-Тукано» из США в Ливан, внушительный арсенал идёт за дополнительную плату. Управляемые противотанковые ракеты AGM-114 «Hellfire», а также корректируемые авиабомбы GBU-12 и GBU-58 «Paveway-II» не включены в базовый пакет поставки. Знаменитый американский маркетинг в действии — бритвенный станок «Жиллет» в подарок, а вот лезвия к нему — втридорога…

Несмотря на громкие заявления Украины о переходе на стандарты НАТО, западное авиационное вооружение не является стандартным для украинских Воздушных сил. В этом случае нужно или снова платить Пентагону, или дорабатывать возможность боевого применения авиационных боеприпасов советского образца — тех же бомб ФАБ-100, ФАБ-250 или ФАБ-500, а также неуправляемых реактивных снарядов С-8 калибра 80 миллиметров. И это ведь не только изменение узлов подвески, но и модернизация прицельно-навигационного комплекса, испытательные пуски ракет на полигонах, разработка соответствующего программного обеспечения и перенастройка систем самолёта. С этим вполне могут не согласиться как экспортёры из военных структур США, так и представители разработчика из бразильской фирмы «Эмбраер». При этом обе инстанции будут в своём праве, ссылаясь на прецедент нарушения законов об интеллектуальной собственности.

Есть третий — честный, но самый дорогой, а потому неприемлемый для нынешней Украины путь. Надо закупить современные линии производства оружия стандартов НАТО. Но такого масштаба финансовые вложения будут соответствовать чуть ли ни всему оборонному бюджету не самой богатой Украины.

Кстати не так давно случилась «зрада». На выставке «Зброя та безпека-2019» было анонсировано собственное производство артиллерийских снарядов калибра 122 и 152 миллиметра на киевском предприятии ГАХК «Артём». Для этого в США планировали закупить технологическую линию по производству артиллерийских снарядов. В итоге из выделенных 16 млн долларов было разворовано 8 млн, а линия по производству снарядов так и не была установлена. Вряд ли с производством высокотехнологичных управляемых авиационных боеприпасов стандарта НАТО на территории Украины сложится как-то иначе. Ну, таковы технологические особенности украинского военпрома...

Есть ещё один немаловажный аспект — переучивание лётного состава штурмовой авиации с реактивных самолётов на дозвуковые. Сразу возникает вопрос: как переучивать немногочисленных украинских пилотов на новую боевую технику? Как разрабатывать новые методические рекомендации по пилотированию, наземному обслуживанию и боевому применению лёгких штурмовиков «Супер-Тукано»? Ведь не секрет, что украинские военные используют те военно-методические указания, которые разрабатывались ещё для советских штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24М, истребителей МиГ-29 и Су-27. За время существования «незалежной» Украины все эти методические указания только и перевели на украинский язык, заработав на этом чины, звания и немного «грошей» на «хатынку». Но для разработки новой документальной базы с переводом с «бразильского языка» необходимо провести длительный процесс всесторонних испытаний. Например, по таким разделам: бомбометание с пикирования, бомбометание с кабрирования, применение управляемого и неуправляемого вооружения. Это тем более потребует огромных капиталовложений и времени.

Резюмирую. Можно говорить, что вариант с закупкой бразильских турбовинтовых лёгких штурмовиков «Супер-Тукано» обусловлен абсолютным бессилием воздушного войска Вооружённых сил Украины. Стремительное устаревание парка реактивных боевых самолётов постройки последних советских лет, качественное отставание по авионике, тактике боевого применения, использованию управляемых авиационных средств поражения, в подготовке лётных и технических специалистов диктует для украинских Воздушных сил жёсткие и неумолимые условия. В этих условиях лёгкий бразильский штурмовик позволит хотя бы сохранить оставшиеся лётные кадры, избежать провала в боевой подготовке. А ещё — обозначит само наличие столь сложной, «интеллектуальной» и наукоёмкой, компоненты Вооружённых сил, как ВВС. Переучивание и подготовка новых лётчиков позволит украинскому правительству при сохранении агрессивной риторики по отношению к Донбассу и России «играть мускулами». Однако — только лишь в информационном пространстве и на бумаге. И вероятнее всего, в финансовых отчётах.

Так что в случае закупки лёгкие бразильские штурмовики «Embraer» станут дорогой игрушкой украинских генералов и способом в очередной раз «распилить» бюджет стремительно деградирующего государства. Кроме того, украинский генералитет проявит лояльность по отношению к Вашингтону и готовность жертвовать репутацией страны, жизнями своих пилотов во имя финансовых интересов США.

***

Возможно, настойчивое стремление Воздушных сил Вооружённых сил Украины связано и с тем, что наблюдается стремительное устаревание и износ ещё советского парка боевых вертолётов Ми-24 «Крокодил» и транспортно-десантных Ми-8. Проблема тут заключается не только и не сколько в ремоторизации, которая более-менее успешно проводится на предприятии «Мотор Січ» в Запорожье. Всё гораздо сложнее: газотурбинные двигатели есть. А вот несущих винтов нет! Ведь лопасти несущих и рулевых винтов изготавливаются только на предприятии «Роствертол» в русском Ростове-на-Дону. Об этом, в частности, говорится в передаче «Донбасс — Реалии», «Радио Свобода».

Вот и подкралась к украинским вертолётчикам очередная «зрада», откуда не ждали. В этом случае — действительно, покупка лёгких бразильских штурмовиков «Супер-Тукано» призвана отчасти компенсировать острый дефицит ударных вертолётов армейской авиации.

В переводе с португальского «Tucano» — тукан, большая тропическая птица семейства дятловых, с очень большим клювом. Не буду говорить об ассоциациях, которые вызывает у меня этот тропический дятел...

Донецк

Георгий САВИЦКИЙ, публицист, военный эксперт


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru