Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№11, Ноябрь 2006

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Сергей Степашин. Коррупция - вызов обществу.

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ПАРТНЕРСТВО В ЕВРОПЕ

Сергей Ястржембский. Нет смысла ходить по кругу.

Федор Лукьянов. К новой концепции интеграции.

Надежда Арбатова. Точка поворота.

Андрей Климов. Механизмы слаженных действий.

Сергей Марков. Что бьет по демократии.

Леонид Григорьев. Неопределенность как выбор.

Сергей Куприянов. Труба мира и сотрудничества.

Игорь Юргенс. Энергия - это власть.

ПОВЕСТКА ДНЯ: ОКТЯБРЬСКИЕ ВЫБОРЫ И НОВЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Борис Макаренко.Вопросов больше, чем ответов.

Вячеслав Никонов. Октябрь-2006 как проекция декабря-2007.

МНЕНИЯ

Максим Дианов

Владимир Рыжков

Александр Ципко

Дмитрий Орешкин

Елена Башкирова

Валерий Богомолов

Виктор Кувалдин

Игорь Борисов

КАФЕДРА

Руслан Гринберг.Идеал и действительность: возможны варианты.

КАРТ-БЛАНШ

Людмила Пирожникова. Идея Байкала

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Андрей Папушин.Наоборот нашему мнению.

Василий Розанов.Историческая роль Столыпина.

Конкурс

Валерий Савчук.Истоки современного терроризма.

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Когда Владимир Путин в прямом телеэфире общался с народом, социологи замеряли у фокус-группы, состоявшей из молодых самостоятельных людей, их отношение к тем или иным высказываниям президента. Наивысшего одобрения были удостоены его слова: «Закон не может быть неморальным… Введение закона о налоге на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может». Такая реакция является пусть косвенным, но весьма убедительным подтверждением того, что, я полагаю, мы все чувствуем. В России после многих лет крушения этических ориентиров, беспредела, повальной коррупции созрел огромный запрос на моральную политику.

Кто-то сочтет это идеализмом, коль скоро политика в принципе «грязное дело». Другие подведут под этот тезис и теоретическое обоснование: мораль абсолютна, ее нормы — добро и зло — бескомпромиссны. А политика — искусство именно компромисса. Поэтому противоречие между бескомпромиссностью морали и компромиссностью политики неизбежно.

Что ж, на мой взгляд и по моему опыту, политика, как и любое другое дело, не является грязной или чистой, есть люди, которые занимаются чистыми или грязными делами. А действительное противоречие между бескомпромиссностью морали и компромиссностью политики не исключает необходимости стремится к высоким этическим стандартам.

Все эти мысли у меня отчетливо наложились на те дискуссии и события, которые сопровождали празднование дня национального согласия 4 ноября.

Это — праздник морального подвига народа. Людьми, народным ополчением, освободившим Москву от интервентов в 1612 году, двигало святое чувство патриотизма, протеста против попранных свободы и справедливости, попранной веры, попранного государственного суверенитета. И уверенность в победе основывалась на том, что их вела в бой икона Казанской Божьей Матери, в день обретения которой — 4 ноября — они и взяли Китайгород. Простые люди освобождали страну не ради корысти и наград, а во имя высокой идеи, силой духа, способного противостоять любому неприятелю. В этот день, как сказал президент, мы отдаем дань вековым традициям патриотизма, согласия и сплоченности народа.

И абсолютно ущербными морально выглядели люди, которые в этот день вскидывали руки в фашистском приветствии. Фашизм аморален, в этом бескомпромиссность морали проявляет себя со всей беспощадностью. Поклоняться, подражать символам нелюдей, уничтоживших до 30 миллионов твоих соотечественников — это вовсе не глупость, это верх кощунства, верх неуважения к своей стране, к памяти своих предков.

А как оценить моральные качества тех людей, которые в день национального примирения науськивали безусых мальчишек на драку под лозунгами межнациональной вражды? Хорошо, что эти горе-националисты провалились в демонстрации многочисленности и сплоченности своих рядов. Ненависть к людям, говорящим на других языках, не только аморальна — она крайне опасна для страны, которая всегда была многонациональной и сила которой всегда зависела, зависит и будет зависеть от согласия живущих бок о бок народов.

С нацистами, полагаю, все ясно. Но подобные явления, как фашизм и многое другое, возможны в нашем обществе только потому, что в нем в огромной степени утрачены моральные ориентиры, сбилась система ценностей, затуманилось содержание понятий добра и зла. Полагать, что все это возникнет само собой — опрометчиво, прождать можно вечно. Для меня очевидно, что сейчас и власть, и общество если не созрели, то созревают для внесения этического начала в политику.

В последние годы мы нередко с удовлетворением констатировали, что наша власть стала функциональной и технократичной. Это — хорошо. Но мало. Российский народ всегда искал высший смысл бытия, откликался на высокие цели, имеющие серьезные моральные основания. Идея «Третьего Рима», выдвинутая в годы, когда границы Московского царства едва доходили до Можайска, привела русских на берега Тихого океана, дала рождение крупнейшему государству планеты.

Обозначаемые сейчас как стратегические цели — удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности, реализация национальных проектов — вещи достойные, но не способные овладеть душами россиян. Страна нуждается в этическом целеполагании, в возвращении в политический и повседневный оборот понятий стыда и совести, в постановке высоких целей в духе того праздника, который мы только что отметили: обретение свободы, справедливости, единства, суверенитета, обретение веры в себя и страну. Высокие цели — это еще и высокая духовность, осознание цены каждой личности, сбережение нации и семейных ценностей.

Уверен, запрос на эту повестку дня будет огромным в следующем избирательном цикле. И тот, кто первым это поймет, окажется в большом выигрыше. Моральной должна быть и государственная политика, прежде всего — социальная. Отлично, когда увеличивается количество машин скорой помощи,растет число койко-мест в больницах и газифицированных деревень. Но моральность государства всегда измерялась и тем, как оно заботится о людях, которые сами не в состоянии себя защитить. И как здесь не вспомнить о детдомах и домахдля престарелых. Их состоянием я бы и определял моральность политики.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», — справедливо советовал апостол Павел в послании римлянам (12, 21).

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru