Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№7, Июль 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Борис Грызлов. Мы настроены на принципиальную работу с правительством.

ГЛАВНАЯ ТЕМА: РОССИЯ И ЕС

Надежда Арбатова. Прекрасные мечты об общих пространствах.

Хайнц Тиммерман Не подменять политику экономикой.

МНЕНИЯ

Сергей Ястржембский

Лутц Гюлльнер

Владимир Барановский

Карло Кригер

Федор Лукьянов

Рольф Мютцених

ПОВЕСТКА ДНЯ

Андрей Климов. Субъекты "haute couture".

МНЕНИЯ

Сергей Бирюков

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей Шахрай. Приватизация: итоги и перспективы.

КАРТ-БЛАНШ

Андраник Мигранян. На языке - мед, под языком - лед.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

"Симфоническая" личность.

Николай Трубецкой. Об истинном и ложном национализме.

ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ - 2005

Сергей Рассказов. Корпоративное управление.

ПРАКТИКУМ

Станислав Радкевич. Один в поле?

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Кто определяет финансовую политику крупной корпорации? Председатель правления, исполнительный директор, совет директоров, собрание акционеров, наконец. Именно они вырабатывают стратегию развития, приоритетные направления инвестирования (потому что без инвестирования не будет ни развития, ни прибыли) и дают указание бухгалтерии, на что истратить деньги.

Похоже, в корпорации с названием «Россия» все обстоит с точностью до наоборот. Бухгалтерия, основной инстинкт которой – наращивать количество денег на счете, задает тон всей экономической политике. В стране нашей огромное количество нерешенных проблем и, впервые, огромное количество денег. Стабилизационный фонд, средства, замороженные у бюджетополучателей, рекордные золотовалютные резервы, пенсионный и страховые фонды…

При этом правительство демонстрируют чисто бухгалтерский подход. Денег не давать, чтобы не спровоцировать инфляцию, выплачивать в ускоренном темпе внешний долг, а также взятые на себя президентом Владимиром Путиным обязательства по увеличению ряда социальных расходов. Все остальные деньги лежат мертвым грузом, частично обесцениваясь из-за инфляции.

Долги платить надо, в долгосрочном плане это может и полезно. Хотя, следует заметить, что в мире до  сих пор был только один прецедент досрочной выплаты внешнего долга – это сделал Николае Чаушеску незадолго до того, как был расстрелян революционной румынской  публикой. Остальные предпочитают чужие деньги тратить на себя, а не свои – на другие страны. А самый большой и быстрорастущий внешний долг уже давным-давно у наиболее развитой страны мира – Соединенных Штатов Америки. Вот уж у кого бухгалтерского подхода никогда в помине не было.   

Аргумент о том, что слишком быстрый рост бюджетных расходов провоцирует инфляцию, весьма серьезен. Это так и будет, если деньги бросить на проедание: тотальное повышение зарплат и пенсий. Мы видим, как разгоняется рост цен в Украине в результате популистской политики нового руководства. Однако существует множество возможностей неинфляционного финансирования большого количества проектов, жизненно необходимых для модернизации России.

Первое и самое кричащее направление – инфраструктура. В России в начале XXI века нет ни одной современной автомагистрали, если не считать (что само по себе символично) кольцевой дороги, опоясывающей Москву и никуда не ведущую. Даже для передвижения от Москвы до Санкт-Петербурга на автомобильном транспорте необходимо много мужества и терпения. Западные, да уже и восточные люди, проезжая по этой трассе, порой полагают, что заблудились в пути: они не могут поверить, что дорога такого качества может соединять не сельские населенные пункты, а две столицы великой державы. Отсутствует асфальт до Владивостока. А остальные дороги, более похожие на направления? В стране, могу с уверенностью сказать, нет ни одного аэропорта мирового уровня, «Домодедово» только начинает подтягиваться. Любые инфраструктурные проекты, помимо прочего, стимулируют всю экономику через рост в строительстве, сфере услуг (рестораны, магазины, автосервисы вдоль магистралей), повышение стоимости земли, недвижимости там, где появляются дороги и т.д.

Второе напрашивающееся направление инвестиций – человеческий капитал. Прежде всего – интеллектуальный потенциал и здоровье нации. Почему не обновить диагностическое и лечебное оборудование поликлиник и больниц, которое в основном не менялось с 60-х годов прошлого века?  Почему не обновить парк учебного оборудования, приборов в государственных вузах и учебных заведениях? В безусловном подкреплении нуждаются библиотеки, вся жилищно-коммунальная инфраструктура.

Еще одним направлением могла бы стать поддержка высокотехнологичных и высококонкурентных отраслей экономики. Кампании «Боинг» и «Эйрбас»  сейчас судятся по поводу того, кого из них государства субсидируют в большей степени. Наш авиапром лежит на боку. Калининградские фермеры не могут реализовать свою выращенную продукцию, потому что все вытеснили товары из Литвы и Польши, ставшие частью программ сельскохозяйственных субсидий Европейского Союза, где каждая корова субсидируется на 2 евро в день. Или, почему бы нашему государству не удешевить стоимость кредитных ресурсов для высокотехнологичных отраслей или для ипотечных программ?

Пока же такая «политика экономии» приводит к одному – к замедлению темпов роста, и  это при постоянно пополняющейся казне. Вот если угробить рост, инфляция точно разгонится сама собой.

Говорят, что деньги надо копить на черный день, когда цены на нефть упадут. Но, с одной стороны, почему они должны в ближайшее время упасть? Цены эти зависят, главным образом, от политической стабильности в нефтедобывающих регионах и от динамики спроса на энергию. Стабильностью в большинстве нефтяных регионов даже не пахнет (Ирак, Иран, Ближний Восток, Нигерия, Венесуэла, Боливия), а стремительно поднимающиеся Китай и Индия готовы потреблять весь рост объема производства нефти и газа. С другой стороны, мудрое правительство в условиях хорошей для его нефтяной конъюнктуры должно сделать так, чтобы в дальнейшем не зависеть от этой конъюнктуры, развив другие перспективные отрасли, а не просто копить деньги.

Доводы же правительства типа «все равно все своруют» или « у нас нет инвестиционных проектов» могут восприниматься только как признание правительством собственной беспомощности.

Полагаю, президенту страны пора дать кабинету министров конкретный небольшой срок, чтобы представить инвестиционные проекты, а партии «Единая Россия» это проконтролировать. Не думаю, что позиция  «вымрем, зато будем с деньгами» окажется слишком популярной в следующем избирательном цикле.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru