Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№1, Январь 2021

ДИСКУССИЯ

Виктор САУЛКИН
Иоанн Ужасный

 

Нет-нет, да и появляются на Западе очередные «киношедевры» о «тёмном и кровавом» прошлом «тоталитарной и варварской» России. Кровожадные опричники и энкавэдэшники в тени развесистой клюквы едят зажаренных младенцев, а по улицам под звуки балалайки бродят верные слуги Иоанна Ужасного и Сталина — свирепые медведи, разрывая на части всех, кто стремится к свободе и демократии.

Чем отвечает наш кинематограф на русофобские «исторические» ленты зарубежных «партнёров»? Из фильмов последних лет приходят на память «Царь» Лунгина, сериал «Иван Грозный» Эшпая. После них трудно представить другого Грозного — больного садиста и палача собственного народа.

ЗАЧЕМ РЕФОРМЫ РЕФОРМАТОРУ?

И вот — сериал «Грозный» Алексея Андрианова, недавно показанный по телевидению. Увидел Маковецкого в гриме то ли Бабы-Яги из фильмов-сказок Птушко, то ли Кощея Бессмертного, и закрадывается мысль, что ничего хорошего от фильма ждать не надо. И уже первая серия подтверждает эти опасения. Титры: «1547 г. Молодой царь Иван решил жениться и выбирает себе невесту». Появляется 40-летний Яценко, изображающий молодого царя. Государь родился в 1530 году, и ему было тогда 17 лет.

Идёт царский свадебный пир. Объявляют подарки от турецкого султана. Появляется восточная танцовщица и как факир пускает пламя изо рта прямо на царя и царицу. Такое развлечение сегодня в некоторых ресторанах называется «огненное шоу». За ней одалиска в костюме, напоминающем эскизы Бакста к балету «Баядерка», начинает исполнять танец живота перед молодыми царём и царицей, перед митрополитом Макарием и боярами. Вносят ларец с подарками не послы, а полуголые султановы слуги и очередные одалиски.

Для тех, кто плохо представляет обычаи и этикет при дворе Московских государей, скажу, что это так же реально, как если бы в Кремле на торжественном приёме у Сталина появились с показательными выступлениями стриптизёрши и негритянские рэперы.

Из рекламных роликов сериала было понятно, что концепция авторов фильма основана на 9-м томе «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Юный Иоанн, во всём слушая своих добрых советников Избранной рады, созидал в первую половину царствования державу, проводил реформы, но после смерти супруги царицы Анастасии удалил добрых советников, окружил себя «верными псами» и всю вторую половину царствования рушил всё, что создавал.

Карамзин красочно описывает, как терзаемый манией преследования и подозрительностью тиран проводил свой день в пытках и казнях. Воображению Карамзина нет предела, Грозный становится в его описании образцовым тираном, воплощением всех ужасов «азиатской деспотии». Не случайно друг Карамзина декабрист Рылеев восклицал: «Не знаешь, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна или дарованию нашего Тацита» . Подключив всё своё пылкое воображение, писатель описывал, как «кровавый тиран», по его мнению, проводил свой день: «Возможно (!) он шёл в подвал, где лично принимал участие в пытках, возможно…» и т. д.

Все писания историографа основывались на обвинениях царя изменником Курбским или же исключительно на источниках иноземных авторов из враждебных России стран. Остальные источники и документы Карамзин отвергал.

Напомним, что именно в годы Ливонской войны в Европе была развязана первая информационная кампания против России. Изобретение печатного станка помогло. В памфлетах писали, как мирной Европе угрожает «страшная Московия и дикие орды московитов во главе с Иоанном Ужасным». Время и мир меняются, лексика меняется, а древнее пугало российское остаётся неизменным.

Многие современники Карамзина, особенно историки, понимали, что 9-й том его «Истории» — это художественный вымысел, полный передёргиваний, искажений письменных источников, полёт фантазии, основанный на идеологических пристрастиях автора. Отметим, что все диалоги в 9-м томе Карамзина между митрополитом Филиппом и царём Иоанном имеют такую же степень достоверности, как диалоги Анны Австрийской и герцога Бэкингема в «Трёх мушкетёрах» Дюма.

В новом сериале, надо отдать должное авторам, от Карамзина они отошли. С первых серий показали, что бояре строят козни, что в смерти первенца младенца Димитрия виновна Ефросинья Старицкая. И что царицу Анастасию отравили. Показали также бегство Курбского и его предательство, заговор 1567 года Фёдорова-Челяднина, когда бояре хотели выдать во время войны своего царя польскому королю Сигизмунду.

Зрители видят, как царь упорно борется за власть, утверждая новые порядки, а гордые бояре держатся за старые вольности. Однако ради чего весь фильм Грозный казнит вредных интриганов-бояр? Только ли потому, что его ребёнком, после смерти матери Елены Глинской, отравленной боярами, всячески обижали и притесняли? Власть-то самодержавная ему для чего? Чтобы боярам отомстить за обиды детства?

Идея фильма изложена словами митрополита Макария: оказывается, с детства Иван боролся с той тьмой, которая была внутри ещё маленького царевича. Но царица Анастасия и умные советники, прежде всего благородный и честный Адашев, сдерживали эту тьму. А после отравления любимой супруги царь теряет контроль и, одержимый приступами тьмы, окружает себя «верными псами» Вяземским и Басмановым.

И наступает «тёмное время». Жестокие злодеи и интриганы Вяземский, Басманов, Малюта Скуратов со своими кровожадными опричниками казнят всех направо и налево, пользуясь подозрительностью царя. На протяжении всего фильма полубезумный Иоанн, каждую серию диктуя дьяку-писцу историю своего царствования, вспоминает свои грехи, предчувствуя после сожжения Москвы Девлет-Гиреем окончательную гибель государства.

Царь разговаривает в помутнении рассудка то с несправедливо «репрессированным» Адашевым, то с митрополитом Макарием, то у него «мальчики кровавые в глазах». Полубезумный правитель хочет быть хорошим, желает покаяться, но никому не верит, дрожит от страха, испытывает мучения совести, но справиться с внутренней тьмой не может.

В конце, когда на Русь вновь надвигается крымская орда Девлет-Гирея, перепуганный тиран кается у гробницы любимой супруги, просит Бога не наказывать страну за его грехи. И Воротынский, которого царь нашёл в застенках НКВД (опричники не успели умучить воеводу), одерживает победу при Молодях над ордой и турками, как свидетельство милости Божией к раскаявшемуся царю.

В последней сцене фильма у Грозного вновь наступает помрачение, он боится воевод-победителей, а Сухоруков в образе Берии-Малюты нашёптывает ему: «Возгордились. Твою победу себе приписывают». Становится ясно, что репрессии в отношении воевод будут продолжаться. Правда, в конечных титрах говорится, что время было жестокое, и в Европе тоже убивали, и варфоломеевскую ночь вспоминают.

Вот и вся эпоха в сериале «Грозный». Всё правление первого русского царя — это постоянная борьба с боярами, пытки, казни. Слава Богу, хоть не настаивают авторы фильма на западной версии русской истории, согласно которой наша государственность, в отличие от государственности иных, цивилизованных и демократических стран и народов, является порождением кровавого тирана и чудовища, каким был царь Иоанн IV «Ужасный».

Трудно уйти от впечатления, что создатели сериала о Грозном воспитаны в годы многочисленных кампаний по «десталинизации» нашего общества. «Русская государственность порочна от рождения», — вбивают в сознание людей западные и доморощенные либеральные историки все последние десятилетия. И русская революция, и сталинская диктатура, и ГУЛАГ, и прочие ужасы — всё это следствие векового «тысячелетнего рабства», которое утвердил в XVI веке в России царь Иоанн Грозный. А в ХХ веке воплощение Грозного — это «кровавый тиран» Сталин, одержимый такой же маниакальной подозрительностью и желанием безграничной власти над партийными «боярами».

ГРОЗНЫЙ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА И ГРОЗНЫЙ СЕРГЕЯ МАКОВЕЦКОГО

А как же в эпоху Сталина снимал свой фильм «Иоанн Грозный» Сергей Михайлович Эйзенштейн?

В первых титрах картины сообщается, что фильм этот о человеке, который в ХVI веке впервые объединил нашу страну. Который из отдельных разобщённых и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство. О полководце, который возвеличил военную славу нашей Родины на востоке и западе. О государе, который для решения этих великих задач впервые возложил на себя венец царя всея Руси.

И первый кадр фильма — шапка Мономаха, скипетр и держава — символы Русской державы. Открываются Царские врата Успенского собора, и выходит в сопровождении духовенства митрополит. Начинается чин венчания на царство юного Иоанна. Звучит непрерывное молебное пение. Митрополит возглашает «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!», а весь народ, наполнивший Успенский собор, благоговейно кланяется.

Митрополит торжественно произносит: «Венчается на царство царским венцом Великий князь и Государь Иван Васильевич и нарекается Боговенчанным Царём Московским и всея Великия Руси Самодержцем».

Митрополит поочерёдно с молитвой вручает государю шапку Мономаха (царский венец), скипетр и державу, благословляет, и могучий протодиакон возглашает многолетие Царю и всея Руси Самодержцу. Надо заметить, что протодиакон в фильме настоящий. Актёр Максим Дормидонтович Михайлов — прославленный камерный и оперный певец (бас-профундо) с 1914 года был протодиаконом Русской Православной Церкви. В 1930 году, не снимая сана, всё же вынужден был оставить служение, поступил в оперную труппу Всесоюзного комитета по радиовещанию, где был солистом, затем — солист Большого театра СССР. Спел в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. В опере «Борис Годунов» исполнил роль Пимена. Протодиакон сана не снимал, но при этом стал народным артистом СССР, лауреатом двух Сталинских премий. Патриарх Пимен благословил отпеть Максима Дормидонтовича после кончины в облачении и поминать как протодиакона. Перед смертью Михайлов принял монашеский постриг.

Кстати, в облачении митрополита в картине Эйзенштейна — крест и панагия, как положено. А в современном сериале «Грозный» митрополит Макарий никогда не появляется ни с крестом, ни с архиерейской панагией. Чин венчания на царство в фильме Эйзенштейна может удовлетворить самого взыскательного знатока церковных обрядов. Время было советское, государство атеистическое, а все церковные моменты в историческом фильме изображены с православной точностью и явным благоговением.

Сегодня время свободы, но ничего подобного в современном кино увидеть нельзя.

Очень красивая сцена у Эйзенштейна, когда два царских друга-боярина, Курбский и Колычев, осыпают золотыми монетами царя. Но главное не в том, как молодой Иоанн стоит под золотым дождём, а как, заметим, великий актёр Николай Черкасов загримирован действительно под юного царя. Главное в словах, с которыми юный Иоанн в шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках обращается к народу: «Ныне впервые князь Московский венец царя всея Руси на себя возлагает. Но дабы Русскую землю в единой длани держать, сила нужна!».

И дальше в своём обращении к народу царь Иоанн Васильевич объясняет, что учреждает для этого стрелецкое войско, а сильная власть нужна, «дабы выи гнуть всем, кто единству державы Российской противится... Ибо только при едином, сильном, слитном царстве внутри — твёрдым можно быть и вовне».

С первых кадров ясно, в чём видит смысл своего венчания на царство юный Иоанн — это созидание Православной империи: «Два Рима пали, а третий — Москва — стоит, а четвёртому не быть. И тому Риму третьему — державе Московской — единым хозяином буду отныне я один!».

И с первых же сцен фильма понятен гнев части бояр во главе с Ефросиньей Старицкой и недовольство иноземных послов. Московский князь не имеет права на царский титул! Папа не признает. Европа не признает!

Но ливонский посол говорит:

«Будет сильным — признают. — И тут же многозначительно добавляет: — Надо, чтобы не был сильным…»

С первых кадров зрителю становится ясно, что в Успенском соборе Кремля совершается судьбоносное для России событие. Заявлены замыслы и цели, поставленные молодым царём перед собой и страной. Не пытаюсь сравнивать произведение великого Эйзенштейна с современным сериалом. Это было бы нелепо. Иная стилистика, иное время. И всё же... Вот Федька Басманов в сериале пляшет на столе под «Пляску опричников» на музыку Прокофьева в «Иване Грозном» и поёт:

Загуляли по боярам топоры...

Гойда, гойда! Говори, говори!

Говори, да приговаривай.

Топорами приколачивай...

Глядя на это, невольно испытываешь чувство неловкости и вспоминаешь пушкинские строки:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери...

Эйзенштейн во многом исказил историческую правду и подчинил во второй серии свой замысел творческой фантазии, пожалуй, даже в большей степени, чем авторы сериала. Но его театральная условность и символизм стали подлинной художественной классикой, даже если не соглашаешься с его трактовкой образа Царя Иоанна. Картина снята в 1944 году, и в одной «Пляске опричников» у Эйзенштейна буйной и зловещей силы намного больше, чем во всех сценах казней и злодейств современного 8-серийного фильма.

Главное в картине Эйзенштейна — действительно трагическая личность Грозного царя. Трагическая и величественная эпоха. А Николай Черкасов создал необыкновенно могучий, величественный и трагический в своём одиночестве образ Грозного. Что получилось в исполнении Маковецкого? То зловещий тиран, то впечатлительный неврастеник, потерявший любимую жену и попавший после этого под влияние «плохой компании». Могло ли такое раздвоение личности помочь в строительстве мощного государства, оставшегося после Грозного?

Ладно, трактуйте образ царя, как хотите — у каждого автора своё право. Но можно было хотя бы намекнуть на великие свершения Грозного? Разве из восьми серий ленты можно составить хотя бы малейшее представление о величественной эпохе, когда созидалась наша великая держава, когда на грядущие столетия до наших дней определялась судьба Русской земли? А ведь фильм заявлен как масштабное историческое полотно.

И ЦАРСТВО НОВОЕ ПРЕД ИХ ОЧАМИ ВСТАЛО...

Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного не пытаются оспоривать истину. Надо понимать, что сотворил первый русский царь для всего света: он сумел сохранить Восточно-Христианскую цивилизацию, без которой немыслимо существование нынешнего мира.

Крушение православной Восточно-Римской империи. Пали под ударами османов Сербское и Болгарское царства. В Риме торжествуют: восточные «схизматики» разгромлены. Осталось княжество Московское. Оно далеко, в дремучих лесах, отрезано от морей, зажато с Запада Польшей, Литвой, Ливонским орденом, с Востока его терзают татары.

Но внезапно для всех недругов:

И Царство новое пред их очами встало…

Оно не прихотью явилося на свет.

В нём не одной Руси спасения завет:

В нём Церкви Истинной хоругвь, и меч, и сила!

Так писал Аполлон Майков в стихотворении «У гроба Грозного».

Венчался на царство молодой русский государь по чину византийских императоров не сам. Великий князь Московский и святитель Московский Макарий испросили на это благословение всех православных патриархов, чьи епархии уже были под властью мусульман. Государь поднял лабарум — знамя святого Константина Великого, выпавший из рук последнего византийского императора Константина. И враги православной веры никогда не простят Грозному созидание царства, в котором столетиями была «Церкви Истинной хоругвь, и меч, и сила».

Оценивая правление любого правителя, необходимо сравнить, какое государство получил он в начале своего царствования, и какой оставил страну, несмотря на внешнеполитическую обстановку, на угрозы и вызовы времени.

Что творилось на Руси в начале царствования юного государя Иоанна IV? Бояре, потомки удельных князей, Рюриковичи и Гедиминовичи считали себя равными, хотя и младшими по сравнению с Великим князем, но законными государями Русской земли. После смерти Василия III была отравлена мать Иоанна Васильевича Елена Глинская. «Княжата» растаскивали Русь на уделы. В борьбе за власть боярские кланы нещадно грабили страну, присваивая себе всё большие привилегии и свободы. Законы не исполнялись, «детям боярским» и «воинским слугам» не платили жалованья. Служить никто не хотел, глядя на то, что творится «наверху»: воровство, жажда обогащения и отсутствие закона.

Народ разбегался из городов от беззаконий и произвола наместников. Умножились «татьба и разбой». Власть была полностью в руках боярских кланов Шуйских, Бельских. Временщики творили, что хотели, могли прогнать с престола неугодного им митрополита и поставить другого.

Могущество государства было подорвано, враги на Западе и Востоке это тут же почувствовали. Казанские татары год за годом безнаказанно опустошали и грабили земли русских княжеств, разоряли монастыри даже на Русском Севере, уводили людей в рабство, жгли сёла у самой Москвы. Бояре, потомки удельных князей, не обращая внимания на малолетнего Великого князя, творили на Руси всё, что желали.

Но вот возмужал воспитанник митрополита Макария государь Иоанн Васильевич. Венчавшись на царство, молодой государь с Лобного места просит прощения у народа за то, что творилось во время его малолетства, призывает всех простить друг друга и отныне жить по правде Божией, как следует православным христианам. Обещает, что отныне твёрдо будет стоять на страже правды и закона, защищать всех своих подданных, и дворян, и крестьян, и посадских от произвола и насилия бояр.

Все историки признают великие свершения молодого царя Иоанна Васильевича в строительстве Русского государства. Вынуждены эти великие достижения признать и те, кто считает царя Иоанна IV чудовищем. Это неудивительно. Государственные деяния Грозного царя не просто грандиозны, они определили будущее Русской державы, заложили на века основу её самобытности.

Россия, наследница Восточно-Римской империи, приняла на себя служение православной империи именно при юном государе Иоанне IV. Митрополит Макарий и государь Иоанн Васильевич определяют смысл земного служения русского народа Богу: Россия — третий Рим, Русская земля — Святая Русь.

В мае 1551 года царь Иоанн Васильевич созывает Церковный собор по примеру византийских императоров. Собор именуется Стоглавым. По уложениям его Русская Православная Церковь будет жить столетиями. На Стоглавом соборе были прославлены около 40 святых угодников Божиих, в том числе блгв. кн. Александр Невский. Мы понимаем, что означало в то время для Русской земли прославление такого сонма святых. Местночтимые угодники Божии становились общерусскими святыми. Созидалось пространство единой Святой Руси.

На Стоглавом соборе заботились не только о духовном просвещении народа, но большое внимание уделяли и благотворительности, делам милосердия. Было решено устраивать богадельни для нищих и престарелых, собирать «не имущих где главы подклонити», снабжать всем самым необходимым, «устроити в богадельнях пищею и одеждою». Был введён особый налог для выкупа пленных. И государство, и Церковь выкупали у крымцев, ногаев и казанцев русских людей, уведённых в плен во время татарских набегов.

Стоглавый собор утвердил Судебник царя Иоанна IV. Но на соборе рассматривались не только важнейшие вопросы жизни Церкви, вопросы богослужения, устроения жизни клира, не только новые законы, но абсолютно все стороны жизни и быта русских людей того времени.

Главной задачей Стоглавого собора было устроение всей жизни Московской Руси в соответствии с заповедями Христовыми и учением Церкви. Не было больше Царьграда — Константинополя, и ответственность за судьбу Православной Церкви принимали на себя русские люди. Этому великому послушанию должна была соответствовать вся жизнь народа.

Одного этого деяния — созыва и проведения Стоглавого собора должно быть достаточно, чтобы оценить то, что сделал для Церкви царь Иоанн IV Васильевич.

«ТИРАН» И ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

На Соборе 1551 года было установлено, что отныне во всех уездах сам народ избирает для себя власть. Жители «губы» — округа, состоящего из нескольких селений, собираясь всем миром, избирали местную власть, «губных старост». Старосты избирались из служилых людей, храбрых и хорошо владевших оружием детей боярских, стрельцов, казаков. Они расследовали уголовные дела и должны были быть людьми не только смелыми, с сильной волей, но и честными, порядочными, чтобы пользоваться доверием людей.

Губные старосты давали присягу в Москве в Разбойном приказе. Это подчёркивало значение избранных народом губных старост, их важную роль в установлении порядка в Московском государстве. Была отдельная «губная изба», где мог находиться староста со своими помощниками, как сельсовет в советские времена. Губной дьяк вёл документы, писал грамоты.

Уровень самоуправления, полномочия и права «губных старост» был очень высоким. Даже государевы наместники не имели права вмешиваться в дела губных старост. Но и выборные от народа не могли вмешиваться в дела государевых людей. Губные старосты могли только жаловаться в Москву на действия наместника. Если же губные власти превышали полномочия, то народ мог обратиться к царскому воеводе, и наместник «информировал» Москву.

Это было то самое настоящее разделение ветвей власти, о котором, как о недостижимом идеале, мечтают наши либералы. Это была демократия, в отсутствии которой постоянно упрекают Россию. Народ выбирал в земскую власть тех, кого знал и кому доверял.

Сегодня принято со всех трибун упоминать о «традициях русской соборности». Но давайте вспомним, кто созвал первый Земский собор, а затем постоянно на протяжении своего царствования собирал на Земские соборы представителей всех сословий и всех земель Руси, чтобы решать важнейшие вопросы внешней и внутренней политики? Жестокий тиран, утверждавший деспотический образ правления?

Судебник царя Иоанна Васильевича — самый мягкий из судебников Московской Руси, из всех судебников, составленных до царствования Иоанна IV, и всех, изданных позднее. Законы были установлены справедливые и твёрдо соблюдались. Суды по важным делам на Руси вершили воеводы. В более мелких конфликтах и преступлениях разбирались старосты. Но во всех судах заседали выборные люди от посадских и крестьян — по 5–6 «добрых и смысленых людей». Это были настоящие суды присяжных. Но разве в учебниках истории пишут, что суд присяжных был в России уже в царствование государя Иоанна Грозного? Не вписывается это в либеральную версию «варварской» России.

Русскую судебную систему по праву высоко оценивали иностранцы. Англичане Ченслер и Флетчер отмечали, что судебные дела «решаются у них большей частью удовлетворительно и скоро». А Олеарий делал вывод, что русские суды «не хуже, если не лучше немецких».

В 1566 году, вскоре после учреждения опричнины, государь созывает Земский собор. Съезжаются бояре, духовенство, дворяне, служилые люди, купцы и промышленники, представители всех сословий Московского государства. Государь советуется с соборянами о том, стоит ли продолжать тяжёлую войну на западных рубежах. Мы видим, как этот правитель, ославленный как «тиран», принимая важнейшее государственное решение, стремится услышать «голос всей Русской земли», советуется с представителями всех сословий. Ни в одной из европейских стран в ту эпоху ничего подобного не было! На волю всего народа опирался Грозный, ограничивая боярские вольности и стараясь установить твёрдый порядок в Московском государстве.

РОССИЯ СРАЖАЕТСЯ С ВРАГАМИ НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ

В сериале мимоходом сказано об учреждении стрелецкого войска — первой регулярной армии на Руси. Причём сказано невразумительно. А ведь военные реформы государя, создание стрелецкого войска, попытки упразднить местничество воевод, создание поместной конницы позволили Иоанну Васильевичу решать важнейшие задачи, стоявшие перед страной.

И о таком важнейшем событии, как взятие Казани, в сериале сказано мимоходом. А ведь это была величайшая победа, которая подвела итоги противостояния Руси и Золотой Орды. Именно после взятия Казани и Астрахани, упразднения этих осколков Орды, терзавших русские земли набегами, Волга-матушка стала великой русской рекой.

Казань была в то время сильным и опасным врагом, а были ещё Астраханское ханство, Крым, Ногаи, Сибирское ханство. Турецкие султаны считали себя покровителями всех мусульман, тем более родственных тюркских государств. Османы присылали в Казань артиллерию. Крымское ханство уже было вассалом Турецкой империи. Вполне вероятно было воссоздание из обломков Золотой Орды мощного союза татарских государств, вассальных Османской Порте. Тогда Турецкая империя простиралась бы от Алжира до Сибирского ханства. О чём, кстати, сегодня мечтает Реджеп Эрдоган.

Некоторые западные историки считают взятие царём Иоанном Грозным Казани первой и очень важной победой, остановившей наступление ислама на христианскую Европу. А в Европе в это время победоносные воины ислама несли зелёные знамёна с полумесяцем всё дальше на север. Взятие Казани — одна из славных страниц русской военной истории. Поход 1552 года был блестяще продуман и не менее блестяще осуществлён.

А какое представление даёт сериал о той титанической борьбе, которую пришлось вести Русскому государству с многочисленными и сильными врагами одновременно на Востоке и на Западе? В сериале набежал крымский хан Девлет-Гирей и сжёг Москву. А царь, как сказано, испугался дать ему сражение, чтобы не потерять войско. Но это ложь от начала до конца!

Основные силы русского войска были сосредоточены в Ливонии. А немногочисленное войско в это время стерегло рубежи на Оке, держало оборону на засечной черте. Однако они бы могли сдержать на этих рубежах 40-тысячную крымскую конницу, если бы не измена. Девлет-Гирей, которого изменники провели в обход русской обороны, внезапно появился у Москвы и сжёг посад. Ветер перенёс огонь в город, поэтому было много жертв. Царя в это время в Москве не было.

Но на следующий год, когда Девлет-Гирей вместе со всей крымской ордой, ногайцами и турецкими янычарами шёл на Москву, состоялась знаменитая битва при Молодях. Земский воевода Михаил Воротынский и опричный воевода Дмитрий Хворостинин, имея вчетверо меньше войск, чем у врага, в ожесточённом и очень упорном трёхдневном сражении не просто разгромили, но полностью уничтожили крымскую орду и турецких янычар. Крымские набеги прекратились на десятилетия, пока не подросло новое поколение татарских воинов. До этого в 1569 году провалился поход крымско-турецкой армии на Астрахань. Османская армия почти полностью погибла. И в Турции стало ясно, что пора прекратить попытки воевать с московитами. Напомню, вся Европа в то время трепетала перед турками.

О том, как в сериале рассказывается о битве и как показывают это грандиозное сражение, сравнимое по значению с Куликовской битвой, говорить даже не хочется. Разучились снимать масштабные батальные сцены. Вероятно, бюджет не позволил. Но хотя бы знаменитую подвижную крепость «гуляй-город» можно было изобразить, а не возы с мешками и какой-то глупый забор из досок?

Ливонская война в сериале тоже упомянута мимоходом. Мол, начиналась успешно, а потом возникли трудности. Только Курбский сдерживал Литву, посылая кошелёк с деньгами на подкуп вельможных панов. На самом деле государь Иоанн Васильевич, начиная войну на Западе, успешно сокрушил Ливонский орден, наследников «храмовников»-тамплиеров. В то время было по благословению Рима организовано то, что сегодня бы назвали «экономической блокадой» и «эмбарго на поставки технологий и стратегического сырья» в Россию.

На Западе, как и сегодня, сознательно старались помешать Русскому государству окрепнуть, преодолеть последствия ордынского ига и потери выхода к морям. Грозный царь пытался собрать все русские земли, выйти к морям — решал те задачи, которые приходилось впоследствии решать всем русским государям. И Грозный решал их успешно.

После разгрома Ливонского ордена против России развернули «информационную войну» и германский император, и папский Рим. И, разумеется, как и в наши дни, больше всех усердствовала Польша, стараясь запугать Европу угрозой вторжения «диких орд московитов». Ведь поляки знали, чьи земли прихватили. А русские войска сражались за свои «отчины и дедины», исконные русские земли, отторгнутые западными соседями.

Рим активно вёл не только информационную войну, но организационную работу, именно папские легаты смогли добиться слияния Литвы и Польши в единую Речь могучую Посполитую. Папа благословил избрать польским королём венгерского полководца Стефана Батория и благословил его меч для крестового похода на Москву. Сумев объединить «заклятых друзей» Польшу с Литвой и Швецию, Рим благословлял и поддерживал упорную, многолетнюю войну с Москвой. В этой войне против России нашим врагам помогали Германия и Венгрия. России приходилось одновременно, сражаясь с мощными врагами на Западе, вести войну с Крымом и Османской империей.

Ясно, что всё это отразить в одном сериале невозможно. Но в кратких комментариях к каждой серии хотя бы закадровым голосом можно было сообщить зрителю о том, что происходило в те годы, какими трудами, жертвами и подвигами создавалось Русское государство. Ведь авторы сериала обещали масштабное историческое повествование. Что толку в рекламных роликах удивлять зрителя рассказами о том, как художники старались воссоздать точные копии старинных костюмов, а пекари готовили актёрам пироги по рецептам XVI века? Да пусть хоть гамбургерами из «Макдональдса» питаются, лишь бы историю подлинную отобразили.

Военный историк Антон Антонович Керсновский в своём знаменитом труде «История Русской армии» писал о том, что России всё время своего существования постоянно приходилось бороться с двумя врагами:

«Первый враг — враг восточный — приходил к нам из глубины азиатских степей, сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар и, наконец, турок. Эти последние, покорив пол-Европы, превратили Царьград в Стамбул — тем самым став поперёк нашего исторического пути.

Второй враг — враг западный. Имя ему было и осталось — немец. Враг упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный...

С восточным врагом боролись Дмитрий Донской, Иоанн III, Великая Екатерина, Царь Освободитель. С западным — Александр Невский, два первых Романова — Цари Михаил и Алексей, дочь Петра — Елизавета.

Три царя боролись одновременно с обоими врагами — Иоанн IV, Петр I, Николай II (царь Грозный, царь Великий, Царь-мученик).

Царю Иоанну удалось сокрушить восточного врага. Покорение Казани в истории христианства — праздник не меньший, чем битва при Лепанто и освобождение Вены. Однако борьба с западным врагом — вначале успешная — оказалась под конец ему не по силам».

В Ливонской войне победу одержать не удалось. Но и благословлённой Римом коалиции могущественных европейских держав во главе со Стефаном Баторием не удалось сокрушить Московское царство, как надеялись в Риме. Россия выстояла, хотя молодое государство, созданное царём Иоанном, в то время находилось лишь в начале своего становления.

ТРЕТИЙ ВРАГ РУССКОГО НАРОДА — ВРАГ САМЫЙ ОПАСНЫЙ

Но был ещё один враг, пожалуй, более страшный, чем враги с Запада и Востока.

Отец царя Иоанна Грозного государь Василий III говорил: «У русского народа есть три врага: басурманство, латинство и сильные люди своей земли». И Грозному удалось одержать победу над третьим врагом. Как показывает история России, самым опасным для страны. Во всяком случае, этому третьему врагу удалось в феврале 1917-го и в августе 1991-го дважды за одно столетие привести к катастрофе русское государство.

На Руси в годы малолетства Иоанна Васильевича устанавливались порядки, восторжествовавшие в Польско-Литовском государстве. Всевластие вельмож и магнатов и их слуг из мелкой шляхты и полное бесправие остального населения. В представлении «сильных людей» Русской земли Грозный присвоил себе незаконное право, не считаясь с князьями и боярами, самовластно решать державные дела.

Государь Иоанн Грозный пытался убедить бояр в необходимости самодержавной власти: «Если управляемые будут не под единой властью, то, хотя бы они в отдельности были и храбры и разумны, общее правление окажется «подобно женскому безумию». Можно не сомневаться, что с государем был согласен и его учитель святитель Макарий. В своём учении о власти помазанника Божия Грозный царь опирался на труды отцов Церкви.

Революционная, так называемая «прогрессивная» интеллигенция считала царскую власть пережитком «азиатского деспотизма». Всех верных Престолу называли «царскими опричниками». И, наконец, сподобились увидеть в 1917 году, как рухнуло «проклятое самодержавие» и воплотились их мечты о «свободе, равенстве и братстве».

Надо сказать, что по-прежнему в среде либеральной интеллигенции распространено представление, что тиран Грозный боролся с боярами за власть, потому что был одержим маниакальной подозрительностью, гордыней, жестокостью и непомерным властолюбием. Они уверены, что тиран Сталин, которого они считают воплощением Иоанна Грозного в ХХ веке, боролся с противниками из партийной большевистской верхушки, одержимый такими же страстями — жестокостью и желанием непомерной власти над людьми.

Но подобные утверждения свидетельствуют, прежде всего, о недалёкости и мелких страстишках либеральной публики. Неужели они думают, что Сталин боролся за власть, чтобы пить на озере Рица грузинские вина, курить «Герцеговину Флор», чувствовать свою власть над людьми и видеть, как перед ним трепещет окружение? Власть над партаппаратом и во многом беспощадная жестокость при воплощении замыслов по скорейшей индустриализации страны были необходимы, прежде всего, для подготовки к неминуемой войне. И страна одержала Великую Победу в войне, в которой решалось, быть или не быть России, продолжится ли существование великого народа в истории.

Точно так же в XVI столетии государю Иоанну Васильевичу приходилось вести жестокую, часто беспощадную борьбу с боярами и «княжатами» за власть самодержца, чтобы единое Московское государство смогло вернуть себе выход к морям. Без этого страна не могла успешно развиваться. И жизненно необходимую для России задачу выхода к морям, которую поставил перед государством царь Иоанн Васильевич, затем приходилось решать всем русским государям.

Наиболее точно о том, почему русский народ, несмотря на огромные жертвы, поддерживал все великие начинания Грозного, сказано в сочинениях Ивана Александровича Ильина:

«Он всегда ценил сильную и твёрдую власть; он никогда не осуждал её за строгость и требовательность; он всегда умел прощать ей всё, если здоровая глубина политического инстинкта подсказывала ему, что за этими грозами стоит сильная патриотическая воля, что за этими суровыми понуждениями скрывается большая национально-государственная идея, что эти непосильные подати и сборы вызваны всенародною бедою или нуждою».

Представим, что ожидало Россию, если бы Грозному царю не удалось сломить сопротивление «княжат» и бояр. В состоянии раздробленности наша страна не имела ни малейшего шанса сохраниться как независимое государство. Восторжествуй так любимая отечественными либералами «вечевая новгородская демократия» и мечты бояр о «шляхетских вольностях», как у магнатов Речи Посполитой, Россия была бы неминуемо разорвана на части более сильными соседями.

Искоренение пережитков удельного времени благотворно сказалось не только на военной мощи, но и на экономическом развитии страны. Действовали единые законы на всей территории государства, земское самоуправление, честный суд. Расширялась торговля, а значит, быстрее развивались ремёсла, росли доходы ремесленников и купцов. Поэтому население городских посадов, купцы и ремесленники, служилые люди поддерживали царя в противостоянии с боярскими кланами.

Судя по всему, на землях, вошедших в состав царской опричнины, было больше порядка. В опричные земли входили обширные уральские владения промышленников Строгановых на Чусовой и Каме. Не случайно английские купцы из Московской торговой компании добивались, чтобы их подчинили опричнине. На землях, взятых в государеву опричнину, быстро развивалось железорудное дело, солеварение, суконное, кожевенное производство.

Через русский порт в Нарве появилась возможность русским купцам выйти в Балтийское море, свободно торговать с Германией, Швецией, Голландией, Францией и Испанией. А если учесть, что по Волге, ставшей после взятия Казани и Астрахани полностью русской рекой, шла торговля с Востоком, везли товары купцы из Персии, Самарканда, Бухары, Дербента, то понятно, какие широкие возможности открывались перед русскими купцами. Через Русский Север развивалась бойкая торговля с Англией. Туда шли суда, нагруженные русским льном, воском, пенькой, мехами, корабельным мачтовым лесом.

Неудивительно, что государь мог спокойно собирать Земские соборы, опираясь в своих действиях на волю народа. На соборе 1566 года представители служилых людей, купечества, городских посадов вместе с боярами, дворянами и духовенством решают, продолжать ли Ливонскую войну. И поместное дворянство, служилые люди, купцы, промышленники и ремесленники, на которых ложится дополнительное бремя военных расходов и тяготы войны, поддерживают государя. Решено: «Государю нашему тех городов Ливонских, которых взял король во обереганье, отступитися непригоже, а пригоже Государю за те городы стояти».

Представители торгово-промышленного люда понимают, что царь Иоанн Васильевич ведёт войну не ради своих амбиций, но отстаивая интересы всей Русской земли. На Руси помнят, как Ливонский орден, города Ганзы душили русскую торговлю на Балтике.

Опричнина, учреждённая Грозным царём, позволила государю воплотить замыслы по переустройству жизни Московской Руси. Свою историческую задачу она выполнила и была отменена. Выполнила весьма жёсткими методами. А в каких европейских странах создание единого централизованного государства проводилось уговорами несогласных владетельных феодалов?

Выстраивалась прочная основа Русского государства — Государь, правящий вместе с Земским собором, бояре и дворяне, служилое воинское сословие, которое защищает Русскую землю, и крестьяне-земледельцы, которые пашут землю, сеют хлеб и вместе с посадскими людьми, купцами и ремесленниками платят государственные подати-налоги.

Крестьяне-земледельцы не только кормили своего помещика-дворянина за то, что он нёс воинскую службу. Крестьяне и посадские платили подати в казну. Но эти подати были невысокими. Все иноземцы это отмечали. Тьяполо писал, что царь мог бы получать в несколько раз больше,«но не обременяет налогами» людей. Ему вторит и Олеарий: «Подданные обыкновенно не платят больших податей».

После реформ государя Иоанна Васильевича на Русской земле стал устанавливаться порядок и спокойствие. Исчезала татьба и разбои, которые расцвели при боярском правлении, наместникам становилось трудно злоупотреблять властью.

Служилые люди почувствовали себя «государевыми людьми». И это название — «государевы люди» осталось почётным и до наших дней, так с гордостью именуют себя многие военные. При Грозном царе дети боярские, дворяне и стрельцы перестали бедствовать, чувствуя заботу Государя.

Поэтому неудивительно, что народ в своих песнях и былинах так высоко оценивает царствование государя Иоанна Васильевича Грозного. А потомки князей и бояр, пострадавших в царствование Иоанна IV, сохранили память о Грозном царе как жестоком и несправедливом тиране. Карамзин писал: «Добрая слава Иоанна пережила его худую... но история злопамятнее». И всё же он вынужден признать, что «память народная оказалась добрее».

Итоги правления, которые невозможно оспорить.

Основаны 155 городов и крепостей, в их числе Архангельск, Арзамас, Воронеж, Орёл. Построено 60 монастырей и 40 церквей, в частности, Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади. Расцвет церковного зодчества, расцвет иконописи в те годы отмечают все искусствоведы. Надо отдать должное создателям сериала: они показали, что задуман и создан знаменитый храм был Государем и митрополитом Макарием.

Историки безуспешно пытаются найти легендарных зодчих Барму и Постника. Митрополит Тихон Шевкунов высказал блестящую догадку, почему эти попытки не дают результатов. Барма — это псевдоним того, чьей волей встал на Красной площади храм Василия Блаженного. Царские бармы носил государь Иоанн Васильевич. Постник — святой митрополит Макарий, чьи молитвы сопровождали возведение чудесного храма.

Показано в фильме и участие Государя и митрополита в поддержке трудов первопечатника Ивана Фёдорова.

Что означало основание в царствование царя Иоанна Васильевича 155 новых городов и крепостей?

После победы над Казанским и Астраханским ханствами Россия расширила свои пределы на восток и на юг. Чтобы люди могли спокойно жить и трудиться, границу прикрыли системы засек, валов, рвов, частоколов, острожков-крепостиц, сторожевых постов и караулов. Создание Большой засечной черты потребовало огромных усилий от всего народа.

Но засечная черта отодвинула границу далеко на юг. Около 100 тысяч кв. км могли теперь распахивать русские крестьяне, не опасаясь внезапных набегов степных хищников. За укреплениями засечной черты строились города, крестьяне пахали землю и растили хлеб.

Территория России увеличилась почти вдвое, с 2,8 млн до 5,4 млн кв. км. По площади Русь стала крупнейшим государством Европы. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Урал. В конце царствования Иоанна Васильевича Ермак разгромил сибирское ханство Кучума, последний осколок Орды, и присоединил к России Западную Сибирь. Ломоносов пророчески сказал: «Могущество России Сибирью прирастать будет».

Кстати, можно нередко слышать, что все планы Грозного пошли прахом. Ливонская война была проиграна, Иоанн IV якобы оставил в конце своего правления разорённую и обезлюдевшую страну, народ разбежался от ужасов опричнины. Возникает закономерный вопрос, если Русь обезлюдела, то кто же тогда заселил 155 новых городов и крепостей, кто после того, как засечная черта двинулась на юг, заселил и распахал земли бывшего Дикого поля?

Если Россия к концу правления государя Иоанна Васильевича была так разорена и почти полностью обезлюдела, то откуда появились после смерти Грозного сильные русские полки, которые при его сыне государе Фёдоре Иоанновиче смогли успешно вести войну со Швецией, отбивая захваченные шведами города? Мог бы царь Фёдор Иоаннович в «разорённой и обезлюдевшей» стране собрать войско, чтобы успешно воевать со Швецией, отбивать набеги Крымской Орды, посылать воевод с отрядами стрельцов и казаков в Сибирь и на Кавказ?

Очевидно, что Грозный, несмотря на многолетнюю изнурительную войну, случавшиеся неурожаи и эпидемии, сумел оставить наследникам великую и сильную державу. И разве о величайших свершениях царя, определивших будущую судьбу великой Российской державы, не должно быть хотя бы упомянуто в историческом сериале под названием «Грозный»?

***

Никто уже не пытается опровергать, что среди своих современников государь Иоанн Васильевич не только не выделялся особой жестокостью, но по сравнению с Карлом IX и Екатериной Медичи, Генрихом VIII и королевой Елизаветой был вполне гуманным правителем. Масштабы того, что творили эти европейские правители ни в какое сравнение не идут с тем, что в то время происходило на Руси.

Но на Западе всё, что творили эти короли, считается естественным для той суровой эпохи. Покажите мне хоть один английский фильм, где королеву Елизавету не показывают с огромной симпатией и любовью?

Русский царь Иоанн IV не случайно избран на роль образцово-показательного «тирана и злодея» всех времён и народов. В ХХI веке образ варварской России, которая угрожает мирной Европе, так же важен для бойцов информационных войн, как был важен потом четыреста лет подряд. И Карл XII, и Наполеон Бонапарт, и Наполеон III с Пальмерстоном в Крымской войне, вслед за ними Гитлер, а затем Черчилль с Трумэном используют этот образ, чтобы оправдать войну с Россией.

В те годы великие тяготы многолетней Ливонской войны, татарских нашествий, тяжёлые труды строительства новых городов и крепостей, засечной черты, пришлось вынести на своих плечах представителям всех сословий Русского государства — и крестьянам, и «детям боярским», и дворянам, и духовенству. Русские люди в ту эпоху принесли великие жертвы ради строительства независимой и могучей Русской державы. Но народная память отличается особенной мудростью. И народ оценивает правление государей с точки зрения вечности, жизни всех поколений, прошлых и будущих.

Не случайно Пётр Первый говорил о Грозном:

«Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он.

Глупцы только, коим не известны обстоятельства его времени, свойства его народа и великие его заслуги, называют его мучителем».

Все последние годы либеральные кинокритики пытались внушить, что при Сталине советский кинематограф в исторических лентах старался закрепить «идеологические мифы». Но исторических фильмов, равных «Александру Невскому», «Суворову», «Ушакову», «Корабли штурмуют бастионы», никто так и не снял. Дождёмся ли мы, когда в российском кинематографе появятся подобные «идеологические мифы»?

Сегодня нам необходимо обратиться к эпохе, когда созидалась великая Русская держава. И тогда же начиналось то многовековое противостояние с коллективным Западом, который и в ХХI столетии пытается любыми способами сокрушить Русскую цивилизацию.

Поэтому именно сегодня, учитывая ожесточённость информационной войны против России, попытки исказить нашу историю, необходимы такие фильмы, которые давали бы нам возможность гордиться своей историей, грандиозными свершениями великих предков, построивших великую державу.

САУЛКИН Виктор Александрович,

руководитель информационно-аналитического центра общественной организации «Московские суворовцы»


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru