Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№3, Март 2007

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: УРОКИ ФЕВРАЛЯ

Вячеслав Никонов. Мартовские тезисы.

МНЕНИЯ

Александр Ципко

Сергей Марков

Виталий Третьяков

Юрий Пивоваров

Александр Аринин

Константин Затулин

Андраник Мигранян

Виктор Кувалдин

ГЛАВНАЯ ТЕМА: КОНКУРС "ДЕРЖАВА"

Сергей Голунов. Наркоторговля - вызов безопасности.

Андрей Маслов. Что нужно России в Африке.

Виктор Данилов-Данильян. Ключевой фактор развития экономики.

ДИСКУССИЯ

Анна Голова. Уловление человеков.

КАРТ-БЛАНШ

Татьяна Сухова. Новая миграционная политика.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Иван Солоневич. Великая фальшивка Февраля.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Наталья Евтихевич. Сибирь: проклятье или благодать?

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

16 марта отпраздновал 15–летие Совет по внешней и оборонной политике (СВОП) – крупнейшая неправительственная организация, размышляющая о месте России в мире. К этой славной дате был приурочен интересный доклад о внешнем окружении нашей страны через 10 лет. Главный вывод: мы сталкиваемся с кризисом глобальной управляемости.

Происходит деградация государственного управления развивающихся стран,  где будет увеличиваться число «падающих государств». Ни один центр силы и все они вместе не обладают возможностью и желанием заниматься регулированием мировой системы. Налицо ООН, НАТО, «восьмерки».

Прочтя это, невольно вспомнил классику: «Лелик, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!» Бардак в мире будет нарастать.

Может, оно и так. Но для законченности анализа неплохо бы ввести в оборот несколько дополнительных переменных.

Первое. Каковы критерии большей или меньше управляемости? Логика авторов: мир с небольшим количеством продвинутых управляющих субъектов и минимум управляемых объектов лучше, чем мир, где управляющих и управляемых пруд пруди. Это та логика, в которой феодальное общество  управляется лучше, чем постиндустриальное. А мир империй и колоний, блоков, систем, лагерей и рейхов – лучше мира, где сотни государственных субъектов с негосударственными.

Большим количеством субъектов действительно сложнее управлять. Но это не значит, что постиндустриальные управляющие системы обречены быть менее эффективными. Никто не доказал, что мир, управляемый никогда не существовавшим «мировым правительством», ООН, НАТО, «восьмеркой», Вашингтоном или даже Москвой лучше, чем мир, где конкурируют различные управленческие проекты – глобальные, региональные, локальные. Может, большая управляемость достигается не выстраиванием глобальных центров и вертикалей, а балансом между конкурирующими глобальными и региональными игроками, сетевыми проектами? Я уверен: мир не вернется в доиндустриальную или даже индустриальную эпоху.

Из этого следует несколько выводов. Для России – оставаться и становиться   участником ведущих структур, претендующих на функции глобального и регионального управления при всей их кажущейся неэффективности, чтобы не выпасть из «советов директоров». И создавать максимальное количество национальных акторов, способных к глобальной деятельности, в том числе, в лице транснациональных корпораций и глобальных НПО.

Вывод для мира таков. Как демократические принципы наиболее подходят для управления сложным постиндустриальным обществом, так они подходят и для управления сложным постиндустриальным мировым сообществом. Признание этого означает необходимость уделить внимание внедрению демократических норм в международные отношения. Среди них, как и для каждой страны, я бы на первое место поставил: систему сдержек и противовесов, ответственность силы (и власти), верховенство международного права.

Российская Федерация могла бы выступить инициатором продвижения этих принципов.

Второе. Кто сказал, что падающих государств станет больше? И по сравнению с чем? Если по сравнению с серединой XX века, когда на значительных пространствах заправляли мудрые колониальные власти, то может быть. Но если с прошлым десятилетием, тогда тезис крайне сомнителен. 10 лет назад большинство постсоветских стран были падающими, сейчас в их числе разве что Киргизия. В Африке, Азии, Европе их, как минимум, не добавилось, а скорее убавилось. А Ирак превратился в падающее государство как раз в результате усилий по совершенствованию глобального управления в старом ключе. Непонятно, откуда прогноз об увеличении их числа, особенно на фоне очень благоприятного экономического прогноза.

Третье. Для будущего мировой управляемости и для нас ключевыми являются вопросы: окажутся ли ведущие державы по одну сторону баррикад или по разные? Будут ли Соединенные Штаты проводить одностороннюю или многостороннюю политику? Окажется ли Россия в управляющем пуле?

В первом номере журнала СВОП «Россия в глобальной политике» была моя статья «Назад к концерту». Тогда, в 2002 году, когда мир был на пике однополярности, а ВВП России был меньше бельгийского, я выражал уверенность, что США не смогут всего и сразу, а потому будут вынуждены перейти к более кооперативной политике. Россия по основным параметрам силы вернется в клуб великих держав и будет участвовать в процессах глобального управления, мир будет продвигаться к большему глобальному концерту на новом уровне, когда потребуется исполнять все более сложные композиции. С тех пор моя уверенность в правильности прежних выводов только укрепилась.

Ведущие  державы могут оказаться по разные стороны баррикад. Например, если недавнее заявление министра обороны США Гейтса, поставившего Россию и Китай в список стран «оси зла», станет самосбывающимся пророчеством, которое приведет к новой биполярности. Но, по-моему, куда больше шансов на сценарий сохранения «восьмерки» и даже ее расширения, на сотрудничество великих держав.

В отношении США сами авторы доклада СВОП говорят о «трансформации в сторону большей многосторонности, меньшего внешнеполитического и внешнеэкономического эгоизма, большей толерантности к международным институтам». Склонен с этим согласиться. Если политика США станет более многосторонней – управляемость явно улучшится и не ухудшится.

В течение одного только последнего месяца мы убедились в том, что концерт может не только функционировать, но и давать результат. Я имею в виду очевидный прорыв не шестисторонних переговорах по Северной Корее, и уже вторую согласованную резолюцию СБ ООН по Ирану.

А это значит, может быть, что не все так плохо. Становясь более сложным, мир не становится хуже. Он становится другим. И для его анализа требуется современный измерительный  инструментарий, который СВОП всегда умел применять.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru