Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№01, Январь 2020

Светлана КОРОЛЁВА
Национальные мифы о России

 

Профессор факультета дополнительного образования для иностранных граждан Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

Интернет-порталы, формирующие положительные представления о русской культуре, её истории, её достижениях, являются существенной формой консолидирующего потенциала русского языка и русской культуры. Сразу несколько важных для современного общества задач может выполнить просветительский интернет-портал, который наглядно демонстрирует разницу между ценностями и социальными архетипами исходной (русской) культуры с одной стороны, и инонациональными образами русской культуры — с другой, а также обосновывает эту разницу анализом истории восприятия русского мира в других культурах.

Это называние, обозначение и продвижение ценностей Русского мира. Углубление интереса к русскому языку и культуре. Формирование критического восприятия инонациональных образов России как устойчивых ментальных образований коллективного сознания другого народа. Эти образования, заметим, необходимо предполагают искажение исходного смысла в соответствии с особенностями инонационального культурного кода и «горизонта ожидания» иноязычных читателей.

Сайт «Национальные мифы о России», созданный по инициативе творческого коллектива учёных — сотрудников НГЛУ при поддержке Фонда «Русский мир», является именно таким интернет-порталом. Сайт описывает духовные основы русской цивилизации (раздел сайта «Русская культура: ключи к пониманию») на основе выделенных Д. С. Лихачёвым ценностей русского мира и выделенных Н. М. Лебедевой социальных архетипов, рассмотренных в связи с важнейшими явлениями русской истории. В сопоставлении с духовными основами исходной русской культуры здесь прослеживается содержание и история формирования национальных образов-мифов России в британской, немецкой, австрийской и французской культурах.

Есть краткая справка относительно исследовательской, теоретической базы разделов сайта, которые освещают особенности образов-мифов России в разных европейских культурах. Она позволяет продемонстрировать объективность, научность изложенных сведений. Основные разделы сайта касаются формирования мифов о России, их культурно-исторических особенностей и специфики создаваемых образов нашей страны на разных этапах формирования мифа.

Национальные европейские мифы рассматриваются как постепенно формирующиеся в сложную структуру системы образов / мотивов / смыслов, истоками уходящих в Средневековье и развивающихся по сей день. Разделы представляют собой не реферативный материал, но научно-популярное изложение результатов оригинальных научных исследований. Каждый из них содержит важные выводы относительно специфики содержания и исторического развития одного из европейских мифов о России.

В том, что касается британского мифа о России, существенным является вывод о «поразительных особенностях» его смысловой структуры. Эти особенности связаны с географическим противопоставлением Британии России с позиции протестантского, активного, покоряющего мир начала. Это противопоставление начиная с XVI века проявляется в британской культуре с относительным параллелизмом имперских притязаний России и Британии, а также с различиями в духовно-ценностных установках двух культурных ареалов. Как убедительно показывает этот раздел сайта, в истории мифа о России в британской культуре явственно оформляется шесть основных образов / смысловых комплексов русского. Это образ «запредельно» мощного, отчасти чудовищного пространства (XII–XV вв.) и образ псевдохристианской примитивно-туземной страны (XVI–XVII вв.). Это образ сильного, деспотичного, варварского государства-агрессора (XVIII–XIX вв.) и принципиально новый образ религиозного, душевно и духовно богатого народа (начало XX в.). Затем — образ СССР как страны механистического коллективного труда и тотального контроля (с 1940-х по 1980-е гг.). Наконец, образ современный — перестроечный и постперестроечный, обременённый ассоциациями со всеми другими слоями мифа и верой в Россию как в мир непредсказуемых событий и неограниченных возможностей самопознания. Как неоднократно подчёркивается в этом разделе сайта, образы, формирующиеся в тесной связи с культурно-историческим контекстом, и собственное развитие двух культур, и их взаимодействие, остаются в структуре мифа и способны проявляться и в текстах «других» эпох, и во взаимодействии с другими слоями мифа.

В австрийской культуре, как убедительно демонстрирует соответствующий раздел сайта, миф о России также формируется на протяжении многих веков. В разные исторические эпохи австрийская культура при сближении с русской порождала разные образы-интерпретации России (Руси). Важным фактором этого процесса являлась взаимосвязанность политического, торгово-экономического, культурного развития двух империй — Российской и Австрийской. Взаимосвязанность не влекла за собой ровной доброжелательности в общественном мнении, в общем отношении в связи с разницей как религиозных и в целом культурных традиций, так, конечно, и политических интересов. Не случайно, несмотря на то, что с 1815 года Россия и Австрия были официальными военно-политическими союзниками, на протяжении всего XIX века в австрийской публицистике и художественной литературе создаются негативные образы России и русских. Это образы военно-политического государства-агрессора с акцентами на чертах враждебности, варварства, азиатчины и консерватизма.

В целом австрийский миф вписывается в общеевропейское длительное движение в осмыслении русского мира от полюса «варварское», «дикарское», «агрессивное» к полюсу «богоотмеченное», «душевное», «духовное» (и обратно). Само собой разумеется, что это не однонаправленное, раз и навсегда заданное движение: оно подразумевает и возвраты, и «топтание на месте», и совмещение полюсов.

В то же время важно понимать своеобразие идеи «австрийскости», которая выросла из соединения германского, славянского, венгерского, турецкого, итальянского и еврейского элементов. Это причудливое соединение разных культурных кодов отдаляет австрийскую культуру от немецкой и как бы изнутри приближает к русской. В этом смысле особенно показателен пример Р. М. Рильке «с его глубокой любовью к таким чертам русской культуры, как душевность, религиозность сознания, созерцательность».

В разделе немецкого мифа о России на основе подробного анализа и интересных наблюдений делаются выводы о том, что представления немцев о России, складывающиеся начиная с эпохи Средневековья, отличаются инертностью, стереотипностью. В ядро мифа входят образы страны «огромных размеров, многочисленного населения, способного победить противостоящие страны и народы, сурового климата. Эти характеристики мифологизируются, абсолютизируются: страна не просто большая, но огромная, богатство несметное», власть абсолютно деспотическая. Как большая идея-образ выделяется суровость климата Руси (ассоциирующейся с ужасающим морозом, снегом, льдом). Именно этот элемент становится структурообразующим для модификаций образа страны вплоть до конца XIX века. В XIX — начале XX века в миф о России в немецкой культуре входят представления об особенностях русского характера: «эмоциональности и отзывчивости русского человека, его неустойчивости и несамостоятельности», его терпении и склонности к подчинению, к фатализму, о его патриотизме, душевной тонкости и природном уме. Отголоски этих представлений можно найти в современных немецких книгах и статьях о России.

Схожее можно сказать и о мифе о России во французской культуре. Россия была предметом некоторого внимания уже в средневековой Франции, когда представления о ней связаны с образом «большой территории в совершенно определённой части Европы». В XVI веке Московия возникает на страницах французских романов как «край» света, обещающий могущество и несметные богатства. Эпоха Просвещения (XVIII в.) создала образ России как сильного, опасного государства и большой, значимой для Европы страны. В XIX веке, в частности, в связи с воздействием книги А. де Кюстина «Россия в 1839 году», во Франции складывается образ России как «страны фасадов», в которой жестокость и дикие нравы искусно прикрыты внешней приветливостью и добросердечностью. Особые страницы истории французского мифа о России — «мода» на русскую духовность и достижения культуры на рубеже XIX–XX веков, вера в русскую революцию и в СССР и антисоветские настроения с 1930-х годов.

Как показывают изложенные в соответствующем разделе сайта результаты исследования, сегодня сложная структура французского мифа о России включает в себя самые разные представления. От смыслового комплекса «страна агрессивных людей, склонных ко всяческим человеческим слабостям» и «страна, лишённая нравственных императивов, растерявшая положительный потенциал, накопленный со времен французских просветителей и писателей-романтиков XIX века», до смыслового комплекса «страна-спасительница, место силы и пассионарности». Практически во все периоды формирования французского мифа о России неизменным оставалось негативное отталкивание от русского мира как «чужого». Основную причину этому следует искать в расхождении в национальных системах ценностей: основные характеристики французской культуры — индивидуализм и личная свобода — существенно расходятся с такими ценностями русского мира как индивидуальность в единстве и внутренне ощущаемый долг (совесть).

Обобщая, подчеркнём, что сайт имеет одну важную особенность: он адресован как широкой российской, так и европейской аудитории интернет-пользователей, поскольку существует как в русскоязычном варианте, так и в вариантах английском, (пока отчасти) немецком и французском. Таким образом, он стремится донести как до русского, так и до зарубежного сообщества — в первую очередь, до широкой европейской интернет-аудитории — системные сведения об истории формирования и существования представлений о России в различных европейских странах. Раскрывая глубинные причины современного негативного восприятия России в Европе, сайт утверждает мысль о неизбежности внутреннего расстояния между производимыми и воспроизводимыми смыслами русской культуры.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru