Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№4, Апрель 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Дмитрий Медведев К новому качеству гражданского общества

МНЕНИЯ

Евгений Велихов

Михаил Ковальчук

Николай Сванидзе

Олег Нетеребский

Валерий Фадеев

Леонид Давыдов

Мария Слободская

Олег Кутафин

Леонид Рошаль

Карен Шахназаров

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ И КИТАЯ

Митрополит Кирилл Укрепляя духовные скрепы

Сергей Лузянин Состояние двусторонних отношений

Ли Цзиньхэ Социализм как модель цивилизации

Глеб Павловский Опираясь на доверие людей

Ли Шуанву Концепция мирного развития

Федор Лукьянов Быть готовыми к повороту

Яков Бергер Общий вектор движения

МНЕНИЯ

Чжу Жуй

Пан Дапэн

Виталий Третьяков

Иветта Фролова

Су Цзухой

Леонид Григорьев

Андрей Карнеев

КАРТ-БЛАНШ

Михаил Решетников Неочевидный образ будущего

Конкурс "ДЕРЖАВА"

Александр Клюшников Какая власть нужна стране

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Александр Изгоев Социализм, культура и большевизм

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Важнейшее условие успешной реализации широко обсуждаемой стратегии развития страны до 2020 года — правильное позиционирование России в мировом пространстве, позволяющее создать максимально благоприятные предпосылки для внутреннего развития и соблюдения национальных интересов в ключевых регионах планеты. Представляется весьма уместной дискуссия о геополитическом измерении Плана-2020.

Позволю себе в дискуссионном порядке предложить некоторые принципы внешнеполитического позиционирования России.

Главное, что безальтернативно — мы обречены в обозримом будущем выступать в роли самостоятельного центра силы. Как подчеркивали президенты действующий и избранный, Россия — одна из немногих стран, ведущих собственную внешнеполитическую игру. Страны Европы пожертвовали суверенитетами в пользу Европейского Союза и НАТО, но нас туда никто не примет, слишком больших и слишком русских. И не надо: ЕС сейчас — зона замедленного развития. К тому же нам лучше не ограничивать членством в Североатлантическом блоке свободу рук в военно-политической области. А организации, в которые Россия входит — СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и т.д. — далеки от создания значимых наднациональных интеграционных структур, которым можно было бы передать полномочия национальных правительств.

Итак, Россия сохранится самостоятельным центром силы, причем с собственным цивилизационным кодом — восточнохристианским. Таким же центром, которым являются или стремятся стать США, ЕС как целое, Китай, Индия, может быть, Япония и Бразилия. Но хватит ли у России сил на относительно самостоятельную роль? Полагаю, да. По авторитетным оценкам, России должно сильно не повезти, чтобы она не стала 5-й экономикой мира в ближайшее десятилетие (сейчас 7-8-я). Мы останемся государством первого порядка как член Совбеза ООН, как первоклассная энергетическая, ядерная, космическая, ресурсная страна, внесшая огромный вклад в развитие человечества на протяжении последнего тысячелетия. Модернизация в рамках Плана-2020 года должна позволить и по социально-экономическим параметрам выйти на уровень, соответствующий мировой державе. Россия-2020, безусловно, будет не сверхдержавой, но одной из великих держав.

Такой статус предполагает полноправное участие в организациях, управляющих современным миром. Поэтому нежелательна маргинализация России в мировой системе. А к этому сейчас призывает ряд западных политиков, в частности, Джон Маккейн. Они предлагают исключить Россию из «большой восьмёрки», создать глобальную западную систему на основе НАТО как альтернативу системе, основанной на Уставе ООН и международном праве.

Одна из возможных предпосылок маргинализации — конкуренция за невозобновляемые источники энергии, а все основные центры, за исключением России, являются их импортерами. Интересам нашей страны отвечали бы создание механизма глобального управления на базе ООН, институционализация «восьмёрки» и расширение ее за счет Китая, Индии и Бразилии.

Демократические принципы предполагают верховенство права, что, вне всякого сомнения, включает верховенство международного права. Демократия в Российской Федерации будет развиваться не потому, что на этом настаивает кто_то извне, а потому, что это нужно и выгодно нам самим. Никто не определит за Россию ее судьбу, и можно посоветовать не пытаться это делать тому, кто хочет поддерживать с нами нормальные отношения.

Одна из наиболее опасных современных тенденций — ремилитаризация международных отношений. После сокращения военных расходов в 1990-е годы, они вновь устремились вверх. Сегодня США, на долю которых приходится 57 процентов мировых оборонных ассигнований, тратят на эти цели в 25 раз больше, чем Россия, а НАТО — в 40 раз. США впервые в своей истории ведут две больших войны (хотя и без особого успеха). С огромным трудом созданная в последние десятилетия XX века система контроля над вооружениями трещит по швам. Абсолютно согласен с Владимиром Путиным: «В таких условиях важно сохранить твердость оценок и выдержку, не дать втянуть себя в затратную конфронтацию». Оборонные расходы в нормальных условиях не должны превышать 3 процента от нашего быстро увеличивающегося ВВП.

В основу оборонного строительства следует положить принцип достаточности безопасности — обеспечение способности Вооруженных сил отражать весь спектр возможных угроз. Упор должен быть сделан на качественные параметры, армия должна быть профессиональной, мобильной, высокотехнологичной, основанной на идеалах чести и лучших традициях российского воинства, избавленной от коррупции и позорной дедовщины. В условиях глобальной ремилитаризации необходимо будет поддерживать ракетно-ядерной компонент на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание любого агрессора и взламывание любых систем противоракетной обороны.

Занимаясь укреплением «жесткой силы», ни в коем случае нельзя забывать и о «мягкой силе» — способности воздействовать на остальной мир идеями, моральным лидерством, возможностями своих неправительственных организаций. В США внешней политикой занимается более 15 тысяч НКО, их общий бюджет исчисляется многими миллиардами долларов. У нас — не более 50 имаксимум у десятка есть какие-то средства для полноценной работы.

Геостратегия-2020 должна строится на равноприближенных отношениях с основными центрами силы. Суверенная Россия должна и может жить в мире с собой и с остальным миром.

 

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru