Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№8, Август 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Наиль Биккенин. Элита разделяет судьбу страны.

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ФЕДЕРАЛИЗМ

Александр Казаков. Преодоление истории.

Сергей Шахрай. Три модели.

Антье Тилльманн. Смена парадигмы.

МНЕНИЯ

Алексей Автономов

Клаудиа Нольте

Валентина Пивненко

Елена Хоффманн

Виталий Шуба

Эгон Бар

Вячеслав Новиков

Фолькер Леве

ПОВЕСТКА ДНЯ

Алексей Головков. Выбор приоритетов.

ПОВЕСТКА ДНЯ: Мнения

Андрей Шаститко

Геннадий Лобанов

Наталья Дементьева

Александр Рубинштейн

Валентина Иванова

Леонид Рошаль

Руслан Гринберг

Александр Пенкин

КАРТ-БЛАНШ

Александр Ципко. Буш-младший - это Ленин сегодня.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Савл и Павел.

Лев Тихомиров. Торжество государственности.

ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ - 2005

Гульнара Нафикова. Защита свидетеля и опыт России.

Владимир Немцев. Кто мы есть?

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В центре августовского номера «Стратегии России» – проблемы федеративных отношений. Конференция на эту тему с участием российских и германских парламентариев и экспертов прошла в немецком Айзенахе.

Федеративная проблематика тем более актуальна, что в последнее время у нас происходят изменения в федеративных отношениях вполне революционного свойства. Начало им было положено после Беслана, продолжение последовало в июле в Калининграде.

Новая система формирования исполнительной власти субъектов федерации – избрание губернаторов законодательными собраниями по представлению президента – была сразу объявлена верхом централизации и чуть ли не диктатуры (замечу, ни в одной европейской стране нет прямых выборов губернаторов). Но у этой системы был и другой аспект. Недоверие главы государства к избранным губернаторам, основания для которого в большом количестве случаев присутствовали, заставляло замыкать на Москву принятие решений и создавать параллельную губернаторской систему федеральной исполнительной власти на местах. В итоге в регионах существовали две параллельные вертикали – президентская и губернаторская, – что, по определению, гарантировало параллелизм в их работе. Тот факт, что теперь Владимир Путин сам предлагает кандидатуры губернаторов, в корне поменяло дело. Теперь он им вполне может доверять. Признаки того, что регионы получат больше прав, появились уже в Послании президента Федеральному Собранию, где было сказано о выдвижении кандидатур глав регионов от партии, победившей на выборах в законодательное собрание. Это можно интерпретировать по существу как движение к своего рода «парламентским республикам» в субъектах федерации.

Однако настоящий прорыв состоялся во время празднования 750-летия Калининграда/Кенигсберга, когда состоялось заседание Госсовета, к которому рабочая группа по вопросу совершенствования федеративных отношений подготовила специальный доклад. Ряд его положение Президент уже реализовал.

2 июля был подписан Указ за номером 773, который наделяет глав регионов «полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов» федеральных министерств и ведомств. Из их списка выпадают только непосредственно подчиненные президенту силовые структуры типа ФСБ и ФСО. Руководители региональных органов федеральных министерств (глава милиции, МЧС, налоговой службы и т.д.) теперь согласуются Москвой с губернаторами. В переводе с бюрократического языка на русский это означает, что теперь возникает одна вертикаль исполнительной власти, и губернатор оказывается в нее встроенным.

При этом полномочия губернатора резко возрастают, причем, даже известно насколько. В Калининграде прозвучала цифра 114 новых полномочий, которыми наделяются региональные власти – в сферах лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветеринарии, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, науки, землепользования, жилищного законодательства и других. И это еще не предел, Путин говорил о заметном увеличении этой цифры. Естественно, что реализация новых функций потребует и дополнительного финансирования, что обозначено рабочей группой Госсовета как одна из важнейших задач следующего этапа федеральной реформы.

Фраза о необходимости создания «надежных финансовых и налоговых источников для реализации новых задач регионального развития» звучит, как ясно выраженное намерение расширить налоговую базу на местном уровне и увеличить долю регионов и муниципалитетов в консолидированном бюджете.

А подо что будут даваться средства? Под региональные программы социально-экономического развития, которые губернаторы должны будут представлять в законодательные собрания и согласовывать с Правительством России. Успех в реализации этих программ станет главным критерием оценки Кремлем эффективности губернаторов и основанием для определения суммы последующих федеральных субвенций.

Естественно, для рассмотрения региональных программ нужен качественно иной уровень работы центрального правительства (сейчас такие программы факультативны и их рассматривает Минэкономразвития). Теперь же потребуется разворот всей правительственной машины в региональном направлении. Это оправдано: проблемы должны решаться на том уровне власти, который наиболее приближен к живым людям с их повседневными заботами.

Из всего сказанного следуют три вывода.

Во-первых, федеративные отношения, судя по всему, окажутся в самом центре повестки дня второго срока президентства Путина, оттесняя на задний план и административную, и социальную, и коммунальную реформы.

Во-вторых, Госсовет, который многие более склонны списывать со счетов, доказал свою способность инициировать революционные перемены и добиваться их реализации.

Наконец, то, что однозначно воспринималось как централизация власти, обернулось скорее ее консолидацией с последующей децентрализацией.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru