Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№10, Октябрь 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА

Ирина Яровая Любить и сердцем, и умом

Борис Грызлов Сделаем Дальний Восток привлекательным

АКТУАЛЬНО

Вячеслав Никонов Решения принимаются в Баку

Эльхан Нуриев Азербайджан - активный партнер России

МНЕНИЯ

Виктор Кувалдин

Михаил Александров

Николай Злобин

Андрей Загорский

Исмаил Агакишиев

Александр Караваев

Алла Языкова

Георгий Бовт

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

Владимир Захаров Расширить рамки Киотского протокола

Мария Васильева О возможностях правового регулирования пользования экосистемными услугами

МНЕНИЯ

Ренат Перелет

Сергей Бобылев

Иван Потравный

Геннадий Моткин

КАРТ-БЛАНШ

Александр Посадский Теория экологической модернизации в свете отечественного консерватизма

КАФЕДРА

Андрей Рябов Глобализация для России: вызовы и риски

КОНКУРС "ДЕРЖАВА"

Алексей Еремин Мобилизация интеллектуального потенциала

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Александр Киреев Россия в начале XX столетия

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В 2002 году двое моих американских коллег писали в самом влиятельном внешнеполитическом журнале «Foreign Affairs»: «У Соединенных Штатов нет ни одного конкурента ни по одному из значимых параметров могущества. Никогда еще не существовала система суверенных государств, к которой одна страна располагала бы такой степенью доминирования». Так искренне полагали многие в Америке и в мире.

Пару недель назад Барни Франк, председатель комитета по финансовым институтам палаты представителей конгресса, отвечал на вопрос, почему США не обращаются за материальной помощью к другим странам. «Америка – большой и сильный папа. Но будем реалистами! Мы уже больше не являемся доминирующей силой в мире», - был ответ. Между двумя мнениями всего 6 лет. Ирак, Афганистан и финансовый кризис отчетливо обозначили пределы американского могущества.

Да, США остаются единственной сверхдержавой, но далеко не единственной державой. Они не в состоянии справиться со всеми вызовами, а тем более, со всеми вызовами сразу.

Стратегия мирового доминирования предполагает исполнение роли не только глобального полицейского, но также и глобального менеджера. Современная американская политика абсолютно не предполагает принятие на себя ответственности за управляемость миром, она предполагает односторонность и стремление к обеспечению свободы рук для решения проблем, непосредственно затрагивающие интересы исключительно самих Соединенных Штатов и их избирателей. Роль США как морального лидера – на весьма низкой точке. Зато Америка продемонстрировала беспрецедентную способность наносить урон буквально всему остальному человечеству, запустив механизм глобального финансового кризиса. Известный журналист Роджер Коэн недавно заметил: «Будем откровенны. Это – американский кавардак, рожденный американским гением с помощью вновь изобретенных ядовитых финансовых инструментов в эпоху, когда истина заключалась в том, что государства глупы, а рынки умны, и риски не существуют».

Американская модель либерального капитализма вызывает все больше вопросов. Полагаю, десятой доли тех мер, которые предпринимает сейчас Вашингтон по национализации банков и страховых компаний, по продаже их задешево с полным забвениях прав акционеров, по скупке за госсчет «плохих» активов, хватило бы, чтобы объявить Медведева и Путина авторитарными диктаторами и врагами свободного рынке, если бы подобные шаги осуществила Москва. История, которую поспешил похоронить в начале 1900-х Фрэнсис Фукуяма, вернулась.

Баланс сил на мировой арене меняется – зримо и быстро. Поднимающиеся центры силы – Китай, Россия, государства Персидского залива – располагают большими золотовалютными резервами, чем все страны Запада вместе взятые (если не считать Японию). Новые растущие державы – даже во время кризиса – демонстрируют наивысшие темпы роста ВВП и потребления. Страны, которые десятилетие назад просили Америку о помощи, сейчас сами помогают США остаться на плаву. Россия приобрела американские государственные обязательства на сумму, сильно превышающую объем инвестиций Соединенных Штатов в нашу страну. Китай поддерживает своего главного торгового партнера – Америку – в размере полтриллиона долларов. В то же время, Китай недавно предоставил заем Нигерии, сумма которого превысила объем иностранной помощи всех западных стран всем развивающимся странам мира вместе взятым.

Западоцентризм, похоже, подошел к концу. В 2020-е годы три из четырех крупнейших экономик в мире окажутся в Азии: Китай, опережающий Соединенные Штаты, за ними – Индия и Япония. А 5-ми и 6-ми будут Россия и Бразилия. При этом, западоцентричный взгляд на мир, который превалировал в интеллектуальном дискурсе на протяжении последних веков, исчезнет гораздо раньше - в течение месяцев, а не к 2020 году. Растущие центры силы, в отличие от эпохи 90-х, говорят не о том, чтобы копировать модели Запада, а о следовании собственным путем. И мы все чаще слышим об индийской, бразильской, российской или казахстанской моделях как о чем-то совершенно естественном. Развивающиеся страны, в отличие о прежних времен, не остаются неприсоединившимися. Напротив, они объединяются в самые различные союзы, во многие из которых Америку не приглашают, например, ШОС, БРИК, СНГ, ЕврАзЭС, АСЕАН и т.д.

Это, помимо прочего, символизирует нарастающий кризис институтов управления международной системой, созданных в совсем иную эпоху. Механизмы ООН, остающиеся наиболее значимыми, не сделали мир безопасным, особенно когда некоторые ключевые глобальные игроки имеют тенденцию игнорировать международное право. Созданные после второй мировой войны бреттон-вудские институты (МВФ, Мировой банк), возникший в 1961 году экспертный клуб богатых стран в лице Организации экономического и социального развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация – все они успешно поводят конференции и симпозиумы, выпускают декларации, выдают специальные мандаты и осуществляют антидемпинговые процедуры. Вот только они не способны помочь спасению мировой экономики. МВФ и Мировой банк, которые создавались как источник спасительных средств для падающих экономик, располагают гораздо меньшим количеством свободных денег, чем любая из развивающихся стран. Большая семерка, собравшаяся в Вашингтон спасать мировые финансы, уже не обладает командными высотами в мировых финансах. Подобные обсуждения вряд ли имеют большой смысл без Китая, России, Индии, Бразилии, Мексики, Южной Африки, Саудовской Аравии.

После окончания холодной войны и биполярного противостояния были небезосновательные ожидания демилитаризации международных отношений. Так и было в 90-е годы. Однако короткий период однополярности привел к резкой ремилитаризации в мире (при этом на США приходится больше половины всех глобальных военных расходов), разрушению системы контроля над вооружениями (Америка вышла из договоров о запрещении ядерных испытаний, СНВ-2, по ПРО, ни одна из западных стран не ратифицировала ДОВСЕ), возрождению роли ядерного сдерживания, увеличению количества ядерных держав. Кризис создает новую реальность, которая может сделать демилитаризацию вновь актуальной.

Итак, однополярный мир уходит в прошлое.

Вячеслав Никонов

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru