Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№3, Март 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

Дмитрий Козак. Что может регион.

ГЛАВНАЯ ТЕМА: ПАРТНЕРСТВО С РОССИЕЙ В ЕВРОПЕ

Оксана Антоненко. Кризис Европы.

Руслан Пухов. ПРО и contra.

Катинка Бариш. Монополия: позиция и поведение.

Надежда Арбатова. Работа над ошибками.

Андрей Климов. Стратегия выигрыша.

Игорь Прокофьев. Как преодолеть пропасть.

Леонид Григорьев. Кого пугают "Газпромом".

Александр Дынкин. Инфраструктура доверия.

Валерий Тишков. Мировой принцип.

Пьер Морель. По одну сторону стола.

Протоиерей Анотоний. Диалог: русский фактор

Иван Сафранчук. "Европроект" для Центральной Азии.

МНЕНИЯ

Виталий Третьяков

Иоланта Бальчунене

Лутц Гюлльнер

Роберт ван де Ватер

Андрей Загорский

Ирис Кемпе

Ханс-Хеннинг Шрёдер

Алексей Арбатов

Алексей Громыко

Сабине Фишер

Эрнст Райхель

Сергей Марков

Евгений Гонтмахер

ЭКСПЕРТИЗА

Татьяна Белова. Главная задача - борьба с бедностью.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Иван Грозный. Послание английской королеве Елизавете.

КОНКУРС

Виктор Мартьянов. Россия в трансформирующейся миросистеме.

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Итак, в скрижали истории можно заносить имя третьего президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

В фундаменте его успеха два основных компонента. Во-первых, высокая оценка избирателями восьми лет президентства Владимира Путина, когда экономика пошла вверх, а люди вновь ощутили свое достоинство, Россия воспряла. Во-вторых, большие надежды, которые избиратели связывают с самим Медведевым, надеясь на его динамичное и эффективное руководство. Новый президент олицетворяет и преемственность, и перемены. Вызовы модернизации, которые стоят перед Россией, очень серьезны, и ответить на них способна только собранная, целеустремленная власть, пользующаяся полным доверием нации. Поэтому так важен был вопрос о легитимности власти, ее поддержки людьми, признанности в глазах избирателей. Поэтому так важно, что Медведев приходит к власти с огромным запасом легитимности, получив гораздо больше голосов, чем его предшественники на своих первых выборах.

При всех успехах последних лет, острейших проблем у нас – только начать и кончить. И в их разрешении очень важно взаимопонимание, контракт между властью и обществом.

Медведев определил свои приоритеты как четыре «и» – институты, инновации, инвестиции, инфраструктура. Действительно, не реализовав их, страна обречена, как минимум, на второсортность.

Институты – это государство и его органы управления, это демократическая политическая среда. Шутка сказать, но в течение добрых полутора десятилетий страна не могла даже приблизиться к реализации крупных экономических программ: сначала не был денег, а потом – механизма их расходования, особенно, таким образом, чтобы они в процессе не разворовывались. Национальные проекты, которыми руководил вице-премьер Медведев, надо рассматривать не в последнюю очередь как метод отработки механизмов осуществления прорывных программ во всех остальных отраслях. Нормальная институциональная среда предполагает чистую судебную власть – ее еще предстоит создать. А не создадим – никогда не справимся с растащиловкой, коррупцией, рейдерством, государственным и бандитским рэкетом. Незыблемость конституционно установленных институтов, их существование в неизменном виде на протяжении десятилетий, как показывает мировой опыт, является главной предпосылкой утверждения демократических традиций, в России весьма еще юных.

Инновации должны обеспечить преодоление научно-технического отставания России от развитых стран. Существует до сотни прорывных научных направлений, которые определят лицо мира будущего. По мнению экспертов, пока ни по одному из них Россия не является лидером. Сырьевая экономика – отнюдь не приговор. Более того, наличие дорожающих ресурсов позволяет нам осуществить массированное перераспределение средств в наукоемкие отрасли, в экономику знаний. Исключительно важно развернуть вспять «утечку мозгов», учитывая, что во многом научное лидерство западных стран обеспечивается за счет наших специалистов.

Инвестиции – и внутренние и зарубежные – наконец-то пошли. Но из-за слабости институтов до сих пор существует проблема расходования даже имеющихся средств и их целевого использования. Да и объем их должен кратно расти и дальше, чтобы Россия вошла в число мировых лидеров.

Инфраструктура требует наибольших инвестиций. В огромной стране до сих пор нет ни одной автострады, если не считать (весьма символично!) кольцевой дороги вокруг Москвы. В России всего один современный аэропорт – Домодедово, очень мало посадочных полос, способных принимать современные крупные самолеты. США и Германия построили сети автобанов еще в 1930-е годы. А посмотрели бы вы на автомагистрали и аэропорты в современной китайской провинции!

Однако первые четыре «и» далеко не исчерпывают первоочередных задач власти. Их гораздо больше. Добавлю только три дополнительных «и».

Инфляция на первом месте в списке проблем. Рост цен – самый серьезный вызов нынешней и будущей власти. У инфляции много внешних причин – цены растут везде и на все – от энергии до продовольствия. Но многое можно и нужно сделать внутри страны. Замораживание цен – в лучшем случае паллиатив, а скорее – путь в никуда. Единственная возможность побороть инфляцию – увеличивать производительность труда и объемы производства, усиливать конкуренцию, для чего стимулировать мелкий и средний бизнес.

Идеологию в какой-то момент стали считать атрибутом прошлого в нашем прагматическом мире. А это не так. И в современном мире далеко не всё решают экономические возможности, военная и политическая мощь государств. Все больше – и справедливо – говорят о росте значения «мягкой силы», возможностях влиять на остальной мир силой идей, целенаправленных информационных потоков, культурного притяжения. Россия должна предлагать яркие идеи остальной планете, которая задает все больше вопросов о том, как жить дальше, особенно в условиях надвигающегося на Запад экономического спада. Прагматизму может быть противопоставлен идеализм, основанный на принципах, которые Медведев уже называл в своих выступлениях – свободы, справедливости, человеческого достоинства. Закону джунглей, войне всех против всех – верховенство международного права.

Имидж – тоже компонент мягкой силы. Мы явно не дорабатываем на этом направлении. Россия гораздо лучше, чем предстает из зарубежных СМИ и выступлений политиков. И один из главных способов менять стереотипы – больше объяснять политику страны на всех уровнях. Молчащие министерства и их руководители, молчащие пресс-службы высших госорганов – не лучший инструмент улучшения имиджа страны.

У России времен Дмитрия Медведева иное качество проблем. Мы не выживаем, мы боремся за лидерство. И это касается каждого.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru