Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№02, Февраль 2020

ПОВЕСТКА ДНЯ

Лев КРИШТАПОВИЧ
Возвращение домой

 

Наши президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин квалифицировали развал СССР как «величайшую геополитическую катастрофу ХХ века».

Как правило, при анализе этой «геополитической катастрофы ХХ века» ограничиваются узко экономическим подходом. Обычно говорят о падении валового внутреннего продукта, снижении жизненного уровня народа, разрыве производственных и кооперационных связей, демографическом кризисе, деградации науки и культуры и т. п. Разумеется, всё это правильно. Но все эти перечисления негативных последствий разрушения СССР для наших народов не замечают главного. А именно: основной удар разрушители СССР направляли против нашей общерусской цивилизации, против исторического сознания наших народов. Причём не только против советской истории, но и против всей общерусской цивилизации.

Почему вокруг Союзного государства Белоруссии и России, единства наших братских народов разворачивается не только много дискуссий, высказывается не только много различных, зачастую прямо противоположных, мнений, но и ведётся масштабная информационная война? Потому что противники Союзного государства прекрасно понимают: народы, лишённые исторической памяти, утратившие свои цивилизационные характеристики, не способны ни к какой исторической жизни. Они оказываются вне исторического времени и пространства, исчезают из истории как народы.

Необходимо уяснить, что без России, без русского народа Белоруссия и белорусы давно уже исчезли бы, и вместо Белоруссии были бы польские кресы, а вместо белорусов — аморфный этнографический материал и польские осадники.

Таким образом, Союзное государство объективно является ключевым вопросом постсоветской действительности для понимания дальнейших перспектив развития наших стран. Выход наших народов на союзную траекторию движения означает их возвращение в свою общерусскую цивилизацию, в свою общерусскую историю. Но возвращение в свою цивилизацию — в то же время возвращение в свою государственность, следовательно, это восстановление независимости и своего суверенитета. В самом деле, если наши народы окончательно возвратятся в общерусскую цивилизацию, то тогда все попытки противников Союзного государства навязать Белоруссии и России политику продолжения геополитической катастрофы потерпят крах.

Чтобы дезориентировать и деисторизировать сознание наших граждан и тем самым максимально затруднить, а то и вовсе остановить движение наших стран по пути союзного строительства, противники Союзного государства подменяют цивилизацию географией, а национально-культурные ценности наших народов — так называемыми европейскими ценностями. Применительно к Белоруссии это выражается в навязывании нашему народу ценностей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой как ценностей европейских.

Логика их такова: раз Белоруссия в географическом отношении является европейской страной, то, следовательно, она принадлежит к европейской цивилизации и европейской государственности. Отсюда их детсадовское желание сделать из Белоруссии восточнославянскую Швейцарию. Но такая логика абсолютно ошибочна, поскольку никакими европейцами белорусы не станут. В действительности, утратив свою идентичность, они выпадут из Истории как таковой.

От того, что Белоруссия в географическом плане относится к европейской территории, ещё нисколько не вытекает её принадлежность к европейской цивилизации. Да, географически Белоруссия является европейской страной и, можно сказать, находится в центре Европы, но по своей цивилизационной природе Белоруссия представляет собой западный предел общерусской цивилизации. Цивилизационная природа Белоруссии — общерусская. Это бесспорный философско-исторический факт, что и зафиксировано в самом этнониме (белорус) нашего народа. Кстати, первые святые православной церкви, заступники Русской земли и покровители русской государственности, сыновья великого князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко Борис и Глеб были наиболее почитаемы в Западной Руси, то есть на территории современной Белоруссии. Именно в Гродно, на высоком берегу Немана в середине XII века была сооружена церковь в честь Бориса и Глеба, прозванная впоследствии Коложской, как духовного форпоста общерусской цивилизации на её западной границе.

Вот почему недопустимо смешивать географию с цивилизацией как при изучении истории и государственности, так и при разработке стратегии развития Белоруссии, что постоянно делают белорусские политики, историки и культурологи, не понимающие принципиальной разницы между географическими признаками страны и национально-культурными ценностями народа.

Только признание общерусской цивилизационной природы Белоруссии избавит нашу республику от геополитических шараханий и обеспечит самостоятельность белорусского внешнеполитического курса, ибо тогда для западных дипломатов станет ясно, что их попытки навязать Белоруссии любые антироссийские, антисоюзные формы партнёрства, игнорируя её общерусскую цивилизационную идентичность, обречены на провал.

Поэтому совершенно неправильно изображать нашу республику как нечто промежуточное между Востоком и Западом, как некий мост между Россией и Европейским союзом. Никто не спорит, что Белоруссия должна эффективно использовать своё географическое положение в плане укрепления сотрудничества и безопасности с Евросоюзом. Но не надо забывать при этом общерусскую цивилизационную природу и вытекающую из этой природы обязанность активно участвовать в межцивилизационном, межкультурном диалоге между Русской цивилизацией и Европейской цивилизацией, между Русским миром и Западным миром. А это можно эффективно осуществлять лишь при условии создания Союзного государства как одного из цивилизационных центров современного мира.

Здесь важно понять, что общерусская цивилизационная суверенность Белоруссии является фундаментом политической суверенности . Не обладая общерусской цивилизационной суверенностью, нельзя обладать и государственным суверенитетом. Геополитическая катастрофа (разрушение СССР) как раз нанесла сильнейший удар по общерусской цивилизационной суверенности наших народов, а тем самым и по государственному суверенитету постсоветских образований .

Возьмем, к примеру, Украину. Разрушив СССР и отказавшись от признания Украины составной частью общерусской цивилизации (напомним книгу бывшего президента Украины Леонида Кучмы «Украина — не Россия»), украинская элита тем самым отказалась от цивилизационной суверенности украинского народа, следовательно, потеряла и государственный суверенитет. Отсюда так называемая «евроинтеграция» Украины, которую исповедуют «украинизаторы». Ядро их состоит из мелких торговцев, чиновников, литераторов, певцов и певичек, представителей многочисленных экспертных сообществ, для которых перспективы такой квазиевроинтеграции сопряжены с выгодами власти и больших денег, даже если всё это основано на махровом бандеровском фашизме и повальном разорении народа.

Очевидно, что украинской «евроинтеграции» как некоего народного движения не существует, есть только работа преимущественно полуинтеллигенции — от одного берега отплыли, а к другому не приплыли. Деятельность эта своекорыстная, эгоистическая, поддерживаемая идеологически, дипломатически, политически, финансово США и Евросоюзом.

Общерусская цивилизационная суверенность Белоруссии — это и есть основа Союзного государства, благодаря которому только и возможно сохранение белорусской нации и белорусского государства, а следовательно, восстановление, обретение реальной независимости и суверенитета Белоруссии . Выдающийся немецкий социал-демократ Август Бебель в ответ на славословия своих политических противников в его адрес в сердцах воскликнул: «Старый Бебель, какую глупость ты совершил, что заслужил похвалу врага!». «Белорусизаторы», не утруждая себя анализом своей деятельности, не подозревают, что похвала закоренелых русофобов в их адрес — свидетельство их беспросветной глупости.

Союзное государство Белоруссии и России положило начало интеграции на постсоветском пространстве, возвращения наших братских народов в свою общерусскую цивилизацию. В этом и заключается сущность белорусского пути, белорусской модели развития. Белорусский путь — это путь отказа от удельного интереса, от навязываемого «европеизма», путь на интеграцию, на союзный интерес, справедливость, дружбу народов, то есть всего того, что было характерно до геополитической катастрофы.

Надо уметь видеть принципиальное различие между белорусским самосознанием и «белорусизаторской» идеологией, которая без всяких на то оснований выдается за белорусскость.

Белорусское самосознание неотделимо от общерусской ментальности, общерусской цивилизационной суверенности.

«Белорусизаторская» же идеология, напротив, противопоставляет себя общерусскости, разводит белорусов и русских по разные стороны цивилизационного развития, что абсолютно не соответствует природе белорусского самосознания.

Именно это различие позволяет понять разницу между белорусами и «белорусизаторами» в отношении возникающих дискуссий вокруг вопроса углубления интеграции между Белоруссией и Россией. Белорусы подходят к этим спорам примерно так же, как к спорам между родственниками в одной семье. Ведь даже в дружной семье возможны споры, конфликты на меркантильной основе. Но этот меркантилизм не разрушает семьи, пока сохраняется семейная суверенность, то есть признание и сохранение семейного родства, семейной общности, семейного очага. Аналогично и в ситуации с углублением интеграции Белоруссии и России. Меркантильные вопросы, возникающие вокруг союзного строительства, не разрушают Союзного государства, поскольку сохраняется признание нашей цивилизационной общности, нашей цивилизационной суверенности. Эти споры, так сказать, в рамках своей цивилизационной семьи.

«Белорусизаторы» же используют эти меркантильные споры вокруг белорусско-российской интеграции не для решения возникающих проблем, а для торпедирования Союзного государства, для разрыва нашего цивилизационного единства, нашей цивилизационной суверенности. Отсюда и их альянс с западными русофобами. Поэтому, говоря о союзном строительстве, надо видеть разницу по этому вопросу между белорусами и «белорусизаторами».

Белорусы — сторонники сохранения цивилизационного единства Белоруссии и России, признания русского языка не только государственным, но и родным языком, строительства Союзного государства на основе общерусской цивилизационной суверенности.

«Белорусизаторы» — разрушители цивилизационного единства белорусов и русских, оголтелые языковые русофобы и ярые противники Союзного государства, следовательно, разрушители и белорусской идентичности, и белорусской государственности. Их можно назвать «белорусизаторскими» бандеровцами. Само собой разумеется, что никакого отношения к белорусскому самосознанию они не имеют и по отношению к белорусам образуют мизерную часть в белорусском обществе. Собственно говоря, это часть чиновничества и идеологических коллаборационистов, для которых «белорусизация» — лишь ширма для приобретения «карты поляка» —своеобразной индульгенции для этой публики со стороны современных западных инквизиторов.

Отсюда должна быть понятна неприемлемость так называемой «евроинтеграции», «Восточного партнёрства», «партнёрства» с НАТО и всех других программ евроатлантического сотрудничества, которые навязываются Западом Белоруссии. Ибо эта квазиевроинтеграция основывается на геополитической катастрофе, исходит из политики консервации внешнего управления на наших землях путём закрепления постсоветского пространства в дезинтеграционном состоянии. Другими словами, евроинтеграция осуществляется на основе принципа глобализма (империализма), то есть однополярного мироустройства, а Союзное государство — на основе принципа диалога цивилизаций, то есть многополярного миропорядка. Как нельзя соединить однополярное мироустройство с многополярным, так невозможно сопрягать Союзное государство с евроинтеграцией.

Минск

КРИШТАПОВИЧ Лев Евстафьевич,

доктор философских наук, профессор

ПО ТЕМЕ

Белорусская идентичность:

между русофильством и западничеством

Белоруссия и Украина могут рассматриваться как своеобразные части Русского мира («Западная Русь»), где кризис русской цивилизации обрёл специфическое региональное измерение.

Белорусский и украинский национализм явились реакцией на самоедское западничество, развившееся в культуре вестернизированной послепетровской России. Это был проект утверждения собственной принадлежности Европе через бегство от «варварской Москвы». Безусловно, свою роль в развитии белорусского и украинского национализма сыграли и внешние факторы, такие как заинтересованность геополитических конкурентов России в её ослаблении через дробление восточнославянского ядра на конкурентные группы. Однако реализация этого была бы невозможна без глубинной внутренней слабости «русского мира», связанной с комплексом неполноценности перед «цивилизованной Европой».

Что касается Белоруссии и Украины, то здесь драматическое противоборство западничества и русофильства продолжается. С одной стороны, цивилизационная гравитация России оказалась достаточно мощной, чтобы поддерживать здесь существование сил, ориентированных на общерусский проект. В то же время внутренние слабости русской цивилизации и перманентное «возмущающее» воздействие со стороны Европы препятствуют реализации этого проекта.

Крах коммунизма и распад СССР знаменовали собой очередной кризис русской цивилизации. При этом триумф «западных ценностей», формирование и расширение на восток ЕС работали на рост западнических настроений в ставших независимыми Белоруссии и Украине. Вместе с тем ситуация в Белоруссии и на Украине развивалась принципиально по-разному.

На Украине, где удалось создать плацдарм украинского национализма в западных регионах, происходила драматическая экспансия националистических настроений и западнических устремлений в центральные и юго-восточные регионы. Результатом этого стала нарастающая поляризация и фрагментация общества, вылившаяся в вооружённое противостояние 2014 года.

В Белоруссии, где прозападный национализм так и не создал своего «региона базирования», оставшись течением, ограниченным преимущественно гуманитарной интеллигенцией, ориентация на сохранение тесных политических и экономических связей с Россией стала основой государственной политики.

Вместе с тем деструктивный потенциал украинского национализма, не оставшийся незамеченным в Белоруссии, а также пробуксовка европейского проекта, очевидно, исчерпавшего лимит расширения и столкнувшегося с серьёзными трудностями, на сегодняшний день объективно ослабляют позиции белорусского западничества. А это, в свою очередь, открывает неплохие перспективы для реализации белорусского политического проекта как части Русского мира, где Белоруссия выступает в качестве западнорусского государства в тесном союзе с Россией.

Всеволод ШИМОВ

https://zapadrus.su/zaprus/istbl/1515-html


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru