Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№10, Октябрь 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА: РОССИЯ И КИТАЙ

Яков Бергер. Перспективы сотрудничества.

Ли Бэйхай. Для диалога нет препятствий.

Ли Синьвэй. Новый лозунг для нового века.

Дмитрий Тренин. Мир условный и безусловный.

Сергей Лузянин. Холодная политика - горячая экономика.

Сюй Цзян. Золотая середина.

Алексей Малашенко. Фактор стабильности.

Юй Суй. Соотношение стратегий.

Владимир Федотов. Символы экономического партнерства.

Ху Хао. Поверх барьеров.

МНЕНИЯ

Людмила Кондрашова

Тань Юнсян

Ян Чен

Александр Егоров

Вячеслав Сухнев

ПОВЕСТКА ДНЯ

Роуз Геттемеллер. Игры бюрократов.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Доминик Муази. Куда идешь, Европа?

КАРТ-БЛАНШ

Александр Ципко. Перестройка, или бунт против марксистских запретов.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Вячеслав Сухнев. Долгий путь на Родину.

Антон Деникин. Очерки русской смуты.

ПОЛИТПРОСВЕТ

Политические партии. Зачем они нужны.

ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ - 2005

Николай Слонов. Четвертый полюс идеологического поля.

Ирина Триголосова. Папа, мама, я...

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Обычно в своем редакторском комментарии я либо представляю главную тему номера, либо высказываю мнение об основном событии месяца. На этот раз, вопреки традиции, напишу о личном. Так уж получилось, что ваш покорный слуга по решению Владимира Путина стал членом Общественной палаты Российской Федерации (ОПРФ).

И тут же столкнулся с необходимостью давать множество комментариев на тему, зачем Палата вообще нужна, не является ли она демократической ширмой для режима или пятым колесом в телеге российской государственности. Спрашивающие выражали весь спектр эмоций – от сугубо позитивной до ироничной и скрыто враждебной.

Проще всего ответить: поживем – увидим. Сейчас Общественная палата сформирована всего на одну треть, и приступить к работе она сможет только с начала следующего года.

Но все-таки многое можно увидеть уже сейчас. Значимость и жизнеспособность любой организации почти полностью зависит от ее законом закрепленных функций и возможностей, а также от целеустремленности, компетентности и желания работать входящих в нее людей. С этих точек зрения есть основания для оптимизма.

Закон об ОПРФ вышел довольно удачным. Палата – не госорган, а общественная организация, которая отличается от всех других тем, что наделена административным ресурсом для реализации своих целей. Главной из них является защита интересов, прав и свобод граждан при выработке и проведении в жизнь государственной политики. Каким образом?

Во-первых, Общественная палата будет проводить экспертизу  готовящихся в Думе законопроектов, правительственных решений на предмет их соответствия потребностям граждан, а не только их непосредственных авторов. Для этого у ОПРФ предусмотрены собственные экспертные структуры и возможность привлекать лучших специалистов извне. Полагаю, если бы 122-й закон о монетизации льгот прошел общественную экспертизу, протестующих на улице было бы меньше. Или не было бы вообще.

Во-вторых, Палата сможет контролировать работу любого государственного органа любого уровня – от центральных до местных. Например, посмотреть, как реализуются президентские инициативы в области образования, здравоохранения, жилья.

В-третьих, предусмотрена законовещательная функция. Члены ОПРФ смогут участвовать в подготовке тех или иных правительственных постановлений или законов еще на стадии их разработки, лично присутствуя на заседаниях кабинета и отдельных министерств, комиссий Госдумы и т.д.

Общественная палата создаст 15-20 комиссий и рабочих групп по основным направлениям государственной политики. Они будут проводить  слушания, на которые должны являться чиновники. Комиссии будут запрашивать и получать необходимую информацию, которую все ведомства обязаны предоставлять (за исключением сугубо секретной). Серьезным инструментом в руках ОПРФ станет публичность: проведение открытых для СМИ слушаний, издание собственной газеты, создание собственной передачи на телевидении. Уверен, если, скажем, Леонид Рошаль или Лео Бокерия с приглашением своих ведущих коллег из медицинского сообщества проведут слушания об обеспечении лекарствами с приглашением руководителей здравоохранения под софитами телекамер, это само по себе даст очень серьезный положительный эффект.

Кроме того, комиссии Общественной палаты готовят заключения по любому исследуемому вопросу, и их обязаны по существу рассматривать и правительство, и парламент, и губернаторы, и местные администрации. Они не обязаны соглашаться с ОПРФ. Но противопоставлять себя людям, обладающим авторитетом, доступом к СМИ, да еще облеченным доверием Владимира Путина, вряд ли кто-то всерьез захочет.

Что же касается состава Общественной палаты, то молчунов и желающих побездельничать, судя по первому заседанию ее назначенной президентом трети, я там не обнаружил. Люди состоявшиеся, самостоятельные, к заигрыванию с чиновниками не склонные. К тому же это люди, привыкшие работать, а не сидеть на месте, имеющие свои взгляды по любой теме и не стесняющиеся их высказывать. Это будет очень неудобный орган как для тех, кто в нем работает (согласия достичь очень сложно), так и для тех, кого он намерен контролировать.

У ОПРФ есть только один шанс превратиться в неудавшийся эксперимент – ничего не делать. Но даже намека на возможность подобного развития событий я в Палате не обнаружил.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru