Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№3, Март 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА Общественная дипломатия: диалог культур

Архиепископ Феофан Каждый из нас посол России

Виктор Москвин За нами - правда

Владимир Михалев Вторая Родина

Елена Сутормина Живая акция - диалог

Игорь Максимычев Противостоять русофобии

Александр Эбаноидзе Мягкая сила литературы

МНЕНИЯ

Юрий Саямов

Тамара Жаворонкова

Андрей Дементьев

Владимир Алексеенко

Ольга Понизова

Галина Боголюбова

Александр Карасев

Алла Гербер

Елена Яценко

Александр Архангельский

Алексей Громыко

ПОВЕСТКА ДНЯ Россия — Корея: в интересах мира и безопасности

Георгий Толорая Есть ли выход из тупика?

Чон Бён Гук За сосуществование и процветание

МНЕНИЯ

Александр Воронцов

Нам Гён Пхиль

Ли Гын

КАФЕДРА

Василий Лихачев Парламентаризм России в международном измерении

КОНКУРС «ДЕРЖАВА»

Александр Гребенюк Возвращение соотечественников: первые шаги и меры по оптимизации

ЭКСПЕРТИЗА

Марк Неймарк Пути и перепутья возвращения

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Василий Розанов Историческая роль Столыпина

Петр Столыпин Упрочение державных прав России

КРУГ ЧТЕНИЯ

Михаил Быков Маленькие да удаленькие

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В марте исполнился год с избрания Дмитрия Медведева Президентом России. Очень непростой год.

Нередко можно прочесть, что Дмитрий Медведев станет самостоятельной и крупной политической фигурой, только когда встанет на позиции противоположные тем, которые занимал или занимает Владимир Путин. Рассуждают на эту тему в основном те, кто ищет бреши в российской государственности, а не озабочен ее укреплением. Больше всего это похоже на стравливание Президента и Премьера, чтобы на выходе получить паралич власти по украинскому образцу.

Медведев и Путин – действительно очень разные люди. Но они реализуют один проект. Их роли распределены, как это предписано Конституцией и как между собой договорились они сами, без подсказки «доброхотов».

Медведев весьма самостоятелен. Он набирает опыт и политический вес, особенно быстро в нынешних сложных испытаниях. Его предвыборная программа включала широкую модернизацию, основанную на четырех «и»: институтах, инвестициях, инновациях и инфраструктуре. Задачи модернизации не исчезли, но большее внимание пришлось уделить четырем «к» – четырем кризисам: вокруг Южной Осетии, в отношениях с Западом, экономическому и газовому. Медведев проявлял себя как зрелый политик. В августе 2008 года он как Верховный главнокомандующий принял единственно возможное решение применить силу для принуждения зарвавшегося грузинского авантюриста к миру. При всех издержках и жертвах – это была самая успешная операция наших Вооруженных Сил за десятилетия. Запад был вынужден начать разговаривать по интересующим нас вопросам непосредственно с нами.

Мировой спад нанес по российской экономике мощнейший удар. Но поступавшие после начала кризиса из Кремля сигналы были адекватными, а внушающая уважение уверенность демонстрировала полное отсутствие паники. Не сдали нервы и в «газовой войне». В результате появилось соглашение с Украиной с внятными условиями образования цены на газ и его транзита.

Сферами Президентских полномочий стали политическая реформа, кадры, регионы, международные дела. И на каждом из этих направлений проявилась фирменная, медведевская линия. В политике – аккуратная либерализация, фактическое снижение барьера для попадания в Думу до 5 процентов, изменение порядка формирования Совета Федерации за счет избранных в регионе депутатов различных уровней. Включение победившей в субъекте Федерации партии в отбор кандидатов на пост губернатора заметно укрепляет партийный институт. Зарегистрировано «Правое дело», которое дает некоторую надежду на то, что либералы объединятся. Возрождается нормальная кадровая политика. Первые из Президентской «сотни» получили высокие назначения. Для губернаторов установлены объективные критерии оценки работы. Справедливо подчеркивая, что кризис – лучшее время для испытания и обновления аппарата, Медведев в то же время не последовал призывам заняться поиском «козлов отпущения» и открыть «огонь по штабам».

Международная активность налицо, как и очевидны результаты. Именно в условиях кризиса Кремль заявил о себе на пространстве СНГ, предложив создание антикризисного фонда ЕврАзЭС, долгосрочные кредиты. Этот «план Медведева» напоминает «план Маршалла», который в трудные послевоенные годы Соединенные Штаты предложили Западной Европе, чтобы вытащить ее экономику из разрухи, создавая при этом и прочные политические и хозяйственные связи. И вот уже предпринимаются реальные шаги к оформлению Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, создаются Коллективные силы быстрого развертывания в рамках ОДКБ, превращающейся в полноценный военно-политический альянс. Бишкек просит «на выход» американскую военную базу.

Огромные шаги на Восток. Открытие предприятия по производству сжиженного природного газа и запуск месторождения «Сахалин-2» означает стремительный прорыв на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай (в кризис!) предоставляет кредит в 25 миллиардов долларов на сверхльготных условиях, чтобы, помимо прочего, обеспечить ответвление нашего дальневосточного нефтепровода на юг и гарантировать бесперебойные поставки российской нефти на десятилетия.

Но и на Западе после «грузинского обострения» не без усилий Медведева ситуация на глазах меняется. Президент предложил подход, сочетающий твердость с конструктивностью – пересмотр концепции энергобезопасности за пределами невыгодной нам и не работающей Энергетической хартии, выработка Договора европейской безопасности, начало практического диалога по многострадальному Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС.

Весьма симптоматичной была последняя Мюнхенская конференция, которая стандартно становилась площадкой для упражнений в антироссийской риторике. На этот раз прозвучала только одна антироссийская речь президента Эстонии, Саакашвили слова вообще не дали, Тимошенко говорила о дружбе с Россией, Саркози – об отсутствии угрозы с нашей стороны, а вице-президент США Джозеф Байден заявил о необходимости «перезагрузки» в российско-американских отношениях. Побывавшие в Москве эмиссары Вашингтона тоже говорили о нормализации, об отсутствии у администрации Обамы намерений расширять НАТО или размещать компоненты ПРО в Восточной Европе, а также о растущем интересе в сотрудничестве по Афганистану, Ближнему Востоку. Говорить после всего этого, что Медведев не состоялся как Президент, оснований нет. Его политика приносит результат.

И вовсе не потому, что идет вразрез с политикой Путина.

Вячеслав НИКОНОВ

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru