Официальный сайт журнала "Стратегия России". Издание Фонда "Единство во имя России".

 

Главная страница

Содержание

Архив

Контакты

Поиск

 

     

 

№7, Июль 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Дмитрий Медведев Россия должна стать привлекательной

ПОВЕСТКА ДНЯ Бремя истории и новый взгляд. Образ России с центрально-европейским акцентом

Дюла Свак Россия и ее имидж

Томаш Гланц Славянская борьба

Алексей Громыко Образы империи

Тамаш Краус Этнос, нация и история

Марина Павликова «Самый большой в мире карлик»

Зольтан Биро Вернется ли Россия в Центрально-Восточную Европу?

АКТУАЛЬНО

Юрий Бочаров Зачем стране реклама

КАРТ-БЛАНШ

Евгений Васькин Образование меняет мир

КАФЕДРА

Михаил Кожокин Российский бизнес и СМИ

ЭКСПЕРТИЗА

Сергей Палагин Государство будущего

ДИСКУССИЯ

Александр Клюшников Терроризм — продолжение информационной войны

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Сергей Булгаков Церковь и демократия

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

При обсуждении российской модернизации в центре дискуссий оказываются инвестиции в высокие технологии, государственное регулирование,льготы для Сколкова, реформы политической системы. И почти ничего не говорится о поведенческих кодах, о культурной матрице общества.

Одна из самых значимых книг в истории — «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера. Он доказал, что рывок в цивилизационном развитии, который позволил Западу резко обойти остальной мир, был связан с Реформацией, с распространением протестантских ценностей — таких как честность, взаимовыручка, воздаяние по труду, бережливость. Эти ценности, подчеркивал Вебер, вышли за рамки семейного быта и стали общественными нормами, что резко повысило уровень предпринимательской уверенности и трудовой дисциплины.

В послевоенные годы XX века капитализм существовал в подавляющем большинстве стран, имевших схожие политические институты. Например, страны Латинской Америки почти буквально копировали экономическую и политическую модель США, но сильно от них отставали. Однако в современные государства превратились почти исключительно страны Восточной Азии. А их объединяет конфуцианская этика. Вопреки мнению Вебера, она оказалась сродни протестантской, тоже делая упор на дисциплину, трудолюбие, культобразования, иерархию.

Какие ценностные коды отличают успешные нации от провальных? Еще десять лет назад их емко суммировали Самюэль Хантингтон и видный латиноамериканист Лоуренс Харрисон в малоизвестной в нашей стране книге «Культура имеет значение: как ценности определяют прогресс человечества». Не во всем соглашаясь с предложенным списком отличий «прогрессивной культуры» от «статичной культуры», приведу его полностью.

1. Прогрессивная культура предполагает упор на будущее, на то, как изменить к лучшему судьбу страны и свою собственную. Статичная культура ищет светлые дни в прошлом или решает проблемы выживания в настоящем.

2. В успешных нациях упорный труд рассматривается как главное условие жизненных достижений. Успехи на работе и творчество являются источником и материального благополучия, и самоуважения. В провальных нациях люди работают, чтобы жить, труд — это досадная необходимость.

3. Бережливость как путь к достатку в прогрессивных культурах и тенденция к расточительности и/или равенство в бедности — в статичных.

4. Хорошее образование — обязательное условие жизненного успеха в передовых странах, но без него могут обойтись в отсталых.

5. Личные заслуги как фактор продвижения по общественной и служебной лестнице — и, наоборот, связи, блат, семейственность.

6. В прогрессивных культурах люди идентифицируют себя с большими общностями — страной, нацией, профессией. В статичных — с семьей, знакомыми, земляками. Здесь почва для коррупции и отсутствие почвы для альтруизма и благотворительности.

7. Этические нормы более строги в прогрессивных культурах. Например, в них неприемлемыми считаются взяточничество или воровство.

8. Закон и правосудие воспринимаются как незыблемые и непререкаемые нормы, исполняются буквально и невзирая на лица в успешных странах. В остальных большее значение имеют круг знакомств и предложенная сумма.

9. Прогрессивные культуры характеризуются большей децентрализацией и горизонтальными связями, тогда как статичные — централизацией и вертикалями.

10. Светскость (тезис сомнительный). Лучше развиваются те страны, где влияние религиозных институтов на повседневную жизнь ниже. В качестве примеров часто звучит упоминавшееся различие в уровнях развития Латинской Америки с большой общественной ролью католической церкви и протестант ских Соединенных Штатов; арабских стран с сильным влиянием ислама и более светского Израиля. Считается, что важна внутренняя вера человека.

Очевидно, что ни одна из известных мне стран не заслуживает высшей оценки ни по одному из названных параметров. Люди не совершенны. Но также очевидно, что в любом государстве, входящем в мировую элиту по уровню жизни (за возможным исключением купающихся в нефти эмиратов), эти оценки заметно выше, чем в странах третьего мира. И не менее очевидно, что по большинству параметров Российская Федерация оказывается вовсе не в числе стран с «прогрессивной культурой».

Значит ли это, что Россия обречена на застой и отставание: ведь культурная матрица — это то, что формируется веками, всей историей страны? Уверен, что нет. Культура — это прежде всего функция воспитания. Те же протестантские принципы воспитывались, а не существовали в Западной Европе изначально.

Кстати, похожим было воспитание в старообрядческих семьях, давших большое количество крупных российских предпринимателей, филантропов и крепких крестьян. Конечно, воспитывать честность, трудолюбие, дисциплину, устремленность в будущее, которое нужно создавать собственными руками, сложно.

Особенно в обществе, где беззаконие, иждивенчество, безделье, блат, потребительские стереотипы не просто распространены, но активно пропагандируются на ТВ и радио, где ведущие только и обсуждают, сколько дней и часов осталось до конца рабочей недели и что «отдыхать куда лучше, чем работать».

Очень важно понять, что чисто технократическими методами модернизировать Россию не получится. Очень важно задеть лучшие струны, которые есть в каждом человеке, настроить его на позитивное выстраивание собственной жизни. Воспитание — разновидность пропаганды, только более тонкая. Работать в этом жанре в России умеют.

Вячеслав Никонов

 

 

 

  © Copyright, 2004. Журнал "Стратегия России". | Сделать сайт в deeple.ru