Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№1, Январь 2006

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Владимир Пехтин. Успех зависит от доверия общества.

ГЛАВНАЯ ТЕМА: РОССИЯ И ЕВРОСОЮЗ

Василий Лихачев. Россия и Евросоюз: к рубежу 2007 г.

Андрей Климов. Совместные пространства и "дорожные карты".

ПОВЕСТКА ДНЯ: МОСКОВСКИЙ СТАРТ НОВОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Андраник Мигранян. Возможны варианты.

Борис Макаренко. Ресурсы - у партии власти.

Виталий Третьяков. Выбирают привычное, а не новое.

МНЕНИЯ

Владимир Платонов

Игорь Юргенс

Александр Владиславлев

Владимир Лысенко

Михаил Москвин-Тарханов

Александр Крутов

Александр Коновалов

Евгений Ясин

Виталий Бушуев

Александр Аринин

Александра Очирова

ПРОЕКТЫ

Александр Клюшников. Космический лифт.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Петр Савицкий. Евразийство.

КАРТ-БЛАНШ

Леонид Зальцман. На пути к нравственной цивилизации.

ИДЕИ ДЛЯ РОССИИ

Победители конкурса награждены.

Ксения Гончар, Андрей Яковлев. Инновации и неконкурентная среда.

Дарья Трубина. Детдом возрождает деревню.

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Первый месяц нового, 2006 года прошел под знаком Украины.

Что бы ни говорил президент Виктор Ющенко и члены его правительства, налицо крупнейший провал политики украинской власти, измеряемый разницей между 230 долларами за тысячу кубов для Украины и 47-ю – для Белоруссии, и подчеркнутый немедленно разразившимся политическим кризисом в Киеве. Этот провал – не переговорный, он стратегический.

Взятый Ющенко курс на Запад – в Европейский Союз и НАТО – привел не только к тому, что российское направление политики было безнадежно запущено. Более существенно: в стремлении решительно дистанцироваться от Москвы, украинский президент собственными руками разрушил весь созданный его предшественниками механизм привилегированного сотрудничества со своим главным экономическим партнером и соседом – Россией. Ющенко вывел страну из механизма Единого экономического пространства, из российско-германско-украинского газопроводного консорциума, которые собственно и позволяли Украине получать дешевую энергию, а ее товарам – иметь достойную нишу на российском рынке, единственном, где они нужны. Экономического смысла в этом меньше, чем скажем, в гипотетическом выходе из НАФТА Канады (что разорвало бы ее экономические связи с США) или крупной европейской страны – из ЕС. Антироссийские шабаши Ющенко совместно с Саакашвили и прибалтами, аресты пророссийских политиков в Украине также не улучшали взаимопонимание между Москвой и Киевом.

Напрочь испорченные отношения с Россией не компенсировались каким-либо существенными прорывами на западном направлении. Инвестиции не пришли из-за внутренней нестабильности. Украина ни на шаг не приблизилась к членству в ЕС – ее заявку может быть когда-нибудь рассмотрят. Сразу после приема Турции, что может занять не одно десятилетие. Членство в НАТО обещали. Но с внутриполитической точки зрения это ничего Ющенко не дало, поскольку в Североатлантический блок желает только один украинец из шести.

Рейтинг Ющенко стремительно заскользил вниз. Восток страны никогда не простит ему разрыва с Россией. Запад с удивлением констатировал «капитуляцию перед газовым шантажом москалей». Крупный бизнес схватился за голову от новых цен на энергию, убивающих конкурентоспособность украинской промышленности, и от осложнения условий проникновения на российский рынок. А население возмутилось все более плачевной ситуацией в экономике, еще год назад лидировавшей в Европе по темпам роста.

Отставка правительства Еханурова – это на самом деле вотум недоверия президенту Ющенко со стороны украинской элиты, которая не захотела тонуть вместе со стремительно теряющим популярность лидером «оранжевых». Украина погрузилась в серьезнейший политический кризис, который к тому же протекает в условиях беспрецедентного правового хаоса.

Вступившая в силу с 1 января конституционная реформа позволяет Верховной Раде отправлять в отставку правительство, но при этом не разработано законодательство, регламентирующее процедуру отставки, равно как и назначения нового премьера и кабинета. Ющенко, оспаривающий легитимность решения Рады, не может ее распустить (до выборов меньше полугода), не может сформировать новое правительство, так как теперь это прерогатива парламента. И не может апеллировать в Конституционный Суд, который не функционирует из-за того, что Верховная Рада не избирает новых членов из опасения, что президент использует суд, чтобы похоронить конституционную реформу.

Таким образом, исполнительная и судебная власти подвешены, а парламент – в глухой оппозиции. Причем в ее рядах оказались еще недавно непримиримые противники: и идущая вверх (рейтинг до 28 процентов) Партия регионов Виктора Януковича, и обгоняющий ющенковскую «Нашу Украину» Блок Юлии Тимошенко (16 процентов), и коммунисты, и объединенные социал-демократы. Весьма примечательно, что в первых рядах оппозиционеров оказался спикер Рады Владимир Литвин, всегда выступающий самым чутким барометром настроений большинства элиты. Именно Литвин инициировал отставку правительства.

Конечно, рано говорить, что на предстоящих в марте парламентских выборах проющенковские силы (15 процентов поддержки) обречены и премьером, который после реформы обретает огромный политический вес, обязательно станет кто-то из оппозиционеров. Время еще есть, а в руках президента внушительный административный ресурс и контроль за важнейшими СМИ. Но то, что ни о каком триумфе «оранжевых» говорить не придется, это точно. Ющенко в полной мере пожнет плоды собственных стратегических просчетов.

Запад, давно решивший, что «Россия без Украины гораздо лучше, чем Россия с Украиной», поддержал в газовом конфликте Ющенко, как поддержит его в любых спорах с Москвой. Резкой критике подвергались Россия как страна, не достойная председательствования в «большой восьмерке», а также «Газпром», как компания, испортившая свою репутацию надежного поставщика энергоресурсов. Цена этой критике стала ясна в первые после Нового года дни торгов на московской фондовой бирже, когда акции «Газпрома» набрали в цене сразу больше 20 процентов, причем в основном за счет западных инвесторов.

Энергетическая политика России проводится не с целью понравиться остальной «восьмерке» или приобрести преданность отдельных соседей. Россия приобретает влияние и извлекает прибыль. И не удивительно, что другим это может не нравиться. Но нам из-за этого не стоит переживать.

И заметили, как Ющенко заговорил в Астане?

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru