Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№2, Февраль 2004

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интервью номера

Александр Жуков. Добыча и доходы.

Повестка дня

Леонид Григорьев. В поисках пути.

Мнения

Владимир Милов. Быль о потерянном времени

Александр Некипелов. Политика - или эклектика?

Евсей Гурвич. Мяч на стороне политиков

Андрей Клепач. У последней черты

Александр Дынкин. Инновационная экономика в России и Мире

Главная тема

Михаил Горшков. "Средние русские".

Мнения

Виталий Третьяков. Путь воровства

Александр Демидов. Тени второй империи

Татьяна Малева. Двери в средний класс закрыты?

До востребования

Вячеслав Андреев. Скромный, но верный путь.

Петр Столыпин. Из речи на заседании II Государственной Думы.

Карт-бланш

Владимир Рыжков, Алексей Салмин. Российское государство: императив модернизации.

Практикум

Вера Владыцкая, Станислав Радкевич. Основной вопрос партстроительства.

Опыт

Маркус Ингенлат. Консерватизм немыслим без свободы.

Круг чтения

Виктор Кувалдин. Когда воротимся мы в портленд.

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Сегодня - в самый канун президентских выборов - аналитики оценивают итоги первого путинского четырехлетия и перспективы второго срока, коль скоро сомнений в успехе главы государства на выборах нет. Этот номер журнала об итогах и перспективах.

В 1990-е годы россияне пережили глубокий экономический спад, синдром распада страны, чувства национальной униженности, обреченности, отступления, от которых до сих пор не могут оправиться. Самобичевание и самоуничижение по-прежнему в моде.

Даже если верить Госкомстату, наш валовой внутренний продукт сопоставим с голландским. Россия проигрывает в глобальной конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы. Потенциальных инвесторов - как российских, так и зарубежных - пугает коррупция, чрезмерная бюрократизация хозяйственной жизни, вовлеченность госорганов в действия субъектов рынка, непрозрачная судебная система и многое другое, о чем мы хорошо знаем. Буксуют реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, банков. По-прежнему велика зависимость российской экономики от экспортно-ориентированных компаний, прежде всего — топливных, от конъюнктуры мирового рынка нефти. Беспокоит продолжающееся старение производственных фондов, медленные темпы развития малого и среднего бизнеса.

Налицо острые социальные проблемы — нереформированность здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, имущественное расслоение, рост наркомании, числа заболевших СПИДом, алкоголизма, ведущего к сверхсмертности среди мужчин трудоспособного возраста.

Все больше разговоров о том, что в политической сфере закручиваются гайки. Распространенная оценка результатов реализации внешнеполитического курса страны выражается во фразе: «У России нет друзей».

Но есть и другая сторона, на которую напрасно не обращают внимания. На протяжении последних четырех лет в России были наивысшие темпы экономического роста в Европе, и поставленная Президентом задача удвоения ВВП, а с ней – решительного наступления на бедность – уже не представляется неразрешимой. Еще недавно казалось, что нас задавит проблема долгов, но сегодня доля внешнего долга в ВВП страны — одна из самых низких в мире и продолжает уменьшаться. Сохраняется большое положительное торговое сальдо России.

Хотя многие эксперты связывают рост преимущественно с благоприятной конъюнктурой - высокими ценами на энергоносители и с импортозамещением после дефолта 1998 года, - действовали и важные внутренние факторы развития, резко увеличившие размеры внутреннего рынка. В пересчете по паритету покупательной способности рубля наш ВВП (1,1 триллиона долларов США)  в 2003 году был сопоставим с итальянским и бразильским, а вовсе не с голландским и был десятым в мире. При этом следует учитывать, что из-за наличия большой «серой зоны» и несовершенства статистического учета реальные размеры российской экономики еще больше, чем это фиксируют статистические органы.

Резко выросли темпы развития информационной сферы в России, в начале века она увеличивается в среднем на треть в год. Выросло бюджетное финансирование науки, увеличились расходы в этой области со стороны предпринимательского сектора, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Начал формироваться частный сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Суть перемен в политической сфере заключается не в том, что стало меньше демократии (в 90-е годы режим был ох как далек от демократических канонов), а в появлении признаков функционирующего государства. В период президентства Путина была во многом восстановлена управляемость страной, произошла известная консолидация власти, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. В России было восстановлено единое правовое пространство, региональные правовые акты были в основном приведены в соответствие с федеральными законами и Конституцией, возникли механизмы федерального вмешательства в дела регионов.

Произошли позитивные сдвиги в функционировании внешнеполитического механизма. Ликвидирована несогласованность деятельности ведомств в таких деликатных сферах, как торговля оружием, поставки ядерных технологий, маршруты транспортировки энергоносителей. Существует большая заслуга Владимира Путина в стабилизации и укреплении международного положения России по всем важным для нас направлениям — Запад, СНГ, Китай, Азия в целом. Сегодня нет государств и их альянсов, целенаправленно проводящих антироссийскую политику. Отсутствие могущественных противников может быть не менее важным, чем наличие некоторых ненадежных союзников. Россия не вовлечена прямо в чреватые военными столкновениями международные конфликты, внешние угрозы безопасности России незначительны.

Конечно, рисовать развитие России в последние 4 года только розовыми красками тоже было бы неправильно. Но и черными – тем более. Страна на подъеме, и люди это чувствуют. На глазах нарастает идеология исторического оптимизма, идеи национального возрождения оказываются все более востребованными, что является резким контрастом с прошедшим десятилетием.

Не являясь сверхдержавой, Российская Федерация способна выполнять роль одной из великих держав как в мировом, так и региональном (евразийском) масштабах, в создании и функционировании механизмов глобального управления. Известный дефицит ресурсов может быть компенсирован правильной стратегией и политической волей. Главным в стратегии следующего этапа должна стать задача повышения конкурентоспособности России путем ее модернизации.

Об этом – в № 2  «Стратегии России».

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru