Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№3, Март 2004

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интервью номера

Валерий Богомолов. Базовый элемент: готовность к ответственности.

Повестка дня

Андраник Мигранян. Что такое "путинизм"?

Главная тема

Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин. "Принцип Джерома".

Мнения:

Александр Некипелов. Не доводить идею до абсурда

Георгий Сатаров. Примеряя чужое сердце?

До востребования

Вячеслав Андреев. Читая Кармзина.

Николай Карамзин. Из "Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях".

Дискуссии

Евгений Гонтмахер. Социальная ответственность бизнеса.

Алексей Костин. Зеркало для инвестора.

Мнения:

Александр Жуков. Произвольная программа будет обязательной

Сергей Генералов. Благотворительность - вклад в репутацию

Сергей Лавров. Готовить кадры – это готовить будущее

Опыт

Вячеслав Сухнев. Железный Шарль.

Идеи для России

Игорь Мишко. Создание венчурной биржи.

Практикум

Станислав Радкевич. Второй эшелон.

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Главная тема номера – административная реформа. Владимир Путин назвал ее в числе важнейших приоритетов своей политики на второй срок президентства. И это – неудивительно. Без современного государственного аппарата решение задач модернизационного прорыва России, повышения ее конкурентоспособности во всех областях просто невозможно.

Цель административной реформы – в увеличении эффективности государственного управления. Но решение - не только в административной реформе.

Семь мыслей по этому поводу.

Первая. Один из основных дефектов системы государственного управления в России заключается в том, что власть отделена от ответственности. Власть – по Конституции – в руках президента, а ответственность за реализацию внутренней и внешней политики лежит на правительстве. Решать эту проблему можно по-разному, причем даже в рамках действующей Конституции не исключены различные варианты.

Один вариант – правительство парламентского большинства и через это – соединение власти и ответственности. Другой вариант – более экстремистский (он же – американский), при котором исполнительная власть сосредоточивается в руках главы государства. В нашей Конституции нет ничего, что запрещало бы президенту быть премьером. И практика при прежней Конституции была, когда Борис Ельцин формально возглавлял правительство. Совмещение в одних руках ответственности и власти – это гарантия того, что реформы пойдут. А простор для административной реформы мог бы увеличиться, коль скоро не у дела оставались бы те звенья государственного аппарата, которые существуют только из-за того, что у нас исполнительная власть разделена. Например, аппарат правительства приобрел бы другое качество или стал не нужен вообще. Но в принципе и те шаги, которые были сделаны, когда ключевой сотрудник президентской администрации – Дмитрий Козак – занял ключевой пост в правительстве, тоже ведут к соединению власти и ответственности.

Второе. У нас все еще не отлажен механизм выработки и принятия государственных решений. В Советском Союзе он, при всех его недостатках, существовал. На его месте ничего не возникло. Выработкой политики занимаются отдельные министерства, которые чаще всего не способны это делать. Координация может осуществляться с вершины властной пирамиды. У нас же выработка решений осуществляется где-то ближе к середине пирамиды, что недопустимо по всем управленческим законам. Как может, например, Министерство экономического развития вырабатывать и координировать экономическую политику, когда над ним еще множество государственных институтов? В нашей системе власть в основном сосредоточена в Кремле, недаром в шутку говорят об «администрациипрезидентакратии». Необходимо, на мой взгляд, повышение уровня координации до президентских структур.

Где в Соединенных Штатах делается бюджет, экономическая стратегия? При президенте действует Совет экономических консультантов, в аппарате их Белого дома есть управление по менеджменту и бюджету, где и варится бюджет. Где вырабатывается и координируется внешняя и оборонная политика США? В Совете национальной безопасности, тоже работающем в рамках президентской администрации. Для меня очевидно, что нужно менять функции администрации Президента России и насыщать ее содержательными моментами, связанными с принятием политических решений и выработкой стратегии развития.

Третья мысль. Любая управленческая система тем лучше функционирует, чем меньший объем управленческих функций она осуществляет. С этой точки зрения, предложения Президента по дебюрократизации и дерегулированию – центральная составная часть административной реформы, начатой с формированием правительства Михаила Фрадкова, позволяющей к тому же начать борьбу с коррупцией. Чем меньше чиновник будет иметь возможностей разрешать или запрещать, тем меньше почвы для злоупотреблений.

Четвертая. Фактор времени. Две трети российского госаппарата работало в советское время, а половина – еще при Леониде Брежневе. В течение ближайших 10 лет они уйдут на пенсию. Не надо им  в этом мешать.

Пятая. Ну хорошо, они уйдут. А кто придет на смену, какова система подготовки управленческих кадров? Где у нас хорошие факультеты менеджмента? Их можно посчитать по пальцам одной руки. И примут ли на работу в госаппарат выпускников западных университетов? Это очень важно. Ведь госслужба становится престижным и патриотичным занятием в глазах молодых людей, в том числе и имеющих опыт работы в международном бизнесе.

Шестая. Должна быть система оценки профпригодности, система экзаменов, тестирования, хотя бы на знание Конституции и основных законов. Сейчас все заменяет мнение начальника. Введение объективного критерия оценки госслужащего могло бы очень сильно изменить характер госаппарата.

И последнее. Нужно законодательство, регулирующее лоббизм. На протяжении последних лет все попытки принятия закона о регулировании лоббизма успешно торпедировались самими лоббистами, которые не хотят, чтобы их деятельность регламентировалась какими-нибудь законами. Гораздо эффективнее действовать вне правовой среды. Должны быть законы, позволяющие упорядочить отношения между властью и группами давления.

Все это вполне можно сделать.

 

Вячеслав Никонов

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru