Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№7, Июль 2020

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

Сергей ПОНОМАРЁВ
Курильский аспект

 

Сахалинское областное отделение Русского географического общества и Сахалинское региональное отделение Общероссийского общественного Движения поддержки флота выпустило сборник «Курильский аспект». В нём рассматривается деятельность органов власти и общественности Сахалинской области по сохранению территориальной целостности России. Представлены документы 1947–2019 годов. Автор-составитель — Сергей Алексеевич ПОНОМАРЁВ, общественный деятель и публицист. В журнале «Стратегия России» печатались его работы о притязаниях Японии на Курильские острова. Публикуем фрагменты из вступительного очерка в сборнике «Курильский аспект» и некоторые документы органов власти Сахалинской области. С высоты нашего сегодняшнего исторического опыта их очень интересно читать...

Географически Сахалинская область Российской Федерации — многоостровная и состоит из двух чётко выделенных субрегионов: острова Сахалин с прилегающими островами и Курильского архипелага. Правовой основой для владения Советским Союзом территориями южного Сахалина и Курильских островов является решение от 11 февраля 1945 года Ялтинской (Крымской) конференции руководителей СССР, США и Великобритании, держав — основательниц Организации Объединённых Наций (ООН) и военных противников Японии, об отторжении у неё этих территорий в пользу СССР. А также ряд других документов международного права.

САМОСОХРАНЕНИЕ КАК МОТИВАЦИЯ

В социологическом смысле территорией является та часть земной поверхности, на которой происходит интеграция деятельности социума и его территориальная саморефлексия. Иначе говоря, территория объективируется общественным сознанием и включается в структуру социальных действий.

Общественное поведение сахалинцев и курильчан, несомненно, носит выраженный территориальный характер, определяемый спецификой Дальнего Востока, отнесением части территорий к так называемым «районам, приравненным к районам Крайнего Севера», а другой части — непосредственно к районам Крайнего Севера (в том числе всех трёх районов, расположенных на Курильских островах). Влияет также островное и приграничное положение области, осложнённое территориальными претензиями сопредельного государства, не встречающими зачастую должного отпора со стороны руководства Российской Федерации.

Может возникнуть вопрос, чем вызвано принятие на региональном уровне столь значительного с 1990 года объёма документов по данному вопросу. Дело в том, что союзный (1989–1991), а после распада СССР и федеральный центр (с 1991) демонстрировали дрейф в сторону позиции Японии. Двусмысленно, а иногда и недвусмысленно заявлялось о готовности территориальных уступок. Именно позиция руководства Российской Федерации, а вовсе не притязания Японии, — основной провоцирующий фактор для деятельности властей и общественности Сахалинской области в сохранении территориальной целостности Сахалинской области как части территории России. Заявления общественности по этому вопросу, внешне обусловленные действиями японской стороны, даже формально адресованные японской стороне, фактически первым адресом (не всегда упоминаемым) имели руководство Российской Федерации.

Население и представительный орган субъекта Федерации не могут быть безучастными, когда под угрозой изъятия у Сахалинской области уже находится 6 процентов территории, а в перспективе — более половины. Ведь претензии некоторых японских кругов распространяются не только на южные, но на все Курильские острова, а также на Южный Сахалин.

В ряду государственно-правовых субъектов (партий, территорий и т. д.) Сахалинская область была и остаётся объективно самым мотивированным. Поэтому именно она и взяла с 1990 года на себя роль центра силы, давления и концентрации усилий по самосохранению, а через это — к сохранению территориальной целостности России.

Можно предположить, что эта роль исторически была временной, компенсирующей слабость федерального центра, до момента должного утверждения его позиции по территориальному вопросу. Ведь практическая деятельность центральных властей по защите суверенитета страны в советский период не вызывала каких-либо сомнений у населения приграничных территорий.

В соответствии с ныне действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года обеспечение целостности и неприкосновенности территории является общефедеральной задачей (часть 3 статьи 4). Это позволяло региону через смежные с вопросами суверенитета вопросы влиять на вопросы так называемой исключительной компетенции Российской Федерации.

С другой стороны, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (часть 1 статьи 3 Конституции РФ). Именно интерес народа — личный, корпоративный, общественный, региональный и чётко осознаваемый в регионе общегосударственный интерес питал и питает продолжающееся в Сахалинской области движение за сохранение территориальной целостности государства.

С момента образования Сахалинской области её органы власти в той или иной мере, представляя интересы населения области и будучи предназначенными для территориальной саморефлексии, вели разнообразную и значительную по объёму деятельность по сохранению территориальной целостности Российской Федерации, прежде всего нынешней территории Сахалинской области.

ПОСЛЕВОЕННОЕ ОСВОЕНИЕ КУРИЛ

С 1945 до 1990 года эта деятельность применительно к Курильским островам носила в основном хозяйственный характер. Внешнеполитической повесткой органы власти и общественность Сахалинской области не занимались, хотя зачастую своевременно и квалифицированно о ней информировались.

Основными, ставшими на многие годы традиционными, проблемами Курильских островов в составе новообразованной Сахалинской области в границах 1947 года, стали проблемы транспортной доступности, связи, энергетики и кадровая проблема в звеньях «руководители» и «специалисты».

В целях быстрейшего восстановления рыбной промышленности, средств связи, улучшения постановки народного образования, здравоохранения, жилищно-бытовых и культурных нужд, а также обеспечения продуктами и промтоварами трудящихся Северо-Курильского, Курильского и Южно-Курильского районов, бюро обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся 7 августа 1947 года принимают совместное решение комплексного характера «О мерах помощи районам Курильских островов» из 38 пунктов (док. № 1). Главсахалинрыбпром этим решением обязывался завезти на Курилы путинные материалы и к 1 ноября вывезти уловы 1946–1947 годов. Приняли к сведению заявление о том, что к 1 ноября будет организовано регулярное движение шхуны между Корсаковом и Южно-Курильском.

Областное управление связи в целях организации нормальной связи с Курильскими островами обязывалось принять у Южно-Курильского рыбрайона радиостанцию на 500 ватт, организовать обслуживание населения Южно-Курильска. Установить на Шикотане радиоузел на 100 ватт, радиоузлы в гг. Курильске и Северо-Курильске. Увеличить время работы радиостанций всех районов на Курильских островах с радиостанциями Сахалина до 15 часов в сутки. Восстановить до 15 августа 1947 года радиосвязь г. Северо-Курильска с г. Петропавловском-на-Камчатке, запретить ограничивать передачу и приём радиотелеграмм с Курильских островов. А также открыть в Северо-Курильском районе 5 (!) почтовых отделений, в Курильском — одно, а в Южно-Курильском — два. Облуправление сберкасс обязывалось открыть во всех почтовых отделениях сберегательные кассы.

Командующего ДВВО т. Крылова просили передать гражданским органам связи телефонные линии на южных и средних Курилах. Облторготделу и Рыболовпотребсоюзу предписывалось немедленно завезти в Южно-Курильский и Курильский районы мисо и сою для снабжения японского населения. Курильскому Госрыбтресту поручалось выделить в Северо-Курильском районе один катер для внутрирайонной связи, а райисполкому — установить тарифы платы за проезд и график движения.

Решено было просить ЦК ВКП(б) разрешить открыть на Курильских островах три районные газеты.

Несмотря на эти меры, на первой Сахалинской областной партийной конференции, проводившейся 27–28 октября 1947 года, констатировались многие проблемы Курильских островов: отсутствие связи с островами, отсутствие рыбы (!) в снабжении войск, расположенных на Курилах, отсутствие постоянного населения в Северо-Курильске, где в сентябре 1947 года 60% населения составляли граждане Кореи. Исключительно тяжёлым наследством, доставшимся от японцев, являлось отсутствие жилого фонда. Люди жили в землянках. Руководство области было подвергнуто серьёзной критике.

Как сообщил управляющий трестом «Главсахалинрыбпром» Джапаридзе, «на Сахалин и Курильские острова в нашу промышленность прибыло 24 тысячи рабочих и вторых членов семей, которые могут в путину работать, в количестве 66 тысяч человек. Кроме, того, завезены сюда 46 тысяч корейцев, которые работают на наших предприятиях».

Внешнеполитическую информацию представил конференции её делегат, командующий Дальневосточным военным округом, штаб которого в 1945–1953 годах располагался в Южно-Сахалинске, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Н. И. Крылов:

«Американские экспансионисты хотели бы заполучить базы и на Курильских островах. Так, например, комиссия по морским делам палаты представителей США сделала рекомендацию правительству иметь оборонительные сооружения, морские и авиационные базы на Курильских островах. Пытаясь достигнуть этой цели, американцы прибегали и прибегают к различным манёврам. С одной стороны ставится под сомнение решение Крымской конференции в отношении Курильских островов, с другой стороны разжигаются захватнические стремления японских империалистов за отторжение от СССР южных островов Курильской гряды, которые якобы имеют жизненно-важное значение для Японии. Так, по подстрекательству представителей американской контрразведки в Японии, этот вопрос недавно был поднят в японском парламенте. Неудивительно, что в таких условиях японские милитаристы вновь поднимают голову и открыто выступают с агрессивными намерениями против Советского Союза. Нельзя забывать и о той подрывной и разведывательной деятельности, которая ведётся американцами против Советского Союза. Ведя разведку наших Дальневосточных рубежей, в частности, нашей области, американцы широко используют благоприятные условия, созданные репатриацией японского населения. Нам известно, что каждый японец в возрасте от 16 лет и старше, репатриированный с южного Сахалина и Курильских островов, подвергается американцами тщательному допросу. У него выведывают всё, что касается нашей политики, промышленности, транспорта, военных мероприятий, жизни и быта советских людей, чтобы всяческими путями оклеветать социалистическое государство рабочих и крестьян, а наши горе-руководители помогают им».

Репатриация японского населения с южных Курил была полностью закончена в августе 1948 года, что, несомненно, способствовало укреплению территориальной целостности страны. В 1949 году в Южно-Курильске проживало уже 2500 советских граждан в 219 домах. Обеспеченность жилплощадью составляла 5,9 квадратных метра на человека. Здесь же находился рыбокомбинат с планом выпуска валовой продукции в год на 1800 тысяч рублей, консервный завод, две засольные базы, судоремонтная мастерская, лесопильный завод и промкомбинат, транспортно-складская контора, подведомственные Главсахалинрыбпрому Министерства рыбной промышленности СССР.

Кроме того, в посёлке располагались все районные организации, в том числе и управление южного рыбрайона, которому подчинялись предприятия рыбной промышленности, расположенные на островах не только Южно-Курильского, но и Курильского района.

Руководство области предпринимало в этот период обследование Курильских островов бригадами обкома партии и облисполкома. В докладной записке такой бригады от 5 июня 1950 года констатировалось: «Будучи в командировке в Южно-Курильском, Курильском и Северо-Курильском районах, ознакомившись на месте с бытовым и хозяйственным устройством населения, с работой советских, партийных и хозяйственных организаций, установлено, что все районы требуют срочной помощи со стороны советских, партийных, и хозяйственных организаций в обеспечении продуктами, промышленными товарами и укреплении кадрами».

Были сделаны адресные предложения по ведомствам и районам. Так, Главсахалинрыбпрому по Южно-Курильскому р-ну предлагалось перевести Серноводский лесозавод на выпуск стандартных домиков для рыбаков; установить единые цены на пиломатериал, заготовляемый на месте. Передать строящееся помещение конторы рыбокомбината для использования под больницу и амбулаторию. Ликвидировать задолженность Южно-Курильского рыбокомбината по зарплате рабочим и служащим за апрель, май, июнь 1950 года и произвести расчёт с прибывшими промпереселенцами по договорам.

Любопытным был такой пункт: прекратить вывозку леса (! — С. П.) с южных Курил на Сахалин.

Проверяющие сочли, что исполкому областного Совета депутатов трудящихся необходимо тоже решить немало вопросов жизнеобеспечения островов, в том числе в медицинском обслуживании и ремонте жилья и школ.

Областному торговому отделу и Рыболовпотребсоюзу предлагалось по Южно-Курильскому району завезти в течение июля — августа полный ассортимент товаров и продуктов. Промышленных товаров почти не было, а из продуктов имелась только мука, манная крупа и жиры. Сахалинскому пароходству предписывалось установить регулярные рейсы парохода «Чита» и грузовых пароходов с заходом для разгрузки грузов и высадки пассажиров непосредственно в Курильск (остров Итуруп).

Через неделю бюро обкома партии дало ход докладной записке, и в течение июля 1950 года началась реализация предложений.

Власти Сахалинской области занимались в этот период и изменением управленческой схемы на Курильских островах. Например, в 1948 году ходатайствовали перед ЦК ВКП(б) об упразднении сельсовета в рабочем посёлке Южно-Курильск на Кунашире, образовании Компанейского сельского совета на о. Уруп в Курильском районе с подчинением ему населённых пунктов Седое, Рябиновка. В 1955 году, учитывая, что с территории Рифовского сельского Совета (Северо-Курильский район) выехало всё население и что в дальнейшем предприятия рыбной промышленности, расположенные в сёлах Рифовое, Левашово, Прибрежное, будут использоваться как сезонные предприятия, ходатайствовали о ликвидации этого сельсовета.

Аукнулось и непродуманное решение Хрущёва о передаче Шикотана Японии. Свидетельством принудительного выселения населения с острова и подготовки к передаче было решение Сахоблисполкома от 15 октября 1957 года об упразднении Мало-Курильского сельского совета «в связи с ликвидацией предприятий и организаций, расположенных на территории Мало-Курильского сельского Совета Южно-Курильского района, и выездом всего населения».

После 1960 года, когда СССР отозвал подпись под советско-японской Декларацией, Советы на Шикотане были восстановлены. Соответственно, пришлось снова восстанавливать как производство, так и социальную инфраструктуру. Характерным для этого периода было принятие, например, таких решений, как об определении степени перспективности развития тех или иных населённых пунктов. Это влекло разный порядок строительства и выделения средств на застройку.

Можно сказать, что в плановом порядке решались как стратегические вопросы, так и текущие (транспортные и снабженческие), а также вопросы обеспечения духовного единства страны. Конечно, власти реагировали и на случаи стихийных бедствий (цунами 1952 года, например) и иных чрезвычайных ситуаций.

В июле 1946 года на Курильских островах насчитывалось 9,8 тысячи советских граждан. В 1949 году их было уже 19 тысяч человек. Из них в Курильском районе проживало 5,9 тысячи, в Северо-Курильском — 6,7 тысячи, в Южно-Курильском — 6,4 тысячи человек.

Как указывает В. В. Щеглов, в результате укрупнения рыболовецких колхозов, проводимого в Сахалинской области с начала 1950-х годов, их количество сократилось с 93 до 66, а затем до 10. В Курильском и Южно-Курильском районах осталось по одному рыбколхозу. В результате только в 1962–1964 годах из списков населённых пунктов в Северо-Курильском районе было исключено 36 населённых пунктов (осталось 6), в Курильском районе — 57 (осталось 16), в Южно-Курильском — 89 посёлков (осталось 15). На месте упразднённых поселков остались руины.

Отсталость развития Курильских островов начала преодолеваться в 10-й пятилетке (1976–1980 годы), когда была отстроена инфраструктура курильских райцентров. Жилфонд Курильского района увеличился в 2,6 раза, Северо-Курильского — в 5,9 раза, однако уровень обеспеченности жильём на Курилах оставался самым низким в Сахалинской области.

И всё же о привлекательности Курильских островов в поздний советский период свидетельствует динамика роста населения. В 1970–1989 годах численность населения Курильского района выросла с 3,8 тысячи человек до 10,6 тысячи; Северо-Курильского района — с 3,9 тысячи человек до 5,3 тысячи; а Южно-Курильского — с 7,2 тысячи до 13,6 тысячи человек. На всех островах Курильского архипелага — с 14,9 тысячи человек до 29,5 тысячи.

Документы

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 2 февраля 1946 года

О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи южной части острова Сахалин и Курильских островов

1. Установить, что с 20 сентября 1945 г. вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

2. Установить, что с 20 сентября 1945 г. являются национализированными:

а) находящиеся на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов банки, другие кредитные учреждения, ссудосберегательные кассы, а также железнодорожный и водный транспорт и средства связи;

б) находящиеся на территории южной части острова Сахалина и Курильских островов предприятия всех отраслей промышленности с числом рабочих свыше 10 человек.

3. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР утвердить перечень промышленных предприятий, подлежащих национализации, в соответствии со статьёй 2 настоящего Указа.

4. Кроме указанных в статье 2 предприятий подлежат национализации:

а) все частновладельческие сельскохозяйственные фермы с земельной площадью свыше 50 гектаров;

б) больницы, крупные аптеки, аптекарские склады, санатории;

в) складские помещения торговых фирм;

г) начальные, средние, высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения;

д) кинематографы, театры;

е) крупные гостиницы, крупные домовладения, а также дома, хозяева которых сбежали из южной части острова Сахалина;

ж) электросети и водопроводно-канализационные сооружения.

5. Поручить Совету Народных Комиссаров РСФСР установить перечень предприятий, домов и учреждений, подлежащих национализации, в соответствии со статьёй 4 настоящего Указа.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. И. Калинин

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. Ф. Горкин

Москва, Кремль.

2 февраля 1946 года

***

ИЗ ПРОТОКОЛА

первой Сахалинской областной партийной конференции

От 27–28 октября 1947 года, г. Южно-Сахалинск

Тов. Мельник Д. Н.:

Товарищи! 2 января 1947 года Президиум Верховного Совета Союза ССР своим Указом утвердил представление Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о ликвидации Южно-Сахалинской области и включении её территории в состав Сахалинской области. Этим же Указом Сахалинская область выделена из состава Хабаровского края.

Новое административно-территориальное устройство Сахалина — признак его огромного политического и хозяйственного роста и значения для нашей страны.

С освобождением нашей славной Советской армией южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков началась напряжённая работа по восстановлению и реконструкции промышленности области. В южную часть области и на Курильские острова прибыли десятки тысяч советских людей, прибыли тысячи коммунистов, были созданы партийные организации, которые играли и будут играть решающую роль в освоении Сахалина и Курильских островов. Усилиями советских патриотов в небывало короткие сроки на освобождённой земле забила новая, советская жизнь.

Товарищи! Наряду с тем, что наша область имеет большое военно-стратегическое значение для страны, так как является важнейшим опорным пунктом нашей Родины на Тихом океане и «служит средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны» (Сталин), область имеет и большое экономическое значение. В области расположены 420 различных предприятий рыбной промышленности, 29 угольных шахт, 9 бумкомбинатов, 11 лесокомбинатов, 3 нефтяных промысла, 85 колхозов, 8 совхозов, 4 МТС и более 500 различных предприятий пищевой, вкусовой, местной и других отраслей промышленности.

Только в этом году промышленность нашей области должна дать стране 2 100 000 центнеров рыбы, что составляет 30% общего плана Министерства рыбной промышленности Восточных районов, 2 428 000 тонн угля, что составляет 4% общего плана Министерства угольной промышленности Восточных районов, 777 000 тонн нефти, что составляет около 10% плана Министерства, 117 000 тонн бумаги, что составляет около 18% выработки бумаги в стране, 1 500 000 кубометров леса, 100 000 декалитров спирта, сотни тысяч тонн полукокса и на миллионы рублей продукции местной пищевой промышленности.

Анализ работы промышленности и транспорта области
за 9 месяцев 1947 года

Рыбная промышленность на Сахалине занимает видное место среди всех отраслей промышленности, а на Курильских островах является единственной отраслью промышленности. Рыбная промышленность имеет 39 рыбокомбинатов, 169 рыбозаводов и рыбобаз, 2 судостроительные верфи, 2 крупных лесотарных комбината, 15 консервных заводов, 16 холодильников. ЦК ВКП(б) и советское правительство уделяли исключительное внимание рыбной промышленности нашей области. Достаточно сказать, что за два года мы получили 100 моторных катеров, 4 парохода, большое количество моторов и других материально-технических средств, всё время бесперебойно снабжались солью, горючим, канатом и сетеснастями.

За короткое время, за 1946–1947 годы, в рыбную промышленность направлено 24 тысячи советских граждан. Только в 1947 году переселено на южный Сахалин 32 рыболовецких колхоза. Многое сделано советским народом по перестройке рыбного хозяйства, оставшегося нам от японцев. Оно быстрыми темпами перестраивается на социалистической основе, перестраивается с таким расчётом, чтобы давать максимум пищевой высококачественной рыбопродукции.

Государственный план добычи рыбы в 1947 году Сахалинрыбпрому установлен в количестве 2 млн 100 тыс. центнеров, или на 615 тыс. центнеров больше, чем в 1946 году, а если сравнивать фактическую добычу прошлого года, то увеличение составляет почти в два раза.

***

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

От 5 июля 1950 г.

Секретарю Сахалинского обкома ВКП(б)

товарищу МЕЛЬНИКУ Д. Н.

Председателю Сахалинского облисполкома

товарищу ЕМЕЛЬЯНОВУ А. О.

Будучи в командировке в Южно-Курильском, Курильском и Северо-Курильском районах, ознакомившись на месте с бытовым и хозяйственным устройством населения, с работой советских, партийных и хозяйственных организаций, установлено, что все районы требуют срочной помощи со стороны советских, партийных и хозяйственных организаций в обеспечении продуктами, промышленными товарами и укреплении кадрами.

По Южно-Курильскому району:

Главсахалинрыбпрому необходимо решить следующие вопросы:

а) перевести Серноводский лесозавод на выпуск стандартных домиков для рыбаков;

б) установить единые цены на пиломатериал, заготовляемый на месте;

в) передать строящееся помещение конторы рыбокомбината для использования под больницу и амбулаторию;

г) ликвидировать задолженность Южно-Курильского рыбокомбината по зарплате рабочим и служащим за апрель, май, июнь 1950 года и произвести расчёт с прибывшими промпереселенцами по договорам;

д) срочно завезти для предприятий рыбной промышленности соляр и бензин, керосин, а также недостающее оборудование для пуска в строй холодильника;

е) командировать на работу в рыбокомбинат двух инженеров-технологов;

ж) прекратить вывозку леса с южных Курил на Сахалин;

з) организацию курсов мотористов на 100 человек произвести на Сахалине, а не в посёлке Южно-Курильске;

и) для Южно-Курильского рыбокомбината завезти в текущем году два гусеничных трактора.

Исполкому областного Совета депутатов трудящихся необходимо решить следующие вопросы:

а) срочно направить председателя Южно-Курильского райисполкома в связи с выездом т. Смирнова на учёбу;

б) войти с ходатайством в Правительство об открытии отделения Госбанка на острове Сикатан (так в тексте);

в) принять реальные меры в текущем году о вывозе лошадей с островов Сибоцу (ныне Зелёный), Тараку (Полонского), Юри (Юрий) и Сейсо (Танфильева) — в количестве 450 голов;

г) немедленно направить в Южно-Курильский район необходимые медикаменты для ветлечебницы;

д) выделить наряд на фураж в количестве 80–100 тонн для нужд исполкомовского хозяйства;

е) выделить фонды на горючее, а также принять меры к обеспечению строительными материалами: цемента — 50 тонн; гвоздей — 3 тонны; стекла — 25 ящиков;

ж) выделить одну грузовую автомашину;

з) увеличить ассигнования на ремонт жилого фонда в районном центре на 40 тыс. рублей, на окончание строительства и ремонт средней школы в Южно-Курильске — 100–120 тыс. рублей и на приобретение инвентаря и оборудования райисполкома и его отделов — 15–20 тыс. руб.

и) направить землеустроителя и зоотехника;

к) послать картофель для выдачи переселенцам по обменным квитанциям в количестве 60 тонн;

л) обеспечить посылку в Южно-Курильск пяти врачей, 8 фельдшеров, 7 медицинских сестёр, а также одного зуботехника;

м) принять меры к обеспечению больницы мягким и жёстким инвентарём.

Областному торговому отделу и Рыболовпотребсоюзу решить следующие вопросы:

а) произвести в течение июля — августа полный ассортимент товаропродуктов, так как промышленные товары почти отсутствуют, а из продуктов в наличии имеется только мука, манная крупа и жиры;

б) направить в распоряжение рыбкоопа одну грузовую автомашину;

в) разукрупнить рыбкооп и создать новый в пос. Серноводск;

г) принять меры к вывозу малоходовых и неходовых товаров, особенно хлопчатобумажной ткани; организовать своевременный сбор средств и сдачу их в Госбанк из торговых точек;

д) увеличить дополнительный лимит на хлеб;

е) направить в район учебно-наглядные пособия, художественную литературу и спортинвентарь;

ж) для бесперебойной работы хлебопекарен направить три тысячи штук огнеупорного кирпича.

Областной конторе Госбанка необходимо решить вопрос о строительстве государственного банка в Южно-Курильске.

Управлению связи (т. Пряхину) необходимо решить следующие вопросы:

а) направить в район телефонные аппараты, провод и горючее;

б) провести работу по радиофикации посёлков;

в) внести предложение о возможности установления телефонной связи внутри района.

Управлению кинопроката решить вопрос о расширении фонда кинокартин и их нормальном обмене.

Обкому ВКП(б) выделить автомашину ГАЗ-67 для райкома ВКП(б).

По Курильскому району

Главсахалинпрому решить следующие вопросы:

а) завезти для рыбокомбината соляр и бензин, а также строительный материал — железо кровельное, толь, гвозди, цемент, кирпич. Принять меры к обеспечению рыбокомбинатов брезентовыми чанами для засолки рыбы;

б) выделить два гусеничных трактора.

Исполкому областного Совета депутатов трудящихся необходимо решить следующие вопросы:

а) организовать сельский Совет на острове Уруп;

б) направить председателя райисполкома в связи с выездом т. Фроликова на учёбу;

в) рассмотреть вопрос о возможности введения в штат райФО старшего налогового инспектора и трёх налоговых агентов в населённых пунктах;

г) выделить райисполкому грузовую машину;

д) принять меры к завозу медикаментов в район;

е) решить вопрос о срочной передаче территории построек бывшей сейсмической станции Сяна Курильской сейсмической станции ввиду отказа в передаче указанных помещений воинской части;

ж) до 1 августа с. г. завезти 10 голов крупного рогатого скота для забоя на мясо;

з) принять меры к завозу оборудования мягким и жёстким инвентарём Курильской районной больнице;

и) выделить райисполкому 20 тыс. рублей на приобретение оборудования и инвентаря. Рыболовпотребсоюзу и облторготделу срочно решить вопрос о завозе в Курильский район товаропродуктов в полном ассортименте, предусмотрев направление груза в г. Курильск, а не в бухту Касатка.

Областной конторе Госбанка выделить 5 тыс. рублей на приобретение инвентаря для конторы Госбанка и 14 тыс. руб. на проведение ремонта помещений Госбанка.

Сахалинскому госморпароходству установить регулярные рейсы парохода «Чита» и грузовых пароходов с заходом для разгрузки грузов и высадки пассажиров непосредственно в Курильск;

Областному сельхозуправлению решить вопросы:

а) посылки плугов конных — 10 штук, пил, топоров, кос;

б) принять меры к завозу 200 голов коз и овец для продажи рабочим и 1000 цыплят;

в) запланировать строительство микрогэс на1951 год.

Управлению полиграфии и издательства — отгрузить для редакции районной газеты: газетную бумагу, плоскопечатную машину с полным оборудованием, сшивальную машину, шрифты, средние и большие верстаки, радиоприёмники и дерматин.

Обкому ВКП(б) направить автомашину ГАЗ-67 Курильскому райкому ВКП(б) и командировать на работу двух пропагандистов и секретаря районной газеты.

По Северo-Kурильскому району

Исполкому областного Совета депутатов трудящихся необходимо решить следующие вопросы:

а) послать на работу в качестве председателя одного из проверенных работников, имеющих опыт советской работы;

б) направить заврайздравом;

в) направить хирурга-полостника и рентгенолога;

г) срочно решить вопрос о выводе с острова Парамушир двух прокажённых;

д) направить в текущем году девять учителей начальных классов и девять преподавателей средних школ;

в) сделать заказ на поделку 150 парт и в разобранном виде направить в Северо-Курильск, так как изготовление их на месте невозможно.

ж) направить до 1 августа с. г. десять конных плугов, шесть соломорезок, пятьсот штук цыплят, а также изыскать возможности посылки на северные Курилы крупного рогатого скота и коз;

з) выделить для райисполкома 20 тыс. руб. на приобретение инвентаря и оборудования;

и) обеспечить выделение одного сейфа;

к) направить строительного материала для ремонта жилого фонда;

л) увеличить контингент коек в районной больнице до 35, одновременно увеличить ассигнования на 37 500 рублей;

м) выделить райисполкому одну грузовую машину;

н) командировать работника на должность заведующего райФО.

Обкому ВКП(б) решить следующие вопросы:

а) выделить легковую машину ГАЗ-67;

б) направить на работу двух пропагандистов;

в) выделить 3 тыс. руб. на расходы партийного кабинета;

г) направить лекторов;

д) финхозсектору удовлетворить заявку по смете райкома ВКП(б) в сумме 60 тыс. руб. и выделить два сейфа;

е) отделу лёгкой промышленности обкома ВКП(б) подобрать кандидатуру на должность управляющего Северо-Курильским рыбтрестом;

ж) оказать единовременную материальную помощь зав. отделом партийных, профсоюзных и комсомольских организаций т. КОПЫЛЕВИЧ в связи с тяжёлым материальным положением.

Секретарь обкома ВКП(б), Секретарь Сахалинского облисполкома

М. Колесников А. Подопригора

5 июля 1950 г.

***

Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)

Сахалинский областной комитет

ВЫПИСКА из протокола № 2/30

Заседания бюро Сахалинского обкома ВКП(б) от 12 июля 1950 г.

О предложениях бригады обкома ВКП(б) и облисполкома, обследовавшей районы Курильских островов.

Бюро обкома ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Поручить комиссии в составе: председателя Сахалинского облисполкома т. Емельянова А. О. (председатель), секретаря Сахалинского обкома — ВКП(б) т. Колесникова М. Д. и начальника Сахалинрыбпрома Джапаридзе В. А. в течение 10 дней рассмотреть материалы и предложения бригады, обследовавшей Курилы, и решить вопросы, поднятые партийными, советскими и хозяйственными организациями Курильских районов.

Секретарь Сахалинского обкома ВКП(б)

Д. Мельник

***

РАСПОРЯЖЕНИЕ № 169

Исполнительного Комитета

Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся

21 июля 1950 г.

Поручить начальнику областного управления связи т. Пряхину:

1. Подготовить и внести на исполком областного Совета депутатов трудящихся и Министру связи вопрос об установлении телефонной связи внутри Курильских районов и радиофикации посёлков, а также обеспечении телефонными аппаратами, проводом, горючим и другими материалами районных контор связи.

2. Дать указание районным конторам связи Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского районов о приёме ежедневной выручки из магазинов почтовыми отделениями и инкассацией их попутными или рейсовыми катерами.

Председатель Сахалинского облисполкома

А. Емельянов

Окончание следует


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru