Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

 

 

№1, Январь 2021

ПОВЕСТКА ДНЯ

Идрис РАБАДАНОВ
Байден: без иллюзий

 

Отношения между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки развивались в последние годы весьма непредсказуемо. На смену «перезагрузке» пришла острая фаза противостояния и нестабильности. Именно так можно охарактеризовать то, что происходило между нашими странами в годы правления в США республиканской администрации Дональда Трампа. Такая политика в отношении России была отражением общего курса Вашингтона на установление тотального американского доминирования в мировой политике.

Отсюда вызывающее пренебрежение американцев к ООН, ЕС, НАТО и другим многосторонним институтам, к нормам международного права, отсюда упор на силу и односторонние действия, стремление грубо навязывать свои взгляды и решения другим государствам. Отсюда односторонний выход США из целого ряда международных договоров, влияющих на глобальную безопасность, среди которых: Парижское соглашение по климату, Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договор по открытому небу и некоторые другие.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Неприкрытое вмешательство во внутренние дела России, наших союзников и соседей по постсоветскому пространству, открытое пренебрежение интересами России на международной арене — всё это не могло не сказаться негативно на состоянии российско-американских отношений. Обстановка, сложившаяся с пандемией коронавируса в 2020 году, с одной стороны, вскрыла имеющиеся общемировые проблемы, а с другой, ещё и усугубила их. Прогнозируется, что в наступившем 2021 году по всему миру ожидается крупнейший за последний век экономический спад, который в лучшем случае может быть сравним со временами Великой депрессии в США. Более приятным моментом можно назвать то, что благодаря политической ситуации последних лет Россия входит в сложный этап относительно подготовленной.

Победа Джозефа Байдена в президентских выборах в США (о спорности её будут говорить ещё долго), несомненно, вносит определённые сложности в систему глобальной безопасности. Этот факт не может не беспокоить военно-политическое руководство России, поскольку именно Америка является нашим давним геополитическим конкурентом. В Кремле тревожно относятся к новой американской администрации, многие эксперты считают её приход «плохой новостью для России».

Если бы Соединёнными Штатами продолжал руководить Трамп, то, скорее всего, во взаимоотношениях между Вашингтоном и Москвой мало что поменялось бы. Победа Байдена гарантированно предвещает, что политика США в отношении России будет принципиально другой, то есть значительно жёстче. В двусторонних отношениях особую важность представляют вопросы экономики и безопасности. Вот слова Байдена, которым трудно не доверять. На тот момент он ещё был кандидатом в президенты США. 17 сентября 2020 года на встрече с избирателями Байден сказал буквально следующее: «Они [русские] заплатят цену, и это будет цена для их экономики». После такого заявления становится вполне понятным будущее российско-американских отношений.

Только недальновидные люди могут испытывать иллюзии по этому поводу. Зная специфику и характер обещаний, которые озвучиваются кандидатами в президенты США, можно полагать, что они будут выполнены в полном объёме. Для российской экономики важно, как изменится санкционная политика, которую Байден, вероятнее всего, начнёт реализовывать методом тяжёлой «санкционной дубины», вытесанной в политической мастерской Барака Обамы. Основу его команды представляют «люди Обамы», а они нацелены на конфронтацию с нашей страной. Все советники и доверенные лица нового американского президента — сторонники жёстких санкций в отношении России.

Администрация Байдена постепенно начнёт вводить всевозможные ограничительные меры — персональные, секторальные, блокирующие санкции против российских банков. Усилится давление на международные компании, которые будут подпадать под санкционное законодательство США. Стоит отметить, что в настоящее время против ведущих российских финансовых институтов, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ.РФ и других действуют только секторальные санкции, которые не запрещают им совершать долларовые транзакции, но эта ситуация в скором времени может кардинально измениться.

Для достижения желаемых результатов вводимые санкции будут направлены против нашей экономики в целом. Многочисленные санкционные инициативы Конгресса включают не только санкции за предполагаемое вмешательство в выборы. Например, в сентябре 2020 года сенатор-демократ Крис Кунс предложил ввести персональные санкции против российских чиновников, ответственных за отравление Алексея Навального. Хотя мера ответственности этих чиновников никак и никем не доказана.

Президент Байден, вероятнее всего, полностью переосмыслит санкции против России и постарается интегрировать их в новую целостную стратегию. Его санкционная политика будет в корне отличаться от политики Трампа, а возврат к дотрамповскому статус-кво станет практически невозможным. Показателем курса американской внешней политики является тот факт, что противоборствующие республиканцы и демократы, готовые рвать друг друга за лишний процент голосов своего кандидата в Неваде или Пенсильвании, против России действуют единым фронтом, независимо от того, кто сидит в Белом доме и сидит ли там кто-то вообще.

ГРУЗИЯ

Предполагается, что политику в отношении Москвы в новой администрации будут определять карьерные дипломаты и люди бывшего президента США Барака Обамы, который в 2008 году выбрал Байдена своим вице-президентом. Немаловажную роль в этом вопросе сыграл произошедший в том же году военный конфликт России с Грузией, а Байден долгое время заседал в комитете сената по международным отношениям и несколько раз его возглавлял.

Он дважды побывал в Тбилиси. Первый раз сразу после войны в августе 2008 года. Будучи тогда сенатором, Байден сообщил о решении выделить Грузии финансовую помощь в размере одного миллиарда долларов. Второй раз, в июле 2009 года, Байден посетил столицу Грузии уже в качестве вице-президента в администрации президента Барака Обамы. Во время этого второго визита Байден выступил в грузинском парламенте, где сделал целый ряд многозначительных заявлений. Процитируем одно из них: «Мы наметили смелую повестку дня в четырёх ключевых областях: оборона и безопасность; торгово-экономические вопросы и сотрудничество в сфере энергетики; продвижение демократии и законности; укрепление культурных связей между нашими странами».

Безусловно, Грузия продолжит играть роль форпоста НАТО на Кавказе. Напомню, подписанная в январе 2009 года Хартия стратегического партнёрства между США и Грузией определяет приоритетные направления в сотрудничестве двух стран, по которым работают четыре двусторонние межведомственные группы. Помимо группы по вопросам демократии и управления, это также группы по обороне и безопасности, по вопросам экономики, торговли и энергетики, а также отношений между народами и культурного обмена. Здесь следует подчеркнуть, что Байден и его команда активизируют работу в этом направлении. В связи с этим России следует ожидать новые вызовы и угрозы как на Кавказе, так и в Черноморском регионе.

Успехи российской дипломатии в карабахском конфликте, тем не менее, впечатлили руководство Грузии, которое согласилось предоставить своё воздушное пространство для российского военного транспорта. Более того, оно поблагодарило Россию за волевое решение в прекращении боевых действий в Закавказье. Однако американская администрация тут же выразила сожаление о соглашении между Россией, Азербайджаном и Арменией и грузинской поддержке, пусть пассивной, этого соглашения. Следовательно, и в отношении Грузии новая американская администрация будет придерживаться прежнего курса.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

Неудовольствие руководства США можно понять. В ходе конфликта в Нагорном Карабахе Америка понесла серьёзные репутационные риски, которые заметно ослабили её стратегические позиции на Кавказе. Возникновение и развитие практически любых военных конфликтов на постсоветском пространстве, а главное, в непосредственной близости к границам Российской Федерации, входит в стратегические интересы Соединённых Штатов Америки.

Но тут следует подчеркнуть, что в событиях 2020 года на Южном Кавказе для американцев явно что-то пошло не так, поскольку размещение российских миротворческих сил в Карабахе выглядит как серьёзный удар по военному присутствию США в регионе. Расположен воинский контингент России со сроком в пять лет и возможным продлением. Находится он почти на 300 километров ближе к Баку, чем военная база в Гюмри. Вряд ли об этом мечтали силы, развязавшие войну.

Принимая во внимание грубые просчёты органов военного управления США, в результате которых американская разведка не смогла предугадать ввод российских миротворцев в Нагорный Карабах, можно так оценить обстановку: Москва перехватила политическую инициативу, оставив при этом Вашингтон в стороне. Как считает Эдвард Джон Марк, член комитета Сената США по международным отношениям, соглашение о перемирии в Нагорном Карабахе между Арменией, Азербайджаном и Россией является ничем иным, как полным позором для Соединённых Штатов.

УКРАИНА

Важным актором во взаимоотношениях между Россией и США является Украина, которая успела сыграть не самую лучшую роль в пиар-кампании Байдена. В связи с этим он, вероятнее всего, постарается зачистить следы многочисленных коррупционных скандалов, связанных с деятельностью членов его семьи. Несмотря на то, что президент Украины Владимир Зеленский всячески дистанцируется от внутриполитической борьбы между республиканцами и демократами в Штатах, отношение к нему и его команде у Байдена откровенно негативное.

Киеву интересна большая интеграция с США в переговорные форматы, но для этого нет никаких оснований. Если говорить о направлении безопасности, то администрация Байдена может организовать поставки более современного вооружения, поскольку Украина интересует Соединённые Штаты исключительно как инструмент возможного сдерживания России. А это означает, что приход Байдена к власти — война для Украины.

В период долгого пребывания на посту вице-президента США Байден не раз делал громкие заявления о поддержке Украины, в том числе и военной. Несмотря на обещания, американское летальное оружие попало в Украину только после смены главы Белого дома. Трамп подчёркивал, что при Обаме Украина получала «одеяла и подушки», а при нём — ракетные комплексы. В большей степени американская политика в отношении Украины будет определяться тем, какими будут отношения между США и Россией.

МОЛДАВИЯ

В ноябре 2020 года в Молдавии произошли серьёзные политические изменения. Во втором туре президентских выборов победу одержала Майя Санду, которая получила образование в Гарварде и одно время работала в должности советника исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне. Она была лидером ею же организованного антикоррупционного движения. Первая женщина на посту президента Молдавии, Санду позиционируется в молдавском обществе как прозападный кандидат, и, вероятнее всего, она выберет курс на тесное взаимодействие с США, ЕС и Румынией. Отношение к России изменится, и влияние Москвы на внешнюю и внутреннюю политику Молдавии в этом случае ослабнет. В результате чего Россия будет отодвинута на второй план, образуется напряжение и раскол в обществе с последующим политическим кризисом, который может перерасти в том числе и в боевые действия.

Безусловно, Россия сохранит определённые силы, поскольку контролирует Приднестровье, которое в 1992 году провозгласило независимость от Молдавии. Практически сразу после президентских выборов Санду заговорила о том, что Молдавии нужно добиться вывода российских миротворцев из Приднестровья, или как минимум добиться от мирового сообщества того, чтобы помимо российских миротворцев там находился контингент и других стран. Она также успела дать совет Киеву, в котором заявила, что «мягкий подход» в переговорах об урегулировании приднестровского конфликта результатов не принёс, поэтому он является неэффективным. Некоторые эксперты, комментируя высказывание Майи Санду, сравнили её с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, также ранее выступившим против России.

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Прикаспийский регион остаётся политически турбулентным в силу того, что находится в непосредственной близости к очагам нестабильности, где на протяжении многих лет вспыхивают вооружённые конфликты. Среди них — Афганистан, Ирак, Сирия. В постоянном напряжении находится Иран, сюда же можно отнести и прошедшие в 2020 году события в Нагорном Карабахе, определённую роль в которых сыграла Турция.

Практически все протекающие на Ближнем Востоке процессы так или иначе связаны с политикой США и их союзников по НАТО. Учитывая высокие риски возникновения новых военных угроз, в ответ на агрессивную политику Вашингтона, в августе 2018 года пять прикаспийских государств подписали «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря». Она не допускает присутствия в регионе вооружённых сил других стран, не относящихся к прибрежным государствам. Конвенция преграждает путь военной политике Вашингтона, направленной на повышение своего влияния на новые независимые страны региона и одновременную нейтрализацию усилий России по укреплению своего лидирующего регионального положения.

Стоит также отметить, что вопреки усилиям России, в результате проделанной Вашингтоном работы, заложена прочная основа для дальнейшего укрепления геополитического влияния США в сопредельных странах Каспийского региона. Новой администрации необходимо будет решить целый ряд сложных внешнеполитических вопросов, многие из которых достались в наследство от предыдущей администрации.

Учитывая сложности во взаимоотношениях с Соединёнными Штатами, военно-политическому руководству России целесообразно разрабатывать и планомерно реализовывать программы, предусматривающие обширный комплекс мер политического, экономического, военного, культурно-гуманитарного и иного характера, направленные на успешную реализацию национальных интересов России в Каспийском регионе.

«РОССИЙСКАЯ УГРОЗА»

Во время своей предвыборной кампании Байден заявлял о том, что основную угрозу для политики США в международных делах представляет Россия. «Я думаю, что самая большая угроза для Америки прямо сейчас с точки зрения разрушения нашей безопасности и союзов — это Россия». Крупнейшим конкурентом Соединённых Штатов Байден назвал Китай. По его словам, от того, какого подхода будет придерживаться Вашингтон, зависит, останутся ли страны и дальше конкурентами, или ситуация перерастёт в более серьёзное соперничество.

В Кремле должны внимательно относиться к заявлениям, в которых высокопоставленные американские политики не скрывают того, что Россия является для США главной угрозой. Это накладывает определённые отпечатки на всё происходящее в мире. Хотим мы этого или нет, но нам придётся играть эту роль, и одна из обязанностей России как угрозы США — не позволять усиливать американское влияние в зоне наших национальных интересов.

Помимо устных заявлений высокопоставленных американских политиков, угроза России прописана практически во всех основных доктринальных документах США в сфере военной, космической и внешней политики. Документы, затрагивающие основные вопросы безопасности США и России, основаны на принципиально разных подходах к решению глобальных проблем. В масштабных военно-политических вопросах американцы исходят из принципа проактивности и превентивности действий, что, по сути, говорит о наступательном векторе указанных в доктринальных документах положений. К примеру, такие шаги, как размещение передовых военных баз на ключевых потенциальных театрах военных действий, масштабное развёртывание ВВС с явным акцентом на стратегическую авиацию, активное развитие экспедиционных сил, опора на авианосные группировки. Действующий в США механизм подготовки доктринальных документов обеспечивает своевременную выработку основных подходов как к защите и продвижению национальных интересов, так и к противодействию существующим и потенциальным угрозам в условиях динамично меняющейся международной обстановки.

Российская доктрина, равно как и советская, базируется на принципе ответно-встречных действий. Как результат — она придерживается совершенно иного вектора строительства Вооружённых сил. Акцент делается на ракетных силах в ядерной триаде, при этом именно на наиболее сложно поражаемых вариантах развёртывания — мобильных колёсных комплексах, подводных ракетоносцах, шахтных позициях в удалённых регионах. ВМФ ориентирован на защиту прибрежных акваторий, а силы ВМФ дальнего радиуса действия — на сдерживание авианосных групп с помощью универсальных подводных лодок и противодействие экспедиционным силам посредством ракетных надводных кораблей.

Единственным явным наступательным элементом российских Вооружённых сил является мощная бронетанковая группировка. В то же время при наличии ракетно-ядерных вооружений её нельзя однозначно трактовать как показатель наступательного характера военной доктрины. Россия оставляет за собой право использовать ядерное оружие в ответ на применение против неё и её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Вероятность развязывания против России крупномасштабной войны невелика, но на ряде направлений военные опасности усиливаются. Кроме того, обозначилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу страны. Процесс подготовки важнейших документов не является статичным. В ходе него они периодически пересматриваются и адаптируются к современной ситуации. Например, Россия также стала уделять особое внимание обеспечению своих национальных интересов в Арктической зоне — стратегически важном для страны регионе.

НОВАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ США

Недавно Пентагон анонсировал новую стратегию ведения войн — «воевать по-новому и забыть всё, чему учили раньше». В Минобороны США уточнили, что обновили концепцию ведения боевых действий под новые глобальные вызовы и угрозы. Концептуально цели и задачи обновлённой стратегии остаются прежними. По словам генерала Джона Хайтена, главная цель — противостоять России и Китаю в 2030-х, 2040-х годах и дальше.

Задача разработать новую стратегию была поставлена в начале 2020 года. Главное — способность вооружённых сил действовать не только на суше, на море и в воздухе, а во всех средах (all-domain operation), включая космос и киберпространство. В частности, американцы планируют наладить быстрый обмен информацией между всеми видами и родами войск на поле боя. Взвод разведки в тылу противника сможет в реальном времени получать данные о местности со спутника, после чего обнаружить цель, самостоятельно и без посредников передать координаты на подводную лодку с крылатыми ракетами, авианосец или самолёты.

«Принцип all-domain operation объединит космос, киберпространство, средства сдерживания, транспортировки, операции в электромагнитном спектре и противоракетную оборону в единое целое», — подчеркнул Хайтен. По словам генерала, новую программу построят на основе существующей, предусматривающей совместные действия армии, авиации и флота. Самое сложное — интегрировать операции в космосе и киберпространстве, так как эти две среды ранее в качестве поля боя не рассматривались. Летом 2020 года Космические силы США опубликовали свою первую военную доктрину, которая отводит спутниковой группировке на околоземной орбите важнейшую роль в вооружённых конфликтах будущего. Документ предусматривает максимально агрессивное поведение в космосе с целью получения преимущества над странами-соперниками.

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Учитывая, что США являются выгодоприобретателями самого мощного военно-политического блока в мире, нельзя не принимать во внимание стратегию новой американской администрации по отношению к НАТО. И далее, соответственно, стратегию самого альянса по отношению к России. Во время выдвижения кандидатом на пост президента США Байден подчеркнул, что США необходимо поддерживать единство НАТО в целях противостояния России в Восточной Европе. Он также выступил за сохранение минимально необходимого военного присутствия США в «горячих точках» для противодействия, прежде всего, террористическим организациям.

К переезду Байдена в Белый дом руководство Североатлантического альянса затеяло полномасштабные реформы. На прошедшей в декабре 2020 года встрече на министерском уровне, последней перед ежегодным саммитом, запланированным на начало этого года, главы внешнеполитических ведомств пересмотрели основополагающие принципы альянса и частично переформатировали его работу. Таким образом, в свет вышел один из важнейших военно-политических документов, связанных с современными проблемами стратегической безопасности планеты под названием: «NATO 2030: United for a New Era».

Нас не может не радовать тот факт, что Россия традиционно остаётся главной военной угрозой для НАТО как минимум до 2030 года. Такое место отведено ей в силу мощного оборонно-промышленного комплекса, большого военного потенциала и географической близости к Европе. Об этом говорится в докладе о его реформировании, который был опубликован по итогам консультаций глав МИД альянса. В нём также говорится, что альянс намерен усиливать свои возможности по сдерживанию России, но при этом продолжая диалог о мирном сосуществовании на базе Совета Россия — НАТО. Диалог, как подчёркивается в документе, альянс готов вести лишь с позиции силы. На втором месте среди основных угроз стоит Китай, а уже на третьем — международный терроризм. Руководство альянса также намерено внимательно следить за военно-техническим сотрудничеством Москвы и Пекина.

На предстоящем саммите Америку представлять будет Джо Байден, в связи с чем генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг рассчитывает на возвращение к нормальному диалогу внутри организации. Под этим он, скорее всего, подразумевает, что американская сторона подтвердит важность военно-политического союзничества с членами блока. Столтенберг также подчеркнул, что «Москва модернизирует ядерный арсенал и размещает новые ракеты от Крайнего Севера до Сирии и Ливии. Российское присутствие усилилось также в результате кризисов в Белоруссии и Нагорном Карабахе». Авторы доклада отметили, что «Кремль стремится к гегемонии над бывшими советскими республиками и подрывает их суверенитет. НАТО важно адаптироваться к новой среде, в которую вернулось соперничество с постоянно агрессивной Россией».

Работа по «нейтрализации российской угрозы» уже идёт. В подтверждение Столтенберг привёл опыт сотрудничества НАТО с Грузией и Украиной. Сейчас оба государства — партнёры альянса с расширенными возможностями. Это предполагает доступ к технологиям и разведывательной информации Запада, хотя и не приближает к полноценному членству в блоке. Для сдерживания России альянс намерен расширить присутствие в Чёрном море — это ответ на «усиление российского военного присутствия в Крыму». Безусловно, приход Байдена не изменит напряжённые отношения НАТО и России. Но, учитывая вовлеченность Москвы в широкий круг международных проблем, альянс не сможет игнорировать диалог.

В докладе «НАТО — 2030» при всей его агрессивной антироссийской риторике нашлось место и внутренним проблем. Учитывая высокий конфликтный потенциал между членами организации, например, такими как Турция и Греция, возникла необходимость выработки новых правовых механизмов по принятию эффективных решений даже тогда, когда консенсуса между его членами добиться будет невозможно.

В обозримом будущем у Соединённых Штатов возникнет острая необходимость в том, чтобы обезопасить себя от негативных действий стран — участниц военно-политического блока. Уже сегодня несложно спрогнозировать прямые столкновения между Израилем и Турцией, которые в будущем рискуют стать главными конфликтными странами на Ближнем Востоке. В США понимают, что системное ослабление, ставшее уже очевидным в 2020 году в связи с охватившей страну пандемией, а также президентскими выборами и социально-экономическим коллапсом, неизбежно приведёт к слабости Североатлантического альянса.

***

В заключение хотелось бы отметить, что мировая политика вступила в зону сумасшедшей турбулентности. Тому свидетельство — многочисленные военные и политические конфликты, эпидемии, гуманитарные катастрофы, экономические войны, санкционные давления, цветные революции и многое другое. Все эти процессы не обошли стороной и постсоветское пространство. Полыхает Киргизия, Белоруссия, Армения и Азербайджан, пассивно, но тлеет Украина, раскачивается Молдавия, на очереди ряд других стран Центральной Азии.

Определённые события протекают и на Дальнем Востоке, в непосредственной близости к Китаю, с которым у нас весьма непростые взаимоотношения. Россия находится в огненном кольце. В этих условиях ситуация способна меняться очень быстро, и прогнозировать её практически невозможно.

Руководству России необходимо, как представляется, в корне пересмотреть стратегию в отношении постсоветского пространства и внешней политики в целом. Таким образом, назрела необходимость заключения Союзных договоров, которые включали бы в себя положения о создании общей армии, валюты, службы госбезопасности и органов, координирующих единую внешнюю политику. Сделать это надо хотя бы с теми республиками, с которыми сегодня это — реальный шаг. Среди них — Армения, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. Пора принимать давно ожидаемое решение по признанию республик Донбасса.

Заключение Союзных договоров будет способствовать укреплению как региональной, так и глобальной безопасности и выступит гарантией того, что никто не посмеет повторять события, подобные актам агрессии 2008 года. Очевидно, что сегодня это важнейшая геополитическая задача. Ведь роль и место России в современном мире во многом определяется её геополитическим положением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств.

ПО ТЕМЕ

Поздравление Джозефу Байдену

с победой на выборах Президента США

15 декабря 2020 года Владимир Путин направил поздравительную телеграмму Джозефу Байдену по случаю победы на выборах Президента Соединённых Штатов Америки.

В телеграмме В. Путин пожелал избранному президенту всяческих успехов и выразил уверенность, что Россия и США, несущие особую ответственность за глобальную безопасность и стабильность, могут, несмотря на разногласия, реально способствовать решению многих проблем и вызовов, с которыми сейчас сталкивается мир.

Президент России отметил, что с учётом этого российско-американское сотрудничество, основанное на принципах равноправия и взаимного уважения, отвечало бы интересам народов обеих стран и всего международного сообщества.

«Со своей стороны готов к взаимодействию и контактам с Вами», — подчеркнул глава Российского государства.

http://kremlin.ru/events/president/news/64660

РАБАДАНОВ Идрис Рабаданович,

офицер запаса, эксперт Комитета Государственной Думы по обороне


 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru