Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№8, Август 2020

ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ

Сергей ПОНОМАРЁВ
Курильский аспект

 

Окончание. Начало в № 7, 2020.

Отсталость развития Курильских островов начала преодолеваться в 10-й пятилетке (1976–1980 годы), когда была отстроена инфраструктура курильских райцентров. Жилфонд Курильского района увеличился в 2,6 раза, Северо-Курильского — в 5,9 раза, однако уровень обеспеченности жильём на Курилах оставался самым низким в Сахалинской области. О привлекательности Курильских островов в позднесоветский период свидетельствует динамика роста населения. В 1970–1989 годах его численность на всех островах архипелага выросла с 14,9 тысячи человек до 29,5 тысячи, то есть в два раза.

С развалом Советского Союза на Курильских островах обострились транспортные, социальные и другие проблемы. Островам потребовалась серьёзная экономическая помощь. Но самой болезненной, буквально взрывоопасной проблемой много лет оставалась неопределённость будущего политического статуса Курил. О передаче Южно-Курильской гряды Японии в начале 1990-х говорили как о чуть ли не решённом вопросе. И с этим не могли смириться ни островитяне, ни представительный орган власти — Сахалинский областной Совет народных депутатов, а потом — Сахалинская областная дума.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВНЕШНИМ УГРОЗАМ

Юридически значимое изменение советской позиции на курильском направлении произведено Президентом СССР М. С. Горбачёвым. В совместном советско-японском заявлении, подписанном в Токио 18 апреля 1991 года, констатировано, что стороны «провели переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между Японией и СССР, включая проблему территориального размежевания с учётом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп».

Фактически Горбачёвым сделано три уступки: признана необходимость ( отсутствовавшая. — С. П.) так называемого мирного договора; Малая Курильская гряда без паритета в совместном заявлении заменена японским словосочетанием «Хабомаи и Шикотан», отсутствующим на советских (российских) картах; признана спорность принадлежности островов Кунашир и Итуруп, чего прежде советская сторона не допускала.

Однако общественное мнение к такому повороту готовилось загодя, через специфические публикации в средствах массовой информации, выступления статусных фигур, ориентированных на территориальные уступки. Всё это не проходило мимо внимания сахалинцев и курильчан, руководства Сахалинской области.

Постановлением № 82 Президиума Сахалинского областного Совета народных депутатов «Об отношении президиума Сахалинского областного Совета народных депутатов к некоторым вопросам международной деятельности СССР» от 12 сентября 1990 года было решено (п. 1) «считать необходимым участие представителя Сахалинского областного Совета народных депутатов в официальных межправительственных или межгосударственных переговорах, касающихся территории Сахалинской области».

Об этой позиции телеграммой нами был проинформирован сторонник заключения так называемого мирного договора с Японией, министр иностранных дел СССР Шеварднадзе, который, как выяснилось впоследствии, и был одним из ведущих разрушителей Советского Союза.

После красноречивого молчания министра иностранных дел СССР председатель Сахалинского областного Совета народных депутатов А. П. Аксёнов 5 октября 1990 года направил решение Президиума Совета № 82 в другой «центр силы» — Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину, указав, что «Принятие решения обусловлено прежде всего обеспокоенностью населения области тем, что вопрос о так называемых северных территориях (а для нас — о принадлежности территории Сахалина и Курил) решается без участия представителей области. Конкретным примером является последняя поездка т. Шеварднадзе в Японию. На нашу телеграмму по этому вопросу министр иностранных дел СССР не ответил».

В ответе МИД РСФСР от 6 ноября 1990 года областному Совету народных депутатов сообщалось: «МИД РСФСР полностью разделяет решение о необходимости участия представителей области в официальных межправительственных или межгосударственных переговорах между СССР или РСФСР с иностранными государствами по соответствующим вопросам и будет настаивать на их включении в состав соответствующих делегаций».

Второй опорный тезис сахалинцев и курильчан был озвучен в заявлении пленума обкома КПСС. Пленум Сахалинского областного комитета КПСС 2 ноября 1990 года заявил, что «любое решение Верховных Советов СССР и РСФСР Союзного и Российского правительств по вопросу о так называемых северных территориях не может быть принято без мнения всех жителей СССР и в первую очередь — Сахалинской области».

Обе позиции были соединены и развиты в решении Сахалинского областного Совета народных депутатов от 20 января 1991 года «О предстоящих визитах Президента СССР и Председателя Верховного Совета РСФСР в Японию». Было решено довести до сведения Президента СССР М. С. Горбачёва и Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, Верховных Советов СССР и РСФСР мнение депутатов областного Совета:

«1. Улучшение отношений между СССР и Японией должно базироваться не на территориальных претензиях и уступках, а на основе совместного экономического и культурного развития региона.

2. Определение судьбы Курильских островов недопустимо без выражения воли их населения.

В связи с этим считать невозможным изменение принадлежности Курильских островов без референдума, дающего однозначный положительный ответ по отдельности как в Южно-Курильском районе, так и в Сахалинской области, РСФСР и СССР.

3. В случае проведения официальных межгосударственных (межправительственных) переговоров о принадлежности Курильских островов считать обязательным участие в них представителей этих островов и Сахалинской области.

4. При получении подтверждения о включении представителей области в состав официальной делегации СССР или РСФСР Президиуму областного Совета народных депутатов совместно с исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов персонально определить этих представителей».

При подготовке документа мы исходили из того, что население СССР и РСФСР с помощью центральных средств массовой информации, заточенных на утверждение о малости и ненужности островов и необходимость уступок Японии, можно обмануть. Одновременно существовала реальная опасность подкупа (или искушения подкупом) населения Курильского и особенно Южно-Курильского районов, доведённого экономической ситуацией до отчаяния. Результаты социологических опросов по Шикотану в этот период были совсем неутешительны.

Преградой для положительного решения общесоюзного, республиканского и районных референдумов должны были стать результаты Сахалинского областного референдума, так как купить или обмануть население всей рыбодобывающей области, хорошо понимающее экономику и значение Курильских территорий и акваторий, было невозможно. Напомним, что шельфовые нефтегазовые проекты, реализовавшиеся в Сахалинской области в последующий период, тогда ещё не работали.

Стоит учесть, что Верховный Совет СССР 16 января 1991 года принял постановление «Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических республик». Референдум был назначен на 17 марта 1991 года. В Сахалинской области он был совмещён с опросом о судьбе Курил.

Даже на более спокойном Итурупе из 9291 принявшего участие в опросе за передачу острова Японии с условием обеспечения жильём и компенсации расходов, вызванных передачей, высказался 891 человек, или 9,6%; за совместное использование острова под суверенитетом СССР высказалось 592 человека (6,4%), а 256 человек (2,8%) не определили позицию. Лишь 81,3% (7552 человека) высказались против передачи Итурупа Японии. 44% опрошенных соглашались жить под юрисдикцией Японии при изменении государственно-правового статуса острова.

В Южно-Курильском районе приняли участие в опросе 11 704 человека (88,95% включённых в списки). За передачу территории Японии высказалось 2550 человек (21,78%), против — 68,9%. Остальные дали другие варианты ответов.

Стремясь противодействовать «тайной дипломатии», сговору руководства страны с иностранными партнёрами по переговорам, Сахалинский областной Совет народных депутатов 26 декабря 1991 года обратился к Президенту и Правительству России с просьбой опубликовать в средствах массовой информации тексты договоров и иных соглашений, заключённых советской стороной и Японией по проблеме Южных Курил после 1985 года. На сессии председатель облисполкома В. П. Фёдоров сообщил, что 25 декабря получил от Президента РФ Б. Ельцина письмо, в котором тот сообщал, что сахалинцы, как и все россияне, будут своевременно проинформированы о результатах переговоров.

***

Главным политическим событием 1992 года было подписание Федеративного Договора. Губернатор области Фёдоров обратился к Совету: «Вношу на сессию областного Совета следующее предложение: при подписании Федеративного Договора Сахалинской областью сделать частное добавление такого содержания. «Выражая волю населения и выполняя поручение Совета народных депутатов Сахалинской области, подтверждаем целостность территории Сахалинской области, имея в виду сохранение южных Курильских островов в составе области и России».

После горячего и очень содержательного обсуждения 27 марта 1992 года, учитывая сложность социально-политической обстановки в стране, которая могла привести к распаду Российской Федерации, Сахалинский областной Совет народных депутатов принял решение подписать «Соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» представителями Сахалинской области без письменных частных добавлений, но заявить от имени народных депутатов областного Совета и большинства населения Сахалинской области о том, что южные Курилы должны и впредь оставаться неотъемлемой частью России.

Власти Сахалинской области считали вывод войск с Курильских островов, производившийся в 1990-е годы, фактором дестабилизирующим, угрожающим территориальной целостности России. В этой связи малый Совет и администрация области 31 марта 1992 года направили Президенту России и в министерство обороны письмо «Об отношении к дислокации воинских частей на территории Курильских островов». В нём указывалось, «что дислоцирующаяся в настоящее время на Курильских островах группировка войск является стабилизирующим фактором и способствует реализации в этом регионе экономических и социальных реформ, нормальному функционированию народного хозяйства».

Не меньше в этот период сахалинские власти занимались вопросами охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны.

В решении малого Совета «О некоторых мерах по повышению эффективности борьбы с браконьерством в экономической зоне и контрабандой на государственной границе» от 23 апреля 1992 года констатировалось, что в экономической зоне за последние годы расширились масштабы иностранного браконьерства. Ежегодно фиксируется 5–7 тысяч заходов судов из Японии, Кореи, Тайваня для ведения незаконного промысла морепродуктов.

Но борьба по пресечению экономического ущерба остаётся малоэффективной по ряду причин: 30% кораблей пограничных морских соединений выслужили установленные сроки эксплуатации, законодательно не определены в полном объёме права пограничников при задержании контрабандных грузов на морской границе, нет системы материального поощрения и вознаграждения пограничников за службу в экономической зоне.

Малый Совет областного Совета народных депутатов в этой связи решил:

1. Обратиться к Верховному Совету Российской Федерации с просьбой ускорить принятие Закона о государственной границе, в котором детально определить правовую основу действия морских пограничников при задержании судов браконьеров и контрабанды.

2. Ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации:

– о поставке пограничным морским соединениям Сахалинской области кораблей для охраны государственной границы и экономической зоны в количестве четырёх единиц ежегодно взамен выслуживших установленные сроки;

– об ускорении разработки принципиально нового проекта пограничного сторожевого корабля с повышенными характеристиками по скорости и манёвренности для несения дозорной службы в экономической зоне Дальневосточного региона;

– поставить вопрос перед Правительством Российской Федерации об отчислении пограничным частям 20% от сумм штрафов и возмещения ущерба от иностранных и отечественных судов, которые задержаны пограничниками.

3. Определить меры материального поощрения и улучшения социальных условий пограничных частей, вознаграждения конкретных пограничников по результатам службы в экономической зоне, для чего:

– рекомендовать администрациям городов и районов области отчислять до 40% от сумм реализации конфискованных иностранных судов и морепродуктов с них и стоимости задержанной контрабанды пограничным частям, осуществляющим задержание. Отчисление производить на внебюджетные счета погранчастей.

О том, что это была не разовая, а систематическая деятельность, направленная на силовую поддержку пограничья, указывает письмо председателя областного Совета народных депутатов А. П. Аксёнова от 22 июля 1992 года командующему пограничными войсками РФ. В нём предлагалось продолжить финансирование строительства в порту Корсаков гидротехнических сооружений для ремонта пограничных кораблей большого водоизмещения и необходимых для охраны удалённых районов экономической зоны. «Окончание строительных работ фактически разрешит не только существующие проблемы, но даст возможность принимать суда у причалов в случае необходимости их количественного увеличения в этом районе. Это может стать необходимым с учётом проблемы территориального спора между Японией и Россией».

В очередную годовщину дня Победы над Японией — 3 сентября 1992 года — в преддверии намеченного официального визита Президента РФ в Японию, малый Совет областного Совета народных депутатов решил довести до сведения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «решительную позицию населения и народных депутатов по территориальной проблеме: южные Курильские острова являются неотъемлемой частью Сахалинской области и России и не должны быть объектом территориальных уступок в обмен на заключение мирного договора и обещание экономической помощи России со стороны Японии».

НАЧАЛО НОВОЙ КОНСОЛИДАЦИИ

Назначение И. П. Фархутдинова 24 апреля 1995 года главой администрации Сахалинской области способствовало консолидации сил, заинтересованных в активном противодействии территориальным уступкам. Весьма значителен и личный вклад И. П. Фархутдинова в эту деятельность. Уже на первой пресс-конференции на вопрос японского корреспондента о «северных территориях» он твёрдо ответил: «вопрос так же корректен, как если бы о Хоккайдо говорили — «южные территории Сахалинской области». И тут, кажется, всё ясно.

В апреле 1997 года Сахалинской областной Думой второго созыва приняты, а главой администрации области И. П. Фархутдиновым подписаны законы о флаге Сахалинской области с наглядным изображением очертаний Сахалина и Курильских островов и гербе Сахалинской области с изображением вулканов Курильских островов.

И. П. Фархутдинов 18 июня 1997 года утвердил план подготовки к 300-летию открытия Курильских островов русскими людьми. В рамках этого плана 4 ноября 1997 года на острове Танфильева Малой Курильской гряды вблизи пограничной заставы демонстративно с участием главы администрации области, командующего Тихоокеанским пограничным округом, правящего епископа, военных, казаков и прессы был воздвигнут православный крест работы известного сахалинского скульптора В. Н. Чеботарёва, хорошо видный с японского острова Хоккайдо.

Постепенно сложилось определённое разделение ролей, по которому политические вопросы в большей степени инициировались областной Думой, а глава администрации области занимался больше текущими хозяйственными вопросами в отношении Курильских островов. Все инициативы областной Думы в этой сфере поддерживались И. П. Фархутдиновым в период его руководства областью (1994–2003 годы), а затем и его преемником И. П. Малаховым в 2003–2007 годах.

Сахалинская областная Дума в своём отношении к мирному договору с Японией первоначально занимала одобряющую позицию. В её обращении к Президенту РФ Б. Н. Ельцину от 23 января 1998 года перед его поездкой в Японию указывалось: «Сахалинская областная Дума приветствует и поддерживает намерение России и Японии приложить все усилия для подписания мирного договора до 2000 года, о чём было заявлено по результатам Вашей встречи с премьер-министром Японии Рютаро Хасимото в Красноярске 1–2 ноября 1997 года».

После второй неофициальной встречи Президента России Б. Н. Ельцина и премьер-министра Японии Р. Хасимото в г. Кавана (Япония) 18–19 апреля 1998 года областная Дума обратилась к министру иностранных дел РФ Е. М. Примакову с просьбой информировать о результатах этой встречи.

По информации СМИ Японии, в ходе встречи большое внимание было уделено проблеме так называемых «северных территорий», а также инициативе премьер-министра Японии Р. Хасимото о демаркации линии государственной границы между островами Уруп и Итуруп. Создавалось впечатление, что российская сторона готова рассмотреть данную инициативу в ущерб российским интересам и территориальной целостности.

Вскоре отношение Сахалинской областной Думы к Президенту Российской Федерации стало резко отрицательным. 3 сентября 1998 года она повторно предложила Президенту Российской Федерации Ельцину Б. Н. добровольно уйти в отставку, ввиду неспособности осуществлять свои полномочия в условиях кризиса в стране и краха экономического курса, приведшего государство к банкротству, а страну — к разорению.

13 ноября 1998 года в Москве Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии К. Обути подписали «Московскую Декларацию об установлении созидательного партнёрства между Японией и Российской Федерацией».

В связи с этим Сахалинская областная Дума, утратившая к этому времени доверие к Президенту РФ Б. Н. Ельцину, 3 декабря 1998 года сделала заявление, указав, что «подписанные в Москве документы убеждают депутатов в том, что российское правительство шаг за шагом идёт по пути передачи русских островов Японии. Подтверждением этому является согласие России создать в рамках Совместной японо-российской комиссии подкомиссию по пограничному размежеванию, этим ставится под сомнение территориальная целостность и государственный суверенитет Российской Федерации. Ссылка в Московской декларации на секретные или по крайней мере неизвестные документы даёт основание полагать, что в них содержатся неприемлемые для жителей Сахалинской области положения».

18 февраля 1999 года Сахалинская областная Дума снова вышла на позицию, провозглашённую ещё Сахалинским областным Советом народных депутатов, о необходимости участия представителей Сахалинской области во всех переговорах, на которых затрагиваются интересы жителей Сахалинской области. Однако представители Сахалинской области в подкомиссии по хозяйственному освоению Курильских островов — руководитель федеральной Курильской программы Е. Рыбаков, а в подкомиссии по пограничному размежеванию — заместитель председателя Сахалинской областной Думы С. Пономарёв, извещённые МИД России о работе подкомиссий 1–2 апреля в Токио, не смогли принять участие в их работе. Как устно было сообщено: «из-за отсутствия виз».

Новый Президент России В. В. Путин 3 сентября 2000 года, в день 55-й годовщины Победы над Японией, прилетел на Сахалин по пути в Японию. Возложил цветы у Вечного огня на мемориале павшим при освобождении Сахалина и Курил, посетил конференцию «СРП-2000». На пресс-конференции на вопрос, как он относится к территориальным претензиям Японии, ответил: «Территориальная проблема существует, и её надо обсуждать. Но Россия никому не собирается отдавать свои земли».

Южно-Сахалинск

ПОНОМАРЁВ Сергей Алексеевич,

председатель Сахалинского областного отделения Российского географического общества

ДОКУМЕНТЫ

ЗАЯВЛЕНИЕ

Сахалинского координационного комитета по Курильской проблеме (принято 21 октября 1991 года)

Жители Сахалинской области встревожены недавними заявлениями представителей центральных властей России о намерении ускорить процесс урегулирования отношений с Японией путём передачи ей части Курильских островов — Итурупа, Кунашира и Малой Курильской гряды. Из высказываний Р. Хасбулатова, Г. Кунадзе и ряда других официальных лиц можно сделать вывод, что в принципе вопрос о передаче уже решён и всё дело в выработке соответствующей процедуры. Координационный комитет считает, что подобная постановка вопроса в корне неверна. В то время, когда весь мир идёт к постепенному стиранию границ, к объединению стран и народов на почве взаимопонимания и добрососедства, попытки пересмотра исторически сложившихся границ — это дорога назад. Решив для Японии вопрос «северных территорий», мы получим для России вопрос «восточных территорий». Невозможно согласиться и с высказываниями Р. Хасбулатова, направленными на пересмотр итогов Второй мировой войны. Эта война была, были агрессоры и их жертвы, были победители и побеждённые, существует международная правовая система закрепления результатов войны. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству признало существующие после 1945 года границы государств в качестве непременного условия мирного сосуществования. Передав часть Курильских островов Японии, мы фактически сыграем на руку тем, кто желает ревизовать итоги Второй мировой войны. Этот шаг может вызвать цепную реакцию территориальных претензий к России. Координационный комитет считает, что решение Курильской проблемы лежит на пути развития добрососедских отношений между Россией и Японией, введения безвизового режима посещений для жителей Японии и Сахалинской области, на пути развития взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества Сахалинской области и Японии.

Отсутствие официальной информации о позиции руководства России по Курильскому вопросу приводит к появлению у жителей южных Курил чувства неуверенности в завтрашнем дне, срывает начавшийся процесс возрождения экономики Курил. Мы обращаемся к Верховному Совету РСФСР и Президенту РСФСР с настоятельным призывом дать официальное разъяснение их позиций по Курильской проблеме. Мы обращаемся к Советам народных депутатов России с просьбой поддержать Сахалинский областной Совет народных депутатов. В сложившейся ситуации наиболее оптимальным вариантом является ведение переговоров с целью поиска разумных компромиссных решений по объективно существующей проблеме. Проблема Курильских островов должна решаться с учётом мнения жителей Сахалинской области и всего народа России в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Мы обращаемся к Народам России: частица России — Сахалинская область — нуждается в вашей поддержке!

Сахалинский координационный комитет по Курильской проблеме

Сахалинский областной совет народных депутатов

Администрация Сахалинской области

Малый Совет

РЕШЕНИЕ

От 31.03.1992 № 77/85

Об отношении к дислокации воинских частей на территории Курильских островов

Малый Совет Сахалинского областного Совета народных депутатов и Администрация области отмечают, что дислоцирующаяся в настоящее время на Курильских островах группировка войск является стабилизирующим фактором и способствует реализации в этом регионе экономических и социальных реформ, нормальному функционированию народного хозяйства. Воинские части непосредственно участвуют в решении социально-экономических проблем Курильских районов области, с которыми местные власти постоянно сталкиваются из-за их отдалённости и крайне слабой инфраструктуры.

Сегодня перевозка различными видами военного транспорта пассажиров и грузов, обеспечение перелётов самолётов и вертолётов гражданской авиации, содержание мостов и дорог, разгрузка с кораблей морского транспорта и т. д. осуществляются зачастую силами воинских подразделений. Большинство населённых пунктов на островах находятся в зоне, подверженной воздействию цунами, тайфунов, и воинские части с имеющимися у них силами и средствами могут оказать действенную помощь населению в ликвидации последствий стихийных бедствий. С их помощью осуществляется поисково-спасательная служба.

Из-за сложных погодных условий, отсутствия другого транспортного сообщения связь между островами Курильской гряды до 6 месяцев в году осуществляется в значительной степени средствами воинских формирований. В течение года военной авиацией осуществляется порядка 800 авиарейсов, в том числе коммерческих, перевозится около двух тысяч пассажиров, сотни тонн грузов. Военными обеспечивается устойчивая работа всех аэродромов и взлётно-посадочных вертолётных площадок. 267 специалистов (врачей, учителей и др.), занятых на предприятиях и в учреждениях Курильских районов, — члены семей военнослужащих.

Таким образом, воинские формирования тесно вплетены в работу народно-хозяйственного комплекса Курил, и вывод их в ближайшие годы при слабо развитой инфраструктуре районов может привести к существенным сбоям в режиме работы, отрицательно отразится на нормальном жизнеобеспечении гражданского населения Курильских островов. Невозможной станет работа всех служб аэропорта «Буревестник» и осуществление воздушных сообщений с районными центрами Курильских островов. С выводом войск на островах осложнится оказание населению своевременной помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий. К тому же следует учитывать, что свыше 1600 офицеров, прапорщиков, сверхсрочнослужащих и членов их семей не имеют жилья на материковой части страны, и вывод войск с Курильских островов резко обострит социальные проблемы военнослужащих.

Усиление пропагандистской шумихи вокруг так называемой проблемы «северных территорий» сказалось на росте браконьерства со стороны японцев в территориальных водах России и числа нарушений её государственной границы. Только за прошедший год от браконьерства сопредельных государств, и прежде всего Японии, государству причинён ущерб на сотни миллионов рублей. В 1991 году осуществлена проводка 40 тысяч воздушных целей, в том числе около 10 тысяч иностранных. В 1992 году свыше 600 раз приводились в боевую готовность самолёты частей ПВО. Существующая группировка войск на Курилах сдерживает экстремистские силы Японии. С её выводом или дальнейшим сокращением возрастёт реальная угроза беспрепятственной высадки на острова и их отторжения от России. На основе анализа настоящей проблемы малый Совет областного Совета народных депутатов и Администрация области считают нецелесообразным сокращение в настоящее время группировки войск на Курилах, изменение её существующей структуры и численности. Вопрос о сокращении военных на Курилах должен рассматриваться после реализации (или в ходе выполнения) правительственной программы по экономическому преобразованию Курильских островов и созданию на них нормальных условий для проживания населения.

Заместитель председателя областного Совета народных депутатов В. В. Зайцев

Заместитель главы администрации области З. П. Бабушкина

Сахалинский областной совет народных депутатов

Малый Совет

РЕШЕНИЕ

03.09.1992 № 223

О позиции малого Совета Сахалинского областного Совета народных депутатов в связи с визитом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в Японию

Исходя из суверенных прав, закреплённых в Федеративном Договоре, и выражая волю большинства жителей Сахалинской области, малый Совет областного Совета народных депутатов

РЕШИЛ:

1. Довести до сведения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина перед его официальным визитом в Японию решительную позицию населения и народных депутатов по территориальной проблеме: южные Курильские острова являются неотъемлемой частью Сахалинской области и России и не должны быть объектом территориальных уступок в обмен на заключение мирного договора и обещание экономической помощи России со стороны Японии.

2. Направить в адрес Президента Российской Федерации весь пакет документов по курильской проблеме, принятых областным Советом народных депутатов и подписные листы граждан, выступающих за сохранение территории России в существующих границах на Дальнем Востоке.

Председатель областного Совета народных депутатов А. П. Аксёнов

УКАЗ

Президента Российской Федерации № 402 от 24 апреля 1995 г.

«О назначении И. П. Фархутдинова главой администрации Сахалинской области»

По представлению Председателя Правительства Российской Федерации назначить Фархутдинова Игоря Павловича на должность главы администрации Сахалинской области, освободив от должности главы администрации города Южно-Сахалинска.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

губернатора Сахалинской области № 268 от 18 июня 1997 г.

«О подготовке к 300-летию открытия Курильских островов русскими людьми»

В 1997 году исполняется 300 лет со времени открытия Курильских островов русской экспедицией под руководством В. В. Атласова. Придавая важное значение этой исторической дате в освоении русских земель, постановляю:

1. Утвердить план основных мероприятий, проводимых по подготовке и празднованию 300-летия открытия Курильских островов русскими людьми (прилагается).

2. Поручить организационному комитету по подготовке и проведению празднования дней военной истории Отечества, памятных дат Сахалинской области (Скляренко M. B.) обеспечить реализацию данного плана.

3. Выделить администрации области из фонда непредвиденных расходов 55 млн рублей на финансирование основных мероприятий, проводимых по подготовке и празднованию 300-летия открытия Курильских островов русскими людьми.

4. Рекомендовать главам администраций Северо-Курильского, Курильского, Южно-Курильского районов осуществить комплекс мер по обеспечению успешной подготовки и празднованию этой даты.

Губернатор области И. П. Фархутдинов

ОБРАЩЕНИЕ

Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину

23 января 1998 г.

Уважаемый Борис Николаевич! По сообщениям информационных агентств России, в ближайшее время в Москве начнутся российско-японские переговоры в рамках процесса по заключению мирного договора между Россией и Японией, в ходе которых будет рассматриваться вопрос о суверенитете над островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды. Сахалинская областная Дума приветствует и поддерживает намерение России и Японии приложить все усилия для подписания мирного договора до 2000 года, о чём было заявлено по результатам Вашей встречи с премьер-министром Японии Рютаро Хасимото в Красноярске 1–2 ноября 1997 года.

Мы уверены, что подписание мирного договора между Россией и Японией на основе признания существующих реалий, взаимоуважения и справедливости станет важным этапом развития межгосударственных отношений, экономического сотрудничества, научного и гуманитарного обменов, обеспечит гарантии стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Однако сообщения прессы и результаты многочисленных встреч депутатов Сахалинской областной Думы с официальными представителями Японии не оставляют сомнения в том, что позиция Японии не претерпела видимых изменений. Несмотря на заявления политического руководства Японии о применении нового подхода в развитии отношений с Россией, главным условием подписания мирного договора Япония по-прежнему выдвигает вопрос о возвращении так называемых северных территорий, под которыми подразумевает острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малую Курильскую гряду, входящие в состав Сахалинской области по административно-территориальному делению.

Сложившиеся за послевоенные годы политические и экономические реалии не дают шанса нынешним политикам в короткие сроки, одним росчерком пера решить столь сложную проблему, как суверенитет над территориями, не затрагивая судьбы многих россиян. В этой связи Сахалинская областная Дума полностью поддерживает Вашу концепцию оставить решение этой проблемы следующим поколениям россиян и японцев. Сахалинская областная Дума обращается к Вам как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина с просьбой обеспечить суверенитет Российской Федерации, её независимость и государственную целостность и не допустить использование российских территорий в качестве разменной монеты межгосударственных отношений.

Уважаемый Борис Николаевич! Сахалинская областная Дума надеется на Вашу дальновидность и мудрость.

По поручению Сахалинской областной Думы

Председатель областной Думы Б. Н. Третяк

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ

Сахалинской областной думы

03.12.1998

13 ноября 1998 года в Москве Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии К. Обути подписали «Московскую Декларацию об установлении созидательного партнёрства между Японией и Российской Федерацией». Ряд положений документа непосредственно затрагивает интересы Сахалинской области.

В связи с этим нарастает обеспокоенность депутатов Сахалинской областной Думы за судьбу Курильских островов, ставших серьёзной проблемой на пути заключения мирного договора между Россией и Японией и развития двусторонних отношений. В то же время подписанные в Москве документы убеждают депутатов в том, что российское правительство шаг за шагом идёт по пути передачи русских островов Японии.

Подтверждением этому является согласие России создать в рамках Совместной японо-российской комиссии подкомиссию по пограничному размежеванию, этим ставится под сомнение территориальная целостность и государственный суверенитет Российской Федерации. В тексте Московской Декларации (раздел 1, п. 2) указывается: «учитывая, что российская сторона передала ответ на предложение японской стороны о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи... стороны дают указание своим правительствам активизировать переговоры по заключению мирного договора на основе Токийской декларации и договорённостей, достигнутых в Красноярске и Каване».

Безусловно, дипломатия предусматривает конфиденциальность в переговорном процессе, однако ссылка в Московской Декларации на секретные или по крайней мере неизвестные документы даёт основание полагать, что в них содержатся неприемлемые для жителей Сахалинской области положения. Ознакомившись с текстом Московской Декларации, депутаты были удивлены тем, что Малая Курильская гряда (общепринятое название группы островов, расположенных юго-западнее острова Шикотан) упоминается под японским названием Хабомаи. Сахалинская областная Дума считает, что применение только японских географических названий в межправительственных документах не корректно, и настаивает на использовании в официальных документах российских географических названий.

Сахалинская областная Дума неоднократно заявляла и заявляет снова о своей принципиальной позиции по проблеме территориальных притязаний Японии, и в дальнейшем намерена использовать все конституционные средства для отстаивания этой позиции.

Первый заместитель председателя областной Думы Л. Ф. Шубина

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ

Сахалинской областной думы

06.07.2000

Председателю Правительства РФ М. М. Касьянову

Председателю Государственной Думы Г. Н. Селезнёву

Депутату Государственной Думы И. А. Ждакаеву

Общественность Сахалинской области, депутаты Сахалинской областной Думы обеспокоены теми выводами, которые можно сделать из материалов, представленных «Экологической вахтой Сахалина» в комиссию по природопользованию и экологии Сахалинской областной Думы, согласно которым на острове Симушир в Курильской гряде Сахалинской области может появиться могильник для радиоактивных отходов из Тайваня и Японии. Дело в том, что для ввоза отходов необходимо изменить ст. 50 Закона «Об охране окружающей природной среды», запрещающую хранение и захоронение иностранных ядерных отходов в России. Курчатовский институт, как следует из представленных материалов, стремится убедить Правительство Российской Федерации в необходимости оборудования в Сахалинской области могильника для собственных отходов.

Следует отметить, что захоронение вредных отходов уже производится в Хабаровском крае. Могильник в Хабаровском крае хорошо расположен, находится далеко от воды, в сейсмобезопасной местности. Такими качествами не обладает о. Симушир — район Курильской гряды неустойчив сейсмически, что может повлечь возникновение опасности для экологии района и здоровья людей в случае разгерметизации могильника.

Председатель Сахалинской областной Думы Б. Н. Третяк

ИЗ СОВМЕСТНОГО КОММЮНИКЕ

российско-японской встречи представителей регионов и породнённых городов Дальнего Востока, Сибири и Хоккайдо

29–30 августа 2000 года в г. Южно-Сахалинске состоялась российско-японская встреча представителей регионов и породнённых городов Дальнего Востока, Сибири Российской Федерации и Хоккайдо Японии.

Стороны поддерживают стремления лидеров двух стран — Президента России В. В. Путина и премьер-министра Японии И. Мори — по активизации российско-японских отношений, в том числе по расширению экономического сотрудничества между двумя странами, в котором особая роль будет принадлежать российскому Дальнему Востоку. Стороны возлагают надежды, что предстоящий в сентябре с. г. официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Японию придаст новый импульс дальнейшему развитию российско-японских отношений по всем направлениям.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Сахалинской областной думы

От 7.12.2000

6 декабря 2000 года некоторые российские информационные агентства распространили сообщение о том, что в ходе встречи российско-японской рабочей группы по подготовке к подписанию мирного Договора между Россией и Японией, которая состоялась 30 ноября — 1 декабря 2000 года в Москве, «достигнута договорённость о передаче Японии островов Шикотан и Хабомаи (Малой Курильской гряды)» как условия подписания мирного договора.

Сахалинская областная дума сообщает, что в областную думу никакой официальной информации по этому поводу не поступало. Сахалинская областная дума считает необходимым заявить: Курильские острова, в том числе Малая Курильская гряда, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации и Сахалинской области; обсуждение вопроса о передаче Курильских островов либо их части как условия подписания мирного договора между Россией и Японией является недопустимой практикой двусторонних отношений России и Японии. Сахалинская областная Дума и впредь будет выступать за территориальную целостность Российской Федерации, нерушимость существующих государственных границ.

Председатель областной Думы Б. Н. Третяк

ОТ РЕДАКЦИИ

В обновлённой Конституции Российской Федерации принята поправка о неотторжимости территории России. Текст этой поправки в ст. 67 Конституции выбит на каменной плите, установленной в качестве памятного знака в районном центре Южно-Курильск на острове Кунашир. Эти события лишают японских «партнёров» всех надежд даже на бесплодные переговоры по статусу Южных Курил. Острова эти — российская земля. Точка.


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru